THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.



Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Заключение .

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть варианты. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Список литературы

1. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М., 1996. - 108 с.

2. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века: Учебное пособие. - Мн., 1997. -415с.

3. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. - М., 1995. - 258 с.

4. Портер М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. и предисловие В.Д. Щетинина. - М., 1993. - 896 с.

5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М., 1994, - 736 с.

6. Шлихтер С.Б.., Лебедева СЛ. Мировое хозяйство: Учебное пособие. - М., 1996. - 220с.

7. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова – М., 1997. – 816 с.

8. Вопросы экономики. – 1997. - №5 – С. 149-158.

9. Мировая экономика и международные отношения.

Экономика

Государство и рынок

Гарипов Л.М.

аспирант кафедры макроэкономики и экономической теории Казанского государственного финансово-экономического института

Исторически государство всегда вмешивалось в функционирование экономических систем, однако формы и масштабы этого влияния за последние сто лет сильно изменились. Государство из «ночного сторожа» экономики превратилось в активного участника и регулятора рыночной деятельности, при этом все более актуальным становится выбор оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования, отношение автора к которому приводится в статье.

Мировая практика показывает, что чисто рыночной экономики не существует ни в одной стране. Государство влияет на экономику самим фактом своего существования, однако это воздействие может быть разным по целям, задачам, масштабам, формам этого вмешательства. В прошлом столетии наметилась тенденция усиления роли государства, которая проявлялась не только в росте государственных расходов и их удельного веса в ВВП, но и радикальных сдвигах в понимании функций государства.

Но в то время как ведущие капиталистические страны совершенствовали государственное регулирование экономики, в России в 90-х годах ХХ века произошла радикальная перестройка всей экономической системы: из командно-административной она стала превращаться в стихийно-рыночную.

В последние годы в российской экономике и во всей жизни страны одновременно сосуществуют две тенденции. С одной стороны, хотя и непоследовательно, но все же продолжаются либеральные преобразования - от монетизации до акционирования научных учреждений и предприятий ЖКХ. С другой - быстро набирает силу противоположная тенденция - рост государственного вмешательства во все сферы жизни общества.

В наибольшей мере она затронула политические аспекты, но в немалой степени коснулась и экономики - от «дела ЮКОСа» и общего роста доли государственного сектора в добывающей промышленности, до усиления неформального бюрократического контроля за мелким бизнесом.

Нарастание второй тенденции заставляет вновь возвратиться к вопросу о пользе и вреде государственного участия в экономической жизни. Как известно, на этот счет существуют разные точки зрения, причем в России наиболее популярны полярные взгляды. Либеральные реформаторы, ссылаясь главным образом на опыт западных стран и особенно Ирландии, а также Китая и Кореи, доказывают, что, чем меньше участие государства в экономической жизни, тем больше экономические успехи. Наиболее радикальные воззрения характерны для А. Илларионова, назвавшего долю государственных расходов в ВВП в районе 18 - 21% оптимальным уровнем, при котором Россия может достигнуть наибольших экономических успехов . Их оппоненты, напротив, считают, что только усилия государства и массированное государственное вмешательство способны сделать рыночную экономику успешной, причем данные аргументы, как правило, основаны также на опыте западных

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.

Экономика

стран («новый курс» Ф. Рузвельта, шведский социализм), стран - азиатских «тигров» и, в первую очередь, того же Китая.

Опросы общественного мнения показывают, что вторая точка зрения пользуется большей популярностью. В сочетании с тенденцией усиления государственного контроля над экономическими процессами это делает прогнозы экономического будущего России все более неопределенными.

Общепризнанно, что рынок выполняет очень важную функцию, ориентируясь на платежеспособный спрос населения, учитывая постоянно изменяющиеся потребности людей. К тому же он заставляет производителя добиваться снижения издержек в производстве и продвижении товара, создает конкуренцию. Вместе с тем рыночные механизмы не способны в полной мере учесть все запросы общества и избежать так называемых «провалов» рынка. Для нивелирования отрицательных эффектов рыночных отношений осуществляется государственное вмешательство в экономику с помощью различных инструментов. Таким образом, проблема соотношения государства и экономики выходит на новый уровень обсуждения и практических действий.

Переходный этап становления рыночной экономики в России следует рассматривать во времени, что предполагает изменение функций государства и формирование новых институциональных решений. В этой связи должна быть активизирована роль государства в достижении социального компромисса, в формировании системы распределения прав собственности и др.

В экономической истории ХХ-ХХ1 веков выделяются четыре основные концепции о соотношении рыночного и государственного регулирования - классическая (либерально-монетарная), марксистская, дирижистская и институциональная.

Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию. Колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост.

Государство должно лишь охранять конкурентную систему, поддерживать покупательную способность денег и бездефицитность бюджета, не вмешиваясь в функционирование экономики. Даже изменение денежной массы в обращении, систем налогообложения и государственных закупок в обычных условиях (если нет войны, стихийных бедствий, массовых эпидемий и т.п.) не оказывают существенного воздействия на равновесный уровень национального дохода и занятости, изменяя лишь общий уровень цен.

При этом следует отметить, что ведущие представители этой концепции вовсе не были радикальными либералами. Так, Адам Смит, возлагая большие надежды на «невидимую руку рынка», вовсе не считал, что корыстные действия людей ведут к всеобщему благу. Наоборот, он показывал, что рыночная коммерция подавляет устремления человека, его ум сужается и теряет способность к возвышению, а человеческие амбиции ведут к хитроумным решениям, усиливающим хаос. Эти мысли особенно актуальны для XXI века. Монетарист Дж. С. Милль еще в середине XIX века писал: «Наиболее оживленно обсуждаемым в настоящее время вопросом является вопрос о разумных пределах функций в сфере деятельности правительств; ни один другой вопрос не вызывал в наш век столь жарких споров» . По его мнению, этот вопрос не допускает универсального решения и предусматривает два вида вмешательства государства - директивное и рекомендательное. В первом случае запрещается или разрешается деятельность отдельных производств, во втором - выдаются рекомендации и предоставляется информация без ограничения свободы действий в достижении общественной пользы наряду с созданием собственной государственной фабрики или почтового ведомства для тех же целей. Он приходит к вполне дирижистскому выводу: «все, что при частной инициативе может быть выполнено только акционерными компаниями: все это может быть также хорошо, а порой и лучше выполнено государством» .

Либерально-монетарная теория исходит из того, что лишь экономическая свобода, как противоположность регулирования, способна обеспечить устойчивый рост. Индекс эконо-

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.

Экономика

мической свободы, исчисляемый канадским институтом по методологии М. Фридмана, учитывает пять факторов: 1) размер государственного сектора экономики, бюджетных расходов и правительственного участия; 2) структура правовой системы, защита прав собственности; 3) доступ компаний к инвестиционным ресурсам; 4) степень открытости экономики; 5) развитие хозяйственного, банковского и трудового права .

Российские либералы - радикалы считают главным условием устойчивого экономического роста сокращение расходов государства.

Так, например, по данным экономистов, общий объем фактически собираемых государственных доходов в России составлял в конце 90-х гг. 35-36% ВВП, что выше, чем в США (31,7%), Японии (32,3%), Австралии (33%), хотя и меньше, чем в Швеции (60%), а с учетом налоговых кредитов и займов расходы государства - в России 47-48%, в США, Японии, Австралии - 33,5-37,4%, в Швеции - 69% ВВП . В 2000-2006 гг. государственные расходы на оборону, правоохранительную деятельность, образование, здравоохранение и науку резко возросли, хотя по отношению к ВВП сократились, благодаря высоким темпам его роста.

Думается, что проблема состоит не в размере государственных расходов, а в их структуре и эффективности использования, а также в развитии негосударственных финансовых институтов, способных инвестировать науку, образование и здравоохранение, модернизацию инфраструктуры, внешнеэкономическую экспансию и международную кооперацию, массовое предпринимательство и социальные услуги. С радикальными либералами спорят дирижисты. Государство, по их мнению, как агент гражданского общества, должно действовать на равных правах со всеми другими. При этом государственное социальное обеспечение придает всеобщий и гарантированный характер реализации неотчужденных прав человека на достойное жизнеобеспечение (социальная справедливость) и получение современного образования (экономическая эффективность). Система государственных социальных гарантий не должна мешать развитию институтов, мобилизующих и инвестирующих личные сбережения.

Академик Д. Львов и ряд других экономистов предложили новую систему управления государственной собственностью - систему национального имущества, при которой значительная доля ресурсов признается коллективным достоянием всего общества и передается в хозяйственную эксплуатацию на конкурентной рыночной основе. Национальный дивиденд, т. е. часть предпринимательского дохода и вся рента от коммерческой эксплуатации национального имущества присваиваются обществом, становятся главным источником фонда социальных гарантий. Национальный дивиденд воплощается в доходы всех членов общества. Однако основной недостаток этого предложения - давление на инфляцию и распыление огромных средств, которые могли бы пойти на важнейшие инвестиционные проекты.

Радикальные дирижисты выступают за превращение титульного собственника в символическую фигуру оборота имущественных прав. Ее связь с частным лицом (физическим или юридическим) выступает скорее как неизбежное бремя для экономики, оплачивающей фиктивную «услугу собственника». Предлагается постепенное замещение государством частных лиц, которые станут выполнять номинальную функцию титульного собственника, так как в этой роли государство выступает как предпочтительный субъект.

Однако в современных условиях противопоставление государственной и частной собственности неправомерно. Акционерные компании с участием государства могут и должны хозяйствовать на рыночных условиях. Главными собственниками крупных корпораций являются уже не частные лица, а финансовые институты. Противопоставление планомерности и рыночного хозяйства в современных условиях также неправомерно. Это доказывают как теоретические исследования, так и практический опыт Японии, Франции, стран Скандинавии, не говоря уже о Китае.

Дирижистская концепция имеет много общего с марксистской. Дж. М. Кейнс не был марксистом в политическом смысле, но считал целесообразным планирование, сочетание общественной власти и частной инициативы, государственный контроль за инвестициями, деловым циклом, рынком труда и благосо-

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.

Экономика

стоянием народа. Рынок в марксистской традиции рассматривается как сфера обмена, где косвенным путем (с помощью денег) и задним числом (уже после завершения производства) выявляется качество воплощенного в товаре общественно необходимого труда. Собственность трактуется как выданное государством временное право на хозяйственную деятельность, приносящую прибыль, которое в любой момент может быть отозвано. Согласно теории трудовой стоимости все другие факторы производства, кроме труда, не создают, а лишь перераспределяют прибавочный продукт в соответствии с законами рынка. Разработанная на этой основе система цен до сих пор сказывается на занижении стоимости энергоносителей и их чрезмерном расходе (утрата плодородных земель, рыбных богатств, загрязнение воздуха должным образом не учитываются), занижении цены труда и высокой трудоемкости производства.

Объектом планирования являются не только материально-вещественные пропорции, но, прежде всего, социально-институциональные условия воспроизводства, его субъектами -все независимые хозяйственные субъекты, вступающие друг с другом в договорные отношения. Наряду с договорным планированием со стороны собственника ресурсов особое значение приобретают такие формы планирования, как маркетинг, прогнозирование и программирование.

Институциональная концепция соотношения государственного и рыночного регулирования исходит из трех основных положений. Во-первых, экономика рассматривается как подсистема общества, наряду с культурной, политической, демографической и экологической подсистемами. Во-вторых, экономический рост - не самоцель, а средство повышения качества жизни, включающее не только материальное благосостояние, но и развитие творческой активности людей. И самое главное, без развитой системы институтов, защищающих права производителей, населения и государства, современный рынок не может эффективно функционировать. Директивное регулирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является, тем не менее,

антиподом рынку. Это его продукт и важный конституирующий элемент.

Государство, как показывают исследования, имеет три главных направления влияния на рынок: путем непосредственного регулирования через законодательные, административные и перераспределительные виды деятельности; управления государственной собственностью, в том числе и госсектором; влияния на экономику посредством механизма частно-государственного партнерства.

Если оценивать возможности влияния государства на рынок, то управление государственной собственностью в целом и государственным сектором в частности следует рассматривать как стержневой элемент деятельности государства в процессе регулирования экономики. Госсектор, в свою очередь, также оказывает существенное влияние на общество, поскольку его эффективность служит одним из ярких примеров эффективности государства в целом. Наблюдая за институциональной средой и социальным климатом внутри предприятий госсектора и в отношениях между ними, оценивая складывающиеся там нормы, правила, традиции, общество и его граждане делают заключение относительно общего направления институциональной динамики, поощряемой государством.

Государство выступает не просто равноправным партнером общества и бизнеса, но и гарантом политической и экономической целостности страны. Из этой миссии вытекает, прежде всего, институциональная функция государства. Речь идет о создании и закреплении институтов - формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни. Можно назвать следующие компоненты институциональной функции государства: нормотворчество - создание и практическая реализация законодательных и других нормативных актов, регулирующих жизнь страны, в том числе и наложение ограничений и запретов; создание норм в качестве образцов или эталонов; нормализацию деятельности социальных и экономических агентов и их групп, в том числе воспрепятствование чрезмерному увеличению размеров или влияния одних агентов в ущерб правам других. Сюда

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.

Экономика

же можно отнести проведение антимонопольной политики, поддержание условий равноправной конкуренции, борьбу со всеми видами правовой дискриминации, использование государственных ресурсов для поддержания частных предпринимательских инициатив.

Особое положение в рамках модели взаимодействия «общество - государство - экономика» отводится институту частно-государственного партнерства, представляющего собой саморегулируемую экономико-правовую форму контрактных отношений, особенность которой заключается в том, что она рассматривается как один из способов государственного регулирования бизнеса и элементов государственной контрактной системы. Предложенная концепция открывает пути поиска новых форм взаимодействия общества, власти и бизнеса в рамках частно-государственных партнерств. Наиболее интересным представляется внедрение в российскую практику аутсорсинга, при котором происходит передача субъектам предпринимательской деятельности прав на оказание различного рода публичных услуг: государственных, социальных, негосударственных социальных и других.

Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные механизмы координации действий отдельных субъектов в направлении достижения общественно значимых результатов должны дополняться коллективными механизмами. Мировой опыт государственного регулирования экономики и решения проблемы «государство-рынок» показывает, что государственное и рыночное регулирование - единый организм, который приспосабливается к изменяющимся внутренним и внешним обстоятельствам конъюнктуры. Условием успешного развития экономики является сбалансирован-

ное отношение между государством и рынком. Это означает, что государственное вмешательство в экономику должно компенсировать дефекты рынка, а он, в свою очередь, должен способствовать преодолению недостатков первого через развитие конкуренции.

Литература:

1. Глазьев, С. О стратегии экономического развития России. // Вопросы экономики. №5. 2007.

2. Дж. С. Милль. Основы политической экономии /Под ред. А. Г. Милейковского. Т. 2. М., 1980.

3. Игнатюк, Н. Государственно-частное партнерство в России.// Право и экономика. 2006, №8.

4. Илларионов, А., Пивоварова, Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002, №9.

5. Клавдиенко, В. Государственное регулирование в экономике. // Проблемы теории и практики управления. №6. 2005.

6. Коваленко, Б.Б. К вопросу о взаимодействии государства и бизнеса. // Проблемы современной экономики, N 1(13). 2005.

7. Кучуков, Р., Савка, А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты. // Экономист. №9. 2006.

8. Лившиц, В.Н. Загадки современной экономики России и политики ее государственного регулирования.// Экономика и математические методы. №1. 2007.

9. Цирель, С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост.// Вопросы экономики. №5. 2007.

10. Шакуров, И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики.// Проблемы современной экономики, №1(17). 2006.

11. Ясин, Е. Государство и экономика на этапе модернизации. // Вопросы экономики. №4. 2006.

Роль государства в регулировании переходной экономики. Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным их регулятором является рынок. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере.

Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В течение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерными для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмешательства в экономику и постепенно сужается государственное регулирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает условия для развития экономики. В странах же, только вставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки. Это и обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства в экономические процессы. Именно поэтому роль государства в управлении экономикой в переходном периоде во многих отношениях усиливается.

Усиление роли государства в данном случае понимается не в смысле восстановления, а тем более превышения его прежних функций, а в смысле овладения сложившейся ситуацией распада, ее преодоления и осуществления управления экономикой на иных экономических принципах, тем более что переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.

Функции государственного регулирования экономики. Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, посредством которых реализуется назначение государства как политической организации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и административно управляемой экономики должен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования.

Правовая база переходной экономики, доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели экономики, она во многом должна быть создана заново.

Создание новой правовой базы хозяйствования - далеко не простое дело, ибо законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, делая ее в раде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с одной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой - для привлечения иностранного капитала.

Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы невозможно, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, в переходной экономике отсутствует или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т.д.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Государство помимо функций чисто переходного характера выполняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.

Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического развития.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения.

При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Значительное увеличение их размеров и продолжительность выплат ослабляют стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе. Посредством определенных финансово-бюджетных инструментов (дополнительное налогообложение или предоставление субси- дий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.

В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.

Литература

Бузгалии А.В. Переходная экономика. М., 1994.

Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник. М., 1996.

Курс переходной экономики: Учебник /Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1995.

МясниковичМ.В. Становление рыночной экономики Республики Беларусь. Мн., 1995.

Основы теории переходной экономики (Вводный курс): Учеб. пособие /Под ред. Е.А.Киселевой, М.Н.Чепурина. Киров, 1996.

Рыночное реформирование экономики. Беларусь. Мн., 1997. Вып. 2. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учеб. пособие /Под ред. B.

В.Герасименко. М., 1997.

Шимов В.Н. Становление развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы //Белорус, экон. журн. 1997. N° 1. C.

Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Радаева и др. М., 1995.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другоГ: стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху то­талитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки. Это и обусловливает необходи­мость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Переход от планового хозяй­ства к рыночному не происходит автоматически, стихий­но. Государство призвано регулировать процесс перехо­да, стимулировать создание инфраструктуры рынка, ус­ловий для его нормального функционирования. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные на­правления его деятельности, посредством которых реа­лизуется назначение государства как политической орга­низации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и админи­стративно управляемой экономики должен быть целена­правленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разруше­ниям и стагнации, подрыву государственности. Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.



К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике. Если в развитой рыночной экономи­ке обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйствен­ного законодательства и внесения в него частичных кор­ректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. Это далеко не простое дело. Ведь законы разрабатывают, принимают и исполня­ют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегод­ня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоян­ные и существенные изменения в хозяйственном законода­тельстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Во-первых, нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конку­рентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запре­щающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обес­печение экономической и политической стабильности. С одной стороны, это необходимо для нарождающегося внут­реннего бизнеса, а с другой -для привлечения иностран­ного капитала.

Необходимость реализации государством стабилизацион­ной функции обусловлена кризисным состоянием переход­ной экономики, для которой характерны снижение экономи­ческой активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и паде­ние уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептовмонетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы не представляется возможным, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, отсутствует в переходной экономике или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфра­структуры. Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сло­жившихся условий, внутренних и внешних факторов эко­номического развития.

Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, кото­рые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распреде­лительных процессов, происходящих в переходной эконо­мике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъек­тами путем их перераспределения.

При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку воз­можности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не без­граничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Зна­чительное увеличение их размеров и продолжительности выплат ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосфе­ру в обществе.

Посредством определенных финансово-бюджетных ин­струментов (дополнительное налогообложение или предо­ставление субсидий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные, с точки зрения общества, эффекты частной экономической деятельности.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Регулирующие функции государство выполняет по­средством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производите­лей и потребителей товаров и услуг.

Роль государства в регулировании переходной экономики. Од­ним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процес­сов. В плановой экономике государственное управление играло ре­шающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным их регулятором является ры­нок. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не являет­ся доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере.

Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В те­чение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерны­ми для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмеша­тельства в экономику и постепенно сужается государственное регу­лирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регули­рования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддержи­вает условия для развития экономики. В странах же, только встав­ших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недоста­точно высоки. Это и обусловливает необходимость более интенсив­ного вмешательства в экономические процессы. Именно поэтому роль государства в управлении экономикой в переходном периоде во многих отношениях усиливается.

Усиление роли государства в данном случае понимается не в смысле восстановления, а тем более превышения его прежних фун­кций, а в смысле овладения сложившейся ситуацией распада, ее пре­одоления и осуществления управления экономикой на иных эконо­мических принципах, тем более что переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функциониро­вания. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.



Функции государственного регулирования экономики. Роль го­сударства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, посред­ством которых реализуется назначение государства как политичес­кой организации, добившейся стабильности в обществе. Все фун­кции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высоко­централизованной и административно управляемой экономики дол­жен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополне­нию и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и за­щиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.



Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за примене­нием действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необхо­димо заново создавать всю базу хозяйствования. Правовая база пере­ходной экономики, доставшаяся в наследство от командной эконо­мики и ориентированная на директивное, централизованное руко­водство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели эконо­мики, она во многом должна быть создана заново.

Создание новой правовой базы хозяйствования - далеко не про­стое дело, ибо законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны су­щественно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку пра­вовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве ока­зывают дестабилизирующее воздействие на экономику.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и за­щите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвы­чайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции при­обретает особое значение. Ведь там, где существует монополистичес­кая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное исполь­зование ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, де­лая ее в раде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации сущес­твующих предприятий должен предусматривать создание конкурен­тных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с од­ной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой - для привлечения иностранного капитала.

Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономи­ки, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на ры­ночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетарис­тской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы невозможно, потому что сис­тема рыночных институтов, через которые можно было бы воздей­ствовать на экономическую материю, в переходной экономике отсут­ствует или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно госу­дарство институционально формирует структуру рынка: рынок това­ров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок средне- и дол­госрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товар­ные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т.д.

Ко второй группе относятся функции регулирования распреде­лительных процессов и распределения доходов, корректировки ре­зультатов рыночных процессов, обеспечения экономической ста­бильности и стимулирования экономического роста.

Государство помимо функций чисто переходного характера вы­полняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На пер­вый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явле­ний в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, прове­дение структурной перестройки, решение проблем социальной за­щиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-де­нежной политики.

Целенаправленная реализация государством функции экономи­ческой стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сло­жившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели ста­новления и развития рыночной системы, построенной с учетом сло­жившихся условий, внутренних и внешних факторов экономическо­го развития.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличе­нием дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызы­вая снижение жизненного уровня населения. Государство вынужде­но более интенсивно участвовать в регулировании распределитель­ных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель госу­дарственного вмешательства - сократить различия в размерах дохо­дов между отдельными субъектами путем их перераспределения.

При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения нало­гообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную ак­тивность. Не безграничны и возможности использования трансфер­тных платежей как канала перераспределения доходов. Значитель­ное увеличение их размеров и продолжительность выплат ослабляют стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе.


Посредством определенных финансово-бюджетных инструмен­тов (дополнительное налогообложение или предоставление субси­дий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.

В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общес­твенных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмеша­тельство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Регулирующие функции государство выполняет посредством ад­министративных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяй­ствования. Они преобладали в командной экономике. Экономичес­кие методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздей­ствуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производите­лей и потребителей товаров и услуг.

Литература

Бузгалии А.В. Переходная экономика. М., 1994.

Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учеб­ник. М., 1996.

Курс переходной экономики: Учебник /Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Ки­ров, 1995.

МясниковичМ.В. Становление рыночной экономики Республики Беларусь. Мн., 1995.

Основы теории переходной экономики (Вводный курс): Учеб. пособие /Под ред. Е.А.Киселевой, М.Н.Чепурина. Киров, 1996.

Рыночное реформирование экономики. Беларусь. Мн., 1997. Вып. 2. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учеб. пособие /Под ред.

B. В.Герасименко. М., 1997.

Шимов В.Н. Становление развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы //Белорус, экон. журн. 1997. № 1.

Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Радаева и др. М., 1995.


РАЗДЕЛ 2

МИКРОЭКОНОМИКА

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама