THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В 1990-е гг. в процессе общественной трансформации произошёл глубокий экономический спад. Причины этого связаны с унаследованным энерго и импортоёмким производством, утратой традиционных рынков сбыта, трудностями переориентации внешнеторговых связей на западные рынки, где болгарские товары оказались недостаточно конкурентоспособными. Ограниченность внутреннего спроса и усиление конкуренции импортных товаров также негативно отразились на возможностях местных производителей. Имели место и просчёты в управленческих решениях, которые обеспечивают способы, правила и условия экономических преобразований. Несмотря на рост экономики в 1998-2002, объём ВВП остаётся ниже дореформенного уровня. ВВП в 2001 13,6 млрд долл., на душу населения - 1718 долл. Рассчитанный на основе паритета покупательной способности душевой объём ВВП составил 24% от среднего показателя для стран ЕС.

В 1990-е гг. число занятых в экономике сократилось почти на 1/4. Экономически активное население в 2002 - 3248 тыс. чел. (48,4% от всего населения старше 15 лет), из них занято - 2704 тыс., безработные - 544 тыс. чел. (16,8% от рабочей силы). Безработица приобрела хронический характер. В 1991 в Болгарии была проведена «шоковая терапия», потребительские цены повысились в 5,7 раза. Второй сильный всплеск инфляции произошёл во время кризиса финансовой и банковской системы в кон. 1996 - нач. 1997. За 1996-2002 среднегодовые потребительские цены возросли в 39 раз.

В 1990-е гг. под воздействием спроса на внутреннем и внешних рынках, а также инвестиционных возможностей произошли заметные сдвиги в отраслевой структуре экономики. Наиболее высокими темпами росла занятость в сфере услуг - 46,5% занятых (2002). Индустриальный сектор - 27,9%, сельское хозяйство - 25,6%. Основная часть занятых (около 3/4) сосредоточена в частном секторе. В 2002 на долю сферы услуг приходилось 52,7% ВВП, индустрии - 24,5%, сельского хозяйства - 11,0%.

Промышленность Болгарии в 1990-е гг. переживала глубокий структурный кризис. В 2000-02 появились признаки роста. Объём промышленной продукции в 2002 увеличился на 0,6% (однако был на 20% ниже, чем в 1995), в т.ч. в добывающих отраслях - на 24%, в обрабатывающих - на 23%. Загрузка производственных мощностей - примерно 60% (кон. 2002).

Около 80% продукции производится в обрабатывающей промышленности, около 5% - в добывающей и 15% - на предприятиях по производству и снабжению электро и теплоэнергией, газом, водой.

Наибольшую долю (около 18% в 2001) имеет производство продовольствия, напитков и табачных изделий, которое было традиционно развито в Болгарии. Важное место принадлежит металлургии и производству металлоизделий (св. 10% валовой продукции). Сравнительно успешно развивается цветная металлургия, использующая местное сырьё. Производятся нефтепродукты, кальцинированная сода, минеральные удобрения. Доля машиностроения - около 10%. В 2002 возросло производство радиотелевизионной техники и средств связи, электронно-вычислительной и канцелярской техники.

Болгария располагает благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства. В 1990-е гг. была проведена аграрная реформа, в ходе которой земля возвращена прежним собственникам и их наследникам, что привело к возникновению значительной маломерной и раздробленной частной собственности на землю. Это создало серьёзные проблемы для эффективного землепользования и хозяйствования. Ухудшение материально-технической обеспеченности сельского хозяйства, сокращение инвестиций, утрата традиционных внешних рынков для аграрных продуктов ограничивали реализацию потенциальных возможностей отрасли. Динамика её продукции была неустойчивой, а объём в 2002 был на 12% ниже, чем в 1990. Почти вся продукция производится в частном секторе. Растениеводство и животноводство вносят практически равный вклад в производство (примерно по 47%), около 6% сельхозпродукции - производственные услуги.

Развитие сельского хозяйства определено одним из приоритетных направлений экономики. Правительство намерено приводить аграрную политику в соответствие с общей сельскохозяйственной политикой ЕС, создавать условия для укрупнения наделов и более эффективного использования земли, способствовать развитию рынка и рыночной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура Болгарии развивается как интегральная часть общеевропейской транспортной сети, чтобы стать транспортным мостом между Западной и Центральной Европой и странами Ближнего Востока, Западной и Средней Азии. Протяжённость железнодорожных путей - 6,4 тыс. км, в т.ч. 4,3 тыс. км эксплуатируемых, из которых 2/3 электрифицировано. Общая длина национальной автодорожной сети - 37,3 тыс. км. Морской транспорт имеет 86 грузовых судов, которые обслуживают основную часть товарооборота . Морские порты - Варна и Бургас. Болгария располагает четырьмя международными аэропортами. В 2002 перевезено 111,8 млн т грузов, в т.ч. 16,5% железнодорожным, 51,7% - автомобильным, 14% морским и 16% трубопроводным транспортом. В обслуживании населения решающая роль принадлежит автотранспорту, который перевозит 2/3 всех пассажиров.

Благоприятные природно-климатические условия создают предпосылки для туризма, развитие которого признано одним из приоритетов. В 1999-2002 число иностранных туристов, посетивших , увеличилось с 2,0 млн до 2,99 млн чел. Туристической деятельностью занимается преимущественно частный бизнес, которому принадлежит 96% собственности в данной сфере. Наибольшее число туристов прибывает из , и , и . Введение Болгарии визового режима с Россией (1 октября 2001) сопровождалось уменьшением числа российских туристов. В 2002 их было на 24% меньше, чем в 2001.

Основные направления современной социально-экономической политики - ориентация на повышение доходов населения, уменьшение бедности и безработицы. Основой этого должен стать устойчивый рост экономики при упрочении макроэкономической стабильности. Взят курс на ускорение структурной реформы, завершение приватизации и создание полноценно функционирующей конкурентоспособной рыночной экономики.

В 2001-02 макроэкономическая ситуация в стране была относительно стабильной. Прирост ВВП в 2001 - 4,1%, в 2002 - 4,8%. Уровень инфляции - соответственно 4,8 и 3,8%. Стабилизации макроэкономики в определённой мере способствовал механизм валютного совета (действует с 1997), который предполагается сохранить вплоть до вступления в ЕС. Установлен фиксированный валютный курс лева, привязанный к евро, эмиссия денег центрального банка обусловлена приростом его валютных резервов. Их размер увеличился с 3,5 млрд в 2000 до 3,58 млрд в 2001 и 4,75 млрд долл. в кон. 2002. Практически прекращены функции центрального банка по рефинансированию коммерческих банков, он может предоставить им кредит лишь при угрозе стабильности банковской системы. Он не имеет полномочий государство, кроме предоставления кредитов на СДР. Большинство коммерческих банков приватизировано. Собственниками приватизированных банков стали, как правило, . В 2002 появились признаки более активного кредитования реального сектора экономики. В связи с условиями МВФ и стремлением обеспечить нормы ЕС ужесточилась ориентация на сокращение дефицита бюджета, который в 1990-е гг. был хроническим и покрывался в основном за счёт внешних и внутренних заимствований. В 2001-02 дефицит консолидированного госбюджета сократился (с 1,1% к ВВП в 2000 до 0,9 в 2001 и 0,7% в 2002), а основным источником его покрытия стали доходы от приватизации. На усиление сбалансированности бюджета нацелены изменения в налоговой политике. Её концепция исходит из необходимости равномерного распределения налогового бремени, стимулирования бизнеса, уменьшения прямых налогов и расширения базы обложения. Важной проблемой остаётся балансирование текущих внешних платежей и обслуживание накопленного внешнего долга. В кон. 2002 внешний долг-брутто составлял 10,93 млрд долл. (70,5% ВВП), в т.ч. на задолженность по долгосрочным обязательствам приходилось 85,7% долга, а по краткосрочным - 14,3%; на обслуживание внешнего долга израсходовано 1,29 млрд долл., или 8,3% ВВП.

В ходе реформирования экономики произошло перераспределение собственности, сократились реальные социальные трансферты государства, рухнула прежняя модель стратификации, значительная часть населения обеднела, усилилась имущественная дифференциация. В 2000 реальные доходы на члена семьи были на 1/5 ниже, чем в 1995. Реальная заработная плата также оставалась ниже, чем в 1995.

Развитие внешнеэкономических связей - один из решающих факторов динамизма болгарской экономики. Объём оборота внешней торговли (2001) достигает 90% ВВП. Импорт обеспечивает около 2/3 внутреннего энергопотребления.

В 2002 внешнеторговый оборот Болгарии составил 13,38 млрд долл., в т.ч. экспорт - 5,58 млрд, а импорт - 7,8 млрд долл. В этом году экспорт впервые превысил уровень 1995. Одна из наиболее острых проблем экономики Болгарии - хронический дефицит внешней торговли. Ориентация на Запад и утрата традиционного рынка бывшего СССР определили географическую структуру внешней торговли. Преобладающая часть (65,6%) её оборота в 2002 приходилась на страны ОЭСР, в т.ч. 52,6% - на ЕС. В них было реализовано соответственно 72,6 и 55,8% экспорта, а доля их в импорте равнялась - 60,6 и 50,3%. На РФ приходилось лишь 1,6% всего болгарского экспорта и 14,7% импорта (поставка в основном энергетических ресурсов).


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………6

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БОЛГАРИИ

1.1 География и социальные характеристики……………………………………..8

1.2 Государственное устройство…………………………………………………...9

1.3 Общие сведения об экономике…………………………………………………10

2 УЧАСТИЕ СТРАНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Экспорт, импорт. Туризм……………………………………………………….15

2.2 Внешняя политика……………………………………………………………….17

3 ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РБ

3.1 Проблемы и перспективы сотрудничества Болгарии с РБ…………..………21

3.2 Основные инвестиционные проекты и перспективные направления………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Болгария одна из более динамично развивающихся стран Центрально-Восточной Европы, член ЕС и НАТО, со стабильной экономической и политической ситуацией. Болгария пережила серьезный кризис после развала мировой социалистической системы с последующей коренной политической и экономической перестройкой. Болгария имеет все предпосылки для создания конкурентоспособной экономики и укрепления позиций на международных рынках. Это, прежде всего, богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение, квалифицированная и дешевая рабочая сила, наука и относительно эффективная система образования.

Болгария имеет выгодное географическое положение: это балканская, придунайская и причерноморская страна. Положение, природные условия, историческое прошлое и важные черты современного социально-экономического развития имеют много общего с другими странами Балканского полуострова. Болгария расположена на пути важнейших морских транспортных магистралей, пролегающих от Чёрного и Средиземного морей до Атлантического океана, что позволяет ей налаживать тесные торговые отношения не только со странами Европы, но и Азии, Африки.

Трудовые ресурсы Болгарии в большинстве своём представляют собой высококвалифицированную рабочую силу, однако из-за высокого процента получающих высшее образование на рынке труда наблюдается нехватка рабочих специальностей.

Важное место в болгарской индустрии принадлежит химической промышленности, специализирующейся на производстве минеральных удобрений, соды, медикаментов, красителей, синтетических волокон, автомобильных шин, пластмасс; быстро развивается нефтехимия.

Наиболее важным сектором этой отрасли является нефтепереработка, которая сконцентрирована на огромном комбинате близ Бургаса. Это самый крупный завод по валовой продукции промышленного комплекса страны.

Болгария располагает благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства. Оно играет большую роль в экономике Болгарии: обеспечивает потребности населения в продовольствии, а пищевую промышленность и частично лёгкую сырьём. На долю сельского хозяйства припадает 4,6% от общего ВВП. Значительная часть сельскохозяйственной продукции идёт на экспорт. Развитие сельского хозяйства определено одним из приоритетных направлений экономики.

Сегодня Болгария активно развивает внешнеэкономические связи. Республика Болгария поддерживает международные отношения с более 130 странами мира. Большая часть товарообмена приходится на страны ЕС и СНГ. Членство в таких значимых международных организациях как ЕС, НАТО, ВТО и т.д. положительно влияет на политическое и экономическое интегрирование страны в международное сообщество. Болгария является одним из экономических партнёров Беларуси и одной из популярнейших туристических стран, экономические связи активно развиваются и в течение ближайших 3-4 лет Беларусь и Болгария могут увеличить товарооборот до $400 млн. Наиболее перспективны двусторонние связи в области пищевой промышленности, энергетики, виноделия. Болгария заинтересована в увеличении поставок белорусской техники, обмене технологиями. Болгарские инвесторы готовы реализовать несколько проектов в области гостиничного и туристического бизнеса. Поэтому анализ её социально-экономического развития достаточно актуален.

Цель данной работы: проследить основные тенденции экономического развития Болгарии, выявить отличительные черты социально-экономического устройства, а также перспективные направления в торгово-экономических отношениях с Республикой Беларусь.

Задачи курсовой работы: рассмотреть экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал, а также дать характеристику производственному и не производственному сектору экономики, внешнеэкономическим связям страны.

Работа состоит из введения, трёх глав основной части, выводов, заключения и списка литературы.

В первом разделе рассматривается экономико-географическое положение Болгарии, её ресурсный потенциал, государственное устройство, а также общие сведения об экономике страны.

Во втором разделе дается характеристика внешней политики, экспорта и импорта, туризма, а также рассматривается хозяйственный комплекс страны: промышленности, сельскому хозяйству и сфере услуг.

В третьем разделе рассматриваются торгово-экономические отношения с РБ и основные перспективные направления.

В заключении содержатся выводы о социально-экономическом развитии Болгарии.

При написании работы использовались различные учебные пособия и Интернет сайты.

1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БОЛГАРИИ

      Географические и социальные характеристики

Болгария (официальное название – Республика Болгария) – государство в Юго-Восточной Европе, восточной части Балканского полуострова (занимает 22% его площади). Столицей является София. Население столицы составляет 1, 3 млн. человек. Административно территория страны поделена на 28 областей. Территория государства составляет 110 550 км². Граничит с Сербией и Македонией на западе, с Грецией и Турцией – на юге и с Румынией – на юге. С востока омывается Чёрным морем. Протяжённость границ составляет 2245 км, 1181 км из них – по суше, 686 по рекам и 378 км – по морю. Протяжённость автомобильных дорог составляет 36 720 км. Весьма разнообразен ландшафт Болгарии, несмотря на небольшие размеры страны. Географический центр Болгарии расположен в районе Узана.

Рельеф Болгарии неоднороден. На относительно небольшой территории страны находятся низменности, равнины, холмы, низкие и высокие горы, большое количество долин и глубоких ущелий. По территории Болгарии протекает примерно 540 рек, самыми крупными являются Дунай (формирует северную границу с Румынией), а также Марица и Искар. Болгария имеет крупные залежи марганцевой руды (на северо-востоке страны), урана (юго-запад), а также угля, меди, цинка и золота. Кроме того, на территории имеются железо, серебро, висмут, хромит, никель, многочисленные нерудные минералы, такие как каменная соль, каолин, гипс и мрамор.

Климат Болгарии – умеренно континентальный с холодной влажной зимой и теплым сухим летом. Климатические условия черноморского побережья страны приближаются к средиземноморским, а Тракийская равнина отличается степным климатом.

В январе средняя температура воздуха в Болгарии составляет -3 градуса, в июле - +23.Больше всего дождей выпадает в горах. Количество осадков в Болгарии определяется регионом (горным или равнинным).

Согласно данным Национального статистического института Болгарии, численность населения страны в 2009 году составила 7 563 710 человек. Городское население составляет 5, 4 млн. человек, или 71,4 % от общей численности населения, сельское – 2,2 млн. человек или 28,6 %. Плотность населения составляет 68,5 человек на кв. км. Большую часть населения составляют болгары, значительные этнические группы – болгары - 84%, турки - 9%, цыгане - 5%, остальные составляют 2%.

Официальным языком в стране является болгарский. Также население говорит на русском, английском и немецком языках. Религии: православие (83%), ислам (12%), другое (5%)Распространены в стране и такие религии, как иудаизм, католицизм и протестантизм.

Годовой прирост населения составляет -0,8%.

Средняя продолжительность жизни: 73,1 лет.

      Государственное устройство

Болгария - парламентская республика.

Денежной единицей является болгарский лев. 5 июля 1999 года осуществлена деноминация валюты: новый лев заменил 1000 старых. Нестабильный уровень инфляции ставит под угрозу присоединение страны к еврозоне. Болгарское правительство планировало заменить лев на евро в 2010 году. Однако эксперты предсказывают, что это может случиться не ранее 2012 год.

Конституция, принятая в 1991 году, определяет Болгарию как республику с парламентской формой управления, единое, неделимое государство с местным управлением, в котором запрещены территориальные автономные образования. В основе политической жизни лежит принцип политического плюрализма. Право и неприкосновенность частной собственности, как и право наследования также закреплены Конституцией и законодательно. Избирательное право предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, а право занимать государственную должность на выборной основе – гражданам, достигшим 21 года.

Глава государства - президент, избираемый на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на пять лет, избирается не более двух раз подряд. Главой государства Болгария и главнокомандующим вооруженными силами страны является в настоящее время Георгий Пырванов. Президент Болгарии имеет право вето на решения Народного собрания, которые вступают в силу и считаются действительными только после его подписи. Однако президент имеет право отклонять любое решение парламента не более трёх раз. Если Народное собрание примет одно и то же решение в четвёртый раз подряд, оно считается действительным, несмотря на мнение президента.

Президентом Болгарии может стать гражданин страны, родившийся и живший здесь в течение последних пяти лет и достигший 40-летнего возраста. Постоянно действующий высший орган законодательной власти - однопалатное Народное собрание (240 депутатов), избирается сроком на четыре года.

Высшим судом общей юрисдикции является Высший судебный совет, который определяет персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии, а высшим судом конституционной юрисдикции является Конституционный суд Болгарии, который может отменять неконституционные законы и положения; его решения обжалованию не подлежат.

В Народном собрании (парламенте) Болгарии, избранном 5 июля 2009, представлены (по числу депутатов):

Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ),

Коалиция за Болгарию (7 партий: Болгарская социалистическая партия и другие),

Движение за права и свободы (ДПС),

Национальный союз «Атака»,

Голубая коалиция (5 партий: СДС, ДСБ и другие),

Порядок, законность и справедливость.

Высшим исполнительным органом Болгарии является Совет министров (или правительство), во главе которого стоит премьер-министр, в настоящее время Сергей Станишев. Члены Совета министров избираются парламентом на основе предложений премьер-министра и по поручению Президента.

Территория Болгарии разделена на 28 областей, одну из которых на правах области представляет София. Руководство областью осуществляется областной администрацией во главе с управляющим, назначаемым правительством Болгарии. Каждая из областей состоит из нескольких общин, являющихся основными административно-территориальными единицами Болгарии. Руководит общиной орган местного самоуправления – общинский совет.

Конституционно закрепленная свобода образования политических партий, ни одна из которых не может быть объявлена государственной, обеспечивает Болгарии многопартийную систему. В настоящее время на территории страны действуют четыре наиболее влиятельных политических партии:

Национальное движение Симеон Второй (НДСВ) – создано в поддержку участия сторонников Симеона Сакскобургского на выборах 2001 года. Председателем партии является Симеон Сакскобургский;

Союз демократических сил (СДС) – партия (с 1997 г.), ориентированная на христианские и демократические ценности; создана как движение, направленное против коммунистов (в 1989). Руководит партией Надежда Михайлова;

Болгарская социалистическая партия (БСП) – главная оппозиционная партия, образована в 1997 году на основе Болгарской коммунистической партии. В настоящее время партию возглавляет Сергей Станишев;

Движение за права и свободы (ДПС) – партия, отстаивающая интересы этнических турок под руководством Ахмеда Догана.

Трансформации в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы

НИКОЛА КОЙЧЕВ
доктор экономических наук, профессор (Болгария)

Переходный период в болгарской экономике характеризуется устойчивым ухудшением всех основных показателей
Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии
Экономический кризис можно преодолеть путем государственного регулирования на макроуровне и либерализации деятельности предприятий и фирм

Осенью 1989 г. начался интенсивный распад мировой социалистической системы. Страны Центральной и Восточной Европы взяли новый курс развития национального общества – от тоталитаризма к демократии и от командно-административной экономики к социальному рыночному хозяйству. Внешняя политика переориентирована диаметрально в противоположную сторону – с Востока на Запад. Координационной столицей вместо Москвы стал Вашингтон. Начались радикальные перемены в политическом и социально-экономическом устройстве 27 постсоциалистических суверенных республик. Одной из них была Болгария.

Политическая система

Датой рождения новой демократии является 10 ноября 1989 г. – день, когда Центральный комитет Болгарской коммунистической партии сменил своего генерального секретаря, руководившего страной несколько десятилетий.

К сожалению, трансформации начались без ясного представления о параметрах будущего государственного устройства, без попытки даже в самом общем виде представить стратегию и путь развития. Главное – от социализма. Но к чему? К классическому или государственному капитализму, посткапиталистическому или постиндустриальному обществу? Эйфория отринула все достигнутое – и социальные достижения, и материальную культуру.

В течение нескольких недель в Болгарии возникли десятки партий. Достаточно было одной даже мало осмысленной, но эмоциональной речи на митинге, чтобы оратор стал лидером. Новая элита, представленная преимущественно университетскими и научными деятелями, наивно полагала, что за считанные месяцы, сменив управленческую номенклатуру, конституцию и несколько законов, Болгария может превратиться в развитую рыночную демократию.

Однако реальности упорядочили ход событий в логическую цепочку: “круглый стол” – для диалога основных политических субъектов, досрочные парламентские выборы, новая Конституция , которая была принята в середине 1991 г. при доминирующей роли социалистов (бывших коммунистов) в Великом народном собрании (парламенте). Главные принципы нового Основного закона – Болгария является парламентской республикой с политическим плюрализмом, социальной рыночной экономикой и гарантиями основных прав и свобод граждан.

За 12 лет трансформаций политический плюрализм воплотился в 200 партий, союзов, движений и других организаций, практически слившихся в 3 – 4 объединения – Болгарскую социалистическую партию, Союз демократических сил, Движение за права и свободы, а также в ряд политических коалиций во главе с демократами, социал-демократами и земледельцами. Реально политическая модель Болгарии стала двухполюсной.

После “революции” 4 раза проходили парламентские выборы , страной управляли 7 обычных и 2 служебных составов правительства , общей чертой которых было стремление к либеральным методам руководства. В целом основные политические характеристики переходного периода сводятся к следующим моментам:

демократия и плюрализм политической жизни;

плюрализм собственности и либерализация экономических отношений ;

Восстановление основных свобод граждан – свободы слова, свободного передвижения в стране и за рубежом, демократизация индустриальных отношений с правом на социальные и политические протесты;

Активная, но однонаправленная прозападная внешняя политика;

Большая динамика смены лиц на политической сцене , вызванная высокими темпами обновления, опытом, ошибками и даже межличностными интригами и лидероманией.

Этот переход сопровождался деформацией в политических отношениях:

В институтах и органах власти без критической оценки внедрялись неэффективные для национальной специфики иностранные модели управления ;

Ложно понимаемый либерализм и свертывание важных функций государства ухудшили состояние основных государственных систем – армии, полиции, суда ;

Западная лояльность публичной администрации к государству и населению; развивается патологическая коррупция ;

Слабый финансовый и административный контроль создал условия для ненормально высокого удельного веса теневой экономики ;

Слабость власти позволила развиться организованной преступности ;

Беспринципное и аморальное перераспределение собственности и плохой банковский надзор сформировали уродливую социальную защиту общества.

В ходе трансформации политической системы Болгарии допущены серьезные ошибки. Потому и путь к конечной цели проходит зигзагами, с поворотами в обратную сторону и крутыми спусками. Допущено много ошибок и в кадровых назначениях. Как правило, на высокие государственные должности выдвигались теоретики, не имеющие управленческого опыта. Они, допустим, хорошо знали иностранные модели демократии, но не имели представления о Болгарии как объекте управления и реформирования. Дефицит государственной зрелости управленцев позволил чрезмерное иностранное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику суверенного государства. Советниками оказались представители иностранных правительств, международных финансовых институтов, консалтинговых фирм и даже ученые и эксперты, не имевшие опыта трансформации постсоциалистических отношений. Большой ошибкой переходного периода стала и перманентная конфронтация управленцев и оппозиции; взгляды левых и правых по основным политическим проблемам, как правило, были противоположными.

Экономика

Переходный период в Болгарии характеризуется резким ухудшением всех важнейших экономических показателей . Сократился объем ВВП, устойчивый спад наблюдается в промышленном и аграрном производстве, внешней и внутренней торговле, снизилась покупательная способность государственного бюджета, занятость населения, страна переживает инвестиционный и инновационный застой. Ухудшение экономической ситуации подтверждают и косвенные индикаторы – многократно уменьшились объемы грузоперевозок, сократилось энергопотребление для производственных целей.

Спад ВВП составил 29% (рис. 1). В долларовом же эквиваленте этот показатель еще хуже – падение достигло 44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл. в 2000 г. Уменьшение товарного производства изменило структуру валового продукта – произошло сокращение удельного веса промышленности, тогда как доля услуг выросла, даже без развития рынка капитала или превращения Болгарии в региональный банковский и биржевой центр.

Промышленное производство уменьшилось в 2,5 раза. Первый срыв произошел в 1990 г. из-за развала социалистической экономической интеграции. В дальнейшем негативное влияние оказали такие факторы, как политические и экономические ошибки, шоковая либерализация кредитов, валютных и ценовых отношений, бездумная приватизация, сокращение платежеспособного внутреннего спроса, бесконтрольный импорт товаров, не прошедших таможенное оформление, и др.

Многократно сократился аграрный сектор . Производство промышленных культур – зерна, табака, винограда, фруктов снизилось в 2 – 2,5 раза, а сахарной свеклы – в 18 раз! В 2,5 – 3,5 раза уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных – коров, свиней, овец, птицы. В тяжелом положении оказалась пищевая промышленность – производство консервов упало в 23 раза /!?/, мясопереработка снизилась в 6 раз, виноделие – в 2 раза. Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску табачных изделий, сократила эту деятельность в 3,5 раза. Тем не менее продовольственному балансу страны ничто не угрожает.

Значительно хуже стал внешнеторговый обмен . Годовой товарооборот снизился с 14,5 млрд долл. до 9,8 млрд., при этом экспорт уменьшился с 7,5 млрд в 1989 г. до 4,5 млрд в 2000 г. Резко дебалансировано торговое сальдо с Россией и другими странами СНГ – соотношение “экспорт: импорт” составляет сегодня 1: 7!!! Эта деформация также является следствием большого числа ошибок во внешней торговле, таможенной и транспортной политике.

Болгария имеет большой внешний долг – более 10,5 млрд долл. (1300 долл. на душу населения). Положение осложняется тем, что отношение величины долга к ВВП составляет 85%, а экспорта к долгу – 42%.

Слабая экономика формирует и слабый государственный бюджет . В состоянии хронической нехватки денег работают все общественные структуры, находящиеся на бюджетном содержании. Покупательная сила бюджетов общин (муниципалитетов) сократилась в 3 раза. В частности, на оборону планируется выделить 3,3% ВВП – сравнительно высокий показатель по международным стандартам. Однако из этой суммы на перевооружение армии направляется лишь 6%!

Старт экономическим реформам дан в феврале 1991 г. – через год после “революции”. Причем первым действием властей стало введение полной либерализации цен, доходов и валютных курсов. Мера оказалась шоковой – у хозяйствующих субъектов не было времени, чтобы подготовиться к новым условиям кредитования и валютных расчетов. Это нанесло второй удар по национальному производству. В результате в мирное время всего за два года оно упало в 2 раза.

В Софии проект «Южный поток» пока окончательно не списывают со счетов. Фото с сайта www.gazprom.ru

Москва и София готовы реанимировать энергетическое сотрудничество. Возможно, восстановление контактов коснется и замороженного в 2014-м проекта «Южный поток». Многие новостные агентства именно так поняли заявления болгарского и российского правительств, сделанные накануне сегодняшней встречи Владимира Путина с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Возможно, в Софии испугались газового потепления между Россией и Турцией. В пресс-службе Минэнерго РФ сообщили «НГ», что официальных предложений касательно «Южного потока» не поступало.

Премьер Болгарии Бойко Борисов объявил о создании рабочих групп, которые Москва и София решили организовать для обсуждения перспектив совместных проектов в сфере энергетики, в том числе газопровода «Южный поток» и строительства в Болгарии АЭС «Белене».

Об этом, в частности, сообщило болгарское информагентство Novinite. Борисов надеется, что выработанные группами решения будут приемлемы для обеих сторон. Как уточняет болгарское агентство, такое заявление Борисов сделал в субботу, на следующий день после телефонного разговора с Владимиром Путиным.

Отметим, по итогам этого телефонного разговора пресс-служба Кремля опубликовала короткое заявление, из которого следовало, что стороны обсудили «актуальные вопросы двустороннего сотрудничества с акцентом на реализацию совместных проектов в сфере энергетики» и договорились «активизировать взаимодействие в рамках Российско-болгарской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству».

Официальное заявление пресс-службы болгарского правительства по итогам разговора было более детальным. В частности, сообщалось, что Бойко Борисов и Владимир Путин провели телефонный разговор после того, как был получен ответ председателя Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клода Юнкера на вопросы болгарского правительства относительно «Южного потока» и газораспределительного хаба, нефтепровода Бургас-Александруполис, а также проектов по ядерной энергетике. Ответ, правда, судя по всему, был туманным. ЕК рассчитывает на новую сеть по доставке газа, которую строит РФ, а к тому же подтверждает право Болгарии самостоятельно определять направления развития энергетики, пересказывает ТАСС письмо председателя ЕК, адресованное премьеру. А вот о перспективах «Южного потока», не соответствующего европейскому законодательству, там напрямую не говорится. Напомним, проект «Южный поток» был заблокирован как не соответствующий законодательству ЕС.

Согласно заявлению болгарского кабмина, теперь экспертам предстоит проанализировать проблемы, связанные с реализацией энергетических проектов, и найти возможности их преодоления, но при условии соблюдения правил Евросоюза. Отдельно в сообщении подчеркивалось, что трубы, предназначенные для «Южного потока», до сих пор хранятся в портах Варны и Бургаса.

Заметим, неделю назад премьер Болгарии также обсуждал перспективы газопровода «Южный поток» с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Болгария сегодня не единственная страна, кто так или иначе касается темы реанимации «Южного потока». Так, в конце июля в интервью российским СМИ посол Словении в России Примож Шелигов подчеркивал, что, несмотря на неопределенность перспектив, Словения надеется, что проект все-таки будет разморожен и реализован.

Российская сторона ранее также неоднократно заявляла, что готова возобновить проект «Южный поток». В конце июля глава Минэнерго РФ Александр Новак говорил о возможности реализовать строительство «Южного потока» в случае, если ЕС даст гарантии востребованности данного проекта. Позже зампредправления «Газпрома» Андрей Круглов сообщил, что компания готова быстро расконсервировать газопровод в том случае, если изменится политическая ситуация. При этом президент Владимир Путин так высказывался об экспортных маршрутах по дну Черного моря: «Есть известные трудности политического характера с Турцией. Но мы окончательно не отказывались ни от одного из проектов – ни от «Южного потока», ни от «Турецкого потока». Нам нужна только ясная позиция Еврокомиссии – ясная, однозначная позиция. Этого нет пока ни по одному из этих проектов».

Напомним, Россия под давлением Европы в конце 2014 года отказалась от реализации проекта «Южный поток», маршрут которого проходил по дну Черного моря в Болгарию. После этого Россия стала прорабатывать проект строительства газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря в Турцию, а затем в Грецию. Но из-за политических проблем с Турцией реализация и этого проекта тоже была заморожена.

Примечательно, но очередное возвращение к теме «Южного потока» происходит фактически накануне встречи президента Путина с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Сегодня ожидается встреча двух лидеров в Санкт-Петербурге. И одной из тем вполне может стать возобновление проекта по строительству газопровода «Турецкий поток». Еще до встречи двух президентов и российские, и турецкие чиновники подтверждали возможность возобновления проекта (см. ).

Эксперты подтверждают, что у Болгарии, конечно, есть своя заинтересованность в «Южном потоке». «За счет газопровода Болгария получит прямые поставки газа из России и сможет создать большой распределительный хаб на своей территории», – поясняет председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Если же будет реализован «Турецкий поток», тогда значительно повысится роль Турции в газоснабжении Европы. «А учитывая множество спорных вопросов между ЕС и Турцией, Европе явно невыгодно упрочнение переговорных позиций Анкары», – добавляет эксперт.

Активизацию Болгарии накануне российско-турецких переговоров эксперты связывают, во-первых, с переменами в отношениях между Путиным и Эрдоганом, во-вторых, с переменой в отношениях Турции и Европы. «Шансы на строительство «Турецкого потока» возросли, а значит, дополнительные объемы газа в Европу пойдут, минуя восточноевропейские страны. Таким образом, Балканы лишатся возможности дополнительного заработка от транзита. «Южный поток» конкурирует с «Турецким потоком», и поскольку российский газ так или иначе пойдет в ЕС, то чтобы не упустить возможность заработать, болгары оживились», – полагает замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева.

«Однако одного желания Болгарии возобновить переговоры недостаточно, так как проект не может быть реализован без одобрения Еврокомиссии. При этом представители ЕК никак не выражали свое желание возобновить проект», – напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Так что, по единодушному мнению опрошенных «НГ» экспертов, перспектив у «Южного потока» сегодня меньше, чем у «Турецкого потока». Несмотря даже на то, что европейские чиновники были не в восторге от укрепления на газовом рынке Турции и от перспективы попасть к ней в зависимость.

России в принципе выгодны оба проекта, обращает внимание аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. «Главное, чтобы хотя бы одна нитка газопровода была проложена в ЕС», – считает он. «Скорее всего в первую очередь стоит ждать реализации одной нитки в Турцию. Страна заинтересована в одной ветке для себя. Вторая ветка нужна лишь для перепродажи», – добавляет Нестеров. По его словам, для России окупаемым проект будет только в случае строительства хотя бы двух ниток газопровода.

«С экономической точки зрения оба проекта весьма перспективны. Однако политические и правовые риски не позволяют им быть реализованными. «Южный поток» утонул под натиском ЕК и норм Третьего энергопакета. «Турецкий поток» забуксовал из-за нежелания Турции подписывать межправсоглашение и в результате известного инцидента со сбитым российским бомбардировщиком», – соглашается член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

Так или иначе, инициатива Болгарии реанимировать «Южный поток» окажется на руку Москве в переговорах с Анкарой относительно перспектив «Турецкого потока», добавляет Касаев. «Сделав полезные выводы, Россия стратегически верно будет вести переговоры с обеими странами, через которые в перспективе могут пройти магистрали с нашим топливом. И Болгария, и Турция в результате станут куда более гибкими в переговорах с Россией», – считает он.

«И Анкара, и София демонстрируют заинтересованность. Это благоприятная ситуация для того, чтобы продвинуться в реализации проекта строительства газопроводов из России по дну Черного моря. Оба потенциальных направления выхода на сушу хорошо проработаны. И могут быть построены в сжатые сроки», – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Как передает РИА Новости, компромиссным вариантом, по мнению эксперта, было бы проведение одной ветки в Турцию и одной в Болгарию.

В 2009 году эксперты статистической компании "Eurostat" после изучения и анализа экономических показателей Болгарии отнесли ее к числу самых «дешевых» европейских государств. Проживание в этой стране обходится ее жителям почти вполовину дешевле, чем в среднем по Европе.

Экономический спад и влияние кризиса

Историю развития экономики Болгарии трудно назвать гладкой. В период перехода от командно-административного строя к рыночным отношениям стране пришлось пережить несколько спадов экономики.

После потрясшего страну кризиса 1996 года, когда годовой уровень инфляции поднялся до рекордной отметки в 311%, было принято решение о необходимости проведения серьезных экономических реформ. Международный валютный фонд и всемирный банк полностью одобрили программу реформирования экономической сферы.

В числе наиболее кардинальных мер была предложена приватизация государственных предприятий, оптимизация земельного рынка, корректировка социальной и ужесточение борьбы с коррупцией.

Такая стратегия правительства дала положительный результат уже к 2002 году. Болгарская экономика обрела стабильность и получила статус рыночной, в страну стали поступать иностранные инвестиции.

Очередной удар по экономической сфере нанес мировой кризис 2008 года, затронувший Болгарию в значительной мере. Правительство страны во главе с вплотную занялись сокращением государственных расходов и полностью прекратили стимулирование экономического роста. Таким способом удалось несколько сгладить последствия кризиса, однако в 2009 году снижение объемов промышленного производства составило 14%.

Положительные аспекты болгарской экономики

В течение последних лет экономика Болгарии активно реформируется. Среди неоспоримых достижений государства в этой сфере можно выделить удержание низкой процентной ставки, что привлекает иностранный капитал. Кроме того, несмотря на невысокий показатель средней , подоходный налог с 2008 года держится на уровне рекордных для Европейского Союза 10 процентов. Такова же величина налога на прибыль, что положительно сказывается на инвестиционном климате.

Хотя болгарскую экономику сегодня еще нельзя отнести к разряду самых стабильных, страна непрерывно работает над решением проблемных вопросов.

Европейские аналитики постоянно отмечают многочисленные успехи в сфере проведения реформ и повышения болгар.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама