THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

УДК 339.187.62

И.В. Капешина

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Ж.М. Корзоватых

Аннтоация. В статье рассматриваются особенности развития лизинга в России в современных условиях, а также влияние кризиса, начавшегося в 2014 г., перспективы и возможности развития рынка лизинговых услуг.

Ключевые слова: лизинг, лизинговый портфель, лизингодатель, лизингополучатель, лизинговый рынок.

Inna Kapeshina Zhanna Korzovatykh

Keywords: leasing, leasing portfolio, lessor, lessee, leasing market.

В нелегкое для России время - экономический кризис, начавшийся в 2014 г. и продолжающийся до сих пор вместе с курсом рубля стали ослабевать и все отрасли национальной экономики. Имеющиеся ранее проблемы, такие как зависимость от экспорта нефти и отсутствие импортоза-мещения, усугубились еще сильнее. Но для некоторых отраслей ухудшение ситуации в конкурентных областях экономики открыло новые горизонты. Например, такая финансовая услуга как лизинг стала более выгодной по сравнению с кредитом, так как вслед за учетной ставкой увеличились и процентные ставки по кредитам. Вследствие этого, финансовая аренда (лизинг) стала более привлекательна для клиентов. Но и лизинг имеет ряд проблем, решение которых необходимо в условиях кризиса особенно, так как спрос на лизинговые услуги по сравнению с предыдущими годами сбавил темпы роста .

Основным нормативным документом, регламентирующим правовые и организационно-экономические особенности лизинга, является Федеральный закон № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)». В соответствии со ст. 2 лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией сделки лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга . М. А. Марков определил, что лизингом называется одна из форм «кредита», при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата . М. А. Боровицкая под лизингом понимает комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату .

Улучшить экономическое положение страны, снизить влияние кризисных явлений можно посредством инвестиций, которые являются основным фактором стимулирования производства. В связи с этим лизинг наиболее выгоден, так как с его помощью можно улучшить инвестиционную привлекательность - как отдельных отраслей, так и страны в целом, активизировать инновационную деятельность предприятий в сфере оказываемых услуг или выпускаемой продукции - обновленные производственные средства будут производить более качественную и конкурентоспособную продукцию, сформировать эффективный и честный механизм инвестиционной политики - ведь привлекаемые средства будут использоваться на конкретные цели . В настоящее время лизинг стал пользоваться большим спросом, в связи со следующими факторами.

1. Значительно выросли ставки по банковским кредитам, поэтому клиенты начинают искать новые, более доступные источники и способы финансирования, но это также отрицательно влияет на лизинговый рынок, так как основным источником финансирования являются банки.

2. Высокий процент степени износа, морального и физического старения оборудования на многих предприятиях страны, что обуславливает необходимость их скорейшего обновления.

© Капешина И.В., Корзоватых Ж.М., 2016

3. На лизинговые услуги предприниматель получает налоговые льготы что позволяет снизить расходы по налогам и увеличить прибыль. Например, с соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ платежи по договорам лизинга в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это означает, что государство дает отечественным предприятиям легальную возможность посредством лизинга направлять свои ресурсы на расширение производства и внедрение передовых технологий, а не на уплату налога) .

4. Для малых предприятий лизинг - практически единственный способ обновления основных фондов, поскольку у них отсутствуют большие финансовые средства для покупки оборудования. Многие предприниматели осознают выгодность лизинговых сделок и используют их в качестве альтернативы аренде и покупке оборудования и недвижимости .

По опросам топ-менеджеров экспертами рейтингового агентства «Эксперт РА», выяснилось, что ключевыми моментами для развития лизингового рынка в 2016 г. респонденты считают сокращение спроса на лизинг (41 % опрошенных), а также ухудшение платежной дисциплины и кредитного качества клиентов (39 %), которое являлось основной угрозой и в 2015 г., по мнению 43 % опрошенных. Вопрос о сужении доступа к фондированию требуемого объема и срочности годом ранее стоял острее: 27 % участников отмечали данную проблему в опросе на 2015 г., а на 2016 г. - только 18 %. Свертывание программ господдержки из-за усиления спада в экономике рассматривают в качестве фактора, сдерживающего развитие рынка, только 2 % опрошенных (см. рис. 1) .

Рис. 1. Ключевые угрозы для развития рынка лизинга в 2016 г.

Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга на 26 % и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса. За январь - сен-

тябрь 2015 г. объем нового лизингового бизнеса сократился примерно на четверть по сравнению с прошлогодним за тот же период и составил 385 млрд руб. В третьем квартале 2015 г. лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в первом полугодии (около 30 %). Поддержали рынок сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, а также последовательное снижение ключевой ставки ЦБ РФ, позитивно отразившееся на стоимости фондирования. Меньшее падение суммы договоров лизинга (-22 %) по сравнению с новым бизнесом связано, в частности, с увеличением сроков лизинга вследствие снижения размера ежемесячных платежей по просьбе клиентов .

Размер лизингового портфеля практически не изменился за последние 12 месяцев и составил 2,95 трлн руб. Однако объем полученных лизинговых платежей продолжает с 2014 г. превышать объем профинансированных средств. Ожидаемого участниками рынка сокращения портфеля не произошло из-за роста объема реструктурированной задолженности и переоценки валютных договоров лизинга. По итогам девяти месяцев 2015 г. лидером рынка по объему нового бизнеса стал «ВТБ Лизинг», до того занимавший первое место в 2009 г. Возглавить рейтинг компания смогла за счет крупных авиасделок, на которые пришлось около 60 % нового бизнеса лизингодателя. На вторую позицию, уступив лидеру около 2 млрд руб., переместился «ВЭБ-лизинг». С пятого на третье место поднялся «Сбербанк Лизинг», показавший прирост нового бизнеса на 75 % (отчасти это связано с эффектом низкой базы прошлого года). В совокупности на тройку лидеров приходится, как и годом ранее, около 38 % всего объема нового бизнеса .

Реализация государственных мер по поддержке экономики России посредством лизинговых услуг госкомпаний, а также активное участие последних в розничных сделках существенно повлияли на структуру рынка по видам собственности. Так, доля частных компаний в объеме нового бизнеса снизилась с 55 % до 47 % за три квартала 2015 г., а в топ-5 рынка теперь входят четыре лизингодателя с госучастием в капитале .

За январь-сентябрь 2015 г. доля крупнейшего сегмента - автолизинга - достигла около 37 % (32 % за девять месяцев 2014 г.), однако в процентном выражении сегмент сократился на 16 %.

Спад в экономике России привел к заморозке проектов по обновлению основных фондов, вследствие чего падение спроса на лизинг длится с 2013 г. Дополнительный удар по спросу клиентов нанесло повышение ключевой ставки Банком России в конце 2014 г. Несмотря на ее постепенное снижение, ставки по кредитам нефинансовому сектору, в том числе лизинговым компаниям, остаются на высоком уровне относительно докризисной ситуации. Высокая стоимость заемных средств снижает экономическую привлекательность лизинга для потенциального клиента и приводит к сокращению новых лизинговых договоров и маржинальности лизингового бизнеса. Средняя маржа (разница между величиной ставок по лизинговым платежам и привлеченным под реализацию лизинговой сделки средствам) лизинговых компаний снизилась 4,3 до 3,7 % . На лизинговый рынок также все большее негативное влияние оказывает снижение платежеспособности клиентов.

Ухудшение качества лизингового портфеля привело к росту объема изъятой техники. Согласно данным компаний, за девять месяцев 2015 г. объем изъятой техники составил около 53 млрд руб., что почти на 90 % больше, чем за девять месяцев 2013 г. Около 90 % изъятого, как правило, идет на вторичный рынок. «Лизинговые компании сейчас основные усилия сосредотачивают не на работе с новой техникой, а на реализации изъятой, бывшей в употреблении техники и работе с дебиторской задолженностью», - отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора государственной транспортной лизинговой компании. Стоит отметить, что лизингодатели вынуждены избавляться от изъятого оборудования с дисконтом. Поэтому убытки по статье от реализации основных средств сегодня все чаще фигурируют в финансовых отчетах лизинговых компаний .

Сокращение объема новых договоров лизинга, подорожавшее фондирование и потери от проблемных сделок сказались на финансовом результате лизингодателей за последние два года. Так,

рентабельность капитала компаний за девять месяцев 2015 г. в среднем по рынку составила 6,2 %, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2013 г.. Рентабельность активов за январь-сентябрь составила меньше 1 % (двумя годами ранее 1,6 %). В целях снижения давления на рентабельность бизнеса лизинговые компании вынуждены были проводить оптимизацию расходов. Как правило, компании урезали бюджеты на маркетинговые услуги, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление. Большое внимание было уделено оптимизации расходов на содержание сети структурных подразделений. Произведено сокращение региональных подразделений с невысокой эффективностью, а головные офисы переведены в помещения с меньшей арендной платой. Произошло значительное сокращение сотрудников: по оценке агентства, за последние два года численность занятых в лизинговой отрасли сократилась почти на 25 % и составляет сейчас около 10,1 тыс. чел. .

Затянувшийся кризис 2014 г. негативно отразился на всех отраслях экономики страны. Тем не менее, есть надежда на улучшение ситуации в сфере лизинга, что повлечет за собой и оживление производства. Развитию рынка лизинговых услуг может поспособствовать несколько факторов.

1. Подготовка к Мировому чемпионату по футболу - ожидается небольшой рост в сфере реализации дорожно-строительных машин и оборудования.

2. Строительство газопровода «Сила Сибири» и объектов инфраструктуры Крыма также повлияют на рост рынка лизинга.

3. Санкции от иностранных государств, которые являются основными импортерами оборудования, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей.

4. Ухудшение платежеспособности клиентов в связи с кризисными явлениями в экономике приведет к падению спроса на оборудование и недвижимость, но может положительно сказаться в сторону лизинговых услуг по покупке оборудования и недвижимости.

5. Увеличение процентных ставок по кредитам повлияет и на ставки по лизингу, поскольку основная доля финансовых средств лизинговых компаний (около 60 %) состоит из банковских кредитов - это отрицательно скажется на количестве лизинговых сделок.

Таким образом, можно отметить, что в целом, при проведении политики протекционизма и субсидирования государством промышленных отраслей, есть надежда на положительную динамику развития не только лизингового рынка, но и экономики страны в целом. Но на данный момент нельзя точно предугадать сценарий развития политической ситуации в мире, поэтому перспективы лизинга на 2016 и последующие годы пока неутешительные, резкого и быстрого оживления на данном рынке не ожидается. С учетом резкого падения курса рубля и цен на нефть в январе 2016 г., наступивший год станет для лизинговых компаний еще сложнее, чем 2014 и 2015 гг. Почти все сегменты будут продолжать снижать объемы своей деятельности. Динамика рынка лизинга в 2016 г. во многом будет зависеть от масштабов антикризисных госпрограмм и их реализации в отношении лизинговых услуг. Возможно, именно поддержка государства и стимулирование программ импортозамещения смогут положительно повлиять на состояние рынка лизинга.

Библиографический список:

1. Беккерман, А. Ю. Проблемы и перспективы российской лизинговой отрасли / А. Ю. Беккерман. - Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2015. - С. 1720.

2. Боровицкая, М. А. Банковские услуги предприятиям: учебно-методическое пособие / М. А. Боровская, Я. А. Налесная. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 312 с.

3. Лизинг-2015: стратегии для кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru /news/daytheme/?id=7473820 (дата обращения: 05.03.2016).

4. Лизинг: с надеждой на 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.baltlease.ru/ press/articles/read/169996/ (дата обращения: 18.03.2016).

5. Лещенко, М. И. Основы лизинга / М. И. Лещенко. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 328 c. - ISBN 5-279-02970-X.

6. Марков, М. А. Лизинг. Основные понятия и определения [Электронный ресурс] / М. А. Марков. - Режим доступа: http://www.finanalis.ru/litra/334/9228.html (дата обращения: 02.04.2016).

7. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014). - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2016).

8. Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XIV Всероссийской конференции «Лизинг в России-2015»: курс на замещение/смещение приоритетов/неизбежное сокращение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/opros_2015/ (дата обращения: 01.04.2016).

9. Рогуленко, Т. М. Концепция управленческого учета на предприятии / Т. М. Рогуленко, Д. С Лукин// Вестник университета. - 2015. - № 1. - С. 157-162.

10. Рязанцева, М. В. Перспективы и проблемы развития лизинга в России [Электронный ресурс] / М. В. Рязанцева // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/09/16756 (дата обращения: 11.04.2016).

ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

, студента 5 курса Института права

Тамбовский государственный университет им.

Научный руководитель - , к. ю.н., доцент

Список источников:

1. Абдульмянов природа договора лизинга. // Право и политика 2007, №7

2. Игонина Н. Жизнь по графику // Инвестиции от 01.01.2001.

4. Рубченко и теория лизинга в России // Эксперт. 20.11.2002

5. Сидорова В., Байкова Т.. Экономико-правовые проблемы российского лизинга.// «Юрист» 2004, №11

6. Слесаренко характеристика договора лизинга по праву России и США.// «Право и политика» 2007, №7

7. Факторы, препятствующие развитию лизинга в России. Образование 10.12.2006.// www. edu-news. org-Статьи.

8. Философонова: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности экономика и управление / . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 191 с.

9. Ярмольчук состояния и перспективы развития лизингового рынка России // Право и политика 2007, №6

Лизинг - один из способов привлечения средств на предприятие, альтернативный традиционному кредиту. Наиболее распространенная схема выглядит так: организация находит поставщика необходимого ей оборудования и обращается в лизинговую компанию. Последняя приобретает указанное оборудование в свою собственность и передает в финансовую аренду клиенту, который оплачивает лизинговой компании оговоренный процент от первоначальной стоимости (10-30%) и ежемесячно перечисляет лизинговые платежи.

Преимущества по сравнению с кредитом

Неоспоримым преимуществом лизинга являются налоговые послабления, которые получает компания - лизингополучатель: лизинговые платежи полостью относятся в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли, а НДС по ним снижает подлежащий уплате налог. Однако положительными налоговыми последствиями преимущества лизинга не ограничены.

По словам Юлии Николаевой, генерального директора ЗАО «Промышленная лизинговая компания», лизинг в большей степени направлен на расширение деятельности работающего предприятия, на переоснащение или дооснащение его производства. В большинстве своем он представляется как инструмент, который может позволить развиваться молодым компаниям. К преимуществам лизинга относится то, что его можно получить на длительные сроки, и, в отличие от кредита, отсутствует необходимость в дополнительном залоге.

В связи с этим лизинг может быть интересен компаниям, которые переходят с сервисных операций на какие-то производственные направления с целью поиска дополнительной рентабельности. Такие фирмы имеют достаточно хорошие обороты, но не могут предоставить залоги и получить основные фонды за счет привлеченных средств.

Процесс рассмотрения заявки на лизинговое финансирование значительно упрощен: количество требуемых документов и сроки рассмотрения в большинстве случаев не сопоставимы с банковскими.

Источники финансирования лизинговых компаний

Финансирование лизинговых компаний осуществляется из разных источников:

Банковское кредитование;

Собственные средства и частные российские инвестиции;

Зарубежные инвестиции;

Размещение облигационных займов.

"Прибанковские" лизинговые компании не имеют возможности гибкого подхода к клиенту, а сроки рассмотрения заявок иногда даже превышают сроки банка, так как фактически заявка рассматривается дважды: в самой лизинговой компании и в кредитующем её банке", - комментирует Владимир Квашенко, Президент Ассоциации кредитных брокеров. Так что преимущества минимального набора документов и коротких сроков рассмотрения у таких компаний нет.

Лизинговые компании, имеющие собственные либо другие небанковские средства, как правило, более лояльны к клиенту, но не всегда обладают необходимым объемом средств и порой отказываются от крупных проектов.

Риски лизинговой компании

У лизинговых компаний существует две категории рисков - кредитная и имущественная. Кредитные риски связаны с самим кредитуемым бизнесом, его перспективами и платежеспособностью на весь период лизинга.

Имущественные риски обусловлены возможным падением ликвидности имущества, приобретаемого по лизингу. Такие риски регулируется авансовыми платежами, залогами, поручительствами.

Некоторые представители лизинговых компаний отдельно выделяют риски, связанные с использованием предмета залога. Как правило, данный вопрос контролируют специальные сотрудники, для которых наибольшую сложность представляет использование предмета лизинга на отдаленных территориях.

Соответственно, чем меньше риски, тем более выгодные условия лизинговая компания может предоставить клиенту. Чем риски больше, тем больше требуется дополнительных гарантий.

Проблемные вопросы лизинга

На сегодняшний день самым сложным для лизинговых компаний направлением является лизинг недвижимости. Причем на рынке имеется огромный спрос на данный вид услуг, и у лизинговых компаний есть желание их осуществлять. Единственной проблемой является непроработанная законодательная база, в которой не прописан порядок регистрации прав на недвижимое имущество для случаев лизинговых сделок.

Еще одной сложностью являются регулярные попытки налоговых органов оспорить обозначенный выше порядок налогового учета лизингополучателей. Но пока, в случае возникновения противоречий, арбитражные суды однозначно выступают в пользу налогоплательщиков.

Следует также отметить, что лизинг, так же как и банковский кредит, приемлем только для предприятий с определенной положительной финансовой историей. Для вновь созданных организаций данный вид финансирования пока закрыт.


Наталья Посадова


В ведущих странах мира, какуже отмечалось, лизинговые операции составляют до */3 совокупных инвестиций, а их объем в среднем еже­годно увеличивается на 12-13%. В России же доля лизинговых опера­ций в инвестициях остается очень низкой (по разным оценкам, от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применя­ются оперативный, возвратный виды лизинга.

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего это связано с низким уровнем кредитоспособности пред­приятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосроч­ных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для орга­низации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизин­гового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консульта­ционной и информационной поддержке участников рынка; неблаго­приятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифициро­ванных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не от­вечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важ­ным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модерниза­ции производства. Так, по расчетам специалистов, лизинг отечествен­ных воздушных судов мог бы позволить российским авиакомпаниям к 2010 г. на 95% обновить парк самолетов.

Количества лизинговых компаний, которые работают на российс­ком рынке, сегодня явно недостаточно: их как минимум должно быть на порядок больше. Российские компании далеки от того, чтобы ис­пользовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга, специали­сты относят следующие:

высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кре­дитам намного превышают норму средней прибыли в промышленнос­ти, строительстве и сельском хозяйстве;

♦ нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизин­говых компаний, которые во многом зависят от банков-учредите­лей и используются часто лишь как форма кредитования предпри­ятий;

♦ двойное обложение налогом на добавленную стоимость; по су­ществующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодате - лем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

♦ - недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями - по­тенциальными лизингополучателями;

♦ отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинго­вых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

♦ отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, ко­торая обеспечивала бы постоянной и доступной информацией о пред - j і ожс 1111 ях л и з и н говых услуг;

♦ недостаточная квалификация инехваткаопытныхкадровдляли - зинговых компаний;

♦ высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

♦ неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютно­го законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить ли­зинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый из потребителей лизинговых услуг;

♦ отсутствие вторичного рынка оборудования;

♦ необходимость залога и крупного аванса;

♦ проблемы с определением кредитоспособности партнеров.

В России, каки вдругих странах, лизингодатель сохраняет собствен­ность на арендуемое имущество. Однако процедуры реализации зало­говых прав в России сложны и не отработаны. Кредитор не может про­сто взыскать в свою собственность заложенное имущество, требуются судебное решение и аукционная продажа. Российские банки и лизин­говые компании очень редко рассматривают право собственности на лизингуемое имущество какдостаточно надежную гарантию своих ин­тересов в лизинговой сделке. Обычно сделки в России заключаются, если в контракте предусмотрены весомые и дублирующие друг друга добавочные меры финансового обеспечения в дополнение к восстано - вимым правам владения, определенным в Гражданском кодексе РФ.

Тщательный кредитный анализ, значительная невозвратная предоп­лата наличными, страхование интересов по сделке являются наиболее действенными средствами обеспечения обязательств лизингополуча­теля по арендным платежам.

Российский рынок лизинговых услуг имеет высокую степень риска непогашения платежей за объект лизинга. В большой мере это связано с завышенными прогнозами реализации продукции, произведенной

Нализингуемом оборудовании. Поэтомулизинговые компании вынуж­дены назначать высокую залоговую стоимость оборудования (до 30% от стоимости оборудования), являющегося предметом договора, тре­буя при этом дополнительное обеспечение. Последнее обычно вклю­чает: акции предприятий; недвижимость в крупных российских горо­дах; гарантии других банков; государственные ценные бумаги по зало­говой стоимости; имущество, принадлежащее лизингополучателю.

Кроме того, применяются и дополнительные меры обеспечения лизин говых сделок: договор гарантии поставщика о возмещении ущерба лизингодателю; обязательство поставщика выкупить оборудование по фиксированной цене в случае невыполнения лизингополучателем обя­зательств по контракту; ценовые гарантии и т. д. Указанные способы защиты от рисков значительно сокращают количество потенциальных потребителей лизинговых услуг.

К проблеме, требующей неотложного решения, относится также процедура информационного обеспечения лизинга. Для ее решения предлагается на государственном уровне предусмотреть порядок струк­турного информационного обеспечения лизинговых сделок, прежде всего в приоритетных областях, в которых необходимо первоочередное развитие лизинговых сделок, процедуру выдачи гарантий под эти сдел­ки. Вместе с тем нужна доступная для отечественных и зарубежных фирм информация, на базе которой укреплялись бы и совершенство­вались хозяйственные связи между участниками лизинговых сделок. Как известно, лизинг в основном развивается в Москве, Санкт-Петер­бурге, Нижнем Новгороде и в некоторых других крупных городах. По­тенциал регионов, их ресурсы используются еще весьма слабо в лизин­говых операциях. Многое могут и должны сделать для развития лизин­га в регионах территориальные торгово-промышленные палаты.

В целом для развития лизинга в России сформировались некоторые позитивные условия, связанные с созданием законодательной, норма­тивно-правовой и методической базы. Наблюдается также увеличива­ющаяся потребность предприятий в скорейшем осуществлении тех­нического перевооружения производства, в выпуске конкурентоспо­собной продукции. По прогнозам, масштабы лизинговых операций в ближайшие годы должны возрасти в несколько раз, и лизинг уже в бли­жайшие годы может занять прочные позиции среди финансовых ис­точников, направляемых на техническое перевооружение и создание новых конкурентоспособных производств.

Лизинг и проблемы его осуществления

2.2 Проблемы осуществления лизинговых операций

Рассмотрим основные проблемы осуществления лизинговых операций.

Основным фактором, тормозящим развитие лизинга в России, было и остается отсутствие промышленной политики государства в отношении лизинга.

Лизинг - это, прежде всего финансовый инструмент. Инструмент всегда необходим для реализации чего-либо. Но лизинг это еще инструмент инвестиционный, а значит, может и должен служить инструментом инвестиционной политики. Если государству для реализации своей промышленной политики и, прежде всего, для обновления значительно устаревших основных фондов в тех или иных отраслях экономики, необходим лизинг, то и отношение к нему как к финансовому инструменту должно быть соответствующим. Должно быть понятно, что государство стремится к обновлению оборудования и стимулирует развитие лизинга как эффективное средство для решения этой задачи. При этом стимулирование абсолютно не означает развитие только государственного лизинга через его бюджетное финансирование. Напротив, лизинг как инвестиционный инструмент открывает значительные перспективы привлечения не бюджетных инвестиций в обновление основных фондов .

Стимулировать же можно, например, спрос на лизинг в тех или иных отраслях экономики. В любом случае, промышленная политика государства должна быть понятна лизинговому бизнесу, а лизинг государству в этом деле поможет.

Значительные сложности с финансированием проектов продолжают испытывать "не при банковские" лизинговые компании или не кэптивные.

Банки крайне неохотно финансируют сторонние лизинговые компании, а объем такого финансирования не вселяет оптимизма. Не случайно значительное число устойчивых лизинговых компаний, проекты которых кредитными учреждениями эффективно финансируются, все чаще становятся подразделениями этих банков, а лизинговые проекты разновидностью банковского продукта. Это в свою очередь зачастую сужает возможности лизинга.

Одной из важнейших проблем, развития лизинга в России является сложившаяся негативная практика, связанная с реализацией имущественных прав лизинговых компаний. С одной стороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет место бесспорное право собственности лизинговых компаний на передаваемое в лизинг имущество, вплоть до выплаты последнего лизингового платежа лизингополучателем.

С другой стороны, в случае дефолта лизинговой сделки (лизингополучатель прекратил выплачивать лизинговые платежи, и договор расторгается), а лизингополучатель отказывается добровольно возвращать лизинговое имущество, имущественное право лизинговой компании крайне сложно реализовать. Это становится возможным только через суд. Арбитражное производство растягивается на год и более (с момента расторжения договора и до получения исполнительного листа). Лизинговое имущество в этот период, как правило, в полном объеме эксплуатируется, а его стоимость к моменту изъятия приближается к нулю.

Следует отметить также, что в процессе арбитражного производство судьи практически всегда отказывают лизинговой компании в применении в отношении лизингового имущества обеспечительных мер, таких как запрет на его эксплуатацию, передачу на ответственное хранение и т.д.

Таким образом, можно говорить о крайне сложной ситуации с реализаций имущественных прав лизинговой компании, если лизингополучателем оказывается недобросовестная компания. Речь здесь идет как о пробелах в законодательстве (невозможность применения законных методов внесудебного порядка изъятия лизингового имущества - исполнительная надпись нотариуса, механизм судебного приказа), так и о правоприменительной практике на местах.

Как уже говорилось, арбитражное производство в связи с изъятием лизингового имущества - довольно длительный процесс. В этот период в отношении лизингового имущества со стороны имеют место деяния, которые вполне можно квалифицировать как уголовные. Например, имущество может незаконно продаваться или скрывается от собственника. Однако органы внутренних дел, в большинстве случаев заявления от потерпевшей стороны (лизинговой компании) не принимают и трактуют подобные деяния как спор хозяйствующих субъектов.

Проблема судебных разбирательств между лизинговыми компаниями и налоговыми органами по вопросам правомерности применения налоговых вычетов по НДС. При этом основным мотивом отказов в принятии к зачету или возмещению из бюджета сумм НДС является неуплата в бюджет НДС контрагентами лизинговых компаний (поставщиками лизингового оборудования). Налоговыми органами перекладывается ответственность за третьих лиц на лизинговые компании .

Подавляющее число судов различных инстанций принимают решения в пользу лизинговых компаний, что не меняет в основном позиции налоговых органов:

Негативная арбитражная практика при вынесении решений по искам лизинговых компаний к недобросовестным лизингополучателям, с требованием о полной выплате лизинговых платежей в соответствии законодательством и условиями договора лизинга. Лизинговые платежи перестали уплачиваться в середине срока договора лизинга. Договор лизинга расторгнут. Лизинговое имущество изъято. Лизинговая компания подает иск к лизингополучателю о выплате не уплаченных лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга. Лизингополучатель подает встречный иск к лизинговой компании возврате полной стоимости лизингового имущества, на основании того, что имущество возвращено, а в составе частично уплаченных лизинговых платежей присутствует его выкупная стоимость.

Таким образом создается ситуация способствующая прямым злоупотреблениям лизингополучателей. Можно, например, взять, в лизинг имущество. Использовать его, допустим, год-два. Затем вернуть это имущество лизинговой компании, и взыскать через суд полную стоимость имущества Прецедентных решений в пользу лизингополучателей еще не принималось. Но уже неоднократно подобные дела рассматривались Президиумом ВАС. Дела возвращаются в суды первой инстанций, а мотивировочная часть решений ВАС не вселяет оптимизма. Экономическая сущность лизинговой сделки не принимается в расчет. А прецедентное решение, окажет крайне негативное влияние на всю лизинговую отрасль.

Не первый год в Основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, публикуемых Минфином России поднимается вопрос об отмене основной преференции в российском лизинге - права применения ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. Механизм ускорения амортизации лизингового имущества был введен в Российской Федерации в связи острой необходимостью обновления основных фондов практически во всех отраслях экономики. Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь, лизинг является зачастую единственной возможностью, для старта своей деятельности или обновления оборудования.

Подкомитет по лизингу неоднократно проводил мероприятия посвященные проблеме возможной отмены ускоренной амортизации в лизинге, в том числе в Государственной Думе Российской Федерации. Были подготовлено финансово-экономическое обоснование позиции лизингового сообщества по данному вопросу. Можно говорить о том, что бюджет государства ничего не выигрывает в случае отмены ускоренной амортизации в лизинге, в долгосрочной перспективе - значительно проигрывает по все налогам от лизинга. А вот негативное влияние на лизинг будет трудно переоценить. Речь может идти о значительном сокращении объемов вновь заключаемых лизинговых сделок, что приведет к проблемам всей отрасли.

Проблема с возмещением НДС стала не только преградой для иностранных лизингодателей, но в первую очередь стала крупной помехой для российских лизинговых компаний. Суть проблемы состоит в том, что налоговые органы всеми способами противостоят осуществлению лизинговыми компаниями их законного права на принятие к вычету и возмещение НДС из бюджета.

Другая причина замедления роста рынка, по-видимому, состоит в исчерпании возможностей быстрого экстенсивного роста в наиболее привлекательных сегментах, таких, как автолизинг и лизинг подвижного состава. Для дальнейшего роста становится необходимым принципиальное совершенствование лизинговых продуктов, освоение новых ниш рынка.

Первая стадия - это краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора. Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени отстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замена оборудования на новое и пр.).

Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. К странам на этом этапе развития относятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе путем расширения международного сегмента своего бизнеса. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США.

Очевидно, что с точки зрения приведенной классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее точно будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующимся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые уже на четвертом этапе развития.

В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких, как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Этим сегментам присущи также высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка .

Рост конкуренции в наиболее привлекательных сегментах, усложнение лизинговых продуктов, очевидно, будут сопровождаться замедлением роста в этих сегментах. В значительной степени росту конкуренции будет способствовать увеличение присутствия иностранных лизингодателей в этих сегментах. Однако это позволит лизинговым компаниям вывести свои услуги на новый качественный уровень.

Анализ эффективности лизинговых сделок предприятия на примере ОАО "Сигма"

Использование лизинга в инвестировании

Существует множество классификаций лизинга с позиций приверженцев разных критериев. Попробуем представить наглядно основные из них. Финансовый лизинг характеризуется продолжительным периодом лизингового соглашения. При этом срок...

Лизинг и другие формы долгосрочного финансирования

Лизинг и проблемы его осуществления

Лизинг как инвестиционная деятельность

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции...

Лизинг как источник формирования основного капитала организации

Использование аванса или залога является широко распространенным положением лизингового договора. Как правило, размер аванса составляет около 20 процентов от стоимости лизингового договора. Что касается залога, то обычно требуется...

Лизинг как способ обновления ОПФ

Лизинг отличается сравнительно сложной организацией не только по числу участников и специфике выполняемых ими функций, но и по особенностям самих инвестиционных проектов, предполагающих осуществление комплекса организационно - правовых...

Лизинговые операции

Выделяют разнообразные виды, типы и формы лизинга. В России разрешено проведение таких форм лизинга, как внутренний, когда участники договора - резиденты, и международный лизинг, когда один из субъектов - нерезидент...

Лизинговые операции

Согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)», ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением и другие имущественные риски...

Лизингом признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды...

Учет и организация безналичного денежного оборота

Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиентам расчетные, бюджетные и текущие счета. Расчетные счета открываются для юридических лиц различных форм собственности...

Финансовая деятельность коммерческих банков

В соответствии с Законом "О банках и банковской дея-тельности" банковская система в Украине построена и функ-ционирует по двухуровневому принципу и включает в себя следующие уровни: Центральный банк -- Национальный банк Украины (НБУ) и...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама