THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

8.1 Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты

Стабилизационная политика государства – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального объема выпуска. Важнейшими инструментами стабилизационной политики являются величина и структура государственных расходов, налоговая политика, объем денежной массы, находящейся в обращении, кредитная политика, ставка рефинансирования, норма резервирования и другие.

Существует множество способов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической неэффективности. Однако суть этих способов можно свести к двум направлениям: в условиях спада правительство должно проводить стимулирующую макроэкономическую политику; в условиях экономического подъема правительство должно проводить сдерживающую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики.

В период спада государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса, и наоборот, в период экономического подъема стабилизационная политика направлена на сдерживание роста компонентов совокупного спроса.

Важен вопрос: как правительство узнает о том, в какой фазе цикла находится экономика? Для этого оно использует данные о динамике множества показателей экономической конъюнктуры, предоставляемых официальными статистическими службами, научно-исследовательскими институтами и другими службами. Правительству важно знать, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление спада. Такие показатели (индикаторы) подразделяются на три группы: опережающие, запаздывающие и совпадающие. Опережающие индикаторы способны с опережением, заблаговременно сигнализировать о наступлении очередной фазы цикла. Такими показателями, например, могут служить: степень загрузки производственных мощностей, цены на акции и другие. Когда эти показатели уменьшаются, следует ожидать экономического спада. В США в качестве опережающих экономических индикаторов выделяют такие показатели, как средняя продолжительность рабочей недели, число первичных обращений за пособием по безработице, объем заказов на потребительские товары, оценка деятельности поставщиков, разрешения на новое строительство и другие.

Напротив, запаздывающие индикаторы сигнализируют о наступлении очередной фазы цикла с опозданием. Пример: уровень безработицы достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна». Совпадающие индикаторы в динамике достигают максимума одновременно с пиком деловой активности и минимума – одновременно с низшей точкой деловой активности.

Выделяют два направления в реализации стабилизационной политики – неоклассическое и неокейнсианское. Неоклассики утверждают, что рыночная экономика по самой своей сути способна к саморегулированию. Инструментами такого саморегулирования, по их мнению, выступают гибкие процентные ставки, цены и зарплата. Посему государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму, а стабилизационная политика должна реализовываться только на уровне предприятий. Причину макроэкономической нестабильности классики ищут в нарушениях совокупного предложения. Поэтому предпочтение в реализации стабилизационной политики они отдают совокупному предложению. Основным инструментом реализации стабилизационной политики неоклассики считают денежно-кредитную политику.

Неокейнсианцы утверждают, что рыночная экономика не способна к саморегулированию уже хотя бы потому, что цены и зарплата не являются гибкими, они неэластичны в сторону снижения, а процентная ставка не может служить инструментом равновесия между сбережениями и инвестициями, ибо интересы вкладчиков и инвесторов разные. Причину макроэкономической нестабильности они усматривают в колебаниях совокупного спроса. Отсюда делается вывод о необходимости государственного вмешательства в экономику. По мнению неокейнсианцев, стабилизационная политика должна реализовываться на уровне национальной экономики в целом. В реализации стабилизационной политики они отдают предпочтение бюджетно-налоговой политике.

Макроэкономическая стабилизация достигается тогда, когда устанавливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций, устойчивый экономический рост.

Дискуссии по поводу эффективности стабилизационной политики ведутся по сей день. Несмотря на это, стабилизационная политика осуществляется во всех странах с рыночной экономикой. Конечно, при этом имеются различия, определяемые национальными моделями экономики. Поэтому не может быть универсальных методов реализации стабилизационной политики.

Важнейшим направлением стабилизационной политики является борьба с инфляцией и безработицей.

8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь

Основные принципы государственных программ регулирования занятости населения определены в документах Международной организации труда. Их суть: добровольность занятости; равные возможности занятости для всех граждан страны; содействие трудовой мобильности; социальное партнерство, соблюдение принципа «трипартизма»; обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

Государственное регулирование занятости может реализовываться как в пассивной, так и в активной форме. Пассивное регулирование осуществляется в форме социального страхования по случаю потери работы и в форме воспомоществования. Вторая форма применяется чаще всего по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Размеры выплат пособий по безработице различны в разных странах. Так, в Японии они составляют 60-80 % от заработка, во Франции – 40, в США – 50 %. В Республике Беларусь средний размер пособия по безработице составляет 80 тыс. белорусских рублей.

Активное государственное регулирование рынка труда направлено либо на повышение спроса на труд, либо на сокращение его предложения. Первый метод реализуется через меры общеэкономического характера и через меры по созданию нетипичной занятости. К общеэкономическим мерам относятся: предоставление большей свободы и самостоятельности работодателям в вопросах занятости; льготное налогообложение в отраслях, где необходимо увеличение спроса на рабочую силу; кредитные льготы для предприятий, создающих дополнительные рабочие места; предоставление дотаций при обеспечении занятости групп населения с низкой конкурентоспособностью (например, молодежь); обучение и переобучение и другие.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются общественные работы, надомные работы, разделение рабочих мест и другие. Государственные меры по сокращению предложения труда состоят в следующем: расширение программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; увеличение пособий и продолжительности отпуска по уходу за детьми; увеличение пенсий, что означает одновременно и повышение совокупного спроса и понижение предложения труда; стимулирование досрочного выхода на пенсию; репатриация иностранных рабочих; сдерживание, а иногда и понижение реальной заработной платы.

Программы по регулированию занятости обычно в себя включают следующие положения: организация рынка труда в общенациональном масштабе; регулирование инвестиционной активности; активизация спроса на товары отечественного производства; диалог государства с профсоюзами; подавление монополистических тенденций; социальная защита от безработицы. Мероприятия, связанные с организацией рынка труда, обычно направлены на развитие рыночной инфраструктуры, повышение степени информированности населения о спросе на рабочую силу и о наличии вакантных мест.

Очень важны вопросы, связанные с социальной защитой от безработицы. Национальные системы страхования на случай потери рабочего места предполагают выплату пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы за счет накопленных сумм (взносы предприятий и работников, дотации из бюджета); разовые денежные льготы (например, пособие на детей). В целом такие меры дают положительный эффект. В то же время они несут в себе и отрицательные моменты. Во-первых, такие меры лишают человека стимулов к труду, во-вторых, рост подобных государственных расходов способствует повышению рыночной процентной ставки, что снижает инвестиционную активность предпринимателей.

Неокейнсианцы считают, что оптимизировать в стране занятость можно только путем обеспечения «эффективного совокупного спроса», что приведет к увеличению спроса на рабочую силу и будет содействовать снижению безработицы. Это достигается, прежде всего, за счет общественных работ, уменьшения процентной ставки по банковским кредитам, наращивания объема государственных заказов национальным фирмам. Неоклассики считают, что рыночная экономика в состоянии сама решить все проблемы, связанные с регулированием занятости населения. Для этого необходимо, чтобы домашние хозяйства и частный бизнес адекватно воспринимали рыночные сигналы.

Отправным пунктов в повышении занятости населения является прирост частных и государственных инвестиций, что должно содействовать увеличению занятости. В соответствии с мультипликационным эффектом это вызовет рост совокупной занятости, что можно выразить формулой М L = L / L1 , где M L – мультипликатор занятости; L1 – первоначальный прирост количества рабочих мест; L – общий прирост количества рабочих мест.

Особенно актуален вопрос политики занятости для стран с переходной экономикой. И тому есть ряд причин: снижается спрос на рабочую силу в ряде стран; спад производства; структурные изменения в экономике; дефицит инвестиций; сокращение дотаций из госбюджета для малорентабельных производств. Эти и другие причины обусловливают рост скрытой безработицы, расширение сферы сверхзанятости работников (поиск дополнительного «приработка»). Сказанное в определенной мере относится и к Республике Беларусь. И хотя здесь уровень безработицы составляет менее одного процента, проблема занятости продолжает оставаться достаточно важной. В республике обостряется проблема женской безработицы. В числе высвобожденных с предприятий и организаций по сокращению штатов преобладают именно женщины. Продолжает оставаться высоким уровень безработицы среди молодежи. Проблемы ее трудоустройства, адаптации на рынке труда негативно отражаются на качестве трудового потенциала страны.

Политика занятости в Республике Беларусь определена в соответствии с Законом о занятости населения. Его основные положения состоят в следующем: обеспечение равных возможностей для трудоустройства всем трудоспособным; реализация мер по предотвращению безработицы; предоставление социальных гарантий безработным; участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости во взаимодействии с государственными органами; международное сотрудничество в решении проблем занятости.

8.3 Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Антиинфляционная политика – это макроэкономическая политика, нацеленная на достижение устойчивого равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, что способствовало бы стабилизации цен. Речь идет о соответствии между товарной и денежной массой.

В реализации антиинфляционной политики выделяют стратегию и тактику. Антиинфляционная стратегия – это долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на устранение причин роста инфляции, уменьшение инфляционных ожиданий. К антиинфляционной стратегии можно отнести следующие меры:

1. Долгосрочная денежная политика, целью которой является регулирование роста денежной массы. Эта цель достигается путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость. Вместе с тем неизбежным следствием снижения темпов прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости. Поэтому перед правительством стоит вопрос: как сокращать темп роста денежной массы – резко (шоковая терапия ) или постепенно (градуализм ). Примером шоковой терапии могут служить Польша и в определенной мере Эстония, Россия. Примером политики градуирования могут служить Китай, Республика Беларусь.

2. Активная бюджетная политика, которая предусматривает маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается совокупный спрос, снижаются темпы инфляции. Если спрос недостаточен, государство увеличивает свои расходы, снижает налоги.

3. Защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий, то есть политика ограничения импортируемой инфляции.

Антиинфляционная тактика – это совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанной на краткосрочные меры по быстрому наращиванию предложения без адекватного повышения спроса или резкому снижению текущего спроса без соответствующего снижения предложения. Осуществление первого варианта связано с льготным налогообложением предприятий, приватизацией государственной собственности, что увеличивает доходную часть госбюджета. Может производиться также широкомасштабный импорт потребительских товаров. Для реализации второго варианта проводится политика, направленная на увеличение сбережений физических и юридических лиц за счет снижения текущего спроса. С этой целью повышаются проценты по банковским вкладам, проводятся такие мероприятия, которые способствуют стремлению вкладчиков к долгосрочным вкладам. Кроме этого, выпускаются государственные облигации и повышаются проценты по ним, вводятся новые виды страховых услуг, развивается рынок ценных бумаг. Эти меры отвлекают денежные средства населения и предприятий, что снижает совокупный спрос. Иногда вводится замораживание вкладов до востребования.

К антиинфляционной тактике относятся и такие меры, как политика цен и доходов и политика валютного курса. Политика цен и доходов заключается в том, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда.

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленных на стабилизацию обменного курса национальной валюты.

В меньшей степени применяются институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа . К первым относится либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и прежде всего, ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется государством.

Антиинфляционная политика в себя включает регулирование как совокупного спроса, так и совокупного предложения. Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень совокупного предложения можно путем формирования эффективного совокупного спроса через систему государственных закупок и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы. Однако такая антиинфляционная политика приводит к увеличению дефицита госбюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем.

Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были уже не только апробированы, но и показали свои недостатки. В частности, в ряде стран существенно вырос государственный долг. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией, в частности шоковую терапию или градуирование. Метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости. Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа, суть которой в обмене старых денег на новые в определенном соотношении. Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то такая политика должна дать эффект за сравнительно короткое время. Метод градуирования предполагает постепенное снижение темпов роста денежной массы. Этот метод позволяет избежать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Выбор того или иного метода зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских государств.

Особенностью антиинфляционной политики в Республике Беларусь является то, что она, в основном, осуществляется монетарными методами. Например, до 1999 г. Национальный банк проводил политику «дешевых денег» для увеличения совокупного спроса и связанного с ним экономического роста. Однако высокий уровень инфляции (350 % в 1999 г.) побудил Национальный банк с 2000 г. перейти к политике «дорогих денег». Стремительный рост инфляции начался в республике в мае 2011 г. В сентябре этого же года курс национальной валюты был отпущен в «свободное плавание». Инфляция приобрела прогрессирующий характер.

Развитию инфляционных процессов в республике в значительной степени способствовали такие факторы, как хронический дефицит госбюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях недостаточности внешних источников финансирования; слабое развитие конкуренции и высокая степень монополизации национальной экономики. В базовом прогнозе развития экономики страны на 2012г., разработанном правительством Беларуси в ноябре 2011 г., намечено удержание инфляции в пределах 19 % (за 10 месяцев 2011 г. инфляция составила 89 %).

Следует особо подчеркнуть, что, во-первых, у правительства нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией, во-вторых, полностью искоренить инфляцию в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционна по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20




3. Политика российского правительства в гг. следовала теории 1) монетаризма 2) марксизма 3) кейнсианства 4) протекционизма



















Часть 2 1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся: 1) обеспечить экономический____________ 2) создать условия экономической_____________ (право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности) 3) заботиться об обеспечении полной___________ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)


2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение


3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение











11. Найдите в приведенном списке характеристики присущие любому налогу. Номера запишите в порядке возрастания. 1) Обязательность уплаты 2) Безвозмездность 3) Пропорциональность доходу 4) Возвратный характер 5) Законодательное установление 6) Приблизительность размера для законоплательщика


12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений 1) По различным оценкам, в гг. Россия поставила на мировой рынок млн.т. зерна. 2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. 3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. 4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. 5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство страны станет наконец эффективной сферой хозяйственной деятельности.


13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений 1) В начале 90-х годов в России было лишь около 10 государственных банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны. 2) По официальным данным Центрального банка, на май 1996 года в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556 – паевых и 1012 – акционерных. 3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. 4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню и по способности внедрять достижения НТР. 5) Ведущие транснациональные банки ежегодно тратят на модернизацию технической базы 15-20% общих операционных расходов. 6) У российских банков расходы на техническое оснащение составляют в среднем лишь 1-2%.


6. функции 7. облигации 8. государственное ценообразование 9. квалификация баобаб 13.ааббаа

Антициклическая политика и ее инструменты. Государство для устранения или смягчения негативного воздействия цикличес­ких колебаний экономической конъюнктуры на экономику прово­дит антициклическую политику - действия правительства, нап­равленные на сглаживание циклических колебаний, на достиже­ние и поддержание экономической стабильности. Причем стабили­зационные меры должны осуществляться в направлении, противо­положном колебаниям экономической конъюнктуры. Так, в фазе спада усилия государства концентрируются на стимулировании де­ловой активности; в фазе же подъема, для предотвращения "перег­рева" экономики, государство проводит политику сдерживания ин­фляционного экономического роста.

Макроэкономическая стабилизация достигается, когда уста­навливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций при устойчивом экономическом росте.

Инструментами стабилизационной антициклической поли­ тики являются, во-первых, такие фискальные рычаги, как вели­чина и структура государственных расходов и налогов, трансфер­ты; во-вторых, кредитно-денежные инструменты: общая масса де­нег, находящихся в обращении, величина кредита, учетная ставка процента, норма резервов коммерческих банков, процент на цен­ные бумаги центрального банка.

Существуют различные подходы к стратегии и тактике стаби­лизационной политики. Здесь четко выделяются два направления: неоклассическое и неокейнсианское. Их представители по-разному трактуют причины нестабильности экономики и предлагают свои меры приведения ее в устойчивое состояние.

Неоклассики считают рыночную экономику по своей природе в значительной степени саморегулирующейся. Инструментами само­регулирования в их концепции являются гибкие ставки процента и заработной платы, а также цены. Поэтому неоклассики выступают за пассивную стабилизационную политику. Государственное вме­шательство в экономику, по их мнению, усиливает нестабильность, следовательно, оно должно быть минимальным. Неоклассики пер­воочередное внимание уделяют регулированию совокупного пред­ложения, так как считают его причиной нестабильности. Они так­же полагают, что основной целью антициклического регулирова­ния должно быть создание стимулов деятельности субъектов хозяй­ствования на уровне микроэкономики.

Представители же неокейнсианского направления выступают за активную макроэкономическую политику. По их мнению, современ­ная рыночная экономика недостаточно гибка для саморегулирова­ния, так как зарплата и цены неэластичны в сторону снижения. Главным направлением предлагаемой ими политики является ста­билизация совокупного спроса, колебания которого являются основ­ной причиной нестабильности в экономике. Например, уменьшение совокупного спроса ведет к снижению объема производства, занятос­ти, а значит, и совокупного дохода, и наоборот. Поэтому неокейнсианцы выступают за первоочередное регулирование спроса, за актив­ную роль государства. По их мнению, целью стабилизационной по­литики должно быть регулирование народного хозяйства в целом.

Тип стабилизационной политики формируется в зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика. Индикато­ром, характеризующим вид фазы, является динамика таких пока­зателей, как величина ВВП, совокупного спроса и предложения, уровни цен, занятости и безработицы, национального дохода и пот­ребления.

Когда экономика находится в фазе спада, государство, как отмечалось ранее, проводит политику стимулирования деловой ак­тивности. Для этого могут применяться различные меры. Неокейнсианцы в качестве основного инструмента предлагают использовать увеличение государственных расходов, что должно привести к росту совокупного спроса, а в конечном итоге - и производства. С этой целью применяется бюджетно-налоговая политика. Так, во время спада экономики увеличиваются расходы бюджета и снижа­ются налоговые ставки, что увеличивает совокупный спрос.

Неоклассики же больше внимания уделяют денежно-кредит­ной политике, а бюджетно-налоговую рассматривают как допол­нение к ней. Поэтому упор они делают на применение монетарных теорий, основывающихся на регулировании количества денег в обращении путем воздействия через центральный банк страны. Целью монетарной политики является стабилизация уровня цен и курса национальной валюты, подавление инфляции, регулирова­ние спроса и предложения денег, обеспечение устойчивого денеж­ного обращения.

Монетарная политика считается жесткой, если правительство и центральный банк своими мероприятиями ограничивают эмиссию (печатание) денег, сокращают денежную массу, устанавливают вы­сокие процентные ставки на получение кредита. Мягкая монетар­ная политика, наоборот, способствует получению дешевых креди­тов и не препятствует увеличению денежной массы.

Во время спада экономики, для ее оживления проводится поли­тика "дешевых" денег. С этой целью центральный банк снижает учетную ставку процента, по которой он предоставляет кредит ком­мерческим банкам. Кредит дешевеет, поэтому коммерческие банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы. Применяются и дру­гие меры денежно-кредитной политики. В результате этих мероп­риятий количество денег в обращении растет, что ведет к увеличе­нию объема инвестиций, а значит, и к росту национального произ­водства и снижению безработицы.

Когда экономика находится в состоянии подъема, государство, как отмечалось, проводит сдерживающую стабилизационную по­литику. Сторонники неокейнсианских взглядов 8 этой ситуации выступают за повышение ставок налогов, сокращение государ­ственных расходов и ограничения в проведении амортизационной политики. В итоге покупательский спрос снижается, что сдержива­ет экономическую активность. Неоклассики предпочитают регули­рование монетарными методами, проведение политика "дорогих" денег. Центральный банк повышает учетную ставку процента, кре­дит для коммерческих банков становится дороже, в связи с чем их ресурсы снижаются, денег в обращении становится меньше. При­нимаются и другие меры для достижения этой цели: увеличивают­ся нормы обязательных резервов коммерческих банков, повыша­ются проценты на ценные бумаги центрального банка.

Виды стабилизационной политики. Различают автоматичес­ кую и регулируемую стабилизацию. В первом случае действуют ав­томатические (встроенные) стабилизаторы, ведущие, как автопи­лот, экономику по заданному курсу. К ним относятся институты, представляющие собой нормы, правила, законы, указы, постанов­ления, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства приводить экономику страны в положение равновесия, ес­ли оно нарушено.

Так, при спаде производства многие предприятия полностью или частично прекращают работу. Падают доходы, растет безрабо­тица, что ведет к автоматическому, без специальных указаний правительства снижению величины налоговых поступлений с до­ходов, росту выплат пособий по безработице. В результате поддер­живается денежный спрос населения, что замедляет экономичес­кий спад.

Встроенные стабилизаторы вступают в действие также в период инфляционного экономического роста. Загружаются производствен­ные мощности, растут доходы предприятий и населения, занятость и, как следствие, увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Одновременно снижается объем государственных расходов на посо­бия по безработице и некоторые другие социальные выплаты.

Обычно автоматически действующие меры дополняются регу­лируемой стабилизацией. Для этого чаще всего применяются такие инструменты, как изменение налоговых ставок, программы общес­твенных работ, оказание материальной помощи. В периоды спада экономики с целью улучшения экономического положения пред­приятий правительство снижает налоговые ставки, вводит налого­вые льготы. Для того чтобы смягчить положение растущей армии безработных, их привлекают к выполнению общественных работ, за что выплачивают деньги. Для приостановки падения уровня жизни применяются, наряду с автоматически действующими посо­биями, разовые выплаты, оказание материальной помощи, выдача дополнительных пособий.

Необходимость макроэкономической стабилизации и проведе­ния соответствующей политики существует л в странах с переход­ной экономикой. Однако меры антициклического регулирования, положительно зарекомендовавшие себя в развитой рыночной эко­номике, неприменимы в чистом виде для переходной. Ее сущес­твенная особенность, накладывающая отпечаток на специфику по­литики стабилизации, состоит в том, что макроэкономическая не­стабильность здесь вызвана не естественным ходом экономического цикла, а крахом государственного социализма и переходом к ры­ночной системе хозяйствования. Поэтому здесь нужна не антицик­лическая, а именно стабилизационная политика.

Трудности в осуществлении стабилизационной политики в пе­реходный период обусловлены масштабом и глубиной дестабилизи­рующих процессов, "трансформационным спадом" (спадом эконо­мики при переходе от одной экономической системы к другой). Так, длительность и глубина экономического кризиса не позволяют применять в ряде постсоциалистических стран, в том числе и в Бе­ларуси, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную поли­тику. Этому препятствует также низкий уровень доходов населе­ния, отсутствие у его значительной части полного доверия к эффек­тивности мероприятий правительства.

Переходная экономика в ее нынешнем состоянии в странах СНГ накладывает существенные ограничения и на применение кейнсианских и неокейнсианских программ стабилизации. Так, в услови­ях разрыва хозяйственных связей не может действовать в полной мере мультипликационный эффект, на котором эти программы ба­зируются. Кроме того, эти программы в качестве одного из основ­ных направлений предусматривают увеличение бюджетного дефи­цита и государственного долга, которые, например, в России уже превышают оптимальные значения.

Особенность макроэкономической стабилизации в переходной экономике состоит и в масштабности дестабилизирующих процес­сов, затрагивающих основы не только экономической, но и соци­альной и политической жизни. Поэтому стабилизационная полити­ка здесь охватывает все звенья и уровни экономики как единой сис­темы, т.е. носит общесистемный характер.

Антиинфляционная политика в переходной экономике. В пе­реходной экономике на первый план макроэкономической стабили­зации выдвигается борьба с инфляцией. Эта проблема особенно ак­туальна для Беларуси, которая в определенные периоды занимала первое место среди стран СНГ по уровню инфляции.

Сущность антиинфляционного регулирования состоит в том, чтобы на основе определенной государственной политики прибли­зиться к устойчивому равновесию совокупного спроса и совокупно­го предложения и на этой основе стабилизировать цены. В конеч­ном итоге должно быть достигнуто соответствие между товарной и денежной массой. Поэтому борьба с инфляцией должна осущес­твляться и через реформирование производства и финансово-кре­дитную сферу.

Как правило, в переходной экономике существуют два сцена­рия осуществления антиинфляционной финансовой стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный подход представляет собой совокупность мероприятий, включающих максимально возможное задействование рыночных регуляторов, в том числе жесткую бюджетно-налоговую и кредитно-денежную поли­тику, фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса в качестве "якоря" для поддержания уровня цен. Упор дела­ется на свободные цены при ограничении роста зарплаты, либера­лизацию условий деятельности предприятий на внутреннем и ми­ровом рынках. Осуществляется сокращение дефицита госбюджета путем как уменьшения государственных расходов на социальные цели, управление, оборону и др., так и увеличения доходной базы бюджета в результате ужесточения налоговой политики. Одновре­менно проводится политика "дорогих денег". Когда эти мероприя­тия осуществляются правительством быстро и последовательно, они называются шоковой терапией. Ортодоксальный подход, та­ким образом, отводит важную роль жесткой и последовательной политике снижения инфляционных ожиданий. Опыт применения ортодоксальных мер свидетельствует, что они хороши для гиперин­фляции, но менее эффективны для преодоления хронической ин­фляции.

Гетеродоксальный подход делает упор на политику стабилиза­ции цен и доходов, хотя может также включать монетарную политику и стабилизацию обменного курса. В этом случае временно за­мораживаются иены и доходы, т.е. появляется еще один "якорь" финансовой стабилизации. Практика показывает, что гетеродок-сальные программы очень эффективны в борьбе с инфляцией, осо­бенно на начальных этапах долгосрочных программ стабилизации. Вместе с тем они дают и негативные результаты: "замороженные" цены лишают стимула развитие производства, дезориентируют ры­ночный механизм, лишая его ценовых импульсов и оценок.

В переходной экономике, где рыночные механизмы только за­рождаются, жесткую финансовую политику необходимо осущес­твлять осторожно, постепенно, параллельно с реформированием структуры народного хозяйства, осуществлением приватизации и демонополизации, развитием всего рыночного механизма и его ин­фраструктуры. В противном случае, как показывает опыт, может произойти падение объемов производства.

В антиинфляционной политике можно выделить стратегию и тактику. Антиинфляционная стратегия - долгосрочная денеж­но-финансовая политика, направленная на устранение причин ин­фляции и демонтаж ее основных механизмов, уменьшение инфля­ционных ожиданий. Основными направлениями выступают: дол­госрочная политика денежных ограничений, осуществляемая че­рез комплекс мероприятий центрального банка; политика сниже­ния бюджетного дефицита и перестройка структуры расходов и до­ходов бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономи­ки, достижение сбалансированного бюджета; защита националь­ной экономики от внешних инфляционных воздействий путем ре­гулирования валютного курса и сальдо платежного баланса. Эти меры дополняются комплексом мероприятий по увеличению товар­ного предложения, приведению его в соответствие со спросом. К ним относятся: структурная перестройка народного хозяйства, го­сударственное стимулирование научно-технического прогресса, привлечение внутренних и внешних инвестиций для развития про­изводства, демилитаризация и конверсия военной экономики.

Антиинфляционная тактика есть совокупность методов крат­косрочной антиинфляционной политики, рассчитанной на крат­косрочные меры по быстрому наращиванию предложения без адек­ватного повышения спроса или резкому снижению текущего спро­са без соответствующего падения предложения. В рамках первого варианта осуществляется льготное налогообложение предприятий, проводятся приватизация государственной собственности, что уве­личивает доходную часть госбюджета. Кроме того, может произво­диться массированный импорт потребительских товаров и частич­ная реализация государственных запасов и накопленных предпри­ятиями ресурсов производственного назначения. Для реализации второго варианта правительство побуждает юридических и физи­ческих лиц к увеличению сбережений за счет снижения текущего спроса, для чего повышает проценты по вкладам и депозитам, при­нимает другие меры с тем, чтобы как можно дольше удержать де­нежные вклады (депозиты) в банковской системе. Кроме того, вы­пускаются государственные облигации и повышаются проценты по

ним, вводятся новые виды страховых услуг, развиваются акцио­нерные формы собственности и рынок ценных бумаг. Эти меры от­влекают денежные средства населения и предприятий, что умень­шает совокупный спрос. Иногда вводится временное заморажива­ние вкладов до востребования.

Особенностью антиинфляционной политики в Беларуси являет­ся то, что она в основном осуществляется монетарными методами. Так, до 2000 г. в течение нескольких лет национальный банк прово­дил политику "дешевых денег" для увеличения совокупного спроса и связанного с ним экономического роста. Однако высокий уровень инфляции (350 % в 1999 г.) побудил национальный банк в 2000 г. проводить политику "дорогих денег", что позволило снизить сред­немесячный уровень инфляции до 6,3 %.


Роль государственного регулирования экономики
Средства государственного регулирования экономики
Институты государственного регулирования переходной экономики
2. Стабилизационная и структурная политика
Понятие стабилизационной политики
Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период
Монетарный подход к финансовой стабилизации
Немонетарный подход к финансовой стабилизации
Структурная политика и ее главные направления в переходный период
Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики
3. Институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики)
Выводы
Термины и понятия
Вопросы для самопроверки

В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности.
В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

1. Функции государства. Направления и средства государственного регулирования в переходной экономике

В переходный период государство изменяет свое положение в экономике и обретает новые функции.

Роль государственного регулирования экономики

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

Функции государственного регулирования экономики

В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
. обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
. ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
. поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
. разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
. демонополизация и поощрение конкуренции;
. приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).

Средства государственного регулирования экономики

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

2. Стабилизационная и структурная политика

Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:
1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
2) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.

Понятие стабилизационной политики

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.
Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов (см. гл. 22).

Монетарный подход к финансовой стабилизации

В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора.
Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.
Рост денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки — лаги, в течение которых изменения объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.

Немонетарный подход к финансовой стабилизации

Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения.
Во-первых, с т р у к т у р н ы й ф а к т о р, т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.
Во-вторых, м о н о п о л и с т и ч е ск и й ф а к т о р, который в специфических условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).
В-третьих, и н с т и т у ц и о на л ь н ы й ф а к т о р, связывающий инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие
этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, что неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий на сжатие спроса — неплатежи.
Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию, которую нельзя устранить путем сжатия денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением.
Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.

Инструменты макроэкономической стабилизации

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:
1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);
3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;
4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

  1. либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации.

О р т о д о к с а л ь н ы й с ц е н а р и й представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
Г е т е р од о к с н ы й с ц е н а р и й предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике

Переходная экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий.
Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной).
Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство).

Структурная политика и ее главные направления в переходный период

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.
Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Концепция структурной перестройки экономики России

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики

В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.

3. Институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики)

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Формирование правовой основы рыночной экономики

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:
а) права собственности;
б) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
в) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);
г) поддержание конкурентной среды.
В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).

Становление рыночных институтов

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990—1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде «уполномоченных банков», получавших — в нарушение принципов конкуренции — особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.
В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность; свобода установления хозяйственных связей; конкуренция.

Особенности рыночных институтов в переходной экономике

Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные черты.
Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.
Другой институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.
Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты рынка — рынки факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) — развиты значительно слабее. Так, формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства как заемщика. Становление рынка труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.
Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса.

Выводы

1. Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики — отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким ограничением его регулирующих функций. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
2. При переходе от плановой к рыночной экономике, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой) стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.
3. Сложились два главных подхода к финансовой стабилизации, в основе которых лежат различные представления о природе инфляции в переходной экономике. В соответствии с монетарным подходом инфляция целиком зависит от темпов прироста денежной массы. Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют такие факторы, как диспропорции в структуре народного хозяйства, высокая степень монополизации экономики и т.д.
4. Выделяются два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный (сокращение или ликвидация дефицита госбюджета, жесткий контроль за денежной эмиссией, установление «монетарного якоря») и гетеродоксный (те же меры в сочетании с регулированием цен и доходов).
5. Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК).
6. Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание новой системы управления народным хозяйством.

Термины и понятия

Стабилизационная политика
Макроэкономическая (финансовая) стабилизация
Монетарный подход к финансовой стабилизации
Немонетарный подход к финансовой стабилизации
Структурная политика
Ортодоксальный сценарий макроэкономической стабилизации
Гетеродоксный сценарий макроэкономической стабилизации
«Монетарный якорь» Институциональные преобразования
Институциональные лакуны
Структурная асимметричность

Вопросы для самопроверки

1. Какие экономические функции государство вынуждено брать на себя в связи с переходным характером экономики?
2. Какие меры необходимы для финансовой стабилизации в переходной экономике:
а) свобода частнопредпринимательской деятельности; б) отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность;
в) повышение ссудного процента сверх уровня инфляции? 3. Какими проблемами в переходной экономике должно заниматься государство: а) осуществлять импорт продовольственных товаров;
б) оказывать помощь коммерческому банку, находящемуся в тяжелом финансовом положении; в) определять круг товаров и услуг, необходимых для государственных нужд?
4. Какой вариант макроэкономической стабилизации применялся в России в 1992—1994 гг.: ортодоксальный или гетеродоксный?
5. Почему в начале переходного периода, как правило, необходима макроэкономическая стабилизация?
6. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям: а) повышение цен на бензин; б) введение валютного коридора; в) создание двухуровневой банковской системы?
7. Какие отрасли российской промышленности должны пользоваться в ходе структурной перестройки поддержкой государства:

А) газовая; 6) легковая; в) пищевая?

«Экономика и государство» - Экономическая политика государства. Благотворительные столовые для безработных. Охрана прав потребителя. Налогообложение доходов и имущества. Перераспределение доходов и богатства. Защита экономических интересов страны. Создание стабильного законодательства. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

«Рынок автомобилей» - Легковые – 0,1 Грузовые – 0,4 Автобусы – 1,7. «ЗИЛ» и др. 6,4. 3,0. Группа «КамАЗ» («КамАЗ», «НефАЗ», «Автоприцеп-КамАЗ» и др.). Общий объем товарной продукции в отрасли – 872,3 млрд. руб. Грузовые – 25,4 Автобусы – 2,0. Легковые – 1,7 Грузовые – 2,4.

«Классификация стран» - Форма правления. Классификация стран по уровнюсоциально-экономического развития. Страны - нефтеэкспортёры. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Социалистические страны. Ключевые страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны. Саудовская аравия. Социалистические республики.

«Доходы семьи» - Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде. Доход от предпримательской деятельности. Закон Энгеля. Доходы и расходы семьи. Реальный доход. Семейные расходы. Стоимость жизни. Доход от собственности. Социальные трансферты. Доход в виде благ. Номинальный доход. Индекс потребительских цен. Товарная корзина.

«Экономика и производство» - Что такое экономическая наука? Производство. Отношения людей. Основные виды ресурсов экономики. Прибыль. Изготовление машин. Потребности. Три главных вопроса экономики. Потребление. Труд (человеческие ресурсы). Государство. Фирмы. Информационные ресурсы. Доходы от факторов производства. Распределение.

«Юридическая ответственность» - Принудительное взыскание причиненных убытков. Ответственность за вину. Административный штраф. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Изменение сроков давности. Меры уголовного наказания (например, лишение свободы). Невменяемое состояние. Четко очерченный объем принуждения.

Всего в теме 14 презентаций

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама