THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Классификация междунар. орган. Различия в юридической природе межправительственных (межгосударственных) и неправительственных орган. (Негосударственных). Междунар. орган. общей и специальной компетенции

ООН. История создания. Устав ООН - многосторонний междунар. договор современности. Цели и принципы деятельности ООН

Право междунар. организаций: понятие, источники, история междунар. организаций. Право междунар. орган. в системе Мп.

Поскольку данная отрасль международного права соотно­сится с теми организациями, которые являются формой сотруд­ничества государств и имеют межгосударственный (межправи­тельственный) характер, право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъект­ный состав, структуру, полномочия и порядок деятельно­сти органов, юридическую силу их актов.

Впервые сам термин "международная межправительственная организация" был применен к Международному институ­ту унификации частного права в его Уставе, принятом 15 марта 1940 г

Комплексного правового акта, ориентированного на регла­ментацию статуса и деятельности всех международных орга­низаций, нет. Один из аспектов статуса организаций затрагива­ется в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсально­го характера, принятой в 1975 г., ратифицированной СССР в 1978 г., но до сих пор не вступившей в силу. Определенное зна­чение для данной отрасли имеет еще один общий многосторон­ний акт, уже рассмотренный в гл. 9, - Венская конвенция о Праве договоров между государствами и международными ор­ганизациями или между международными организациями, при­нятая в 1986 г.

Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государства­ми-учредителями в виде международного договора, именуемо­го, как правило, уставом. Таковы - Устав Организации Объе­диненных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоох­ранения 1946 г., Устав Организации африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов при­меняются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждаю­щая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.

К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).

Учредительный акт характеризует правосубъектность ме­ждународной организации, имея в виду ее производное и функ­циональное состояние (см. гл. 2). В учредительном акте фикси­руются цели и задачи организации., ее организационная струк­тура, полномочия и порядок деятельности ее органов, решают­ся административные, бюджетные и иные вопросы. Важное место в акте занимают нормы о членстве - о первоначальных чле­нах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является состав­ной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привиле­гиях и иммунитетах Объединенных Наций).

К категории источников права международных организа­ций относятся договоры, заключаемые от имени каждой орга­низации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относи­тельно местопребывания центральных учреждений ООН, Со­глашение между Республикой Беларусь и Содружеством Неза­висимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республи­ки Беларусь.

Известны также договоры между организациями и прави­тельствами государств, в которых создаются представительст­ва той или иной организации и (или) осуществляются опреде­ленные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Россий­ской Федерации Объединенного представительства ООН.

Классификация междунар. орган. Различия в юридической природе межправительственных (межгосударственных) и неправительственных орган. (Негосударственных). Междунар. орган. общей и специальной компетенции

Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Из этого определения можно выделить следующие признаки любой международной организации:

Членство трех и более государств.

При наличии меньшего количества государств возникает их союз, но не международная организация, создаваемая с целью коллективного решения определенных задач;

Уважение суверенитета государств-членов организации и невмешательства во внутренние дела.

Этот признак является основной функциональному признаку международной организации, так как в процессе ее деятельности все государства, которые являются членами организации, имеют равные права и несут равные обязанности в качестве субъектов международного права независимо от размера своей территории, численности населения, уровня экономического развития и других признаков, характеризующих государство. Вмешательство во внутренние дела государства-члена организации никоим образом не допускается, за исключением случаев, когда таким государством нарушены международные обязательства, взятые в рамках этой организации в соответствии с ее уставными положениями;

Создание в соответствии с международным правом.

Этот признак имеет констатируя значение, потому что любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. А это означает, прежде всего, что учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens. Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан несущественным и действие его прекращено в кратчайший срока:

Основания на основе международного договора.

Обычно международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, протокола и т.д.)., Объектом такого договора является поведение как субъектов договора, так и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства.? Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций также и межправительственные организации.Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций;

Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной профильной области, например в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (Европейский Союз), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд), а (Международная организация труда), в сфере медицины (Всемирная организация здравоохранения) и во многих других отраслях. Одновременно на международной арене являются организации, уполномоченные координировать деятельность государств практически во всех отраслях, например ООН и др..Таким образом, международные организации наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т.д.) выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений;

Наличие соответствующей организационной структуры (постоянные органы и штаб-квартира).

Этот признак, характеризующий институциональную строение международной организации, является одной из важнейших. Она как бы демонстрирует и подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. На практике этот признак проявляется в том, что межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных (основных) и вспомогательных органов. Обычно высшим органом организации является сессия (ассамблея, конгресс), которая созывается один раз в год (иногда один раз в два года). В качестве исполнительных органов выступают совета. Административный аппарат возглавляется исполнительным секретарем (генеральным директором) организации. Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией;

Наличие прав и обязанностей организации. Особенностью компетенции международной организации является то, что его права и обязанности производные от прав и обязанностей государств-членов. Таким образом, ни одна организация без согласия государств-членов не может начать действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закрепляются в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы устанавливают и закрепляют намерения государств-членов и их волю относительно границ и сфер деятельности международной организации, далее должны быть ней реализованы. Государства также вправе запретить организации начать те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия;

Самостоятельные международные права и обязанности организации.

Несмотря на то, что международная организация наделяется государствами-членами правами и обязанностями, в процессе ее деятельности она начинает приобретать свои, отличные от исходных, права и обязанности. Таким образом, речь идет о возникновении в международной организации автономной воли, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно выбирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами;

Установление порядка принятия решений и их юридической силы.

Этот признак свидетельствует о том, что в рамках международной организации характерно принятие решений в специально разработанной процедуре. Каждая из международных межправительственных организаций имеет свои правила процедуры. Кроме того, юридическую силу решений, принятых в рамках международной организации, устанавливают сами государства-члены международной организации.

Уже отмечалось, что в международном праве существует два вида международных организаций:

Международные межправительственные организации (ММУО) - организации, созданные на основе международного соглашения. Именно им государства делегируют определенную часть своих суверенных прав. Однако международная правосубъектность этих организаций остается ограниченной, так как они действуют в рамках только тех полномочий, передали им государства;

Международные неправительственные организации (МНПО) - организации, создаваемые международной общественностью с целью установления международного сотрудничества по актуальным вопросам международной жизни.

В свою очередь, ММУО можно классифицировать на нескольких основаниях:

1. По предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, военно-политические, по вопросам здравоохранения, культуры, торговли и др..

2. По кругу участников:

Универсальные - их членами являются практически все государства мира (например, Организация Объединенных Наций);

Региональные - их членами являются государства определенного географического региона мира (например, Организация Американских государств);

Субрегиональные - их членами являются группы государств внутри географического региона (например, Организация Черноморского экономического сотрудничества);

Межрегиональные - в их работе принимают участие государства различных географических регионов мира (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, членами которой являются как европейские государства, так и государства Средней Азии).

3. За порядком приема новых членов:

Открытые - согласно уставным документам их членом может быть любое государство;

Закрытые - конкретные участники этих организаций и их количество заранее оговариваются в уставных документах таких международных организаций.

4. По сферам деятельности:

Организации с общей компетенцией - они вправе рассматривать любой вопрос международной жизни (например, ООН, ОБСЕ);

Организации со специальной компетенцией - круг рассматриваемых ими вопросов заранее оговорено в их уставных документах и??касается определенной сферы международной жизни (например, ВОЗ, МОТ).

5. По целям и принципам деятельности:

Правомерные - они создаются в соответствии с международным правом;

Противоправные - они создаются с нарушением общепризнанных норм международного права с целями, противоречащими интересам международного мира и международной безопасности.

В МНПО можно выделить определенные признаки международных организаций (создание в соответствии с международным правом, наличие определенной организационной структуры, наличие прав и обязанностей и др.)., А также применить к ним некоторые простирающиеся видовые признаки ММУО прежде градацию по предмету деятельности. По этому признаку МНПО делятся на следующие группы:

Политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные организации;

Женские организации, а также организации по охране семьи и детства;

Молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительные организации;

Организации в области прессы, кино, радио, телевидение;

Организации местных (региональных) властей. Следует, однако, иметь в виду, что субъектами международного права являются только ММУО. Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладает автономной волей, отличной от воль ее членов.

Особая значимость деятельности международных организаций, их роль в обсуждении и решении наиболее сложных вопросов международных отношений вызвали необходимость возникновения в международном праве отдельной отрасли - права международных организаций. Нормы права международных организаций - является преимущественно нормами договорного характера, а именно право организаций - одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли является учредительные документы международных организаций. Сюда входят Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др..

Однако, несмотря на то, что международные организации, являющиеся производными субъектами международного права, имеют самостоятельную волю, отличную от простой совокупности воль государств, участвующих в организации, их воля, в отличие от воли государств, не является суверенной.Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации,

взаимодействие ее с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.

ООН. История создания. Устав ООН - многосторонний междунар. договор современности. Цели и принципы деятельности ООН

Создание Организации Объединенных Наций. Первым шагом к созданию ООН стала союзническая декларация, подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире».

14 августа 1941 президентом США Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее Соединенное Королевство) Уинстоном Черчиллем был подписан документ, в котором они предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности.Документ, подписанный во время встречи «где-то на море», известный как Атлантическая хартия.

1 января 1942 представителями 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», была подписана Декларация Объединенных Наций, в которой они заявили о поддержке Атлантической хартии.В этом документе впервые была официально использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом.

В декларации, подписанной в Москве С октября 1943 года в ходе специальной конференции (Московская конференция), правительства Советского Союза, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Китая призвали к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности.

Эта цель была вновь подтверждена на встрече руководителей США, СССР и Соединенного Королевства на встрече в Тегеране 1 декабря 1943 (Тегеранская конференция).

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в особняке, известном под названием «Думбартон-Окс», в Вашингтоне.На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функции этой организации.

11 февраля 1945 после встреч в Ялте (Ялтинская конференция) Рузвельт, Черчилль и Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

25 апреля 1945 делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций по вопросам международных организаций (Конференция в Сан-Франциско).Делегаты подготовили Устав из 19 глав и 111 статей, который был единогласно принят 25 июня 1945.На следующий день делегаты подписали его в доме Мемориала ветеранов войны.

24 октября 1945 Устав ООН ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством других подписавших его и вступил в силу.Таким образом, Организация Объединенных Наций была создана, а 24 октября стало днем??ООН.

С начала 1946 начинают создаваться и активно действовать основные органы ООН:

10 января 1946 в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне открывается первая Генеральная Ассамблея, на которой было представлено 51 государство; 17 января 1946 в Вестминстерском дворце впервые собирается Совет Безопасности и принимает свои правила процедуры;

24 января 1946 Генеральная Ассамблея принимает первую резолюцию.Ее главные темы: мирное использование атомной энергии и ликвидация атомной и других видов оружия массового уничтожения;

1 февраля 1946 Трюгве Ли (Норвегия) становится первым Генеральным Секретарем ООН;

10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея принимает Всеобщую декларацию прав человека;

24 октября 1949 заложен первый камень нынешнего дома Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке.

Организация Объединенных Наций и ее органы пять раз удостаивались Нобелевской премии мира:

1954: Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) за помощь беженцам в Европе;

1965 Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) за помощь в спасении жизни детей во всем мире;

1969: Международная организация труда (МОТ) за достигнутые успехи в установлении норм, защищающих права работающих и обеспечивают их безопасность;

1981: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев за помощь беженцам в Азии;

1988: силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира за миротворческие операции.

Кроме того, Нобелевской премии мира в связи с деятельностью ООН были удостоены:

1945: Кордёл Халл, бывший государственный секретарь США, за руководящую роль в создании ООН;

1949: лорд Джон Бойд Орр, Великобритания, первый генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО);

1950: Ральф Бунча, США, посредник ООН в Палестине, за руководящую роль в заключении соглашений о перемирии, подписанных в 1949 году Израилем, Египтом, Иорданией, Ливаном и Сирией;

1957: Лестер Пирсон, бывший государственный секретарь Канады, председатель Генеральной Ассамблеи, за работу на благо дела мира на протяжении всей жизни и за руководящую роль в усилиях ООН по урегулированию кризиса вокруг Суэцкого канала;

1961: Дат Хаммаршельд, Швеция, Генеральный Секретарь ООН, за помощь в урегулировании кризиса в Конго;

1974: Шон Макбрайд, Ирландия, Комиссар ООН по

Намибии.

Задачи, цели и принципы ООН нашли свое закрепление в Уставе организации, подписанном 26 июня 1945 в Сан-Франциско.

Преамбула к Уставу Организации Объединенных Наций содержит следующее:

«Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости

Спасти грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и

Вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и

Создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и

Содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях - проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и

Объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и

Обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, чем в общих интересах, и

Использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей.

В соответствии с этим наши соответствующие правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием «Объединенные Нации ».

В статье 2 Устава ООН закреплены демократические принципы этой организации:

Суверенное равенство членов ООН;

Добросовестное выполнение ими обязательств по Уставу ООН;

Решение международных споров только мирными средствами;

Отказ от угрозы силой или ее применения в любых целях, несовместимых с Уставом ООН;

Обязанность членов ООН предоставлять ей всемерную помощь во всех действиях, осуществляемых в соответствии с Уставом, и воздерживаться от помощи государствам, против которых ООН принимает принудительные меры;

Обеспечение Организацией Объединенных Наций такого положения, чтобы государства, не входящие в ООН, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом;

Невмешательство ООН во внутренние дела государств.

Членство в ООН.Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять.Исходными членами ООН была 51 государство.

Прием новых членов в ООН осуществляется по рекомендации Совета Безопасности Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов.В том же порядке производится исключение из ООН государств, систематически нарушающих Устав, и приостановлении осуществления прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН, в отношении государств, против которых ООН принимает меры превентивного или принудительного характера.

Международное право Вирко Н А

13. Понятие «права международных организаций»

Право международных организаций – это отрасль международного права, включающая в себя принципы и нормы, регулирующие вопросы создания и функционирования международных организаций.

К принципам права международных организаций относятся:

1) соответствие создания международных организаций общепризнанным принципам международного права;

2) ответственность международных организаций за правонарушения;

3) добровольность членства в международных организациях.

Учредительные акты международных организаций – это международные договоры или решения международных организаций, определяющие правовую природу организаций, а также права и обязанности. В учредительном акте международной организации указываются цели и принципы организации, полномочия и структура организации, порядок деятельности международной организации.

Учредительные акты международных организаций указывают на производную природу международных организаций. В связи с этим можно выделить следующие признаки международных организаций:

1) международная организация создается суверенными государствами;

2) международная организация создается и функционирует в рамках учредительного договора;

3) международная организация является постоянно действующей и обладает аппаратом постоянных органов;

4) международная организация обладает определенной совокупностью прав, которые присущи юридическомулицу;

5) международная организация уважает суверенитет государств-членов. Устав ООН является основополагающим источником для всей отрасли права международных организаций.

Международные организации бывают межправительственными и неправительственными. Не являются субъектами международного права неправительственные организации.

Международная организация – это объединение суверенных государств, учреждаемое международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные действующие органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права (Организация Объединенных Наций).

Неправительственная международная организация – это организация, созданная не на основе межгосударственного договора, она объединяет физических и (или) юридических лиц (Лига обществ Красного Креста).

Виды международных организаций:

1) по характеру членства:

а) межправительственные;

б) неправительственные;

2) по кругу участников:

а) универсальные;

б) региональные;

в) межрегиональные;

3) по компетенции:

б) специальные;

4) по характеру полномочий:

а) межгосударственные;

б) надгосударственные;

5) по способу приема в члены организации:

а) открытые;

б) закрытые.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

1. Категория «международное юридическое лицо». Вопросы правосубъектности международных межправительственных и неправительственных организаций Двадцатый век дал международному частному праву новую категорию - «международное юридическое лицо», роль которой еще не

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

автора Глебов Игорь Николаевич

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

2. Процессуальная правоспособность иностранных международных организаций В ГПК РФ закреплено, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом. В ст. 399 ГПК РФ дается определение

Из книги Международное право автора Вирко Н А

9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

35. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в

Из книги Конституция России: 10 лет применения автора Деменева Анна Валентиновна

40. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и

Из книги Конвенция ООН против коррупции автора право Международное

Раздел 2. Судебные постановления о признании незаконными и нарушающими права граждан и организаций действий (бездействия) органов публичной власти, их должностных лиц, а также учреждений и организаций, выполняющих государственные функции Определение Верховного Суда РФ

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Статья 16 Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций 1. Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги История международного права. Ответы на экзаменационные билеты автора Левина Людмила Николаевна

Из книги автора

Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между

Из книги автора

1. Понятие истории международного права История международного права – это наука, изучающая становление и последующее развитие международного права в различных сферах жизни. История международного права и в настоящее время оказывает влияние на современные

Понятие права международных организаций.

Это совокупность международно-правовых норм, регулирующих правовое положение, порядок деятельности, полномочия и юридическую силу актов международных организаций, их взаимодействие с субъектами международного права и участие международных отношениях.

Международные организации в современном мире выступают важнейшим фактором развития международных отношений и международного права. Они участвуют в решении важнейших проблем человечества, принимают активное участие в осуществлении процессов кодификации и прогрессивного развития современного международного права, в рамках своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением норм между народного права, обладают необходимыми механизмами по обеспечению его соблюдения.

Возрастающие роль и значение международных организаций в современном мире привели к формированию самостоятельной – права международных организаций . В рамках данной отрасли объединяются принципы и нормы, регулирующие создание, правовой статус, объем полномочий и деятельность международных организаций. При этом право международных организаций включает в себя как принципы и нормы, общие для всех организаций, так и нормативные положения, отражающие специфику отдельных международных организаций.

«Внутреннее» и «внешнее» право международных организаций.

Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: «внешнее» право – совокупность норм, регулирующих правовой статус международных организаций и ее взаимоотношения с другими участниками международных отношений и «внутреннее» право – совокупность норм, регулирующих внутриорганизационные отношения международных организаций.

«Внешнее» право международных организаций регулирует, в частности, следующие вопросы:

  • правовой статус, правосубъектность международных организаций;
  • привилегии и иммунитеты международных организаций;
  • привилегии и иммунитеты сотрудников международных организаций;
  • право договоров международных организаций;
  • ответственность международных организаций.

«Внутреннее» право международной организации регулирует такие вопросы, как:

  • структура, компетенция и порядок работы органов международных организаций
  • взаимоотношения между органами и подразделениями международных организаций;
  • процедурные правила;
  • порядок назначения и служебный статус должностных лиц и служащих международных организаций;
  • имущественные, хозяйственные, бюджетно-финансовые и иные отношения.

Внутреннее право не обладает качествами международного права. Оно имеет специфическую обязательную силу, необходимую для регулирования внутриорганизационной деятельности. Соблюдение внутреннего права обеспечивается средствами самой организации.

Источники права международных организаций.

Источники права международных организаций - это преимущественно международные договоры. Такие договоры можно разделить на три группы:

  1. договоры между государствами - учредительные акты международных организаций, которые определяют правовую природу международных организаций, наделяя правами и обязанностями, составляющими их правосубъектность;
  2. договоры между государствами и международными организациями - соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах; функциональные соглашения, направленные на реализацию целей организации; о технической помощи; о финансовой помощи; об опеке; о предоставлении вооруженных сил и других видов военной помощи и др.;
  3. договоры между международными организациями - соглашения о сотрудничестве, о статусе специализированного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании совместных органов и программ и др.

Основными универсальными источниками права международных организаций являются:

  • Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;
  • Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.;
  • соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.

Большое теоретическое и практическое значение в качестве источника права международных организаций приобретает сегодня проект статей «Ответственность международных организаций», разработанный и принятый в 2011 г. качестве приложения к резолюции ГА ООН № 66/100.

Принципы права международных организаций.

Принципы права международных организаций включают как общепризнанные , в том числе:

  • принцип уважения суверенитета государств-членов;
  • принцип невмешательства во внутренние дела государств-членов;
  • принцип неприменения силы и угрозы силы;
  • принцип мирного урегулирования международных споров;
  • принцип уважения и соблюдения прав и основных свобод человека;
  • принцип добросовестности выполнения взятых на себя обязательств;

так и специальные отраслевые принципы права международных организаций , такие как:

  • принцип добровольности членства в международных организациях;
  • принцип равенства членов международных организации;
  • принцип обособленности правовой воли международных организаций;
  • принцип функциональной правоспособности международных организаций;
  • принцип ответственности международных организаций за правонарушения.

Следует заметить, что ряд впервые были закреплены как принципы отдельной международной организации (ООН), а не самого международного права.

Виды международных организаций.

Международные организации могут быть классифицированы по следующим основаниям и критериям:

  • по юридической природе :
    • межправительственные – учреждены на основе многостороннего международного договора;
    • неправительственные – созданы на основе объединения физических и/или юридических лиц;
  • по кругу участников :
    • универсальные – открытые для всех государств мира;
    • региональные – членами могут быть только государства одного региона;
  • по направлениям деятельности :
    • общей компетенции – затрагивают все сферы отношений между государствами-участниками (например, ООН, ОАГ, ОАЕ)
    • специальной компетенции – деятельность ограничена одной специальной областью (например, );
  • по характеру полномочий :
    • организации сотрудничества (межгосударственные) – решения высших органов организации адресованы только государствам-членам (например, ООН);
    • организации интеграции (надгосударственные) – осуществляют отдельные полномочия по управлению общественной жизнью на территориях государств-членов, включая издание юридически обязательных актов как для государств-членов, так и непосредственно для их компетентных органов, национальных судов, юридических и физических лиц (например, ЕС);
  • по порядку вступления :
    • открытые – может вступить любое государство;
    • закрытые – прием производится по приглашению первоначальных учредителей (например, НАТО).

Международные межправительственные организации.

Международная межправительственная организация (ММПО) - это добровольное объединение государств и иных образований, призванное на постоянной основе координировать действия своих участников в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

ММПО должна обладать по крайней мере следующими шестью правовыми признаками:

  1. создана в соответствии с международным правом;
  2. учреждена на основе международного договора;
  3. осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности;
  4. имеет соответствующую организационную структуру;
  5. обладает правами и обязанностями организации;
  6. обладает автономной волей, отличной от воль государств-членов.

В отличие от государств, являющихся основными (первичными) субъектами международного права и обладающих государственным суверенитетом, ММПО являются производными (вторичными) субъектами международного права. Как субъекты международного права они создаются волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте международной организации, а содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в полном соответствии с назначением и функциями каждой организации. Этим определяется то обстоятельство, что все наиболее значимые юридические характеристики ММПО имеют согласованную договорную основу.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций.

ММПО не могут эффективно выполнять свои функции без признания за ними такого юридического качества, как . Объем и характер правосубъектности ММПО устанавливается прежде всего в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и других документах.

Правосубъектность ММПО включает следующие четыре элемента:

  1. правоспособность – способность иметь права и обязанности;
  2. дееспособность – способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
  3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
  4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Правосубъектность ММПО носит функциональный характер, поскольку объем ее прав и обязанностей ограничен условием выполнения задач, достижения целей, осуществления функций, определенных в уставе.

Функции, выполняемые ММПО, весьма многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагали на них участвующие страны. Наиболее важными являются следующие функции:

  • функция форума – предоставление «площадки» для обмена мнениями и принятия решений;
  • нормативная функция - определение стандартов поведения;
  • правотворческая функция – разработка проектов юридически обязательных международно-правовых актов;
  • контрольная функция – мониторинг соответствия правилам, урегулирование споров, принятие принудительных мер;
  • оперативная функция – распределение ресурсов, предоставление технической и гуманитарной помощи, развертывание миротворческих сил;
  • информационная функция – сбор, анализ и распространение данных.

Международные неправительственные организации.

Международная неправительственная организация (МНПО) - это организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли.

Основными признаками МНПО являются:

  1. отсутствие целей извлечения прибыли;
  2. признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
  3. получение денежных средств более чем из одной страны;
  4. осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;
  5. создание на основе учредительного акта.

МНПО не обладают , так как их членами не являются государства, а только государства могут наделять международные организации правосубъектностью. Правовой статус МНПО определяется внутренним правом того государства, по законодательству которого создана и зарегистрирована организация. Однако в отношении некоторых МНПО объем прав и привилегий, а также иммунитетов устанавливается путем подписания соглашения с соответствующим государством.

Литература.

  1. Лукашук, И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  2. Международное право: Учебник / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев – М.: Изд-во Эксмо, 2004
  3. Международное право: Учебник для бакалавров / отв. ред. К. А. Бекяшев - М.: Проспект. 2018.
  4. Международное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
  5. Право международных организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Х. Абашидзе - М.: Издательство Юрайт, 2014.
  6. Шибаева Е. А. Право международных организаций. Вопросы теории. – М.: Междунар. отношения, 1986.

В системе международно-правовых норм, определяющих правовой статус ММПО, наряду с учредительными актами и нормами, устанавливаемыми в рамках международных организаций, особое место занимают правовые нормы, создаваемые самими организациями. Такие правовые нормы принято называть внутренним правом ММПО. Особенность норм внутреннего права заключается в том, что они принимаются международными организациями в рамках своих полномочий без последующего утверждения государствами – членами соответствующих ММПО.

Внутреннее право международных организаций – совокупность правовых норм, регулирующих структуру и порядок работы органов международных организаций, взаимоотношения между их органами и подразделениями, а также порядок назначения и служебный статус их должностных лиц и служащих.

Нормы внутреннего права международных организаций содержатся в их учредительных актах, решениях органов организаций и контрактах, заключаемых организациями со своими служащими.

Ученые западноевропейских государств, активно занимающиеся проблемами правотворчества ММПО, выделяют внутреннее право международных организаций в качестве автономного от норм внутригосударственного и международного права . Вместе с тем по состоянию на сегодняшний день отсутствует общая концепция внутреннего права международных организаций, которая охватывала бы все их виды и затрагивала бы все стороны исследуемой проблемы .

Договорную основу международной организации и первую группу источников права ММПО составляют учредительные акты . Они образуют важнейшую группу источников права международных организаций. Вместе с тем, в практике международного права были случаи, когда ММПО создавались не на основе международного договора, а на основе резолюции органа международной организации. Речь в данном случае прежде всего идет об организациях системы ООН.

Например, это имело место при создании ЮНКТАД и ЮНИДО. Данные организации были образованы в соответствии с полномочием ГА ООН на основании ст. 22 Устава ООН создавать вспомогательные органы. Например, в резолюции ГА ООП 2152 (XXI) от 17 ноября 1966 г. указывалось, что ЮНИДО учреждается как орган ГА ООН и будет функционировать как автономная организация в рамках ООН.

Учредительные акты являются результатом переговоров между заинтересованными государствами, которые проводятся в форме межправительственных конференций или при приеме в международную организацию новых членов и с точки зрения процедуры заключения и введения в действие представляют собой международные договоры. В доктрине международного права отмечается, что при оценке учредительные акты ММПО рассматриваются как "конституции" .

Учредительные акты действительно могут быть квалифицированы как конституционные по своему значению, но вряд ли мы можем говорить о них как об актах, аналогичным национальным конституциям, которые представляют собой центральный элемент в системе национального права (см. ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.).

Учредительные акты ММПО при всем своем сходстве с конституционными актами государств все-таки являются международными правовыми актами прямого действия, в том смысле, что их положения действуют независимо от принятия национальных актов имплементации. Подобное положение признается даже в тех государствах, в которых в соответствии с принципом верховенства парламента не признается прямое применение международных правовых актов при отсутствии актов имплементации. Речь идет о государствах, правовые системы которых основаны на традициях общего права.

Вторую группу источников права международных организаций образуют акты, издаваемые этими организациями . В доктрине международного права эта группа источников определяется термином "внутреннее право международных организаций". Он введен в практику КМП ООН в процессе работы над проектом конвенции о праве международных договоров. Так, ст. 5 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. совершенно недвусмысленно устанавливает, что данная Конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации. Следует напомнить, что во время переговоров по проекту указанной Конвенции ряд делегаций считал положения ст. 5 лишними с правовой точки зрения, полагая, что государства-члены сохраняют свободу формировать внутреннее право ММПО независимо от предписаний, устанавливаемых международными договорами.

В п. 34 ст. 1 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1985 г. был закреплен термин "правила организации", означающий, в частности, учредительные акты, соответствующие решения и резолюции, а также установившуюся практику организации. Статья 3 этой Конвенции закрепляет норму, в соответствии с которой "положения Конвенции не должны наносить ущерб любым соответствующим правилам Организации или любым соответствующим положениям правил процедуры конференции".

Термин "правила организации" был адекватно воспроизведен в ст. 2 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

В условиях отсутствия точного определения понятия "правила организации" КМП ООН, отстаивая ссылку на ст. 2 Венской конвенции 1986 г. в других конвенциях, тем самым обеспечила защиту автономности внутреннего права международных организаций от внутригосударственного права государств – членов организации и международного права.

"Правила организации" по существу рассматриваются как lex specialis (специальный закон), действующий между государствами – членами организации, цель которого состоит в защите внутреннего права международной организации. Этот термин означает прежде всего внутреннее право ММПО, которое в обычном понимании применяется в науке международного права для подтверждения того, что международные организации являются производными субъектами международного права, полномочия, права и обязанности которых основываются на положениях учредительных актов (подробнее см. параграф 2.2). Это положение подтверждается в ст. 6 вышеназванной Венской конвенции 1986 г., устанавливающей, что правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации. При этом надо иметь в виду, что международные организации не только заключают международные договоры, но и принимают акты, регулирующие структуру и порядок работы своих органов, взаимоотношения между органами и подразделениями организации, а также порядок назначения и служебный статус их должностных лиц и служащих.

Деятельность любой ММПО невозможна без внутреннего регулирования. Каждая международная организация, по существу, формирует свою собственную систему права, нормы которого закрепляются в актах, принятых данной организацией. Круг вопросов, которые может решать международная организация, определяется ее компетенцией, которая предусматривает внутренние и внешние полномочия. К внутренним полномочиям можно отнести вопросы выполнения задач, связанных с членством в организации, ее организационной структурой, т.е. органами организации и правилами формирования их состава, функций, порядка голосования и решения процедурных вопросов. К внешним полномочиям относятся вопросы о характере решений, принимаемых организацией по вопросам, относящимся к ее внутренним полномочиям, и вопросы о юридической силе таких решений.

Акты, принимаемые в рамках внутренних и внешних полномочий, не должны противоречить учредительному акту и закрепленным в нем принципам.

К первой группе относятся акты, обладающие обязательной силой для членов организации, регулирующие деятельность органов ММПО. Они не относятся к основным источникам международного права, но играют все более заметную роль в международных отношениях, институционализация которых усиливается, а число международных межправительственных организаций увеличивается.

Примером такого акта могут служить Временные правила процедуры СБ ООН, принятые на его первом заседании в 1946 г. с изменениями и дополнениями, внесенными позже. Они регламентируют порядок созыва заседаний СБ ООН, их периодичность, выбор места проведения заседания. В гл. 2 Временных правил процедуры определяется порядок формирования повестки дня каждого заседания Совета Безопасности, ее рассылки и ряд иных важных условий. В частности, в соответствии с Правилом 11 Генеральный секретарь ООН еженедельно направляет представителям в СБ ООН краткое сообщение о вопросах, которые находятся на рассмотрении СБ ООН, и о стадии, достигнутой в рассмотрении этих вопросов. Правило 12 определяет, что предварительная повестка дня каждого периодического заседания рассылается членам СБ ООН не менее чем за 21 день до открытия заседания. Любое последующее изменение или дополнение предварительной повестки дня должно доводиться до сведения членов Совета не менее чем за пять дней до заседания. СБ ООН может, однако, при срочных обстоятельствах сделать дополнения к повестке дня в любое время в ходе периодического заседания.

Председательствование в СБ ООН осуществляется членами СБ ООН поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца. Председатель председательствует на заседаниях СБ ООН и по полномочию данного Совета представляет его в качестве органа ООН. Каждый раз, когда Председатель СБ ООН считает, что в интересах надлежащего выполнения председательских обязанностей ему не следует председательствовать в Совете во время рассмотрения какого-либо конкретного вопроса, с которым непосредственно связан представляемый им член Совета, он сообщает Совету о своем решении. В этом случае председательские обязанности переходят во время рассмотрения этого вопроса к представителю следующего члена Совета согласно английскому алфавитному порядку; при этом имеется в виду, что положения этого правила применяются к представителям в СБ ООН, последовательно призываемым председательствовать.

Генеральный секретарь ООН принимает участие во всех заседаниях СБ ООН в этом качестве. Он имеет право уполномочить своего заместителя принимать участие в заседаниях СБ ООН вместо него. Генеральный секретарь ООН несет ответственность за подготовку документов, требующихся Совету, и, за исключением срочных обстоятельств, рассылает их не менее чем за 48 ч до заседания, на котором они должны рассматриваться.

Порядок ведения заседаний СБ ООН регламентируется нормами гл. 6 Временных правил процедуры. В ней определяется порядок назначения докладчика и предоставления ему слова; форма и порядок предложения резолюций и поправок; очередность их рассмотрения и процедура голосования.

Временные правила процедуры СБ ООН также определяют перечень официальных и рабочих языков СБ ООН; порядок созыва открытых и закрытых заседаний, подготовки отчета, а также порядок приема новых членов С Б ООН и его взаимоотношений с другими органами ООН. Это один из значительного количества внутренних (локальных) нормативных актов международной межправительственной организации, иллюстрирующий круг тех вопросов, которые составляют предмет данного нормативного акта.

Еще одним примером, иллюстрирующим характер актов внутреннего права ММПО, являются Правила процедуры

Комитета министров Совета Европы, являющегося органом Совета Европы, ответственным за принятие решений. В него входят министры иностранных дел всех государств – членов Совета Европы или их представители в Страсбурге. Решения Комитета министров ложатся в основу европейских конвенций, соглашений и рекомендаций в адрес стран-членов.

Комитет министров выполняет три основные функции:

  • – является правительственным органом, где на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества;
  • – служит коллективным форумом, в рамках которого в ходе совместного обсуждения формулируются общие подходы к решению европейских проблем;
  • – вместе с ПАСЕ стоит на страже фундаментальных ценностей Совета Европы.

Комитет министров по рекомендации Консультативной Ассамблеи или по собственной инициативе рассматривает меры, направленные на достижение цели Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений и проведение правительствами единой политики в отношении конкретных вопросов. О сделанных Комитетом министров заключениях Генеральный секретарь уведомляет членов Совета Европы. Он также обладает полномочиями давать рекомендации государствам-членам по тем вопросам, по которым он принял единую позицию.

Согласно ст. 20 Устава Совета Европы для принятия рекомендации необходимо:

  • – единогласное голосование всех представителей, участвующих в голосовании;
  • – большинство голосов представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета министров.

Однако в ноябре 1994 г. постоянные представители приняли решение сделать процедуру голосования более гибкой и заключили "джентльменское соглашение", в соответствии с которым ни одна делегация не будет требовать применения правила единогласия при принятии рекомендаций.

Рекомендации не являются обязывающими для стран- членов. С 1993 г. Комитет министров Совета Европы также принял рекомендации, касающиеся его роли в применении положений Европейской социальной хартии 1961 г., которые он вправе давать в соответствии со ст. 29 данной Хартии. Согласно ст. 15 (b) Устава Совета Европы, Комитет министров обладает полномочиями обращаться к правительствам государств-членов с запросом "о ходе выполнения" таких рекомендаций. На заседании 405 в 1987 г. постоянные представители приняли обращение к межправительственным комитетам (руководящим комитетам и комитетам экспертов), в котором призвали их усовершенствовать процесс мониторинга по соблюдению рекомендаций и резолюций.

Вторую группу составляют акты международных организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. Например, резолюции ГА и СБ ООН. При этом следует отмстить следующие главные отличия резолюций ГА и СБ ООН друг от друга: первые представляют собой решения государств – членов ООН, принимаемые на сессионных заседаниях ГА ООН, и имеют рекомендательный характер; вторые являются правовым актом СБ ООН и могут касаться текущей деятельности ООН (например, выборов членов Международного Суда ООП), но чаще принимаются в рамках работы СБ ООН по обеспечению мирного разрешения международных споров, устранению угроз международному миру и безопасности. В соответствии со ст. 25 Устава ООН члены ООН соглашаются подчиняться решениям СБ ООН и выполнять их. В Российской Федерации резолюции СБ ООН, требующие принятия мер на национальном уровне, осуществляются посредством издания соответствующего указа Президента РФ.

Резолюции ГА ООН не обладают обязательной юридической силой, за некоторыми редкими исключениями. В подавляющем большинстве случаев такие резолюции порождают морально-политические обязательства, которые могут оказывать влияние на развитие национального права государств – членов международной межправительственной организации.

Примером резолюции такого рода является резолюция ГА ООН (A/RES/67/97) "Верховенство права на национальном и международном уровнях". Данная резолюция подтверждает приверженность государств-членов целям и принципам Устава ООН и международного права, которые являются нерушимыми основами более мирного, процветающего и справедливого мира; заявляет решимость содействовать их строгому уважению и установлению справедливого и прочного мира во всем мире и отмечает, что права человека, верховенство права и демократия взаимосвязаны и подкрепляют друг друга и что они относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам ООН. В резолюции также подтверждается необходимость всеобщего обеспечения и соблюдения верховенства права как на национальном, так и на международном уровне и неизменная приверженность международному порядку, основанному на верховенстве права и международном праве, что наряду с принципами справедливости абсолютно необходимо для мирного сосуществования и сотрудничества между государствами. Отмечается важнейшее значение для поступательного экономического роста, устойчивого развития, искоренения нищеты и голода и защиты всех прав человека и основных свобод утверждение принципов верховенства права на национальном и международном уровнях. Подчеркивается зависимость коллективной безопасности от эффективного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН и международным правом в борьбе с транснациональным и угрозами. В резолюции содержится обращение к государствам-членам расширить диалог между всеми заинтересованными действующими лицами, с тем чтобы национальные приоритеты находились в центре деятельности по оказанию помощи в области верховенства права в целях укрепления соответствующего потенциала на национальном уровне; а также призыв к Генеральному секретарю ООН регулярно заниматься соответствующим образом вопросами верховенства права в ходе проведения своих мероприятий, включая участие женщин в мероприятиях, связанных с верховенством права, признавая, что верховенство права имеет большое значение практически для всех видов деятельности ООН.

Примером резолюции иного рода, содержащей обязательные для исполнения постановления, может быть резолюция СБ ООН (S/RES/2096 (2013)) "Положение в Афганистане" от 19 марта 2013 г., в соответствии с которой Специальный представитель Генерального секретаря ООН обязан действовать в рамках своего мандата и руководствоваться принципом упрочения суверенитета, усиления руководящей роли и повышения ответственности Афганистана, уделяя особое внимание приоритетам, определенным резолюцией.

Особую группу образуют акты внутреннего права, принимаемые с участием нескольких международных организаций, в том числе международных организаций и организаций, имеющих особый статус и обладающих международной правосубъектностью.

В качестве примера подобного документа можно привести Севильское соглашение об организации международной деятельности составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца 1997 г. Оно положило начало глубокому изменению в отношениях между участниками единого Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (далее – Движение) – установлению духа сотрудничества, при котором каждый участник Движения видит в других своих партнеров, высоко ценя их вклад в общую гуманитарную деятельность, осуществляемую во всемирном масштабе. Это – Соглашение о сотрудничестве, а не просто о разделении труда, и оно применимо ко всем видам международной деятельности, которые составные части Движения призваны осуществлять в духе тесного сотрудничества в соответствии с Уставом Движения. Оно четко определяет основные направления деятельности при выполнении задач участниками Движения в их конкретных сферах компетенции, чтобы как можно более эффективно использовалась их способность к взаимодополнению. Оно обеспечивает непрерывный характер деятельности при изменениях ситуации и имеет целью укреплять в составных частях Движения чувство принадлежности к одной организации, взаимного доверия и осознание общей ответственности . Статья 1 Севильского соглашения, определяющая сферу его применения, гласит: "Настоящее Соглашение применяется к тем видам международной деятельности, которую составные части Движения призваны осуществлять в сотрудничестве друг с другом, на двусторонней или многосторонней основе, и не относится к тем ее видам, которые составные части Движения в соответствии с Уставом Движения и Женевскими конвенциями должны выполнять индивидуально".

Руководствуясь п. 34 ст. 1 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., к группе своеобразных источников внутреннего права международной межправительственной организации можно отнести нормы европейского права . Наука международного права, рассматривая правовую природу ЕС, представляет три теоретических подхода к этой проблеме. ЕС – это особый вид ММПО; специфическое государственное образование, раз

новидность конфедерации или федерации; новый тип политико-правового образования.

Справедливости ради следует отметить, что большинство специалистов в области международного права не считают ЕС разновидностью государства, даже конфедерации, поскольку он не имеет классических признаков государства, используемых в международном публичном праве (собственной территории и населения, суверенной власти). Достаточно распространенной является точка зрения о правовой природе ЕС как новой форме наднациональной политической организации, пришедшей на смену международной системе суверенных государств. ЕС сочетает в себе признаки международной организации (признак межгосударственности ) и признаки государства (признак надгосударственности ), но формально не является ни тем, ни другим. Договор о ЕС 1992 г. (в ред. 2007 г.) (ст. 1) определяет ЕС как "Союз", которому государства-члены предоставляют компетенцию для достижения своих общих целей, и отсылает к Договору о функционировании ЕС 1957 г. (в ред. 2007 г.), который также является Договором, на котором основывается Союз, и определяет сферы, границы и порядок осуществления его компетенции.

Можно согласиться с теми специалистами, которые утверждают, что трехуровневая классификация источников права: нормативные правовые акты, обычаи, судебные прецеденты, – вполне применима к европейскому праву. Они отмечают также особую значимость учредительных актов для создания и функционирования ЕС. Эти акты могут служить "основанием для их квалификации в качестве актов конституционного значения. В свою очередь, акты, издаваемые на основе и в развитие этой “конституции”, – регламенты, директивы, решения, равно как и прецеденты, создаваемые Судом ЕС, образуют основные источники вторичного права ЕС" .

Номенклатура нормативных правовых актов ЕС определяется в ст. 249 Договора, учреждающего Европейское сообщество 1957 г (в ред. 2001 г.), которая устанавливает, что "для выполнения своих задач Европейский парламент, действуя совместно с Советом, Совет и Комиссия принимают регламенты, директивы и решения, дают рекомендации и заключения".

Регламент предназначен для общего применения. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах.

Директива обязательна для каждого государства-члена, которому она адресована, в отношении ожидаемого результата, но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий.

Решение является обязательным во всех своих частях для тех, кому оно адресовано.

Оценивая значение внутреннего права ММПО, нельзя обойти вниманием роль внутреннего права международных неправительственных организаций . Подобные нормы называются организационными (местными) или корпоративными . Они самостоятельно устанавливаются международными неправительственными организациями в рамках своих полномочий и вступают в силу без утверждения со стороны государств или ММПО.

Внутреннее право ММПО и внутреннее право международных неправительственных организаций имеют сходство и отличия. Нормативной основой внутреннего права таких организаций является учредительный акт, и любой внутренний акт, принимаемый ММПО и международными неправительственными организациями, должен соответствовать учредительному акту. Во многих случаях учредительные акты международных неправительственных организаций по своей структуре и другим параметрам практически совпадают с учредительными актами международных межправительственных организаций. Вместе с тем, несмотря на наличие учредительного акта в случае международной неправительственной организации, определение ее правового статуса осуществляется в соответствии с внутренним правом государства, но учредительный акт при этом не утрачивает своего значения как акт, определяющий правовые рамки статуса международной неправительственной организации.

Предмет актов внутреннего права международных неправительственных организаций составляют вопросы членства в организации, ее структуры, взаимодействия членов организации между собой и с третьими лицами, компетенции и иные вопросы аналогичного свойства. Акты внутреннего права международных неправительственных организаций не должны противоречить не только учредительному договору, но и законодательству той страны, в которой организация учреждена. В противном случае это может привести к признанию учредительного договора организации недействительным.

Можно выделить несколько групп актов международных неправительственных организаций. К первой группе можно отнести акты по вопросам принятия в члены организации, определения порядка формирования органов организации и их компетенции. Такие акты являются обязательными для членов организации.

Вторую – составляют акты по вопросам, относящимся к компетенции международной неправительственной организации. В качестве примера можно привести Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, целью создания которой является деятельность по улучшению положения самых обездоленных и нуждающихся людей на планете, и для достижения этой цели данная организация обладает правоспособностью принимать решения рекомендательного характера.

В заключение следует отметить, что внутреннее право ММПО основывается на их учредительных актах и не должно противоречить международным обязательствам государств-членов, взятых на себя в рамках международной организации, и обязательствам самой организации, основанным на международных договорах, участником которых она является. В этом смысле внутреннее право каждой международной организации отличается друг от друга.

См.: Лукашук И. И. Международное право: в 2 т. М., 1996. Т. 1. С. 152-153.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама