THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Исследование сущности рынка будет неполным, если не рассмотреть его основные субъекты. Рыночная система характеризуется не только сложной и многокритериальной структурой, но и не менее сложной системой взаимоотношений между ее субъектами. Все рыночные субъекты имеют собственные цели, интересы, разные формы деятельности.

К субъектам рыночной экономики относятся: промышленные и торговые предприниматели, наемные работники, владельцы ценных бумаг, собственники земли и т.д. В западной экономической литературе выделяются три основных хозяйственных субъекта - домохозяйства, фирмы и государство, хотя существуют и более расширенные классификации.

Домохозяйство есть экономическая единица, как правило функционирующая в потребительском секторе и состоящая из одного или нескольких лиц. Оно самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению собственных потребностей, к максимизации полезности своих ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

Фирма (предприятие) есть экономическая единица, самостоятельно принимающая решения, использующая факторы производства для изготовления и продажи продукции другим субъектам в целях максимизации прибыли. Получаемый доход фирма направляет не только на личное потребление, но и на расширение производства.
Под государством понимаются все правительственные учреждения, обладающие юридической и политической властью и осуществляющие в случае необходимости контроль над хозяйственными субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Эти основные хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на всех рынках, образуя взаимоувязанный поток расходов и доходов.

Владельцы факторов производства - домохозяйства - предлагают их фирмам (предприятиям) через рынок факторов производства. В свою очередь, фирмы предъявляют спрос на эти факторы производства. Покупка факторов производства является для домохозяйств доходами, а для предприятий - расходами. Получив доходы, домохозяйства покупают на них предметы потребления, с их стороны это будут уже расходы. Фирмы, продавая свою продукцию, получают доход. Часть дохода домохозяйств идет на налоги и сбережения. Предприниматели тоже должны определенную долю выручки направлять на выплату налогов, осуществлять инвестиции и т.д.

На кругооборот доходов и расходов значительное влияние оказывает государство. Оно закупает часть продукции у фирм, предоставляет им различного рода субсидии, собирает налоги и т.д. Кроме того, государство может вести собственную предпринимательскую деятельность, поэтому оно выплачивает заработную плату, а также пособия по нетрудоспособности, безработице, пенсии и т.д. Следовательно, потоки доходов и расходов находятся в постоянном движении, и чем интенсивнее это движение, тем более благоприятна ситуация в экономике.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.

фирма рынок экономика домохозяйство кооператив

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система управления обществом и экономикой: глава государства, правительство, парламент, центральный банк, государственные органы управления всех уровней. Их важнейшая особенность в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности и контролируют их исполнение.

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций и т. д.

Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования. В условиях командной плановой экономики государство сосредотачивает в своих руках экономическую власть, принимает основные экономические решения (что, сколько, как и для кого производить), распоряжается государственной собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике.

Государство стремится достичь сбалансированности, пропорциональности в экономике посредством директивного планирования. Органы государственной власти строго контролируют выполнение планов. Объективной основой директивного планирования является наличие в экономике только одного собственника -- государства. Директивное планирование активно использует такие методы регулирования, как принуждение и поощрение.

Чрезмерное сосредоточение экономических функций в руках государства приводит к возникновению крайней формы командной экономики -- огосударствлении экономики. Слишком большое расширение сферы деятельности государства в экономике, выполнение несвойственных ему функций способствуют снижению эффективности его функционирования, замедлению темпов экономического роста, возникновению диспропорций. В странах с командной экономикой, в частности в бывшем СССР, предпринимались неоднократные попытки, направленные на разгосударствление экономики, передачу части функций от государства хозяйствующим субъектам (предприятиям, учреждениям и т. д.). Снимались различные регламентации с деятельности государственных организаций, стимулировалось применение экономических методов хозяйствования. В результате все эти меры не давали соответствующего экономического эффекта.

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение полностью совокупного спроса, директивное планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Установленные государством условия носят обязательный характер, хотя различные из них по-разному влияют на экономические процессы - жестко регламентируют или же просто ограничивают сферу применения. Второе важное свойство - государство защищает установленные им условия. Причем это не только право, но и обязанность государства. Особенность государства как экономического субъекта - это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов. Существование государства, как субъекта рыночной экономики, привело к крайней необходимости государственного регулирования - государство как самый крупный инвестор, владелец материальных и нематериальных средств, основной потребитель промышленной продукции специфического назначения (вооружение, оборудование для ядерной энергетики и космоса, а также другие капиталоемкие технологии) играет самую значительную роль на рынке. В тоже время государство обладает субъективизмом по причине субъективной природы составляющих его элементов - людей. Именно в этом, на мой взгляд, существует основное противоречие - существование государства определяет необходимость государственного регулирования, из чего вытекает - существование классической рыночной экономики в масштабах государства не возможно.

Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий, которые обостряют ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста. Возникновение крупных предприятий, новых отраслей, потребность в строительстве дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют больших затрат. В то же время возврат этих средств, получение по ним прибыли характеризуются большим риском. Поэтому бизнес остерегается вкладывать свои средства в эти сферы экономики. Однако без них дальнейшее социально-экономическое развитие общества, включая частный бизнес, крайне затруднительно.

В этих условиях рынок вынужден несколько сократить свои масштабы и предоставить возможность государству участвовать в экономической деятельности наряду с частным бизнесом.

Характерная для рыночной экономики тенденция к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию природных ресурсов и т. д. также расширяет сферу деятельности государства.

Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Сложности сбыта продукции на внутреннем рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам все более затрудняется. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.

Существенное влияние на укрепление позиций государства оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в будущем. Так как частные предприниматели не намерены взять на себя риск, то такие отрасли создаются государством.

Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.

Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.

Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики.

В 70-е годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же предлагается лишь косвенно влиять на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М.Тэтчер, а также в США при Р. Рейгане. Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия).

По мере развития рыночной экономики, ее трансформации в социально ориентированную рыночную экономику значение государства в развитии общества усиливается. Активное участие государства в экономике -- характерный признак социальной рыночной экономики.

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики и др.), дополняются социальными целями. Таким образом, экономическая деятельность государства в социально ориентированной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Под рыночной экономикой обычно понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется, главным образом, через рынок. Существует множество определений рынка, но все они сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Для функционирования рынка требуются, прежде всего, наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, муниципальной, кооперативной, государственной и др.). Важным условием является создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические субъекты.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая 1) самостоятельно принимает решения, 2) является собственником какого-либо фактора производства, 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

Фирма - это экономическая единица, которая 1) самостоятельно принимает решения, 2) стремится к максимизации прибыли, 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

К экономическим ресурсам относятся: земля; труд; капитал; предпринимательские способности; информация

1.2. Рынок: сущность, классификация, функции. Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной цены. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.

В экономической теории рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:– саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?– стимулирующую, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;– учетную, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;– посредническую, позволяющую сводить агентов рынка.

Классификация рынков.

1)По территориальному признаку: -местный-региональный-национальный-мировой

2)По субъектам, вступающим в обмен: -рынок потребителей-производителей-промежуточных продавцов-государственных учреждений

3)По объектам обмена: -рынки факторов производства-рынок товаров и услуг-финансовый

4)По формам хозяйства: -государственный-кооперативный-товаров и индивидуально-трудовой деятельности-арендный рынок-рынок совместных предприятий

5)С учетом ассортимента: -замкнутый-насыщенный-смешанный

6)По степени соблюдения законности: -легальный (официальный)-нелегальный (теневой)-чёрный

7)По степени насыщенности: -равновесный (спрос = предложение)-дефицитный(спрос > предложение)-избыточный (спрос < предложение)

8)По степени развитости экономической свободы: -свободный-регулируемый

В экономической теории существует особая классификация рынка – по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

совершенной конкуренции (идеальный рынок);

несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).

Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке. Р ыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар. Величина спроса зависит от ряда факторов, таких как: цена на товар, цены товаров заменителей, предпочтения людей, доходы покупателей, общее число покупателей и т. д. Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя. Такую зависимость принято называть функцией спроса.

Основной фактор спроса – цена товара. Соединение между собой точек на графике, каждая из которых является конкретной комбинацией цены и количества, позволяет построить кривую спроса D.

Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке. Рыночное предложение - это суммарное предложение индивидуальных продавцов. Как и спрос, оно зависит от ряда факторов, таких как: цена товара, наличие производственных ресурсов, применяемая технология, налоги и дотации производителей, число продавцов и т.д.

Основной фактор предложения – тот же, что и спроса – цена.

Функцию предложения также можно задать с помощью таблицы, которую легко перевести в график.

Соединение точек на графике позволяет построить кривую предложения S, которая имеет восходящий вид.

Рыночное равновесие . Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило,пересекаются.Если интересы продавцов и покупателей совпадают,то возникает рыночное равновесие.

Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся).

Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.

Понятие эластичности . Спрос и предложение зависят от изменения цены, однако степень зависимости отдельных товаров различна. Данная особенность товаров учитывается посредством расчета эластичности.

Эластичность – быстрота реакции спроса или предложения на изменение цены.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:-Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей;-Незаметное для покупателя изменение уровня цен;-Консерватизм покупателей во вкусах;-Фактор времени;-Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

В зависимости от этих показателей различают :

Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).

Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:-Значимость товара для бюджета семьи.-Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.-Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

Положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;

Отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;

Нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Перекрёстная эластичность спроса. Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения - числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит от: - особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)- временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)- зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению

Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:

Эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;

Неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;

Абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;

Абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей. В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого. Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т.п. Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности. Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться.

Субъекты рыночной экономики:

1) домашнее хозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц;

2) предприятие - экономическая единица, которая: использует факторы производства для изготовления какой-либо продукции; самостоятельно принимает решения; стремится к максимальной прибыли;

3) банк - финансово-кредитное учреждение, которое занимается регулированием движения денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики;

4) государство - представлено правовыми учреждениями, осуществляет политическую и юридическую власть с целью контроля над рынком ради удовлетворения общественных потребностей.

К экономическим ресурсам рыночной экономики относят:

1) труд в виде осознанной деятельности людей, направленной на создание необходимою им или другим людям продукта;

2) природные ресурсы в виде земли, воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира, природных энергетических источников, вовлекаемых людьми в хозяйственный оборот;

3) средства производства в виде основных и оборотных средств, используемых в хозяйственной деятельности;

4) денежные средства, на которые и с помощью которых приобретаются, привлекаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

5) информационные ресурсы в виде научной научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектульных ценностей, необходимых для создания экономического продукта, используемых в процессе его создания.

3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма

Рынок - это совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность - экономические связи между людьми в процессе движения товаров.

Классификация рынков:

1. По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой.

По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений.

2. По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый, рынок интеллектуальной собственности.

3. С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный.

4. По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой).

5. По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение)

6. По степени развитости экономической свободы: свободный, регулируемый.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами:

1) ценообразующая (эквивалентная) - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

2) информационная - рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

3) стимулирующая - рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

4) распределительная - получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают.

5) посредническая - рынок выступает посредником между производителем и потребителем.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условияхсвободной, или совершенной конкуренции, то есть когда ситуация на рынке характеризуется множеством по­купателей и продавцов, однородностью продаваемой про­дукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупате­лей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Рыночный механизм с высокой степенью эффективно­сти решает проблему производства необходимых потреби­телям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объ­ему и структуре общественных потребностей, распределе­ние факторов производства между различными отраслями, то есть решается вопрос, что и в каком количестве произво­дить. Рыночная экономика в принципе (за некоторыми весьма редкими исключениями) не знает таких традицион­ных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.

К экономическим агентам относят всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты принято различать: домашние хозяйства, предприятия или , государство и органы государственного управления.

Домашнее хозяйство - это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения.

Домохозяйства, как правило, относят к сектору потребителей и наделяют их следующими чертами:
  • каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека;
  • домохозяйства — полновластные собственники экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям;
  • любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей (а не наращение прибыли), максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

Производитель закупается на рынке ресурсов необходимыми ресурсами, превращает их в и , продаёт посреднику, а тот продаёт их потребителю. Потребитель продаёт свой труд за заработную плату, которую тратит на оплату товаров и услуг. Государство — еще один участник рынка, покупает товары на рынках ресурсов, производителей и посредников, собирает налоги с этих рынков и обеспечивает исполнение законов.

Упрощенная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

Рынок ресурсов — место, где ресурсы и услуги поставщиков ресурсов продаются и покупаются. Домохозяйства (люди) предлагают свои ресурсы фирмам (6). Фирма в свою очередь предъявляет спрос на ресурсы, так как с помощью их они производят товары и услуги (5). Платежи, производимые фирмами за полученные ресурсы, являются затратами для фирм (1) и одновременно являются потоками заработной платы, ренты, процентов и прибыли для домохозяйств, поставляющих ресурсы (2).

Рынок продуктов — место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4).

Полная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

Основные факторы взаимодействия:
  1. Издержки
  2. Денежный доход
  3. Товары и услуги
  4. Труд и капитал
  5. Ресурсы
  6. Труд и капитал
  7. Потребительские расходы
  8. Товары и услуги
  9. Расходы
  10. Ресурсы
  11. Товары и услуги
  12. Потребительские расходы
  13. Товары и услуги
  14. Налоги
  15. Товары и услуги
  16. Доход

Вывод : домохозяйства как владельцы ресурсов продают ресурсы фирмам, и уже в качестве потребителей на вырученные деньги с ресурсов тратят денежный доход, покупаю на рынке продуктов . Фирмы покупают ресурсы для производства товаров и услуг, затем фирмы продают готовый продукт своего производства домохозяйствам в обмен на . Прибыль используется для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В результате возникает реальный поток экономических ресурсов , конечной продукции и услуг и в виде доходов и потребительских расходов. Эти потоки являютсяодновременными и повторяющимися.

Принцип рациональности

При рассмотрении деятельности данных субъектов мы предполагаем, что они действуют рационально (принцип рациональности), т.е. таким образом, чтобы получить максимальный результат (максимальную прибыль для фирм или максимальную полезность для домохозяйств и т.д.) при имеющихся ограничениях (ограничениях в ресурсах, в денежных средствах и т.д.). Данное допущение является научной абстракцией и используется в экономической науке для удобства анализа. Рациональное поведение не всегда является наиболее правильным или наиболее логичным с житейской точки зрения.

Рациональность — это наиболее эффективный способ удовлетворения своей субъективной цели. При этом цели экономических субъектов могут быть самыми различными, для экономиста они равноценны (т.е. нет целей хороших или плохих, нравственных или безнравственных).

См.также

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама