THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Министерство образования Нижегородской области Государственное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Воротынский агротехнический техникум»

Специальность: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

Реферат

Дисциплина: «Финансы, денежное обращение

и кредит»

Тема: « Сущность и функции государственного

кредита»

Шифр 47-16-10

Исполнитель: Аверина Светлана

Анатольевна

4 курс группа №47

Форма обучения Заочная

Специальность: 080110

«Экономика и бухгалтерский учет»

Руководитель: Гарятнина Елена

Аркадьевна

Воротынец 2010 год.

2 Экономическая сущность и функции государст-

венного кредита.

2.1Государственный кредит как звено финансовой

системы РФ.

2.2 Экономическая сущность государственного кредита

и основные задачи государственного кредитования.

2.3 Основные функции государственного кредита.

3 Формы государственного кредита.

3.1 Государственные займы.

3.2 Государственный долг.

4 Современная проблема государственного кредита в РФ.

5 Заключение.

6 Использованная литература.

1.Введение

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Наряду с другими звеньями финансовой системы кредит в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования. Возвратность и возмездность государственного кредита отличает его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды.
Объективная необходимость государственного кредита обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Целью данной работы является изучение государственного кредита. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение экономической сущности и функций государственного кредита, рассмотрение форм государственного кредита, а также рассмотрение современных проблем государственного кредита в РФ.

2. Экономическая сущность и функции государственного кредита .

2.1. Государственный кредит как звено финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
1. централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; фондовый рынок.
2. децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); некоммерческих организаций.
3. финансы домашних хозяйств.
Государственный кредит – самостоятельное звено государственных финансов, представляющее собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.
Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита, и несет в себе черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и играет две роли – фискальную и регулирующую.
Кредитные ресурсы формируются главным образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и организаций, некоторых бюджетных и внебюджетных средств, страховых начислений и др. Временно свободные денежные средства привлекают для своих целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают две формы:
- государственный кредит;
- банковский кредит.
Отличие государственного кредита от банковского заключается, прежде всего, в том, что он не имеет целевой направленности, обеспечением его служит все имущество, находящееся в собственности государства, средства госкредита чаще всего идут на покрытие дефицита государственного бюджета (непроизводительное использование капитала).

2.2. Экономическая сущность государственного кредита и основные задачи государственного кредитования
Сущностью государственного кредита являются экономические отношения по перераспределению стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) и определенной части национального богатства.
Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта форма кредита, хотя и затрагивает вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетную систему.
Помимо мобилизации ресурсов на общегосударственные нужды госкредит предусматривает также предоставление заемщикам денежных средств из бюджета на возвратной основе в виде бюджетных ссуд, товарного кредита, льготных кредитов, инвестиционного налогового кредита и в других формах. В этих отношениях Российская Федерация может являться не только заемщиком, но и кредитором.
Основными задачами государственного кредитования являются:
- мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов;
- консолидация временно свободных средств юридических и физических лиц;
- обеспечение финансирования бюджетного дефицита;
- проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;
- поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.

2.3. Основные функции государственного кредита
Государственный кредит выполняет три основные функции - распределительную, регулирующую и контрольную.
В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии с общими потребностями экономики и для осуществления тех или иных социально-экомических процессов. Ресурсы перераспределяются между:
- различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований);
- международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;
- иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
- федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами.
С помощью распределительной функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени.
Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.
Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных Российской Федерацией от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию

экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
Контрольная функция государственного кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Уполномоченные органы на федеральном уровне, проводя соответствующие контрольные действия, используют следующие формы контроля:
- мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
- проверка соблюдения условий кредитных соглашений;
- контроль над целевым использованием заемщиком полученных средств.

3. Формы государственного кредита

3.1. Государственные займы
Государственный кредит осуществляется главным образом через государственные займы.
Государственные займы – это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Государственные займы по своей форме можно классифицировать следующим образом:
- по натурально-вещественной форме (товарная, денежная);
- по эмитенту (Правительство РФ, правительство субъектов РФ, местные органы власти, государственные учреждения);
- по месту размещения (внутренние, внешние);
- по субъектам-кредиторам (физические лица; юридические лица; определенные категории юридических лиц);
- по методам размещения (добровольные, принудительные);
- по форме юридического оформления (облигационные (казначейские обязательства и облигации), безоблигационные (договоры, соглашения));
- по форме выплаты дохода (процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, целевые, дисконтные, с предоставлением льгот);
- по срокам размещения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
- по условиям погашения (единовременное погашение, погашение сериями);
- по обеспечению (без обеспечения, с обеспечением).
Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных ценных бумаг.
К ним относятся:
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Главная цель эмиссии этих ценных бумаг – финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене.

Казначейские обязательства (КО). Эти бумаги появились в связи с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности.
- облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Эти бумаги со сроком погашения от 1 года до 15 лет покрывают задолженность Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) перед юридическими лицами после банкротства ВЭБ.
- облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ-ПК). Это именная среднесрочная бумага, предоставляющая ее владельцу право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.
- государственный сберегательный заем (ГСЗ). Эти облигации на предъявителя с процентным доходом были выпущены в августе 1995 года и были в свободном обращении.

3.2. Государственный долг
Поскольку в основе государственных заимствований лежат принципы возвратности, срочности и возмездности, функционирование государственного кредита представляется экономической основой возникновения государственного долга.
Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 97 определяет Государственный долг Российской Федерации как «долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».
Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.
Государственный долг существует в двух видах:
- капитальный (вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты);
- текущий (расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил).
Многочисленность долговых обязательств РФ обусловливает необходимость их классификации.
По форме долговые обязательства делятся на:
- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- договоры о предоставлении Российской Федерацией гарантий;

Соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
По срокам долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).
Внутренний долг РФ складывается из:
- основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;
- объема основного долга по кредитам, полученным РФ;
- объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
- объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ.
Внешний долг РФ складывается из:
- объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ;
- объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.
Важной составляющей управления государственным долгом является установление его предельного объема и предельного объема государственных заимствований РФ, так как предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по о6служиванию и погашению государственного внешнего долга РФ.
Государственные заимствования осуществляются в рамках соответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствований РФ - это перечень внешних заимствований РФ на год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них. Разрабатывается и Программа государственных внутренних заимствований РФ.
Бюджетное законодательство предусматривает, что заимствования могут осуществляться и в такой форме, как предоставление государственных гарантий.
Гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ - гарант - письменно обязуется отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами.

4. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации.

Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.
Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более, если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.
Эффективное управление государственным долгом должно максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2000 г.,
Анализ имеющейся законодательной базы в сфере государственного долга позволяет сделать вывод, что вопросы правового регулирования управления государственным долгом в настоящее время получили недостаточно полное и четкое юридическое закрепление. Также существенным недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. В то же время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответствующих органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.
Отдельной проблемой в сфере государственного долга является проблема восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации, регулируемая нормами Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73 - ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Данным законом определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений.
В то же время в законодательстве не закреплен порядок перевода гарантированных сбережений граждан во вкладах в Сбербанке России и организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства, а также порядок обслуживания и погашения целевых долговых обязательств. Работа по осуществлению перевода государственных ценных бумаг СССР, гарантированных Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в целевые долговые обязательства на практике не осуществляется в связи с незавершенностью разработки нормативных актов, предусмотренных в статье 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162 «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации». Таким образом, законодательная база не отражает экономические реалии и нуждается в пересмотре.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом.
Экономика России страдает от недостатка инвестиций, отсутствия возможностей аккумулирования средств. Между тем эти средства есть как в нашей стране, так и за рубежом, но они не попадают в реальный сектор экономики. Острая необходимость в инвестициях, в обновлении производства обусловлена тем, что в настоящее время по самым оптимистическим оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 70%. Осуществление новых заимствований способствует образованию так называемых «пиков» платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. Указанные недостатки действующей системы управления долгом в полной мере реализованы в «пиках» в графике платежей по внешнему долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008 гг. Более того, нередко платежи в течение одного финансового года также концентрируются в пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняет процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета.
Рассмотрение портфеля проектов программы государственных внешних заимствований за последние несколько лет в целом позволяет сделать вывод о том, что наблюдается значительное распыление средств по большому числу несвязанных между собой проектов. Во многом это явилось следствием того, что у России нет единой стратегии привлечения средств. Значительное отставание от первоначально утвержденных графиков реализации проектов привело к дополнительным расходам федерального бюджета по оплате комиссий за обязательства на неиспользованные суммы займов.
В итоге необходимо отметить, что в настоящее время инвестиции в первую очередь должны направляться на развитие производства, вкладываться в производственные фонды и другие активы. Поэтому при реализации стратегии экономического роста Правительством должны быть созданы условия и механизмы управления, необходимые для предложения долгосрочных «дешевых денег» для развития производства и экономики в целом. Этот процесс следует проводить в рамках государственного регулирования кредитно-денежных отношений, усиления парламентского контроля за этими процессами путем придания Счетной палате РФ функций по контролю за эффективность реализации кредитно-денежной политики.

5. Заключение
Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.
В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).
Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.
Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическом смысле, - покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования до ходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.

6. Использованная литература .

1. Демин А.В. Финансовое право: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 225 с.
2. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы, 2004. - № 5.
3. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2004. – 543 с. – (Высшее образование).
4. Хейфец Б.А. Международная кредитная политика России // Финансы, 2004. - № 11.
5. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. – 606 с.

Выполнила: Аверина С.А.

Государственный кредит - совокупность экономических отно­шений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юр. лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, креди­тора и гаранта. Главная форма кредитных отношений - когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответствен­ность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юр. лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от платель­щика в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита явля­ется его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и ком­мерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное про­изводство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы какой-либо ее доход.



На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, местные органы власти могут размещать займы, мобилизуя средства для строительства новой канализационной системы, дороги, парка, школы.

Через фискальную функцию государственного кредита осущес­твляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объяс­няется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и пога­шением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения моб-зованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поко­ления, зависит от срока позаимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно невольно воздей­ствует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Со­знательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая за­ймы среди различных групп инвесторов. Моб-зуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производ­ственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподава­телей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные сред­ства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, госу­дарство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процен­та, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их бан­кротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные полугосударственные ком­пании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов необходимых направлений экономи­ки той иной территории.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

1) распределительная – проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;

2) регулирующая – имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;

3) функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.

Управление государственным кредитом – совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение доходности займов.

Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.

Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Государственный кредит как экономическая категория, его сущность

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, по которым с одной стороны в качестве кредитора, заемщика гаранта выступает РФ, субъект РФ, муниципальное образование, а с другой – юридические или физические лица, иностранные государства, международные организации и их физические и юридические лица.

Госкредит, как экономическая категория стоит на стыке 2-х видов денежных отношений (финансов и кредита). Как элемент финансовой системы госкредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, а именно, бюджета и внебюджетных фондов. В тоже время сам процесс формирования и управления денежными средствами осуществляется на возмездной временной и возвратной основе.

Связь госкредита с финансами, что во-первых это распределительные отношения, отношения вторичного распределения ВВп. Во-вторых, одним из участников этих отношений непременно выступает государство. В-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Отличия госкредита: он имеет возвратный и возмездный характер; он предполагает двустороннее движение средств, в отличие от налогов; имеет добровольный характер; ограничен по срокам (30 лет); имеет ситуационный и избирательный характер. РФ, как и большинство государств выступает как заемщик. Гарант- тот, кто гарантирует кредитору своевременный и полный возврат заемщиком средств

Функции государственного кредита: 1. фискальная (распределительная). 2.регулирующая. 3.контрольная.

Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит, положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).



Государственный кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента:

1. целевое использование средств.

2. соблюдение сроков возврата.

3. выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы служат основным источником финансирования бюджетного дефицита. Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет то же финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги служат основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием, государственного долга .

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше долг, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками по соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

  1. она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  2. охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  3. осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Тема 16. Государственный кредит

2. Функции государственного кредита

3. Классификация государственных займов

4. Российская Федерация как гарант и кредитор

5. Региональные и муниципальные займы

1. Сущность и значение государственного кредита

Государственный кредит - совокупность экономических от­ношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридиче­скими лицами - с другой, при которых государство высту­пает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений - го­сударство выступает в качестве заемщика средств.

Как экономическая категория государственный кредит нахо­дится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и ис­пользование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов: 1) добровольный характер; 2) возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

1. Через распределительную функцию государственного кре­дита осуществляется формирование централизованных денеж­ных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве за­емщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется ре­финансированием (реструктуризацией) государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита: вступив в кредитные отношения, государство вольно или невольно воз­действует на состояние денежного обращения, уровень процент­ных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и за­нятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может про­водить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства фи­зических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос.

3. Контрольная функция государственного кредита органиче­ски вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особен­ностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность по­лучения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама