THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (праздновавшееся в 1947 году), однако после его смерти строительство восьмой высотки прекратили

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах.Архитекоры Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насоно.

Главный корпус МГУ - строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ - самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин. Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров в глубь. Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Поселение было названо "Солнцево" и позже стало одним из районов Москвы.

Перед залом заседаний Учёного совета (кабинетом ректора) на 9 этаже размещены четыре колонны из цельной яшмы, якобы уцелевшие при сносе Храма Христа Спасителя, что является романтическим мифом, так как в разрушенном Храме яшмовых колонн не было. Иногда упоминается слух, что при отделке интерьеров здания использовались материалы разрушенного Рейхстага, в частности редкий розовый мрамор. В действительности встречается либо белый, либо красный мрамор. Однако известен факт, что корпус Химического факультета оснащен трофейными немецкими вытяжными шкафами, что косвенно подтверждает использование в строительстве материалов германского происхождения. На протяжении 37 лет, до постройки в 1990 году Мессетурма во Франкфурте, Главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Ровно 50 лет - до завершения осенью 2003 года основных работ на строительстве «Триумф-Паласа», здание МГУ являлось самым высоким зданием в России. Внешне кажется, что шпиль, а также венчающая его звезда и колосья покрыты золотом, но это не так. Шпиль, звезда, и колосья не покрыты золотом - под действием ветра и осадков позолота быстро пришла бы в негодность. Шпиль, звезда, и колосья облицованы пластинами из жёлтого стекла, внутренняя сторона стеклянных пластин покрыта алюминием. В настоящее время часть стеклянных деталей разрушилась и осыпалась, если посмотреть в бинокль, видно, что в различных местах зияют дыры.
Стены главного здания МГУ неоднократно являлись экраном для лазерных шоу. В 1997 году на праздновании 850-летия Москвы французский шоумэн Жан Мишель Жар показал лазерное шоу с большим и необычным салютом.
Скульптор Вера Мухина обращалась к Л. П. Берии с предложением установить её скульптуру «Рабочий и колхозница» перед зданием МГУ, однако получила отказ. Считается, что если бы автором проекта остался Б. М. Иофан, уже сотрудничавший с Мухиной в процессе создания советского павильона для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, то предложение скульптора было бы принято.
Как и любая упругая конструкция, шпиль Главного здания совершает малые колебания под действием ветровой нагрузки. Частота основного тона колебаний составляет 0,76 Гц.
4 сентября 2011 года в рамках «Альфа-Шоу-4D» совершил восхождение на главное здание МГУ на глазах у огромного количества зрителей Ален Робер.

Здание Министерства иностранных дел.Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус.

МИД России находится на Смоленской-Сенной площади в сталинской высотке, строящейся на протяжении 1948-1953 годов. В сталинском здании на 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли РФ. Высота здания 172 метра, общая площадь внутренних помещений 65 000 кв. м. Высотка оборудована 28 лифтами, 18 из которых скоростные. В плане строительства отсутствовал шпиль здания, так как по расчетам специалистов здание могло не выдержать нагрузки. Было принято решение установить декоративный шпиль, сделанный из стальных листов.

Стоит отметить, что и процесс строительства высотки был не обычным. Здание начали строить сверху низ, первоначально построив каркас на всю длину. Башенным стилем высотка обязана Сталину, который отверг первоначальные эскизы зданий и настоял на башенном стиле, в последствии ставшим легендарным. На высоте 114 метров на мидовском здании соорудили герб СССР, который находится там и в наше время. Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа.

Первоначально проект здания МИДа предполагал завершение основной башни плоской крышей. Говорят, изменение в ходе строительства внес сам Сталин. В проект было решено добавить завершение в виде шпиля. Вот только кирпичная конструкция могла проломить крышу здания, поэтому пошли на хитрость. Завершение башни было сделано из легкой металлоконструкции и покрашено охрой, поэтому цвет шпиля и отличается от цвета основного здания.Однако после смерти Сталина архитектор Гельфрейх вынес предложение демонтировать надстроенную часть высотки, но Хрущев заявил, что шпиль должен остаться на месте и быть «памятником великой глупости товарища Сталина». Кстати, шпили в итоге стали характерной чертой всех семи московских высоток. Шпиль МИДа выполнен не из камня, а из жести, иначе бы конструкция здания не выдержала его веса. Также на шпиле отсутствует пятиконечная звезда.

Жилой дом на Кудринской площади. Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.

Основную часть жильцов составляли космонавты, летчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. При проектировании инженерной части здания было допущено несколько серьезных просчетов. Один из них в том, что люки мусоропроводов размещаются непосредственно в кухнях квартир. Сегодня многие жильцы предпочитают их замуровать и чистка мусоропроводов при образовании пробок порой превращается в настоящую проблему для обслуживающих здание сотрудников. В прежние годы на первом этаже размещался ресторан, великолепный гастроном, сберкасса.Парадные мраморные лестницы, по обе стороны от лифтов ведущие в вестибюли, некогда были украшены ковровыми дорожками. Сегодня их нет, как нет на стенах и многих стильных бронзированных табличек с указанием этажей.Дом, спроектированный в стиле "свадебного пирога", сужается кверху ступенями. Поэтому планировка этажей (и соответственно количество и метраж квартир) тоже меняется в зависимости от зоны этажности.Дом состоит из центрального и двух боковых корпусов. В каждом корпусе - свой подъезд и свои скоростные лифты (всего лифтов в доме тринадцать. Три в центральном корпусе, по три в центральных подъездах боковых корпусов и по одному торцевых подъездах. Торцевые подъезды размещаются по сторонам крыльев и имеют по восемь этажей). Условно можно выделить четыре зоны этажности, каждая из которых простирается на несколько этажей 1: 2-8 этажи, 2: 9 - 14 этажи, 3: 15-17 этажи, и 4: 18 - 22 этажи.

Здание строилось с 1948 по 1954 года и содержит 24 этажа, 18 из которых жилые. Высота сталинки 156 метров вместе со шпилем, на данный момент в ней содержится около 450-ти квартир. Высотное здание было прозвано "Дом авиаторов", из-за предоставления квартир работникам авиационной промышленности. Квартиры так же получили известные актеры и многие известные личности. В наше время, помимо квартир, в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище. За ходом строительства здания внимательно наблюдало КГБ, контролирующее постройку бомбоубежища и других подземных сооружений московской высотки, выходящих за пределы территории наземного здания.
Планировки этажей внутри одной зоны чаще всего совпадают, хотя и не всегда. Это исключение, главным образом, касается верхней, четвертой этажной зоны.Каждая крыша - ступень, образующая на боковых корпусах уступы, оформленные в виде балконов, поедает около полуметра высоты. Поэтому при том, что в центральном высотном корпусе высота потолков на всех этажах одинакова, в боковых корпусах холлы например 14 этажа имеют меньшую высоту потолков. Поэтому там громоздкие люстры заменены на обычные лампочки, привернутые к потолку. Три скоростных лифта довозят до 22 этажа. По боковым лестницам можно подняться и выше. Двадцать третий этаж закрыт - когда-то на него можно было зайти, о чем говорит наличие двустворных дверей со стеклами. Но дальше стоят обитые железом двери. К тому же двадцать третий этаж не имеет окон. Последний этаж - двадцать четвертый. Это технический этаж. Здесь последняя остановка центрального скоростного лифта - на нем отсюда только вниз. Еще один совсем маленький грузовой лифт, дубовая дверь которого запирается на ключик, уходит вверх, к самому основанию шпиля.На двадцать пятом этаже находится смотровой периметр. Если смотреть с земли, то двадцать пятый этаж - это последний этаж башни, окна на нем огромные, выполненные в виде арок. За этими окнами по периметру здания идет галерея, имеющая назначение смотровой площадки.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот». Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев.

На площади Красных ворот находится одна из семи сталинских высоток, высотой 138 метров. Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. В сталинской высотке на площади Красных Ворот находятся 24 этажа, а крыша здания увенчана шатром ярусного типа. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения. Помимо министерства в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Примечательно, что здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская и не смотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками, выглядит довольно большой и визуально может сравняться с 36-ти этажным зданием МГУ.

В вестибюле здания установлен обелиск строителям транспорта, участникам Великой Отечественной Войны.Так же в высотке на Красных Воротах размещаются различные магазины, и один из выходов метро. К сожалению, декор здания сохранился не полностью. Так, были утрачены скульптуры над главным входом. Особенности ландшафта требовали необычного инженерного решения, и конструкция здания возводилась под углом, чтобы после просадки почвы она выровнялась, и строение в 138 метров устойчиво расположилось на фундаменте. Несмотря на сложности в воссоздании плана строительства, потребовалось всего 7 лет, чтобы здание приняло первых посетителей. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства транспортного машиностроения СССР. Боковые, жилые корпуса высотой от 11 до 15 этажей, отделены от центрального брандмауэрами, проход между корпусами возможен только через подвал. Под корпусом, выходящим на Каланчёвскую улицу расположен северный вестибюль станции метро «Красные ворота».В доме жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский, хирург С. С. Юдин, композитор Михаил Чулаки (в 1952-1989), актёр Борис Чирков, искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов, кинооператор Анатолий Головня.

Гостиница «Ленинградская» . Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.

Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Комсомольская и называется Гостиница "Ленинградская". Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет - 136 метров). Но не смотря, на довольно небольшие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов.

Стоит отметить, что не смотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. В оформлении внутреннего убранства также использованы стилизованные элементы московского барокко, два барельефа с изображением Дмитрия Донского и Александра Невского в вестибюле отеля, декоративная решётка и люстры. После реконструкции, завершенной в 2008 году, открылась под брендом Hilton.

Гостиница «Украина». Архитектор А.Г. Мордвинов.

Гостиница "Украина"(Рэдиссон Ройал) расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Высота здания занимает второе место среди сталинских высоток и составляет 206 м., включая шпиль. Благодаря такой высоте, гостиница состоит из 34-х этажей. Строилась она в 1953-1957 годах и получила своё название в честь родины генсека Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться Гостиничное здание в Дорогомилове. Стоит отметить, что на данный момент гостиница "Украина" является одной из крупнейших в Европе, насчитывает около пятисот номеров, множество ресторанов, баров и 50-ти метровый бассейн. В 2005 году гостиница "Украина" закрылась на реставрацию и была продана, на условиях сохранения первозданного вида фасада здания, 1-го и 2-го этажа, общественных помещений, а также 29-го, 30-го и 31-го этажей. Реконструкция и постоянные задержки с открытием гостиницы продлились до 2010 года. 28 апреля 2010 года легендарная сталинская высотка с обновленным названием гостиница "Radisson Royal Hotel" начала свою работу.

Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П. А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В. Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата - доктора архитектуры В. К. Олтаржевского, который изучал технику возведения небоскрёбов в Нью-Йорке и специализировался на проектировании и строительстве гостиниц. Всего над различными деталями проекта работали более двух тысяч человек. Одним из руководителей строительства здания стал прогрессивный инженер В. А. Сапрыкин. В начале фильма Верные друзья показаны кадры строительства гостиницы «Украина». В гостинице «Украина» разворачиваются основные события фильма Святой. В кинофильмe «Ру́сский дом» (англ. The Russia House) (США, 1990г) - по одноименному роману Джона Лё Карре (The Russia House by John le Carré", 1989), главный герой, Барли Блэр (Шон Коннери), по долгу службы часто наведывающемуся в Москву останавливается в гостинице «Украина».Часть сюжета фильма «Северное сияние» (2001) разворачивается в гостинице «Украина».

Жилой дом на Котельнической набережной. Архитекторы: Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский.

Одна из сталинских высоток, которая начала строиться в 1938-1940 годах и была завершена после Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах. Здание насчитывает 32 этажа и имеет высоту 176 метров. Высотное здание является жилым, на данный момент в нем расположено более пятисот квартир, магазины, музей, почта и кинотеатр. По замыслу правительства, высотка должна была стать не только жилым комплексом, но и стратегическим объектом. Был разработан план по строительству тоннеля от московской высотки к Кремлю, но он так и не был реализован. Тем не менее, процесс строительства высотки на Котельнической набережной был отчасти засекречен. В этой связи, для строительства были привлечены заключенные, которые отстраивали здание под присмотром бригадиров и оставляли плохо заметные надписи на стеклах и стенах - "строили зеки". Над арками высотки на Котельнической набережной красуется цифра 1952. Год окончания постройки. Но это формально. Массово жильцы заселялись сюда в начале 1953-го. Очень долго утверждали фамилии новоселов статусного дома. Главным архитектором высотки значился сам Сталин. Курировал стройку Берия. Еще на этапе строительства составляли список. «В нашем доме будут жить наши люди», - сказал как отрезал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. К тому же «наши» уже жили в крыле, выходящем на набережную.

Ту часть дома, построенную в конце 30-х годов, присоединили к высотке. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое - людям искусства. Квартиры сдавались «под ключ» - с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками, импортной сантехникой. Квартплата, пусть и максимально заниженная, все равно была немаленькой. Поэтому в дом заехали исключительно богатые и знаменитые.Состав дома был блистательным. Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский. Последний был известным шутником. Он придумал такую фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?» Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения о звездной «групповухе». «Пырьев с Ладыниной!» - довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий. Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой - актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» - на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше. Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке.

После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» - приветливо попрощалась Раневская. Актриса, кстати, оказалась в этом доме случайно. Ее хотели завербовать к себе сотрудники КГБ, чтобы стучала на коллег. «Не могу! - тут же выкрутилась актриса. - Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». Актрисе тотчас же дали квартиру в высотке. На втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», - как оценила сама Раневская. Чтобы выкрутиться из этой щекотливой ситуации с КГБ, Раневской пришлось использовать свои актерские способности - неделю она по ночам «разговаривала во сне». Громко и при открытых окнах. Соседи даже жаловались управдому: мол, спать невозможно. Пришлось людям из органов оставить актрису в покое. До самой смерти в высотке жил и ее непосредственный архитектор Дмитрий Чечулин (он также спроектировал и «Белый дом» - Дом правительства России на Краснопресненской набережной). Архитектор не сомневался, что ему дадут ордер в этом доме. Даже присмотрел несколько вариантов. Однако власть поступила с ним жестоко - Чечулин рассчитывал на просторную квартиру на последних этажах с панорамным видом на столицу. Но ему предложили квартиру на первом этаже. Архитектор счел это оскорблением.

Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили «вахтеры» из органов. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.- Это из «Госцирка», - объяснили мужчины, - велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах. Следствие установило, что это ограбление было совершено по заказу Галины Брежневой, давно засматривавшейся на уникальные камушки дрессировщицы.

Высотка часто служила декорацией к советским фильмам. Например, сюда приходил знакомиться с родителями любимой Костик из «Покровских ворот». Некоторые считают, что здесь же снимали фильм «Москва слезам не верит». Версия правдива отчасти: сцену, когда главные героини переезжают в высотку, снимали на Баррикадной. Но в сюжете, когда Катя Тихомирова поливает цветы, наблюдательные краеведы углядели панораму Москвы, которая открывается из окон высотки на Котельнической.- Высотка должна была стать стратегическим объектом, - рассказывает Ирина СЕРГИЕВСКАЯ, автор экскурсии «Тайны и легенды московских пирамид». - Под землей от нее предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы. Лишние свидетели этой стройки режиму были не нужны. А посему строили этот объект заключенные. Сперва их поселили в бараке. По мере строительства заключенные переселялись в отстроенные квартиры - как нынешние гастарбайтеры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались - боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно. На верхних же этажах часто встречаются «автографы» строителей: на стеклах коряво выцарапывалось «строили зеки». Такая надпись есть в квартире писателя Аксенова.- Заключенные не только строили, - продолжает экскурсовод, - они часто позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Был случай: заключенный позировал для скульптуры, изображающей флагоносца. Стоять с вытянутыми руками и тяжелым знаменем пришлось долго. От усталости он упал в обморок. Был отдан приказ: «Диверсия! Расстрелять!» За заключенного вступились, объяснив, что он упал в голодный обморок. «Диверсанта» помиловали. Расстрел отменили, но наказание все же было жестоким: человека на три дня лишили пайка.

В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником - готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме - 15 тысяч долларов.
В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником - готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме - 15 тысяч долларов.До сих пор неизвестно точное число квартир в этом доме. Раньше часть квартир была отдана под гостиницу КГБ и Министерства обороны. Теперь же квартиры без конца объединяют - почти каждый месяц вместо двух-трех квартир появляется одна. И процесс этот, похоже, бесконечный.В 2004 году в доме открылся Музей балерины Галины Улановой. Экспозицию развернули в ее квартире.

В Москве есть свои «пирамиды» - знаменитые высотные здания, видные издалека. Их, как и египетские сооружения, окружают мифы

7 сентября 1947 года Москва праздновала 800-летие. Торжество было грандиозное; его центром стал стадион «Динамо». В честь юбилея столицу наградили орденом Ленина, а канал Москва-Волга переименовали в канал имени Москвы. А еще к этому дню приурочили закладку восьми так называемых московских пирамид.

Догоним и перегоним

Вождь всех времен и народов хотел, чтобы столица государства, только что победившего фашизм, выглядела в глазах иностранцев не хуже любой другой столицы мирового масштаба. Было задумано выстроить восемь высотных зданий (по одному за каждое столетие, прожитое городом) – зданий монументальных, потрясающих воображение.

Деньги на строительство решили не занимать у более богатых стран, а взять у народа. Народ после войны жил, прямо скажем, не очень сытой жизнью – но облигации все-таки покупал: кто-то искренне хотел, чтобы столица была краше всех городов мира, кто-то боялся отказываться: времена стояли жутковатые.

Строительство высоток началось лишь в 1949 году: первые проекты Сталин не одобрил, и все пришлось переделывать. Согласно первоначальному замыслу, дома должны были напоминать американские небоскребы-карандаши, а Сталин хотел непременно пирамидальной формы; возможно, вождю не давали покоя лавры египетских фараонов, обессмертивших себя возведением пирамид.

В итоге «пирамид» было выстроено семь. Восьмая, так называемая «Вавилонская башня», должна была быть построена в Зарядье и стать в итоге краше самого Кремля – но Сталин умер, Берию арестовали, а проект заморозили.

Товарищ Сталин, вы большой художник

Первой была выстроена высотка на Смоленской площади – та, в которой сейчас располагается МИД России. Башенки со шпилем на ее самом верху изначально не было – однако Сталину показалось, что высотка слишком напоминает небоскребы Нью-Йорка, и он собственноручно пририсовал на чертеже дополнение к проекту, которое не посмели не принять.

Похожая история была и с высоткой на Кудринской площади (с 1925 по 1992 гг. – площадь Восстания): правда, чертежи Сталин не переделывал – просто сказал, что дом какой-то куцый. Вскоре здание обзавелось шпилем со звездой. Среди знаменитостей, получивших квартиры в этом доме, – актер Евгений Весник , шахматист Василий Смыслов , летчик Михаил Громов . А еще там снимали сцены фильма «Москва слезам не верит» – по замыслу режиссера именно здесь находится та шикарная квартира, в которой две девочки из рабочего общежития выдавали себя за профессорских дочек.

Под домом выстроено бомбоубежище, которое долгие годы поддерживалось в полной готовности. Однако сейчас оно закрыто.

Ходили легенды, что из подвала дома можно попасть по подземному ходу в Белый дом. По словам начальника сантехслужбы, в августе 1991 года к нему пришли вооруженные люди, которым он долго доказывал, что никакого подземного хода не существует.

Квартира для Раневской

Место для высотки на Котельнической набережной выбрал лично Лаврентий Берия . Архитектор был категорически против – грунт ненадежный для глубокого фундамента, но Берия умел настоять на своем. Поговаривали, что причиной его упрямства были ведущие от этого места подземные ходы: один в Кремль, другой в Новоспасский монастырь, третий к зданию комиссариата, на другую сторону Москвы-реки.

Если судить по жильцам, этот дом получился самым элитным. Здесь в разное время жили режиссер Иван Пырьев с женой Мариной Ладыниной , балерина Галина Уланова , актриса Клара Лучко , поэт Александр Твардовский и гениальная Фаина Раневская . Последняя попала сюда… при помощи КГБ. Точнее, так: когда к ней пришли вербовщики, Фаина Георгиевна заявила: я, во-первых, в коммуналке живу, а во-вторых, во сне разговариваю. Спустя месяц актрисе предоставили квартиру в высотке. Правда, вербовщики все равно остались ни с чем: Раневская подговорила соседей написать на нее в органы жалобу. Мол, в доме поселилась актриса, которая во сне твердит что-то про разведку…

Пизанская высотка и паникадило

Здание у Красных Ворот строили одновременно с вестибюлем одноименной станции метро; грунт при этом замораживали по новой тогда технологии. Расчеты показывали, что когда грунт, разморозившись, просядет, здание накренится, так что при строительстве его намеренно накреняли в другую сторону. Бдительные граждане даже написали на строителей донос – мол, вредители строят кривое здание, чтобы оно потом упало.

Здание гостиницы «Ленинградская», напоминавшее своей роскошью дворец, после смерти Сталина вызвало неудовольствие Хрущева ; с потолков спешно начали сбивать лепнину, а из номеров убирать картины.

Уникальную по красоте люстру холла генсек и вовсе обозвал паникадилом; в итоге архитектора Полякова лишили Сталинской премии.

При строительстве гостиницы «Украина», чтобы избежать затопления грунтовыми водами, впервые в мире применили уникальную технологию откачивания – иглофильтры: по периметру котлована в землю вбили тонкие трубы, к которым присоединили насосы, непрерывно откачивающие воду.

Зэки на стройке

К грунту в районе Ленинских гор тоже были серьезные претензии. Так что главное здание МГУ возводили на «умном» фундаменте, который приспосабливается к уровню грунта и умеет подниматься и опускаться вместе с ним.

Почву при строительстве замораживали.

СМИ, захлебываясь, писали, что на стройках работают комсомольцы; на самом же деле, высотки возводили заключенные и солдаты.

Ходят слухи, что погибших при строительстве зэков не хоронили, а просто сбрасывали в подземелья, а сверху наливали бетон.

Сколько этажей в ГЗ Университета, никто точно не знает; насчитывают обычно от 34 до 36 – но ведь есть и подземные этажи. Говорят, что в здании есть этажи секретные, которые снаружи не видны и запираются на ключ. Бытуют также легенды, что вниз здание уходит тоже этажей на 30 – и даже соединяется подземным переходом с ближней сталинской дачей. А еще говорят, что под высоткой проходят секретная линия метро, автомобильные тоннели и гигантские бомбоубежища.

Сталинские высотки

  1. Главное здание МГУ на Воробьевых горах
  2. Дом на Котельнической набережной
  3. Гостиница «Украина»
  4. Здание МИД
  5. Дом на Кудринской площади
  6. Административно-жилое здание возле Красных Ворот
  7. Гостиница «Ленинградская»

Облик столицы трудно представить без ожерелья из Сталинских высоток. Они являются «лицом» города, но даже москвичи не знают о них все.

Каждая эпоха оставляла в Москве монументальную память о своих достижениях. Не являются исключением и Сталинские небоскребы с высотой от ста пятидесяти до двухсот метров. Они, являясь вершиной послевоенного советского Арт-Деко в московской архитектуре, до сих пор поражают воображение.

Однако привлекают не столько сами здания, сколько тайны Сталинских высоток.

«Семь сестер»… Все они заложены в один день, но у всех разная история, и, конечно, очень разные обитатели.

Например, в высотке на Котельнической набережной проживало самое большое число звезд. Они стали хозяевами своих роскошных квартир в начале пятидесятых. Дом имеет настолько богатые внутренние интерьеры, что напоминает дворец. Говорят, что артистка Лидия Смирнова, которая тоже получила здесь квартиру, увидев все это, просто упала в обморок от неожиданности.

После войны многие в Москве жили в бараках, подвалах, в лучшем случае – в коммуналках. А в доме на Котельнической были не подъезды, а настоящие станции метро: с мозаикой, скульптурами. Мрамор и гранит, бронзовые ручки, скоростные лифты, ковры в подъезде и хрустальные люстры – все это предполагало, что здесь должны жить наиболее выдающиеся люди страны.

Но немногие знают, что жители этого дворца каждый по-своему были глубоко несчастны.

Дом на Котельнической был построен на месте старых бараков. Массовое заселение его началось в пятидесятых годах, но первый корпус «А» был сдан еще в 1938-м. Это было время, когда главным ведомством в стране считалось Министерство государственной безопасности. Лаврентий Берия, пользуясь своей безграничной властью, получил у Сталина разрешение построить невероятно роскошное жилье. Однако потом, по какой-то причине он решил, что квартиры в доме нужно дать и людям без чекистских погонов – актерам, писателям и т.д.

Дом на Котельнической – самая большая сталинская высотка. В нем семьсот квартир, почта, гастроном, кинотеатр «Иллюзион», химчистка и другие радости образцового быта. Тут же находился самый роскошный избирательный участок в СССР, где подавали бутерброды с икрой и осетриной.

Здесь и получила квартиру актриса Лидия Смирнова, детство которой прошло в нищете в коммунальной квартире. И даже став кинозвездой, она еще долго жила в ужасных условиях. Ее муж – оператор Рапопорт – тоже не имел отдельной квартиры. Трижды Лауреат Сталинской премии Рапопорт жил в маленькой комнатушке на окраине столицы.

Смирнова обратилась к Берии с просьбой улучшить их жилищные условия. В то время мало кто из представителей советской богемы рискнул бы обратиться к великому и ужасному Лаврентию Павловичу. Ходили слухи, что Смирнова была каким-то образом связана с ведомством, которое возглавлял Берия. Но ее просьба и ожидание исполнения совпали со свержением Берии. Смирнова была страшно напугана: близкое знакомство с врагом народа могло плохо кончиться. Но все закончилось благополучно: ей все-таки дали квартиру.

Тогда еще Смирнова не знала, что квартира в престижном доме — эти хоромы — станут для нее в итоге домашней тюрьмой, что она проведет в них долгие годы ужасно грустной семейной жизни, променяв счастье на роскошное жилье.

Лидия Смирнова прожила в браке с Рапопортом сорок лет, но тридцать пять из них она любила другого мужчину – режиссера Константина Воинова. Вместе быть им было не суждено. Дело в том, что Рапопорт смертельно заболел, и она не могла оставить его одного.

Благодаря ей вместо обещанных врачами трех лет муж прожил тринадцать. Она доставала самые лучшие лекарства от рака, окружила его заботой. Просто невероятно, но тот же диагноз поставили и Воинову. И Смирнова долгие годы разрывалась между шикарной высоткой Рапопорта и убогой квартирой Воинова. Прожила актриса до девяноста двух лет и умерла в одиночестве.

Высотку на Котельнической набережной некоторые называют «домом одиноких старух». Ирина Бугримова, Фаина Раневская, Людмила Зыкина… Одиночество их было такого же необъятного размера, что и их жилплощадь.

Фаина Раневская жила прямо над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. Она шутила, что обитает над «хлебом и зрелищем». Рядом жили Никита Богословский и Александр Твардовский.

Одиночество этой великой актрисе давалось просто: она никогда не была замужем и не знала, что это такое. Зато ее очень любил Мальчик – ее беспородный пес.

Еще одна великая «одиночка» Людмила Зыкина была хозяйкой стометровой трехкомнатной квартиры. Она ее получила с поддержки Фурцевой и Косыгина. Квартира Зыкиной была буквально набита антиквариатом, картинами, иконами. Буфеты ломились от сервизов. Но скупив лучшие драгоценности и объездив полмира, получив все возможные награды и пережив массу романов, Людмила Георгиевна не смогла получить любовь одного мужчины и не родила детей. Дома, после гастролей, ее ждала лишь помощница по хозяйству.

Грызня за ее наследство была кровавой. В итоге квартира досталась племяннику. Он долгое время не платил за коммунальные услуги, и правлению дома пришлось обратиться в суд. И, наконец, оплатив квитанции, ее дальний родственник въехал в легендарные стены.

Здесь же находится и квартира-музей великой балерины Галины Улановой. Ее называли «великой немой»: она не любила общаться и держалась очень холодно. Но и эта красивая и талантливая женщина, у которой было огромное число поклонников, жила в своей квартире одна.

Она, которую растроганный ее талантом Сталин просил посидеть с ним, она, кому Риббентроп присылал корзины цветов, она, кому поклонилась при встрече сама английская королева, к закату жизни уже не могла следить за своей громадной квартирой. Уланова даже не могла оплачивать коммунальные услуги, но не было никого, кого бы она могла подпустить к себе близко.

Квартиры в высотке на Котельнической предоставлялись жильцам, как сегодня говорят, полностью упакованными. Роскошный, отнюдь не советский ремонт с лепниной, дорогим паркетом и оригинальными дверями и окнами, и самое поразительное: квартиры вручались уже полностью меблированными.

Но в квартире Улановой от казенной мебели осталась только вешалка. Всю остальную мебель, которая была очень хорошей, балерина с удовольствием выбросила в семидесятые, когда это разрешили. До этого жителям дома не разрешалось сдвигать с места ни один комод, ведь мебель в квартирах расставляли сотрудники КГБ.

Расположение мебели отвечало не требованиям удобства и эстетики, а оптимальности прослушивания.

Обитатели этого дома даже не догадывались, что их элитное жилье было построено зэками. Говорили, что высотку хотели соединить подземным тоннелем с Кремлем, и лишние свидетели власти были не нужны.

Вообще, про сталинку на Котельнической ходит много легенд. Якобы в одной из ее стен замурован прораб, который плохо обходился с заключенными. Сначала зэки жили в бараке, но по мере строительства они переселялись в отстроенные квартиры. Между ними и бригадирами постоянно происходили стычки, поэтому прорабы не поднимались выше пятого этажа: боялись, что те их сбросят. Вот почему все были уверены, что нижние этажи построены более качественно.

В этом же доме жил писатель Аксенов. Впервые сюда он — сын врагов народа, родителей которого арестовали во время репрессий, попал совершенно случайно. Кто-то из знакомых провел его с женой на самый верх здания к башне, откуда они любовались Москвой.

Про башню высотой с пятиэтажный дом, расположенную на самом верху дома, говорили много. В нее не пускали ни тогда, не пускают и теперь.

Но Аксенов в своем романе «Москва Ква-Ква» писал, что там располагался тайный штаб Сталина, в который тот должен был эвакуироваться в случае разгрома Кремля, хотя, как утверждает начальство дома, в этой башне сплошные коммуникации.

В дом на Котельнической набережной актриса Марина Ладынина и режиссер Пырьев переехали, находясь друг с другом в состоянии острого конфликта. Пырьев тогда был увлечен молодой актрисой Марченко. Ладынина вообще всю жизнь боролась с патологической неверностью мужа. Ведь она, еще не будучи за ним замужем, родила режиссеру сына, что для советской женщины было большим позором.

Их квартира поражала воображение абсолютно всех: роскошная обстановка, ковры, посуда, антиквариат… и под стать обстановке хозяин дома в шелковом халате. Марину Ладынину, конечно, радовали богатство и слава мужа, но счастлива она не была. Его постоянные романы просто убивали ее. И особенно роман с Марченко, который закончился рядом некрасивых поступков со стороны Пырьева. Узнав, что любовница хочет уйти от него, режиссер стал просто одержим идеей ей отомстить. Ладиныной казалось, что муж сходит с ума.

И однажды она решила написать о нем письмо в партком, как это делали многие советские жены в надежде, что этот орган поставит мужа на место. Ладынина написала письмо в порыве отчаяния, однако потом передумала, решив не «топить» мужа, бросила письмо в мусорную корзину. Но домработница, которая не любила свою хозяйку, достала письмо, прочитала и все донесла сначала Пырьеву, а затем всем знакомым товаркам, тоже работающим в этом доме.

Пырьев не простил этого жене и подал на развод. Он разменял квартиру, продал мебель. Ладынина переехала в маленькую темную «двушку», где и жила одна до своей смерти.

Дом на Котельнической построил архитектор Дмитрий Чечулин, имя которого у коллег вызывает отторжение. Все его работы были ориентированы только на партию. Его считали не творческой, а номенклатурной единицей. Но надо отдать ему должное: он построил высотку, украсившую Москву. В его планах было еще построить перед зданием «площадь трех мостов» с фонтанами, газонами и парком. Но главного заказчика — Берию – расстреляли, и больше обустройством решили не заниматься. А Чечулин все ждал, когда же и ему вручат ордер от квартиры в этом доме. Но так и не дождался жилья в этом «жестоком» доме, где за каждой мемориальной табличкой скрывается личная трагедия.

No related links found



Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

Сталинские высотки Адрес Период строительства Архитекторы Высота
МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34 , м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40 , м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1 , м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
Гостиница «Украина» – «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1 , м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21 , м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
Котельническая набережная, д. 1/15 , м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1 , м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке “первого камня” в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.


Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов , так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя.

Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.


Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений.

Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир», иногда называемый «ампир во время чумы». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы – по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!


Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин.

Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы).

Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль .

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику.

По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.


Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов.

Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.


Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь “Ленинградской” в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.


Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.


Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.


Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.


Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.


Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.


Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело – все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит.

Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу.

Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству – запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.


В последний день лета мы решили выбраться на одну из интереснейших и популярных экскурсий по сталинским высоткам. Это автобусная экскурсия, которая длится четыре часа, и за это время вы получаете колоссальный объем информации, который совсем не просто переварить. Но я все же попробую это сделать и рассказать об всем том, что мы увидели и услышали, потому что все это, на мой взгляд, действительно интересно и важно знать, особенно москвичам.

У меня лично была обрывочная информация о тех или иных высотках, поэтому теперь благодаря экскурсии мне удалось систематизировать представление по данному вопросу.

Сразу обращу ваше внимание, что всего высоток сейчас в Москве семь. Восьмая, которая должна была располагаться в Зарядье, неподалеку от Варварки, так и не была построена (об этом ниже).

Есть такая легенда или мнение (кому как удобно), что все высотки должны были установлены особым образом, по типу египетских пирамид, чтобы энергия, которые они аккумулируют, подпитывала мавзолей с Владимиром Ильичом Лениным, дабы дух коммунизма вернулся однажды на землю. Так это или нет, но высотки изначально задумывались Сталиным как демонстрация всему миру силы и мощи советского государства и красоты Москвы, которую восстановили после войны буквально за несколько лет! Так, благодаря такому стремлению к некой показушности перед остальным миром, мы имеем в Москве довольно интересные с архитектурной точки зрения высотные здания, всегда считавшиеся элитными.

Наша экскурсия началась в погожий денек возле памятника Кириллу и Мефодию, что расположен в Ильинском сквере на Славянской площади. Мы погрузились в автобус и на пути к первой высотке немного проехали по центру.

Когда мы проезжали мимо Храма Христа Спасителя на Волхонке, экскурсовод поведал нам кое-что о его истории. Храм Христа Спасителя (архитектор К. Тон) был возведен как память в честь русских воинов, погибших во время войны с Наполеоном. И строили его долго: около 44 лет, собирая пожертвования на строительства всем миром по крупицам. Его первоначальное архитектурное исполнение отличается от нынешнего, которое уже считается новоделом.

Сталин хотел построить на месте храма Дворец Советов высотой 315 м, а сверху стояла бы еще 100-метровая вращающаяся статуя Ленина, как символ победы коммунизма. Строительство такого дворца выиграло проектное бюро под руководством Бориса Иофана. Все помнят, что он также проектировал Дом на набережной ?типи 5 декабря 1931 года приступили к сносу храма. Но сделать это оказалось непросто. Его взрывали 3 раза, и после первого раза он устоял, чем поверг в шок всех очевидцев этого события!..

То была стройка века... Для строительства Дворца Советов на заводах даже выплавляли специальную прочную сталь под названием СДС. Дворец должен был стать самым большим сооружением в мире, но его строительству помешала война.

фото из Википедии

После начала войны дворец разбирают для обороны Москвы. Впоследствии продолжить строительство не позволил бюджет, построить какое-то здание с инженерной точки зрения здесь также было непросто, т.к. на месте фундамента образовалась яма с водой. Поэтому приняли решение сделать на месте бывшего храма бассейн "Москва", куда, кстати, ходил еще мой отец. Кстати, станция метро Кропоткинская, которая смотрит прямо напротив Храма Христа Спасителя ранее называлась "Дворец Советов" (до 1957 года). Архитектор этой и еще многих других станций - Алексей Душкин. Храм восстановили всего за 4 года с 1994 по 1997, и, конечно, он отличается от своего первоначального варианта, причем не в лучшую сторону. Скажем, ранее не использовались бронзовые горельефы. Но даже это не главное. На мой взгляд, невозможно за 4 года построить что-то так, чтобы оно потом простояло века... 13 января 1947 года выходит постановление о строительстве высотных зданий к Москве. В 1947 году 7 сентября (в день 800-летия Москвы) в один день и в один час закладывается фундамент 8 высотных зданий Москвы, поэтому именно в этот день мы празднуем День города.

Первым высотным зданием на нашем пути стала Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной .

К уже стоящему здесь "чекистскому" жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.

Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции. Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова , Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.



Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки. В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!



176 м и 32 этажа. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.



Вторая высотка - это Дом на Красных воротах , 1951 года.

Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство путей и сообщений (или коротко МПС), архитектор уже знакомый нам Алексей Душкин (он же строил станцию метро Кропоткинская). Сооружение его было уникальным: перед архитектором стояла задача оставить выход из метро "Красные ворота" (или тогда еще "Лермонтовская"). Для этого заморозили котлован под фундамент, дом сделали с отклонением на 7 градусов, а когда котлован разморозили, дом дал усадку и ушел в противоположную сторону на те же 7 градусов, выровнявшись таким образом. Плита фундамента при этом не треснула. В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме. Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Фото из Википедии

Фрагмент дома, кто-то моет окна.

Третья высотка - гостиница "Ленинградская" (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).

Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад нашего города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической - 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.

Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай - на тот момент новаторский вид строительства. Среди сталинских высоток гостиница "Ленинградская" самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты. Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Спустя некоторое время после той экскурсии мы специально приехали в гостиницу, чтобы посмотреть на ее роскошный интерьер.

Когда мы подходили к зданию, то не знали еще, сможем ли мы беспрепятственно пройти внутрь. Хоть это и архитектурный памятник, но собственность-то уже частная!


Каждого посетителя на входе встречает вот такая табличка. Трепет и предвкушение!

На входе в гостиницу бдительная охрана естественно поинтересовалась, куда это мы с фотоаппаратом наперевес?.. Мы мяукнули, чтобы хотим дескать посмотреть на уникальные интерьеры гостиницы, т.к. недавно были на экскурсии, и нам настоятельно рекомендовали заглянуть внутрь. Охранник (или метрдотель?) сказал, что, вообще-то, по гостинице проводятся специальные экскурсии, на которые нужно записываться заранее, а так, в частном порядке, далеко и надолго он нас пустить не может. Тогда мы попросили хотя бы осмотреть холл. Он благосклонно выделил нам для этого несколько минут.

Гид еще на экскурсии говорила нам, что в отеле есть примечательный портал, выполненный из уникальных пород мрамора. Судя по всему, это он и есть.

Еще она говорила про огромные люстры, которые спускаются сразу на несколько этажей и занесены в книгу рекордов Гиннесса. Полагаю, речь идет не о тех люстрах, что на фото.

В целом, интерьер не показался мне таким уж роскошным. Но насколько я понимаю, его роскошь была применительна именно к тому времени - к 50-ым годам, когда сюда приезжали первые гости (например, премированные колхозницы после выставки на ВДНХ спали не на кроватях, а на полу в номерах, т.к. просто боялись прикоснуться к этой небывалой роскоши) и удивлялись этому богатству!

Шикарный потолок, отдающим дворцовым налетом.

Кованые двери. На заднем плане монументальный вход.

Скульптуры, характерные для каких-нибудь средневековых замков.



Согласитесь, какая-то "замковость" в этом чувствуется. Монументальность интерьера, обилие гранита, теплые, приглушенные коричневые тона, много золота в отделке...

Ресепшен на первом этаже. Наверное, более основательное впечатление можно сформировать после более детального осмотра, посетив все "достопримечательности" этой гостиницы, заглянув в номера. Поэтому рекомендую взять туда отдельную экскурсию. Я думаю, что и сама гостиница организует нечто подобное, так что лучше посмотреть на их сайте.

Четвертая высотка - Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее "Высотка на площади Восстания", т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 - 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник. Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что на первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр "Пламя" (в настоящее время не работает), в подвальном помещении - подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.




Фото из Википедии

Пятая высотка - здание МИДа на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 - 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом.

Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Интересно, что первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина. Расчеты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружен из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания. Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: "Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина". Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Шестая высотка - гостиница "Украина" , расположенная по адресу Кутузовский пр., 2/1.

Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания - это гостиница, боковые флигели - жилые, там расположены квартиры. 28 апреля 2010 года гостиница "Украина" открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.



На макет (или по-другому, диораму) мы пришли посмотреть также отдельно спустя некоторое время.

Потолок вестибюля.

Вестибюль. В гостиницу можно пройти без проблем, если вы скажете, что хотите посмотреть диораму.

Роскошная отделка, глянцевые гранитные полы, много ковров и золота.

Диорама находится прямо от выхода.

Диорама представляет собой макет Москвы 1977 года, который подсвечивается, и можно бесплатно прослушать небольшой рассказ, надев при этом наушники, о тех или иных экспонатах диорамы, об истории ее создания, о многочисленных наградах международных выставок. Очень рекомендую!

Во время рассказа о той или ином объекте, он подсвечивается для удобства его идентификации на макете.

Макет, конечно, уникальный. Все выполнено очень ювелирно, максимально правдоподобно.

Ощущение, что ты рассматриваешь реальную Москву сверху.

Макет имеет ширину 16 м, высоту 6 м и глубину 9,5 м. Диорама отображает Москву, а точнее ее исторический центр, в масштабе 1:75.

Диорама была выполнена по заказу МИДа специально для Национальной выставки 1977 года в Америке и уже тогда вызвала вокруг себя большой ажиотаж.

Не поленитесь и обязательно сходите в гостиницу, чтобы посмотреть на этот уникальный макет.

Соборы Кремля и колокольня Ивана Великого.



Общий вид диорамы.



Некоторые детали интерьера.

Очень красиво и в меру пафосно.



Ну и, наконец, седьмая высотка в Москве - это здание МГУ (Московского государственного университета) на Воробьёвых горах. Когда-то это было самое высокое здание в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма - 36. Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.). Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.

В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях - жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т.д.)

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания "фонит" из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ - один из важнейших вузов страны и наша с мужем несбывшаяся мечта.

А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым , из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница "Россия", которая теперь "благополучно" снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но мэр обещает все закончить к 2017 году. Поживем - увидим! ;)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама