THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Для того, чтобы вступить в ЕС, вступающая страна, должна выполнить ряд требований, касающихся валютного курса, динамики экономического роста, ВВП на душу населения. Как было сказано в предыдущем параграфе, Болгария на пути вступления в ЕС, целью данного параграфа, является структурный анализ экономики Болгарии и некоторых ее отраслей.

Самый общий вывод, который можно сделать, исходя из этих данных, заключается в том, что только начиная с 2003г. после многолетнего падения темпы прироста ВВП приобрели положительные значения. Однако не следует делать поспешного вывода о коренном повороте в экономическом развитии страны.

Процесс стабилизации болгарской экономики не будет плавным, и можно ожидать и колебаний в общей тенденции нарастания прироста ВВП. По всей видимости этот процесс будет сопровождаться как положительными (результат длительного кризиса и стагнации в экономике), так и отрицательными (результат нестабильного состояния, нерешенных текущих экономических проблем) явлениями. Согласно оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в странах ЦВЕ в 2005г. можно ожидать прироста ВВП между 4 и 6 процентами ежегодно, тогда как прогнозы по Болгарии находятся существенно ниже минимального значения этих рамок(3.0 %)

Причинами столь пессимистичного прогноза в отношении Болгарии, по мнению ОЭСР, являются ошибки в экономической политике, структурные недостатки финансового сектора и замедление темпов приватизации. Теперь стоит затронуть структурные изменения в ВВП Болгарии.

Термин “структурные изменения” затрагивает соотношения различных секторов экономики. В 2005г. треть ВВП была произведена в частном секторе, по сравнению с 7% в 1995г. Доля частного сектора наиболее высока в сфере услуг и сельском хозяйстве. Тенденция увеличения вклада частного сектора в произведенном ВВП будет наблюдаться и в последующие годы, в основном за счет проведения массовой приватизации. В 2010г. доля частного сектора в ВВП может достичь уровня 60-65%.

Необходимость скорейшей приватизации реального сектора до сих пор оставалась на втором плане, из-за чего не был достигнут ожидавшийся положительный эффект воздействия на производственную сферу. Недооценен уровень “неофициальной приватизации”. Незаконная приватизация долгосрочных активов и доходов в реальном секторе и банковской системе достигла огромных размеров, бросая вызов обществу значимостью экономических и социальных последствий.

Структурные изменения ВВП по отдельным секторам носят разнообразный и разнонаправленный характер. В основном они зависят от специфики того или иного сектора. В то время, как для сельского хозяйства и сферы услуг характерны существенные колебания, в промышленности эти изменения заметны в значительно меньшей мере и отличаются большей стабильностью и наметившейся устойчивой тенденцией медленного снижения доли промышленности в ВВП. Этот процесс, начавшийся еще в начале 80-х годов, продолжается и сейчас. Темпы развития в промышленности отстают с годовым запозданием от темпов ВВП, причем наибольший спад был зафиксирован в 2001г. В сельском хозяйстве наименьший темп был зарегистрирован в 2003г., несмотря на то, что отрицательные значения произведенного ВВП в этой области наблюдались и ранее, особенно в 1994г., и 1997г. В сфере услуг также наблюдаются существенные колебания, однако спады темпов не столь ярко выражены. В исследуемом периоде был зафиксирован наиболее низкий темп прироста национального дохода, составивший в 2002г. -22%, что можно было бы сравнить разве с аналогичным показателем в послевоенном 1945г.

В отношении производственной структуры Болгарию не без оснований можно сравнить с некоторыми развитыми европейскими странами, близкими к ней по масштабам и экономической структуре.

Применявшаяся модель индустриализации и использовавшиеся в Болгарии промышленные технологии привели к развитию производства с высокими энергетическими и материальными затратами на единицу продукции. При этом подавляющее большинство энергоносителей и сырья ввозилось извне. До сих пор по сравнению с другими странами в Болгарии остается довольно высокой доля сельского хозяйства. Такая структура наиболее характерна для развивающихся стран, экспортеров первичных и частично переработанных сельскохозяйственных товаров. Происходящие в данный момент изменения в структуре производства медленно и мучительно корректируют сложившиеся структурные диспропорции. Вероятно, из-за инерционности производственных структур, особенно при достижении определенного экономического уровня, это будет иметь продолжение и в будущем. Развитие энергоемких отраслей и технологий, экологически неприемлемых производств является результатом целого ряда причин, среди которых видное место занимает экономически нерациональная индустриальная политика Болгарии после Второй мировой войны.

Будущая реструктуризация и модернизация болгарской экономики усилит потребность в инвестиционных товарах местного и иностранного производства. В начале существовала тесная связь между ростом перерабатывающих отраслей и торговлей инвестиционными благами. Ожидается, что после 2009г. промышленные технологии и гибкие индустриальные системы, основывающиеся на компьютеризации и автоматизации всех фаз (проектирование, контроль и производство) будут развиваться наиболее быстрыми темпами. По оценкам ООН к 2009г. производство инвестиционных товаров в странах Центральной и Восточной Европы достигнет 44%, при 55% в развитых и 33% в развивающихся странах.

Изменения в отраслевой структуре экономики Болгарии скорее всего коснутся микропроизводственной структуры, хотя это трудно конкретизировать в среднесрочной перспективе. Однако с запозданием на несколько лет это отразится и на макропроизводственной и отраслевой структуре. В обозримом будущем технический прогресс прежде всего окажет влияние на средства труда, сырье и материалы. Это отразится на прочности, компактности, весе, многофункциональности, экономичности и других технических и технологических характеристиках товаров и услуг, сопровождающихся изменениями в экономических параметрах. Понятно, что подобные изменения в такой маленькой стране как Болгария не могут произойти за достаточно короткий период, несмотря на то, что внешнее влияние (технологии, внешний рынок товаров и услуг) ускорит этот процесс. Изменения коснутся отдельных производств, в особенности тех, для которых имеются соответствующие ресурсы, традиции и внешние рынки. Следует так же упомянуть основные отрасли болгарской экономики, к которым помимо туризма и сельского хозяйства относятся:

Рыболовство . Болгария имеет крупные государственные и кооперативные рыболовные предприятия, занимающиеся прибрежным и глубоководным морским ловом. В 1960-е годы стало развиваться рыбоводство в специализированных кооперативах. Более 70% всей рыбы дает промысел в Атлантическом океане.

Лесное хозяйство . Из-за неправильной эксплуатации лесопокрытых земель в период плановой экономики многие лесные массивы были вырублены, на их месте распространилась кустарниковая и травянистая растительность; репродуктивные возможности лесов и их функции по охране окружающей среды были сильно нарушен. Основные государственные программы сегодня, направлены на восстановление лесных угодий и их последующую эксплуатацию.

Горнодобывающая промышленность . Устаревшее техническое оборудование в горнодобывающих отраслях и более медленные, чем ожидалось, темпы их модернизации и переоснащения отразились на эффективности добычи основных видов сырья. Развитие цветной металлургии обусловлено ключевой ролью в экспорте ее продукции в страны Восточной Европы. Основные предприятия расположены в Кырджали, Средногорие, Елисейне и Пловдиве. В Болгарии имеются месторождения около 30 видов неметаллического сырья, в том числе мрамора, каолина, доломита, гипса, кварца, огнеупорной глины и флюорита. В 2004 в Болгарии добывалось 29 тыс. т антрацита, 268 тыс. т железной руды, 36 тыс. т сырой нефти и 7,6 млн. куб. м природного газа.

Обрабатывающая промышленность . Главными целями промышленной политики в 1990-х годах являлись ускорение структурной перестройки и технологический прогресс. Электроника, биотехнология и производство некоторых изделий химической промышленности были намечены в качестве приоритетных направлений в надежде затем наладить широкий экспорт. Высокие темпы роста – около 15% в год – были достигнуты в электротехнике и электронике, в то время как объем производства в машиностроении оставался прежним. Ускоренными темпами развивалась химическая промышленность, но неумелое управление и устаревшие технологии привели к угрозе нарушения экологического баланса. Наиболее важным сектором этой отрасли является нефтепереработка, которая сконцентрирована на огромном комбинате близ Бургаса. Болгария выпускает минеральные удобрения, синтетические волокна, автомобильные шины, пластмассы, краски и лаки.

В первичных отраслях доля добывающей промышленности будет снижаться быстрее доли сельского хозяйства. Это следует из необходимости сохранения не возобновляемых ресурсов страны и более рационального использования возобновляемых. В перерабатывающей промышленности снижение доли металлургии должно произойти в основном за счет черной, в то время как цветная сохранит свою долю в ВВП, которая и без того незначительна. Двухпроцентное снижение доли машиностроения и электроники может оказаться закономерным, если иметь в виду всеобщий спад произведенного ВВП. Аналогичной представляется ситуация и в случаях с текстильной, трикотажной и пищевой промышленностью. Изменения в структуре услуг будут происходить за счет более быстрого развития транспорта и услуг в общественном секторе, несмотря на наметившийся бум услуг в частном секторе.

Потреблённый страной ВВП в продолжении многих лет превышал произведённый. В период 2005-2008г. скорее всего, сохранится ситуация, когда использованный валовой продукт меньше произведённого. Это будет обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, это - положительное внешнеторговое сальдо. Во-вторых, - большие объёмы выплат по обслуживанию внешнего долга. Достаточно вспомнить, что при ожидающемся в 2006г. ВВП в размере 1150 млрд. левов выплаты по обслуживанию внешнего долга составят около 100 млрд. левов или 8,7% от валового продукта. Подобные внешние выплаты в период 2006-2008г. в ближайшие годы сильно ограничат потенциал внутреннего накопления. Таким образом, несмотря на положительный темп прироста ВВП в 2004г., физический объем его главных компонентов (конечное потребление, валовое накопление) снизился, что особенно заметно в отношении накопления. Накопление снижалось и в течении 2005г. Доля конечного потребления незначительно превышала 90%. По всей видимости это будет максимумом. Предполагается тенденция к относительному снижению при абсолютном увеличении.

В течении долгого периода рост болгарской экономики обеспечивался посредством увеличения накопления, при превышении использованного продукта над произведенным, иными словами за счет внешних источников. Ни одна экономика в кризисной ситуации не может достигнуть оживления и устойчивого роста без внешних источников финансирования. Вопрос сводится к условиям их получения и срокам их погашения. Происходит и поиск внутренних резервов. До сих пор объем валютных сбережений населения превышает официальный валютный резерв страны. В обстановке доверия и стабильности эти средства могли бы использоваться для инвестиционных целей.

Снизившееся абсолютное потребление и изменения в его структуре потребуют выделения все больших средств для этой цели. Это увеличит напряжение в пропорциях между накоплением и потреблением, а также ограничит возможности выделения общественных фондов потребления. Вероятно, доля потребления населения продолжительное время сохранится на уровне трех четвертей, что в условиях недостаточно быстрого роста произведенного продукта не сможет компенсировать абсолютное обеднение большой части населения.

Итак, экономическое положение страны постепенно выравнивается, одними из ключевых тенденций становиться, массовая приватизация, модернизация промышленности, рост ВВП. В данных условиях нельзя не сказать, что сегодняшняя ситуация в Болгарской экономике, во многом заслуга правительства, стремящегося превратить Болгарию в развитое промышленное государство. Но стоит заметить, что одним государственным вмешательством в экономическую жизнь не стоит ограничиваться, следует создавать СЭЗ, снижать налоги и тем самым привлекать инвесторов, которые смогут обеспечить, новый, качественный виток, болгарской приватизации и реструктуризации. Однако при всех обозначенных положительных тенденциях есть и отрицательные, к ним, прежде всего, относится угрожающая безработица и снижение потребления.

Делая вывод по общей характеристике Болгарии и особенностям ее политического экономического, социального развития и природно-климатическим условиям необходимо отметить следующее: Болгария обладает выгодным географическим положением, что, несомненно влияет на развитие МЭО в стране. Полезных ископаемые представлены в основном известняками и другими горными породами, большое количество рек и водоемов, определило сельскохозяйственную деятельность в стране как одну из наиболее развитых.Основной проживающей национальностью в Болгарии, являются болгары. Страна пережила демографический кризис, сегодня темпы рождаемости находятся на нормальном уровне. В Болгарии присутствует как внутренняя так и внешняя миграция, связанная с сезонностью работы в Болгарии и ее экономическими показателями, это определило место Болгарии в МЭО, а именно в миграции рабочей силы, как сезонного поставщика рабочих в страны Западной Европы и Россию.Сегодня Болгария парламентская республика. Особенности политического развития страны говорят, о довольно стабильном политическом курсе с явной ориентацией на Запад, а именно вступление в ЕС на полных правах. Можно сделать вывод о том, что политическая система, так же повлияла на развитие и усиление МЭО в стране, а именно процессов интеграции с международными объединениями.Сегодня, Болгария- это страна, вступающая в ЕС. С этой точки зрения особенно важны показатели экономического развития. В этой сфере Болгария демонстрирует заметные успехи. В стане низкий уровень инфляции, “полным ходом” идет приватизация, реструктуризация, модернизация существующих предприятий. Но при всем этом, существует угрожающая безработица (12%), падает потребление, кредитные ставки растут. Стране требуются срочные инвестиции.

В Софии проект «Южный поток» пока окончательно не списывают со счетов. Фото с сайта www.gazprom.ru

Москва и София готовы реанимировать энергетическое сотрудничество. Возможно, восстановление контактов коснется и замороженного в 2014-м проекта «Южный поток». Многие новостные агентства именно так поняли заявления болгарского и российского правительств, сделанные накануне сегодняшней встречи Владимира Путина с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Возможно, в Софии испугались газового потепления между Россией и Турцией. В пресс-службе Минэнерго РФ сообщили «НГ», что официальных предложений касательно «Южного потока» не поступало.

Премьер Болгарии Бойко Борисов объявил о создании рабочих групп, которые Москва и София решили организовать для обсуждения перспектив совместных проектов в сфере энергетики, в том числе газопровода «Южный поток» и строительства в Болгарии АЭС «Белене».

Об этом, в частности, сообщило болгарское информагентство Novinite. Борисов надеется, что выработанные группами решения будут приемлемы для обеих сторон. Как уточняет болгарское агентство, такое заявление Борисов сделал в субботу, на следующий день после телефонного разговора с Владимиром Путиным.

Отметим, по итогам этого телефонного разговора пресс-служба Кремля опубликовала короткое заявление, из которого следовало, что стороны обсудили «актуальные вопросы двустороннего сотрудничества с акцентом на реализацию совместных проектов в сфере энергетики» и договорились «активизировать взаимодействие в рамках Российско-болгарской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству».

Официальное заявление пресс-службы болгарского правительства по итогам разговора было более детальным. В частности, сообщалось, что Бойко Борисов и Владимир Путин провели телефонный разговор после того, как был получен ответ председателя Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клода Юнкера на вопросы болгарского правительства относительно «Южного потока» и газораспределительного хаба, нефтепровода Бургас-Александруполис, а также проектов по ядерной энергетике. Ответ, правда, судя по всему, был туманным. ЕК рассчитывает на новую сеть по доставке газа, которую строит РФ, а к тому же подтверждает право Болгарии самостоятельно определять направления развития энергетики, пересказывает ТАСС письмо председателя ЕК, адресованное премьеру. А вот о перспективах «Южного потока», не соответствующего европейскому законодательству, там напрямую не говорится. Напомним, проект «Южный поток» был заблокирован как не соответствующий законодательству ЕС.

Согласно заявлению болгарского кабмина, теперь экспертам предстоит проанализировать проблемы, связанные с реализацией энергетических проектов, и найти возможности их преодоления, но при условии соблюдения правил Евросоюза. Отдельно в сообщении подчеркивалось, что трубы, предназначенные для «Южного потока», до сих пор хранятся в портах Варны и Бургаса.

Заметим, неделю назад премьер Болгарии также обсуждал перспективы газопровода «Южный поток» с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Болгария сегодня не единственная страна, кто так или иначе касается темы реанимации «Южного потока». Так, в конце июля в интервью российским СМИ посол Словении в России Примож Шелигов подчеркивал, что, несмотря на неопределенность перспектив, Словения надеется, что проект все-таки будет разморожен и реализован.

Российская сторона ранее также неоднократно заявляла, что готова возобновить проект «Южный поток». В конце июля глава Минэнерго РФ Александр Новак говорил о возможности реализовать строительство «Южного потока» в случае, если ЕС даст гарантии востребованности данного проекта. Позже зампредправления «Газпрома» Андрей Круглов сообщил, что компания готова быстро расконсервировать газопровод в том случае, если изменится политическая ситуация. При этом президент Владимир Путин так высказывался об экспортных маршрутах по дну Черного моря: «Есть известные трудности политического характера с Турцией. Но мы окончательно не отказывались ни от одного из проектов – ни от «Южного потока», ни от «Турецкого потока». Нам нужна только ясная позиция Еврокомиссии – ясная, однозначная позиция. Этого нет пока ни по одному из этих проектов».

Напомним, Россия под давлением Европы в конце 2014 года отказалась от реализации проекта «Южный поток», маршрут которого проходил по дну Черного моря в Болгарию. После этого Россия стала прорабатывать проект строительства газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря в Турцию, а затем в Грецию. Но из-за политических проблем с Турцией реализация и этого проекта тоже была заморожена.

Примечательно, но очередное возвращение к теме «Южного потока» происходит фактически накануне встречи президента Путина с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Сегодня ожидается встреча двух лидеров в Санкт-Петербурге. И одной из тем вполне может стать возобновление проекта по строительству газопровода «Турецкий поток». Еще до встречи двух президентов и российские, и турецкие чиновники подтверждали возможность возобновления проекта (см. ).

Эксперты подтверждают, что у Болгарии, конечно, есть своя заинтересованность в «Южном потоке». «За счет газопровода Болгария получит прямые поставки газа из России и сможет создать большой распределительный хаб на своей территории», – поясняет председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Если же будет реализован «Турецкий поток», тогда значительно повысится роль Турции в газоснабжении Европы. «А учитывая множество спорных вопросов между ЕС и Турцией, Европе явно невыгодно упрочнение переговорных позиций Анкары», – добавляет эксперт.

Активизацию Болгарии накануне российско-турецких переговоров эксперты связывают, во-первых, с переменами в отношениях между Путиным и Эрдоганом, во-вторых, с переменой в отношениях Турции и Европы. «Шансы на строительство «Турецкого потока» возросли, а значит, дополнительные объемы газа в Европу пойдут, минуя восточноевропейские страны. Таким образом, Балканы лишатся возможности дополнительного заработка от транзита. «Южный поток» конкурирует с «Турецким потоком», и поскольку российский газ так или иначе пойдет в ЕС, то чтобы не упустить возможность заработать, болгары оживились», – полагает замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева.

«Однако одного желания Болгарии возобновить переговоры недостаточно, так как проект не может быть реализован без одобрения Еврокомиссии. При этом представители ЕК никак не выражали свое желание возобновить проект», – напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Так что, по единодушному мнению опрошенных «НГ» экспертов, перспектив у «Южного потока» сегодня меньше, чем у «Турецкого потока». Несмотря даже на то, что европейские чиновники были не в восторге от укрепления на газовом рынке Турции и от перспективы попасть к ней в зависимость.

России в принципе выгодны оба проекта, обращает внимание аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. «Главное, чтобы хотя бы одна нитка газопровода была проложена в ЕС», – считает он. «Скорее всего в первую очередь стоит ждать реализации одной нитки в Турцию. Страна заинтересована в одной ветке для себя. Вторая ветка нужна лишь для перепродажи», – добавляет Нестеров. По его словам, для России окупаемым проект будет только в случае строительства хотя бы двух ниток газопровода.

«С экономической точки зрения оба проекта весьма перспективны. Однако политические и правовые риски не позволяют им быть реализованными. «Южный поток» утонул под натиском ЕК и норм Третьего энергопакета. «Турецкий поток» забуксовал из-за нежелания Турции подписывать межправсоглашение и в результате известного инцидента со сбитым российским бомбардировщиком», – соглашается член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

Так или иначе, инициатива Болгарии реанимировать «Южный поток» окажется на руку Москве в переговорах с Анкарой относительно перспектив «Турецкого потока», добавляет Касаев. «Сделав полезные выводы, Россия стратегически верно будет вести переговоры с обеими странами, через которые в перспективе могут пройти магистрали с нашим топливом. И Болгария, и Турция в результате станут куда более гибкими в переговорах с Россией», – считает он.

«И Анкара, и София демонстрируют заинтересованность. Это благоприятная ситуация для того, чтобы продвинуться в реализации проекта строительства газопроводов из России по дну Черного моря. Оба потенциальных направления выхода на сушу хорошо проработаны. И могут быть построены в сжатые сроки», – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Как передает РИА Новости, компромиссным вариантом, по мнению эксперта, было бы проведение одной ветки в Турцию и одной в Болгарию.

На сегодняшний день становиться очевидным, что правящие элиты Болгарии пытаются поступательно развернуть внешнюю политику в строну РФ.

Болгария – одна из древнейших стран современного мира. На процессы ее государственной идентификации традиционно влияли как необычайно богатое и разнообразное историческое наследие, так и то, что страна находится почти в центре пересечения различных цивилизаций. При этом население Болгарии оставалось в подавляющем большинстве православным. Эти и многие другие факторы предопределили специфику развития новейшей истории болгарского государства, взаимоотношения правящих элит и населения, государства и общества в целом. Об этом говорится в материале фонда «Современная политика» посвященном вопросам государственной идентификации современной Болгарии.

Современная история Болгарии фактически начинается со времени, когда Россия освободила болгарские земли от многовекового османского ига. Ежегодно 3 марта отмечается национальный праздник в честь победы русской армии и болгарского ополчения над турецкими войсками в 1878 году. Повсеместно сохраняются памятники благодарных болгар своим освободителям. В то же время наблюдаются труднообъяснимые метаморфозы в развитии страны и не менее труднообъяснимые цивилизационные неопределенности правящих элит.

Так, в Первую мировую войну Болгария выступала на стороне австро-германского блока, а, следовательно, против России. Однако, начиная с 20-х годов ХХ века, именно Болгария стала одним из крупнейших центров русской белой эмиграции.

В период Второй мировой войны правящие монархические круги втянули Болгарию в союз с гитлеровской Германией. Но подавляющее большинство болгар симпатизировали Красной Армии и пламенно ее приветствовали как армию-освободительницу в 1944 году.

В послевоенное время образовалась Народная Республика Болгария. Этот период был наиболее эффективным в развитии страны. Союзнические отношения с СССР позволили достичь Болгарии самого высокого уровня в экономике, культуре и во всех других сферах гуманитарной жизни за всю историю ее существования.

С 1989 года в Болгарии начались новые глубокие экономические и политические перемены. В очередной раз был взят курс на близкие союзнические отношения с Западной Европой и США. 2 апреля 2004 года Болгария вошла в НАТО, а 1 января 2007 года – в Евросоюз. Этот современный период развития страны явился не менее противоречивым, чем предшествующие. Факты свидетельствуют, что с вступлением в Евросоюз промышленное и сельскохозяйственное производство начало деградировать, и сократилось почти наполовину. Уровень жизни населения значительно упал, безработица является одной из самых высоких среди стран Евросоюза. Болгария фактически приобрела статус неоколониального государства, которое лишено любой самостоятельности. Более того, правящие элиты в открытую стали проводить прозападную антироссийскую политику. Дело дошло до того, что президент страны Р. Плевнелиев фактически назвал Россию одним из врагов Болгарии. В то же время, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, наоборот, всего лишь 4% болгар верят в то, что угроза национальной безопасности исходит от России, а подавляющее большинство населения предельно дружелюбно относятся к россиянам.

Таким образом, после фактического освобождения Россией Болгарии от османского ига, в период Первой и Второй мировых войн и в условиях современных «гибридных» войн, болгарское руководство и правящие элиты традиционно выступали на стороне тех политических сил, которые вели ожесточенную войну с Россией. И всегда при этом несли тяжелые поражения. Это – исторический факт. Также неоспоримым фактом является и то, что большинство болгарского народа традиционно видело в России и в россиянах своих друзей.

Однако на сегодняшний день становиться очевидным, что правящие элиты Болгарии, в том числе позиционирующие себя как евроинтеграторы объективно оценивают происходящие процессы и пытаются поступательно развернуть внешнюю политику в строну РФ.

Какие наиболее вероятные пути современной государственной идентификации Болгарии? На наш взгляд, они являются следующими.

Первое. В течение всей новейшей истории, как уже отмечалось, болгарский народ традиционно позиционировал себя дружественным российскому и России. Это важное обстоятельство с точки зрения определения перспектив вектора развития всей современной болгарской политики. Политические и государственные лидеры с неизбежностью вынуждены будут учитывать мнение своих граждан. «Хочешь повести за собой людей, иди за ними», – гласит известная восточная мудрость. Нам представляется, что именно традиционно дружелюбная позиция подавляющего большинства болгарского населения предопределит реинтеграцию, а в перспективе – стратегические союзнические отношения именно с Россией.

Второе. Современная экономика Болгарии находится в глубоком системном кризисе. После вступления в ЕС, повторим, страна фактически потеряла свои традиционные отрасли производства в промышленности и сельском хозяйстве. Более чем наполовину разрушен экономический потенциал, созданный в свое время Народной Республикой Болгария. Архивыгодные и жизненно необходимые для страны экономические проекты фактически запрещаются руководством Евросоюза, другими международными организациями преимущественно по политическим мотивам. Премьер-министр Б. Борисов вынужден был признать, что «Мы находимся под прессом… Болгария продолжает платить, и была осуждена и за проект «Бургас-Александруполис», и за АЭС «Белене», и за увеличение срока работы 5 и 6 блоков АЭС «Козлодуй», а теперь и за «Южный поток».

Для Болгарии, следует отметить, «Южный поток» был наилучшим экономическим проектом, в котором она когда-либо участвовала. Все потеряно. И все из-за неоколониальной политики Евросоюза, куда Болгария в свое время так настойчиво стремилась вступить. Вероятно долго продолжаться такая евроинтеграция не сможет, поскольку носит явно антиболгарский характер. В стране все больше вспоминают более справедливый уровень взаимоотношений в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), СССР и России. Как свидетельствуют социологические опросы, все больше болгар проявляют интерес к экономической реинтеграции именно с Россией. Именно эьим и может быть обоснована недавняя инициатива правящей евроинтеграционной партии ГЕРБ по выдвижению кандидатуры Димитара Радева на пост управляющего Болгарского Народного Банка (БНБ) лояльного РФ и настроенного налаживать экономические отношения прежде всего с представителями российских бизнес элит.

Третье. Необычайно важный духовно-цивилизационный фактор. Болгария – православная страна. Она сохранила православные ценности и веру даже в условиях многих столетий жестокого османского ига. В современных условиях, когда начался процесс «столкновения цивилизаций», люди ищут своих духовных братьев по вере, ментальности, аксиологическому восприятию образа жизни. Более чем очевидно, что деградирующий западный гуманизм не соответствует духовным традициям болгар, а исламские ценности для них, как известно, неприемлемы. Духовная идентификация современной Болгарии возможна только с Россией как центром современного православного мира. Эта – аксиома, которая также с неизбежностью будет способствовать реинтеграции Болгарии и с другими православными странами. Здесь мы имеем дело с наличием жесткой дихотомии: либо следовать православной традиции, либо стать на путь нового, уже не османского, а «евроатлантического» порабощения. Складывается ситуация в формуле: «Tertium non datur» – третьего не дано. Имеются и другие факторы, которые говорят, что в перспективе в стратегических интересах Болгарии и России целесообразно идти по пути не просто восстановления дружеских, а братских, взаимовыгодных отношений хотя бы на уровне тех, которые уже существовали ранее.

Таким образом, современная Болгария в настоящее время переживает сложнейший период своей государственной идентификации. Скорее всего, традиционное для Болгарии противостояние правящих элит и большинства народа будет преодолено. Это, в свою очередь, даст шанс стране стать реально независимой и процветающей.

Трансформации в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы

НИКОЛА КОЙЧЕВ
доктор экономических наук, профессор (Болгария)

Переходный период в болгарской экономике характеризуется устойчивым ухудшением всех основных показателей
Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии
Экономический кризис можно преодолеть путем государственного регулирования на макроуровне и либерализации деятельности предприятий и фирм

Осенью 1989 г. начался интенсивный распад мировой социалистической системы. Страны Центральной и Восточной Европы взяли новый курс развития национального общества – от тоталитаризма к демократии и от командно-административной экономики к социальному рыночному хозяйству. Внешняя политика переориентирована диаметрально в противоположную сторону – с Востока на Запад. Координационной столицей вместо Москвы стал Вашингтон. Начались радикальные перемены в политическом и социально-экономическом устройстве 27 постсоциалистических суверенных республик. Одной из них была Болгария.

Политическая система

Датой рождения новой демократии является 10 ноября 1989 г. – день, когда Центральный комитет Болгарской коммунистической партии сменил своего генерального секретаря, руководившего страной несколько десятилетий.

К сожалению, трансформации начались без ясного представления о параметрах будущего государственного устройства, без попытки даже в самом общем виде представить стратегию и путь развития. Главное – от социализма. Но к чему? К классическому или государственному капитализму, посткапиталистическому или постиндустриальному обществу? Эйфория отринула все достигнутое – и социальные достижения, и материальную культуру.

В течение нескольких недель в Болгарии возникли десятки партий. Достаточно было одной даже мало осмысленной, но эмоциональной речи на митинге, чтобы оратор стал лидером. Новая элита, представленная преимущественно университетскими и научными деятелями, наивно полагала, что за считанные месяцы, сменив управленческую номенклатуру, конституцию и несколько законов, Болгария может превратиться в развитую рыночную демократию.

Однако реальности упорядочили ход событий в логическую цепочку: “круглый стол” – для диалога основных политических субъектов, досрочные парламентские выборы, новая Конституция , которая была принята в середине 1991 г. при доминирующей роли социалистов (бывших коммунистов) в Великом народном собрании (парламенте). Главные принципы нового Основного закона – Болгария является парламентской республикой с политическим плюрализмом, социальной рыночной экономикой и гарантиями основных прав и свобод граждан.

За 12 лет трансформаций политический плюрализм воплотился в 200 партий, союзов, движений и других организаций, практически слившихся в 3 – 4 объединения – Болгарскую социалистическую партию, Союз демократических сил, Движение за права и свободы, а также в ряд политических коалиций во главе с демократами, социал-демократами и земледельцами. Реально политическая модель Болгарии стала двухполюсной.

После “революции” 4 раза проходили парламентские выборы , страной управляли 7 обычных и 2 служебных составов правительства , общей чертой которых было стремление к либеральным методам руководства. В целом основные политические характеристики переходного периода сводятся к следующим моментам:

демократия и плюрализм политической жизни;

плюрализм собственности и либерализация экономических отношений ;

Восстановление основных свобод граждан – свободы слова, свободного передвижения в стране и за рубежом, демократизация индустриальных отношений с правом на социальные и политические протесты;

Активная, но однонаправленная прозападная внешняя политика;

Большая динамика смены лиц на политической сцене , вызванная высокими темпами обновления, опытом, ошибками и даже межличностными интригами и лидероманией.

Этот переход сопровождался деформацией в политических отношениях:

В институтах и органах власти без критической оценки внедрялись неэффективные для национальной специфики иностранные модели управления ;

Ложно понимаемый либерализм и свертывание важных функций государства ухудшили состояние основных государственных систем – армии, полиции, суда ;

Западная лояльность публичной администрации к государству и населению; развивается патологическая коррупция ;

Слабый финансовый и административный контроль создал условия для ненормально высокого удельного веса теневой экономики ;

Слабость власти позволила развиться организованной преступности ;

Беспринципное и аморальное перераспределение собственности и плохой банковский надзор сформировали уродливую социальную защиту общества.

В ходе трансформации политической системы Болгарии допущены серьезные ошибки. Потому и путь к конечной цели проходит зигзагами, с поворотами в обратную сторону и крутыми спусками. Допущено много ошибок и в кадровых назначениях. Как правило, на высокие государственные должности выдвигались теоретики, не имеющие управленческого опыта. Они, допустим, хорошо знали иностранные модели демократии, но не имели представления о Болгарии как объекте управления и реформирования. Дефицит государственной зрелости управленцев позволил чрезмерное иностранное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику суверенного государства. Советниками оказались представители иностранных правительств, международных финансовых институтов, консалтинговых фирм и даже ученые и эксперты, не имевшие опыта трансформации постсоциалистических отношений. Большой ошибкой переходного периода стала и перманентная конфронтация управленцев и оппозиции; взгляды левых и правых по основным политическим проблемам, как правило, были противоположными.

Экономика

Переходный период в Болгарии характеризуется резким ухудшением всех важнейших экономических показателей . Сократился объем ВВП, устойчивый спад наблюдается в промышленном и аграрном производстве, внешней и внутренней торговле, снизилась покупательная способность государственного бюджета, занятость населения, страна переживает инвестиционный и инновационный застой. Ухудшение экономической ситуации подтверждают и косвенные индикаторы – многократно уменьшились объемы грузоперевозок, сократилось энергопотребление для производственных целей.

Спад ВВП составил 29% (рис. 1). В долларовом же эквиваленте этот показатель еще хуже – падение достигло 44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл. в 2000 г. Уменьшение товарного производства изменило структуру валового продукта – произошло сокращение удельного веса промышленности, тогда как доля услуг выросла, даже без развития рынка капитала или превращения Болгарии в региональный банковский и биржевой центр.

Промышленное производство уменьшилось в 2,5 раза. Первый срыв произошел в 1990 г. из-за развала социалистической экономической интеграции. В дальнейшем негативное влияние оказали такие факторы, как политические и экономические ошибки, шоковая либерализация кредитов, валютных и ценовых отношений, бездумная приватизация, сокращение платежеспособного внутреннего спроса, бесконтрольный импорт товаров, не прошедших таможенное оформление, и др.

Многократно сократился аграрный сектор . Производство промышленных культур – зерна, табака, винограда, фруктов снизилось в 2 – 2,5 раза, а сахарной свеклы – в 18 раз! В 2,5 – 3,5 раза уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных – коров, свиней, овец, птицы. В тяжелом положении оказалась пищевая промышленность – производство консервов упало в 23 раза /!?/, мясопереработка снизилась в 6 раз, виноделие – в 2 раза. Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску табачных изделий, сократила эту деятельность в 3,5 раза. Тем не менее продовольственному балансу страны ничто не угрожает.

Значительно хуже стал внешнеторговый обмен . Годовой товарооборот снизился с 14,5 млрд долл. до 9,8 млрд., при этом экспорт уменьшился с 7,5 млрд в 1989 г. до 4,5 млрд в 2000 г. Резко дебалансировано торговое сальдо с Россией и другими странами СНГ – соотношение “экспорт: импорт” составляет сегодня 1: 7!!! Эта деформация также является следствием большого числа ошибок во внешней торговле, таможенной и транспортной политике.

Болгария имеет большой внешний долг – более 10,5 млрд долл. (1300 долл. на душу населения). Положение осложняется тем, что отношение величины долга к ВВП составляет 85%, а экспорта к долгу – 42%.

Слабая экономика формирует и слабый государственный бюджет . В состоянии хронической нехватки денег работают все общественные структуры, находящиеся на бюджетном содержании. Покупательная сила бюджетов общин (муниципалитетов) сократилась в 3 раза. В частности, на оборону планируется выделить 3,3% ВВП – сравнительно высокий показатель по международным стандартам. Однако из этой суммы на перевооружение армии направляется лишь 6%!

Старт экономическим реформам дан в феврале 1991 г. – через год после “революции”. Причем первым действием властей стало введение полной либерализации цен, доходов и валютных курсов. Мера оказалась шоковой – у хозяйствующих субъектов не было времени, чтобы подготовиться к новым условиям кредитования и валютных расчетов. Это нанесло второй удар по национальному производству. В результате в мирное время всего за два года оно упало в 2 раза.

В 2009 году эксперты статистической компании "Eurostat" после изучения и анализа экономических показателей Болгарии отнесли ее к числу самых «дешевых» европейских государств. Проживание в этой стране обходится ее жителям почти вполовину дешевле, чем в среднем по Европе.

Экономический спад и влияние кризиса

Историю развития экономики Болгарии трудно назвать гладкой. В период перехода от командно-административного строя к рыночным отношениям стране пришлось пережить несколько спадов экономики.

После потрясшего страну кризиса 1996 года, когда годовой уровень инфляции поднялся до рекордной отметки в 311%, было принято решение о необходимости проведения серьезных экономических реформ. Международный валютный фонд и всемирный банк полностью одобрили программу реформирования экономической сферы.

В числе наиболее кардинальных мер была предложена приватизация государственных предприятий, оптимизация земельного рынка, корректировка социальной и ужесточение борьбы с коррупцией.

Такая стратегия правительства дала положительный результат уже к 2002 году. Болгарская экономика обрела стабильность и получила статус рыночной, в страну стали поступать иностранные инвестиции.

Очередной удар по экономической сфере нанес мировой кризис 2008 года, затронувший Болгарию в значительной мере. Правительство страны во главе с вплотную занялись сокращением государственных расходов и полностью прекратили стимулирование экономического роста. Таким способом удалось несколько сгладить последствия кризиса, однако в 2009 году снижение объемов промышленного производства составило 14%.

Положительные аспекты болгарской экономики

В течение последних лет экономика Болгарии активно реформируется. Среди неоспоримых достижений государства в этой сфере можно выделить удержание низкой процентной ставки, что привлекает иностранный капитал. Кроме того, несмотря на невысокий показатель средней , подоходный налог с 2008 года держится на уровне рекордных для Европейского Союза 10 процентов. Такова же величина налога на прибыль, что положительно сказывается на инвестиционном климате.

Хотя болгарскую экономику сегодня еще нельзя отнести к разряду самых стабильных, страна непрерывно работает над решением проблемных вопросов.

Европейские аналитики постоянно отмечают многочисленные успехи в сфере проведения реформ и повышения болгар.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама