THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Инфраструктура - слово, которое у всех на слуху. Мы привыкли слышать его с экранов телевизора, по радио, находить понятие "инфраструктура" в газетах, и не случайно этот термин сегодня столь популярен. Понятие это относится практически ко всем видам жизнедеятельности и бизнеса. Чем бы мы ни занимались и где бы ни находились, так или иначе именно она обеспечивает нашу жизнь. Что такое инфраструктура, определение этого термина, а также какие бывают виды ее, вы узнаете, прочитав эту статью. В ней также представлены примеры, которые позволят вам лучше разобраться в данной теме. Вы узнаете, что такое объект инфраструктуры, каковы его особенности. Обо всем этом читайте ниже.

На земле еще остались такие места, где группа людей или конкретный человек лишены инфраструктуры. Другими словами, они находятся наедине с природой. Однако и в этом случае окружающий нас мир можно также обозначать интересующим нас понятием. Так что такое инфраструктура?

Определение ее весьма многозначно. При различном толковании она представляется по-разному. Конечно, такое расширенное определение слишком далеко нас заведет, потребует различных философских построений, поэтому постараемся ограничиться более узким понятием.

Понятие "инфраструктура"

Прежде всего определим сам термин, обозначим, что такое инфраструктура. Под ней на интуитивном уровне мы понимаем различные объекты, созданные человеком, техногенного происхождения, использующиеся для ведения бизнеса, а также обеспечивающие жизнь общества и/или человека.

Таким образом, можно сказать, что инфраструктура (от латинского infra - "под", "ниже" и structura - "расположение", "строение") - целый комплекс связанных между собой обслуживающих объектов или структур, обеспечивающих и/или составляющих основу функционирования определенной системы. Этот термин был позаимствован из военной лексики. Вот что такое инфраструктура, говоря кратко.

Виды инфраструктур

Существует множество видов инфраструктур. В этой статье мы перечислим лишь основные, к которым наиболее часто обращаются. Список этот можно продолжить, включив и другие виды.

Социальная инфраструктура

Что такое социальная инфраструктура? Ответим на этот вопрос. Она представляет собой совокупность предприятий и отраслей, обеспечивающих функционально нормальную жизнедеятельность общества. Другими словами, это жилье, строительство его, объекты культурного назначения, сфера ЖКХ, организации и предприятия систем здравоохранения, дошкольного воспитания, образования, организации и предприятия, связанные с досугом и отдыхом, общественное питание, розничная торговля, спортивно-оздоровительные учреждения, сфера услуг, пассажирский транспорт, система учреждений, которые оказывают услуги финансово-кредитного и правового характера (нотариальные конторы, юридические консультации, банки, сберегательные кассы) и др. Вот что такое социальная инфраструктура. Список объектов ее можно продолжить, так как мы перечислили только основные.

Транспортная инфраструктура

Переходим к следующему виду и ответим на вопрос о том, что такое транспортная инфраструктура. Это совокупность предприятий и отраслей транспорта. Производственно-технологические комплексы, сооружения, предназначенные для обслуживания фрахтователей, пассажиров, грузополучателей, грузоотправителей, фрахтовщиков и перевозчиков, а также для того, чтобы обеспечить работу различных транспортных средств - вот что такое объект транспортной инфраструктуры.

Этот список был составлен нами, опираясь на Федеральный закон, в котором все это прописано - N 259-ФЗ от 08.11.2007.

Что такое информационная инфраструктура?

Информационная инфраструктура - система организационных информационных подсистем, структур, обеспечивающих функционирование тех или иных объектов. Другими словами, данный вид представляет собой совокупность определенных базовых информационных служб, систем передачи и хранения данных, а также вычислительных, которые являются основой для обеспечения любых сервисов, передающих данные.

Существует ряд требований, предъявляемый к информационной инфраструктуре сегодня. Главные из них: высокая катастрофоустойчивость и доступность, сохранность и безопасность данных, возможность эффективного управления, адаптации решений и масштабируемость.

Является сегодня актуальной следующая модель, по которой организуются информационные инфраструктуры - это консолидация соответствующих вычислительных систем, а также ресурсов хранения информации. Активно применяются средства организации облачных платформ и виртуализации.

Данный вид включает в себя совокупность различных информационных центров, банков знаний и данных, подсистем, систем связи, аппаратно-программных технологий и средств обеспечения обработки, хранения, сбора и передачи информации, центров управления. Вот что такое информационная инфраструктура.

Другие виды инфраструктур

Инженерная - различные системы, служащие для инженерно-технического обеспечения сооружений и зданий.

Инфраструктурой экономики называется совокупность видов и отраслей деятельности, обслуживающих хозяйство и производство в целом. По аналогии можно ответить и на вопрос о том, что такое инфраструктура рынка.

Военная инфраструктура представляет собой системы отдельных сооружений и стационарных объектов, являющихся основой для ведения военных действий, развертывания вооруженных сил и обеспечения оперативной и боевой армейской подготовки.

Многообразие определений

Из данного многообразия определений, множества ответов на вопрос о том, что такое инфраструктура (виды которой, кстати, перечислены нами не все) можно сделать вывод, что у понятия этого множество толкований, поэтому при использовании его необходимо уточнять, ограничиваясь удобными для нас рамками.

Чтобы упростить задачу, мы будем понимать под данным термином объекты обеспечения и/или средства производства жизнедеятельности (жизненно важных потребностей) человека, обеспечивающие тот или иной процесс/дело/бизнес.

Очень важно не отождествлять и не смешивать инфраструктуру с бизнесом, структурами и процессами, поскольку сама она ничего не производит и не делает. Это всего лишь материальная основа. Без того, что обеспечивает инфраструктура, она рассыпается на различные отдельные объекты техногенного происхождения.

Свойства инфраструктуры

Она рукотворна, то есть представляет собой результат труда.

Она обеспечивает наши материальные потребности; созданные руками человека объекты или структуры, обеспечивающие духовность, культуру и т. п. мы в этой статье не рассматриваем.

Инфраструктура требует определенных мер для того, чтобы поддерживать свое работоспособное состояние.

Она может быть посчитана и измерена, то есть поддается количественной оценке.

Инфраструктура имеет описывающие ее эффективность и мощность характеристики как со стороны обеспечения полезных функций, так и с точки зрения рисков, возникающих при эксплуатации, и надежности.

Она имеет доступные и известные для конкретного вида способы замены и ремонта, поддержания работоспособности, оцениваемые в натуральном и денежном выражении. Вот что такое инфраструктура в более узком понимании.

Примеры инфраструктуры с данными свойствами

Для нефтяной компании она представляет собой трубопроводную систему. Инфраструктура состоит из различного назначения нефтепромысловых трубопроводов, а также внешнего транспорта газа и нефти и внутриплощадочных трубопроводов на установках перекачки и подготовки воды, газа и нефти. Количественные характеристики ее:

  • диаметр (мм), длина (км), толщина стенки (мм), а также назначение трубопроводов (смесь/вода/газ/нефть и т. п.);
  • пропускная способность (выражающаяся в м 3 /тонн в сутки);
  • сроки службы каждого из трубопроводов (количество лет);
  • число инцидентов и аварий на них (шт.), экологический ущерб (руб.), производственные потери (руб.), штрафные санкции (руб.);
  • техническое диагностирование и обслуживание (руб./км), защита от коррозии (руб./км), ремонт дефектов (руб./км/шт.), а также замена (руб./км).

К инфраструктуре нефтяной компании относятся:

Объекты подготовки газа и нефти;

Линии электропередач;

Добывающие скважины, включая погружное оборудование;

Для страны/города:

Сооружения и здания, в том числе социальные объекты, жилой фонд и т. п.;

Транспортные коммуникации, включая линии электропередач, железнодорожную и дорожную сети;

Трубопроводная инфраструктура - канализация, сети холодного и горячего водоснабжения;

очистные сооружения, свалки;

Государство и бизнес направляет на инфраструктуру большие средства, а на ее строительство, поддержание в нормальном состоянии и эксплуатацию работает значительная часть населения. Так как в большинстве своем финансируется она из федерального бюджета, то проблемы и вопросы, связанные с ее функционированием, многим интересны.

Транспорт - важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.

Роль транспорта не сводится только к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, способствуя экономическому, культурному и социальному развитию общества, в связи с чем, он считается одной из важнейших базовых отраслей экономики.

Важнейшую роль транспорта в развитии экономики страны подчеркивали А. Смит, М. Ломоносов, Н. Баранский, Н. Мироненко, Г. Лаппо и другие известные экономисты и географы.

Все они указывали, что, осуществляя свою деятельность, транспорт выполняет несколько общественных функций, к важнейшим из которых относятся:

  • - экономическая, которая заключается в обеспечении развития, связи и координации всех отраслей экономики;
  • - культурная, которая состоит в возможности распространения с помощью транспорта эстетических ценностей. Следует отметить, что и сам транспорт стал элементом культуры (создаются музеи транспорта, общества любителей старинных автомобилей и др.);
  • - социологическая функция состоит в экономии времени человека, облегчении труда и повышении его производительности;
  • - научное значение имеет двоякий характер. С одной стороны транспорт, нуждаясь в совершенствовании, ставит перед наукой новые задачи. С другой - транспорт позволяет интенсивно развиваться многим направлениям науки;
  • - оборонная функция проявляется в возможности быстрой передислокации войск, населения, производства.

В экономической литературе название "инфраструктура" (от латинского "infra" - "под" и "strukture" - "строение, устройство") означает подструктура т.е. отдельная отрасль экономики, которая занимается созданием внешних условий функционирования основного производства. Хотя этот термин широко используется в экономических исследованиях, до сих пор остается дискуссионным по определению состава отраслей, объектов и видов деятельности, входящих в нее.

Транспорт - очень разнообразная отрасль. Все его виды, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. Это даёт основание рассматривать транспорт как систему, а весь механизм формирования и развития её - в неразрывном единстве со всей экономикой страны.

Очень часто в экономико-географической и особенно экономической литературе под транспортной системой понимают лишь сеть путей сообщения. Безусловно, пути сообщения - одна из главнейших составляющих транспортной системы, но сводить транспортную систему только к путям сообщения нельзя. Неотъемлемыми составляющими транспортной системы являются техническая часть, а также управленческая часть. В этом смысле синонимом термина транспортная система является понятие транспортный комплекс.

Таким образом, можно определить транспортную систему как территориальное объединение сети путей сообщения, технических средств и служб перевозок, которые, объединяя все виды транспорта и все составляющие транспортного процесса в их взаимодействии, обеспечивает реализацию транспортно-экономических связей с целью успешного функционирования экономики страны. Ключевую роль в создании единой транспортной системы страны (региона) играет развитие транспортной инфраструктуры. транспортный инфраструктура экономический

Объекты транспортной инфраструктуры включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. К транспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

Однако термин «транспортная инфраструктура» иногда используется и в более широком понимании. Поскольку транспортная сфера всегда увязывается с общим развитием производительных сил, то она рассматривается как одна из важнейших составных частей инфраструктуры экономики в целом. В этом смысле понятия «транспортная система» и «транспортная инфраструктура» практически тождественны. В настоящей работе за основу берётся именно такое широкое понимание термина «транспортная инфраструктура»

Транспортная инфраструктура – основа транспортного комплекса страны. Объекты транспортной инфраструктуры обеспечивают возможность всем участникам движения с помощью транспортных средств осуществлять перевозки пассажиров и грузов. Степень развития транспортной инфраструктуры и ее состояние определяют возможности и эффективность функционирования транспортного комплекса России.

Качество функционирования транспортного комплекса оказывает непосредственное влияние на развитие экономики страны, является важнейшим фактором ее конкурентоспособности на международном рынке, в том числе в реализации ее транзитного потенциала. Развитие производства невозможно без быстрого, безопасного и надежного перемещения грузов. Не меньшее влияние транспорт оказывает и на социальную сферу, качество жизни населения, степень его мобильности, удовлетворение потребности в передвижениях с различными целями.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг, их объем определяют возможности территориального развития экономики и социальной сферы, полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только социальное, но и экономическое значение.

Скорость транспортного сообщения также влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяют сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играют безопасность и экологичность транспортной системы.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

Транспортная инфраструктура включает в себя пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением, здания и сооружения обслуживания участников движения всех видов транспорта. Важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры являются пути сообщения, так как именно по ним осуществляются перевозки пассажиров и грузов. Протяженность путей сообщения различных видов транспорта в России и динамика ее изменений (1980–2012 гг.) показаны в табл. 1.5 .

Следует отметить, что транспортная инфраструктура России имеет недостатки как с точки зрения ее развития, так и транспортно-эксплуатационного состояния. Транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов (инфраструктура железнодорожного транспорта и внутренних водных путей, автомобильные дороги) хронически недоинвестированы и не обладают резервами "долговременной устойчивости" .

Таблица 1.5

Динамика изменения протяженности путей сообщения в 1980–2012 гг.

Пути сообщения

Протяженность путей сообщения (на конец года), тыс. км

Железнодорожные пути*, всего

В том числе: общего пользования

пеобщего пользования

Автомобильные дороги, всего

В том числе: общего пользования**

необщего пользования

Из общей протяженности автомобильных дорог – дороги с твердым покрытием, всего

В том числе общего пользования”

федерального значения

регионального или межмуниципального значения***

местного значения

необщего пользования****

Трамвайные пути*

Троллейбусные линии*

Пути метрополитена*, км

Внутренние водные судоходные пути, всего

В том числе с гарантированными габаритами пути

* Эксплуатационная длина.

** С 2006 г. – включая дорога местного значения.

*** До 2006 г. – дорога субъектов Российской Федерации.

**** Без субъектов малого предпринимательства.

Недостаточными темпами развивается скоростное и высокоскоростное рельсовое сообщение в рамках крупнейших агломераций и межрегиональных связей.

До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающих все регионы России.

В 2011 г. осевая нагрузка в 11,5 т обеспечивалась на участках федеральных дорог общей протяженностью 2613 км (5,2% от общей протяженности сети) при потребности в 22 тыс. км, нагрузка в 10 т – на участках 11,9 тыс. км (23,8% от общей протяженности сети) при потребности в 26 тыс. км.

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др.

Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения – около 15 млн человек остаются отрезанными от транспортных коммуникаций в весенний и осенний периоды.

Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31% от общего числа. Из них 260 населенных пунктов имеют население более 1000 человек. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На ряде участков федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти треть протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза В России практически нет скоростных автомобильных дорог.

Российскими авиакомпаниями в 2014 г. перевезено более 93,181 млн пассажиров, что на 10,2% выше уровня 2013 г. При этом мировые темпы прироста авиаперевозок – чуть более 5%. Однако при этом продолжает сокращаться количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации. По сравнению с 2000 г. количество аэродромов сократилось в 1,6 раза. Во многом в результате этого сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем пассажирских перевозок (порядка 70%) приходится на авиасвязи г. Москвы.

Большую роль в обслуживании внешнеторгового оборота страны играют морские порты. В 2014 г. перевалка грузов в морских портах составила порядка 620 млн т. По данным Министерства транспорта РФ, ее объем увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.

Введено в строй 72,5 млн т новых портовых мощностей. Но при этом развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно, накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежных (железнодорожной, автомобильной и трубопроводной) инфраструктур, а также тыловой терминальной и складской инфраструктур.

Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), а также экспортного угля и химических грузов (минеральных удобрений).

Наличие лимитирующих участков на внутренних водных путях, в том числе на Единой глубоководной системе европейской части России, существенно ограничивает пропускную способность, снижает конкурентоспособность речных перевозок по сравнению с другими вилами транспорта.

Серьезной проблемой является медленный темп повышения уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического состояния: почти 80% из них эксплуатируется 50–70 лет и более, только 17,3% сооружений, подлежащих декларированию, имеют нормальный уровень безопасности.

В настоящее время рынок транспортных услуг усложняется, все сегменты транспортного процесса и логистики начали интегрироваться. Это привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа – к транспортно-логистическим п товаротранспортным комплексам, которые образовали объединенную систему взаимодействия. Все большее значение приобретает управление перевозками. Транспортные центры становятся управляющими элементами системы, что позволяет оптимизировать цену перевозки на всем пути следования. Точка прибыльности перешла от процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. Понятие транспортных коридоров трансформировалось – из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов.

Все большее внимание уделяется экологичности транспорта, минимизации негативного воздействия его функционирования на окружающую среду.

Зарубежный опыт

Сравнительные показатели транспортной инфраструктуры некоторых стран представлены в табл. 1.6 и 1.7 .

Таблица 1.6

Показатели эксплуатационной длины железнодорожных путей

Таблица 1.7

Показатели протяженности автомобильных дорог

Протяженность автомобильных дорог, тыс. км

Транспортных магистралей, качество правового регулирования обращения соответствующих коммуникаций, а также управления различными инфраструктурными объектами в данной сфере — ключевые факторы успешного развития экономики государства. Поэтому обеспечение функционирования инфраструктуры — важнейший приоритет властей страны. Но в чем заключаются ее особенности? Какие объекты могут выстраиваться на тех или иных уровнях коммуникаций между различными субъектами правоотношений в государстве?

Общая характеристика

Прежде чем рассматривать, какие категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств выделяют современные эксперты, изучим сущность соответствующего хозяйственного элемента. Что он представляет собой?

Под транспортной инфраструктурой понимается совокупность различных типов ресурсов, посредством которых обеспечивается движение машин, осуществляющих пассажироперевозки, транспортировку различных грузов. К данной сфере можно отнести, таким образом, как дороги и магистрали, так и непосредственно машины, а также обслуживающие их предприятия (но на этот счет в среде экспертов появляются дискуссии — далее мы изучим их специфику). Соответствующая инфраструктура может коммуницировать с большим количеством смежных отраслей — например, с объектами снабжения, предприятиями топливно-энергетического комплекса, банками, охранными организациями, государственными органами. Все они могут играть важную роль в развитии транспортной инфраструктуры. В свою очередь, она сама по себе является важнейшим ресурсом, обеспечивающим работу различных субъектов экономики.

Сущность объектов и субъектов

В соответствии с распространенной точкой зрения, объект транспортной инфраструктуры — это часть технологического комплекса, который может состоять из: магистралей, вокзалов, станций, метрополитенов, терминалов, аэропортов, вертолетных площадок, морских и речных портов, космодромов, различных военных объектов — например, авианосцев.

В свою очередь, субъектами транспортной инфраструктуры можно назвать граждан и юридических лиц, которые на законном основании — например, на праве собственности или исходя из наличия разрешенного доступа, пользуются транспортной инфраструктурой.

Объекты и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают, прежде всего, эффективное взаимодействие между гражданами и организациями, участвующими в различных правоотношениях. Для того чтобы коммуникации между людьми осуществлялись, они должны иметь возможность, прежде всего, оперативно перемещаться с одного места на другое, а также обладать необходимыми ресурсами для перемещения различных вещей — имущества, материалов, сырья. Уровень развития транспортной инфраструктуры — один из ключевых критериев определения уровня экономической диверсификации государства. Наличие достаточного количества высокоскоростных магистралей на территории государства может быть важнейшим фактором обеспечения высокой динамики хозяйственного развития различных отраслей экономики.

Роль государства в развитии отрасли

Объекты транспортной инфраструктуры — это ресурсы, которые стоят, как правило, огромных средств. Их выстраивание зачастую под силу только государству, имеющему возможность распределять бюджетные средства, использовать политический ресурс. Частные структуры во многих случаях не имеют возможности выстраивать транспортную инфраструктуру — хотя бы даже в масштабах региона, не говоря о стране в целом.

Поэтому в том, чтобы объекты транспортной инфраструктуры и столь необходимые экономике, появлялись в распоряжении хозяйствующих субъектов, должно быть заинтересовано, прежде всего, государство. В свою очередь, в компетенции частных структур может быть, к примеру, обеспечение безопасности инфраструктуры, поддержание ее в функциональном состоянии. Изучим данный нюанс подробнее.

Обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры

Итак, объект транспортной инфраструктуры — это во многих случаях результат реализации государственного инвестиционного проекта. В свою очередь, частные фирмы могут обеспечивать поддержание его функционального состояния в аспекте доведения условий его эксплуатации до оптимального состояния с точки зрения соблюдения критериев безопасности функционирования различных компонентов соответствующей инфраструктуры.

В такой сфере как обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры принято понятие зоны обеспечения стабильной работы — территории, в рамках которой обеспечивается оптимальное функционирование различных хозяйственных компонентов. Данное условие может потребовать организации строгого контроля доступа тех или иных лиц к соответствующим объектам. Границы могут быть определены законодательно — в соответствии с нормативами, прописанными в отдельных источниках права.

Также на уровне нормативных актов могут определяться уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры, то, каким образом ответственным лицам необходимо обеспечивать соответствие хозяйственных компонентов установленным критериям.

Существует большое количество иных характеристик территорий безопасности. В числе таковых — степень уязвимости транспортной инфраструктуры. Ее критерии также могут устанавливаться на уровне нормативных источников права. В свою очередь, практическая оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться ответственными лицами также с учетом внутрикорпоративных норм, дополняющих те, что принимаются ведомствами.

Условия для развития транспортной инфраструктуры

Эксперты выделяют ряд условий, при которых возможно успешное развитие транспортной инфраструктуры. Прежде всего — это мониторинг и своевременная модернизация различных хозяйственных объектов. Данная сфера должна быть в достаточной мере технологичной для обеспечения запросов ее пользователей. Ресурсы, о которых идет речь, должны быть доступны для заинтересованных лиц. Так, например, предполагается, что платные магистрали будут тарифицироваться таким образом, чтобы проезд по ним не был обременительным для граждан.

Требования к объектам транспортной инфраструктуры должны устанавливаться исходя из потенциального уровня спроса на пользование ее ресурсами со стороны граждан и организаций. Так, постройка новых дорог может быть оценена с учетом более интенсивной динамики их эксплуатации — вследствие предполагаемого роста автомобилизации населения государства, возведение аэропорта — с учетом возможного использования его ресурсов международными авиакомпаниями, как следствие — с увеличением мощностей соответствующего объекта инфраструктуры.

Развитие ресурсов, о которых идет речь, должно осуществляться с учетом мнения заинтересованных лиц, социальных групп, общественных организаций — например, экологических. Объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, в ряде случаев предполагающий достаточно интенсивное использование ресурсов окружающей среды. Оно не должно быть чрезмерным по оценке населения, проживающего в непосредственной близости к данным объектам, специалистов-экологов, а также с точки зрения действующих экологических стандартов.

Классификация объектов

При выработке государственной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры, при проведении различных экспертных оценок эффективности ее компонентов, важнейшую роль в повышении качества результатов соответствующих направлений деятельности может сыграть категорирование объектов транспортной инфраструктуры. Исходя из каких критериев соответствующие компоненты могут быть классифицированы? Таковые можно определять по разным основаниям. Так, если говорить о магистралях, то их можно классифицировать:

На дороги общего пользования;

На частные магистрали.

При этом первые могут быть бесплатными или платными. Дороги могут быть также классифицированы:

По материалу покрытия;

Исходя из пропускной способности;

По сроку службы;

По климатическим характеристикам.

Категории объектов транспортной инфраструктуры могут определяться исходя из видов транспорта, применяемых на соответствующих магистралях: железнодорожного, морского, автомобильного, воздушного, космического. Безусловно, критерии классификации объектов транспортной инфраструктуры могут определяться и на иных основаниях — нами рассмотрены лишь некоторые примеры таковых.

Функции транспортной инфраструктуры

В соответствии с распространенным подходом, объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, который выполняет функции:

Экономическую;

Культурную;

Социальную;

Научную;

Оборонную.

С точки зрения экономики транспортная инфраструктура важна как необходимый ресурс для обеспечения связи между различными хозяйствующими субъектами. От того, насколько она будет развита, зависит динамика продвижения тех или иных предприятий на рынке, перспективы реализации совместных проектов с партнерами, инвестиционная привлекательность фирмы — хотя, казалось бы, прямого отношения соответствующий ресурс к бизнес-модели предприятия не имеет.

Культурная функция объектов транспортной инфраструктуры может заключаться в обеспечении условий для межнациональных, Собственно, реализуемые в строительстве соответствующих объектов, также могут рассматриваться как часть национальной культуры в ряде контекстов.

Объект транспортной инфраструктуры — это значимый ресурс общества как совокупности коммуницирующих граждан, социальных групп, организаций. Используя его, люди могут интенсивнее общаться между собой, обмениваться различными ценностями, путешествовать и расширять свой кругозор. Развитая транспортная инфраструктура в государстве — важнейший фактор успешного развития общества, ресурс, который граждане могут использовать для обмена опытом между собой в различных сферах.

Значимую роль рассматриваемый ресурс также играет и в научной сфере. Так, он может быть использован в целях обеспечения обмена значимыми с точки зрения науки ценностями между различными структурами, организации поездок представителей научных учреждений в партнерские организации.

Еще одна важнейшая функция транспортной инфраструктуры — оборонная. Ее можно проследить в контексте обеспечения национальной безопасности, деятельности вооруженных сил государства. Несмотря на то, что инфраструктура рассчитана на применение преимущественно в гражданских целях, она может активно использоваться, к примеру, при организации военных учений, для перевозки боеприпасов, поставки сырья и материалов на оборонные предприятия. Ее технологичность может быть важным фактором динамики военного производства, как следствие — укрепления обороноспособности государства. Также необходимо, чтобы уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры военного назначения соответствовали установленным стандартам. Для этого может быть проведена масштабная работа с привлечением компетентных экспертов, подотчетных структурам власти или же нанятых крупными бизнесами.

Инфраструктура как часть транспортной системы

В среде экспертов распространен подход, в соответствии с которым транспортная инфраструктура рассматривается как часть более масштабной системы. При этом в нее также могут входить иные системы:

Правовая — устанавливающая нормы, на основе которых функционирует транспортная инфраструктура;

Управленческая — определяющая порядок работы рассматриваемой системы;

Финансовая — как источник ресурсов, за счет которых осуществляется выстраивание транспортной инфраструктуры и других компонентов рассматриваемой системы.

Транспортной инфраструктуре в соответствующей модели можно отвести важнейшую роль. Именно она будет объектом правового регулирования — при разработке норм или же стратегий управления указанной системой. Ее строительство, экспертиза, приемка, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры — основные виды расходов при распределении финансовых ресурсов в рамках всей системы.

Проработка правовых, управленческих, финансовых механизмов может быть сколько угодно детальной, но при некачественной транспортной инфраструктуре это не будет иметь большого значения. Таким образом, она является ключевым системным элементом в соответствующей модели. В транспортную инфраструктуру входят фактически все типы дорог, магистралей, контактных линий, а также объектов, которые на них расположены. Часто в качестве ее элементов рассматриваются системы связи и навигации, инструменты управления движением тех или иных транспортных средств, а также коммуникации с пользователями. Например, если таковыми являются пассажиры железнодорожной сети, то подобными инструментами коммуникации будут кассы, онлайн-сайты бронирования билетов, порталы транспортных железнодорожных компаний.

Законодательством, а также внутрикорпоративными стандартами предприятий в соответствующем сегменте экономики могут быть определены различные категории безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Это нужно, прежде всего, для создания лучших условий для работы, осуществляемой сотрудниками соответствующих организаций, а также непосредственно для потребителей их услуг — граждан, частных и государственных предприятий. Выделение категорий безопасности также может осуществляться в целях повышения эффективности управления данными объектами.

Инфраструктура и транспортные средства

Существует 2 точки зрения касательно того, относить ли к рассматриваемой инфраструктуре собственно транспортные средства. Первая предполагает, что они не должны включаться в нее. Это обуславливается тем, что использование транспортных средств носит хотя и относительно частый, но непостоянный характер. В свою очередь, инфраструктура — особенно если ее рассматривать как часть транспортной системы, рассчитана на постоянное выполнение возложенных на нее функций по обеспечению коммуникаций в различных областях социально-экономического развития государства.

Вторая точка зрения предполагает, что транспорт не следует рассматривать отдельно от соответствующей инфраструктуры, поскольку таковая создается не просто так, а именно с целью последующего задействования именно транспортных ресурсов человеком в рамках тех условий, что формируются на уровне инфраструктуры. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, ее основные характеристики — например, пропускная способность, если вести речь о дорогах, будет напрямую влиять на возможности эксплуатации транспорта.

Еще один аргумент в пользу рассмотрения транспортных объектов и рассматриваемой инфраструктуры в общем контексте: строительство инфраструктурных объектов осуществляется, прежде всего, с учетом последующей интенсивности их эксплуатации, которая осуществляется при непосредственном задействовании человеком как раз-таки транспортных средств. Именно характеристики машин определяют то, какими должны быть дороги по качеству, по протяженности, по уровню технологичности. Уязвимость объектов транспортной инфраструктуры и определение иных критериев ее безопасности также определяется исходя из типичной динамики эксплуатации соответствующих ресурсов, которая может устанавливаться, опять же, с учетом характеристик транспортных средств.

Развитие инфраструктуры: задачи государства

Итак, государство, как мы определили выше, является ключевым субъектом в сфере развития инфраструктуры. Только властям страны под силу — исходя из наличия доступа к относительно объемным финансовым ресурсам - инвестировать в строительство дорог, их модернизацию, повышение безопасности, совершенствование механизмов выработки правовых норм и управленческих подходов в рамках транспортной системы. Какие же конкретно задачи необходимо решать властям страны при выработке приоритетов в развитии соответствующей инфраструктуры? К таковым правомерно отнести:

Мониторинг состояния инфраструктуры, инициирование ее своевременного ремонта, модернизации, обновления;

Повышение технологичности транспортных путей исходя из предполагаемой динамики ее использования гражданами и организациями;

Повышение доступности инфраструктуры для пользователей — с точки зрения обеспечения фактического оснащения территорий необходимыми коммуникациями, а также снижения затрат граждан и организаций на пользование соответствующими ресурсами.

Решение указанных задач требует планомерной работы самых компетентных специалистов на разных уровнях власти. Это будет главным условием обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры как одного из ключевых ресурсов для социально-экономического развития страны.

Ни одна отрасль хозяйства не может существовать без инфраструктуры. Она обеспечивает нормальное функционирование не только фирмы, но и города в целом. Давайте разберем понятие инфраструктуры более подробно.

Значение понятия "инфраструктура"

Сам термин «инфраструктура» - это два латинских слова: іnfra (переводится "ниже") и structura (перевод - "строение или расположение"). Впервые его начали применять в пятидесятые годы двадцатого века для обозначения комплекса общих положений, которые направлены на обеспечение положительного развития предпринимательства и удовлетворение нужд населения.

Инфраструктура - это множество отраслей и подразделений внутри предприятия, фирмы или города. Она призвана создавать все необходимые условия, которые необходимы для нормального функционирования деятельности объекта (например страны, производства, товарооборота, трудовых ресурсов, туризма, рынка и так далее).

В целом она делится на производственную и социальную, а в зависимости от масштабов бывает инфраструктура:

  • предприятия (фирмы);
  • отрасли;
  • города;
  • страны.

Городская инфраструктура

Инфраструктура города - это комплекс учреждений и предприятий, отвечающих за своевременное и нормальное предоставление услуг населению в сфере коммунальных служб (канализация и водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, транспорт и дороги, инженерные коммуникации и так далее), а также туристическом, развлекательном и торговом секторах.

То есть это набор условий для развития жизни жителей конкретного населенного пункта и приезжих.

Чем больше город по размерам и численности населения, тем больше услуг он должен предоставлять, и тем шире у него инфраструктура. Это естественный порядок вещей.

Виды инфраструктуры города

Различают такие основные виды городской инфраструктуры, как:

  • жилищно-коммунальная или социальная - ответвления и предприятия, которые предназначены для функционального обеспечения нормальной жизни населения;
  • транспортная - комплекс учреждений и отраслей по автомобильным и грузовым перевозкам, а также поддержание в надлежащем состоянии всех связанных с этим отраслей;
  • инженерная - совокупность систем инженерно-технического обеспечения учреждений;
  • экономическая - комплекс разных отраслей и видов деятельности, предназначенных для обслуживания производства и хозяйства;
  • информационная - структуры и подсистемы информационно-организационного характера;
  • рыночная - комплекс организаций и организационно-правовых норм, созданных для обеспечения непрерывного движения услуг и товаров, ценных бумаг, денег и валюты, рабочей силы.
  • туристическая - совокупность учреждений и предприятий, существование которых направлено на удовлетворение оздоровительных и отпускных потребностей людей ;
  • военная - комплекс объектов и сооружений, входящих в основной состав стационарных отделов, предназначенных для подготовки войск и ведения возможных военных действий.

Транспортная инфраструктура

Транспорт является одной из важнейших составных частей экономики города и государства в целом.

Транспортная инфраструктура - это огромный комплекс служб и объектов, включающий все виды транспорта, транспортные структуры и подразделения. Они обеспечивают быструю и свободную перевозку пассажиров и грузов.

Помимо этого, транспортная инфраструктура играет немаловажную роль в обеспечении торгово-экономической сферы сырьем, материалами, готовой продукцией и товарами, а также рабочей силой.

Объекты транспортной инфраструктуры

Объекты инфраструктуры городского транспорта включают в себя:

  • все существующие и запланированные пути сообщения (улично-дорожная, внеуличная и междугородная транспортная сеть);
  • транспортные единицы;
  • технические сооружения и склады (парки по ремонту, депо, грузовые терминалы, энергетическое хозяйство);
  • вокзалы и станции для перевозки пассажиров и грузов;
  • агентства, осуществляющие продажу билетов и организацию перевозок;
  • логистические центры;
  • инженерные сети и коммуникации.

Транспортные единицы - это машины и автомобили, которые, в зависимости от предназначения, делятся на:

  • Пассажирский транспорт, который включает в себя автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда, водный и монорельсовый наземный транспорт.
  • Транспорт, используемый для грузоперевозок, делится на внутригородской и региональный. Внутригородской - это грузовые автомобили, специальные троллейбусы и трамваи. Региональный транспорт для грузоперевозок - это также грузовые машины, а еще поезда, самолеты и вертолеты, водные суда.
  • Специальный транспорт - это санитарно-технические, аварийные и коммунальные автомобили, машины скорой медицинской помощи, пожарные и так далее.

Можно с уверенностью утверждать, что от степени развития транспортной инфраструктуры зависит уровень прогресса экономики и туризма как отдельно взятого населенного пункта и региона, так и страны в целом.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама