Чтобы обеспечить максимальную безопасность зданиям и сооружениям, вводятся специальные требования безопасности к их постройке с использованием Федерального закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Закон распространяется на жилые и нежилые помещения, предприятия промышленности на территории Российской Федерации. Этот регламент не распространяется на здания, которые предназначены для хранения оружия и взрывчатых веществ. Сюда не входят горные выработки, строительные сооружения космодромов, сооружения и постройки, которые находятся в области оборонной и государственной промышленности.
Описание технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Федеральный закон № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» был принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации спустя два дня того же года.
Краткое содержание Федерального закона:
- Глава 1 — Общие положения настоящего Федерального закона;
- Глава 2 — Основные требования правил безопасности сооружений и зданий, а также связанные с ними процессы проектирования и строительства;
- Глава 3 — Требования к технической документации для обеспечения безопасности сооружений и построек;
- Глава 4 — Обеспечение безопасности сооружений и зданий в процессе реконструкции, строительства, локального или же капитального ремонта;
- Глава 5 — Безопасность жилых и нежилых строений во время эксплуатации или в период демонтажа;
- Глава 6 — Техническая оценка построек на предмет безопасности;
- Глава 7 — Заключительные положения.
Последние изменения в ФЗ 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были внесены 2 июля 2013 года.
О техническом регулировании: Федеральный закон 184. Подробности
Последние поправки
Как уже говорилось выше, последние поправки в ФЗ 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были внесены 2 июля 2013 года. В частности, была изменена часть 13 ст 30.
Ст 13
Если в здании находится большое число посетителей (медицинские, банковские, образовательные организации), должны быть направлены меры, которые обезопасят граждан Российской Федерации и иностранных жителей криминальных проявлений или же их последствий.
Ниже рассмотрены важные статьи, в которые при последней редакции изменения не вносились:
Статья 4 384 ФЗ
Ст 4 описывает идентификацию построек и сооружений. Чтобы этот закон имел юридическую силу, их необходимо регистрировать по следующим критериям:
- Предназначение;
- Отношение к транспортной инфраструктуре или к другим сооружениям, которые существенно влияют на их сохранность и безопасность;
- Риск природных процессов и явлений территорий, на которых будет осуществляться строительство конкретных объектов;
- Опасность взрывов и пожаров;
- Степень привлечения к ответственности.
Постройки должны быть идентифицированы в соответствии с признаками, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Если здания и сооружения обладают повышенным уровнем ответственности, они должны быть отнесены к технически сложным и опасным уникальным объектам. Если постройки обладают нормальным уровнем ответственности, то в такую категорию входят все здания, за исключением пониженного и повышенного уровня ответственности.
Идентификационные признаки должны быть указаны:
- Застройщиком;
- Лицом, который подготавливает проектную документацию.
Ст 7
В статье 7 описываются требования механической безопасности. Строительные сооружения и фундамент здания должны быть прочные и устойчивые, чтобы при эксплуатации или строительстве, жизнь и здоровье людей не подвергались опасности. Должны быть предусмотрены обязательные меры при:
- Разрушении отдельных несущих конструкций;
- Возможности разрушения построек;
- Деформации величины конструкции;
- Повреждения части сооружения или здания.
Ст 17 ФЗ 384
В статье 17 описываются требования к обеспечению пожарной безопасности сооружения или постройки. Чтобы обеспечить пожарную безопасность сооружения или здания, в проектной документации должно быть указано следующее:
- Расстояние между зданиями в случае пожара;
- Значение параметров огнестойкости конкретных построек;
- Расположение путей, при помощи которых можно эвакуировать людей;
- Параметры систем обнаружения пожара, уведомления и эвакуация граждан или лиц без гражданства в случае возникновения пожара;
- Методы обеспечения возможности проезда пожарной техники, безопасности доступа подразделений;
- Организационные и технические мероприятия, которые касаются обеспечения пожарной безопасности сооружения или здания в момент строительства или во время эксплуатации.
Ст 23
В статье 23 описываются требования к обеспечению освещения.
В зданиях, в которых живут граждане, а именно в общественных помещениях, должно быть обеспечено естественное или совмещенное с искусственным освещение для снижения вероятности причинения вреда своему здоровью гражданами. Если в таких зданиях нет возможности создать искусственное освещение, должно быть создано альтернативное решение, которое бы поспособствовало снижению риска причинения вреда здоровью гражданам. На момент строительства на постройках должно быть наружное освещение.
В статье 25 описываются требования для обеспечения зданий защитой от влаги. В проектных документах о сооружениях или постройках должны быть приняты общие решения, на основании которых должен быть:
- Сконструирован водоотвод с наружных поверхностей, в том числе у кровли и подземных строительных конструкций;
- Осуществлена обработка кровли относительно водонепроницаемости. Сюда относятся перекрытия, наружные стены и стены подземных помещений и полов;
- Осуществлять препятствие появлению конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных сооружений. Исключением являются светопрозрачные части витражей и окон.
В ст 36 описываются требования, которые способствуют обеспечению безопасности сооружений и зданий во время эксплуатации.
Безопасность обеспечивается регулярным техническим обслуживанием. Проводятся регулярные осмотры и контрольные проверки:
- фундамента;
- строительных конструкций;
- коммуникаций.
Чтобы устранить обнаруженные проблемы, проводится капитальный или локальный ремонт.
Характеристики помещений и зданий должны соответствовать требованиям проектной документации. Если параметры разнятся, то при помощи технического обслуживания они должны быть возвращены в исходное значение. Эксплуатация зданий должна осуществляться эффективно, внедрятся приборы учета энергозатратных ресурсов и прочее.
Скачать 384 ФЗ с изменениями
Цели Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следующие:
- Защита здоровья и жизни граждан, имущества юридических и физических лиц, муниципального и государственного имущества;
- Предупреждение действий, которые вводят в заблуждение приобретателей;
- Обеспечение построек и сооружений необходимой коммуникацией и приборами учета.
Чтобы скачать Федеральный закон, следует перейти по .
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-фз Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон принимается в целях:
1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Статья 2. Основные понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
2. Для целей настоящего Федерального закона используются также следующие основные понятия:
5) жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения;
6) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
14) помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;
15) помещение с постоянным пребыванием людей - помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов;
21) система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;
23) сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;
24) строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции;
26) уровень ответственности - характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения;
28) характеристики безопасности здания или сооружения - количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания) , строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Статья 4. Идентификация зданий и сооружений
1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:
1) назначение;
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
7) уровень ответственности.
7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности.
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
Судебная практика по статье 4 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ
Решение от 30 января 2019 г. по делу № А20-4942/2018
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (АС Кабардино-Балкарской Республики)
Заявлением к местной администрации городского округа Нальчик (далее - ответчик, администрация), в котором просит признать право собственности Кабардино-Балкарской Республики на здание раздевалки, общей площадью 83, 4 кв. м, расположенное по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. 2 Таманской дивизии/ ул. Осетинская, и признать право оперативного управления государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики «Управление капитального...
Постановление от 28 декабря 2018 г. по делу № А32-11507/2016
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО) - Гражданское
Суть спора: Признание права собственности - Движимое имущество
Строительством спальный корпус (литера Е), кадастровый номер 23:26/01:02:17:47:04; срок аренды – с 05.04.2013 по 04.04.2062 (т. 4 , л. д. 121 – 123). Вместе с тем, разрешения на строительство от 08.06.2016 № 23-301000-557-2015, срок которого продлен администрацией, касается земельного участка с кадастровым...
Решение от 27 декабря 2018 г. по делу № А75-14780/2018
Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)
Генеральным проектировщиком «Архитектура Гражданское Проектирование» и откорректированной (шифр ПИ-151/11-ГП) обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Вега». Положительные заключения государственной экспертизы № 86-1- 4 - 0413-09 по проектной документации без сметы и № 86-1-6-0110-12 (корректировка проектной документации) утверждены Управлением государственной экспертизы Департамента строительства ХМАО - Югры 08.12.2009 ...
Решение от 18 декабря 2018 г. по делу № А33-3834/2018
Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)
Описания объекта закупки) и заданием на проектирование (приложение № 2 к контракту), которое составляется подрядчиком, утверждается заказчиком и является неотъемлемой частью контракта. На основании пункта 1. 4 контракта срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 15.12.2015, с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы; дата начала выполнения работ 10.11.2015, дата...
Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А32-13293/2018
Объекту (основному)? 2. Соответствует ли нежилое здание строительным, градостроительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам? 3. Создает ли нежилое здание угрозу жизни и здоровью граждан? 4 . Соответствует ли нежилое здание требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар? В заключении эксперта № 109/16.1 от 09.08.2018 эксперт пришел к следующим...
Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А32-6294/2018
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)
Последующей пролонгацией, если ни одна из сторон не заявит за 1 месяц до истечения срока безвозмездного пользования о расторжении договора. В соответствии с пунктом 2. 4 договора ссудополучатель имеет право возводить с соблюдением правил застройки здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных...
4
10.
Решение № 2-1818/2018 2-1818/2018~М-1474/2018 М-1474/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-1818/2018
Новочеркасский городской суд (Ростовская область) - Гражданские и административные
Санитарным нормам. Объект незавершенного строительства литер «AM», степенью готовности 52%, площадью застройки 390 кв.м., расположенного по адресу: не идентифицируется в порядке, установленным статьей 4 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ, в связи с чем ряд параметров, направленных на обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями...
Статья 29. Требования к микроклимату помещения
1. В проектной документации здания или сооружения должны быть определены значения характеристик ограждающих конструкций и приняты конструктивные решения, обеспечивающие соответствие расчетных значений следующих теплотехнических характеристик требуемым значениям, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий в помещениях:
1) сопротивление теплопередаче ограждающих строительных конструкций здания или сооружения;
2) разность температуры на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций и температуры воздуха внутри здания или сооружения во время отопительного периода;
3) теплоустойчивость ограждающих строительных конструкций в теплый период года и помещений здания или сооружения в холодный период года;
4) сопротивление воздухопроницанию ограждающих строительных конструкций;
5) сопротивление паропроницанию ограждающих строительных конструкций;
6) теплоусвоение поверхности полов.
2. Наряду с требованиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, в проектной документации здания или сооружения должны быть предусмотрены меры по предотвращению переувлажнения ограждающих строительных конструкций, накопления влаги на их поверхности и по обеспечению долговечности этих конструкций.
3. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и установленные в проектной документации требования к режиму их функционирования должны обеспечивать при принятых с учетом требований статьи 30 настоящего Федерального закона расчетных значениях теплотехнических характеристик ограждающих строительных конструкций соответствие расчетных значений следующих параметров микроклимата помещений требуемым значениям для теплого, холодного и переходного периодов года, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий:
1) температура воздуха внутри здания или сооружения;
2) результирующая температура;
3) скорость движения воздуха;
4) относительная влажность воздуха.
4. Расчетные значения должны быть определены с учетом назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях. Учету подлежат также избытки тепла в производственных помещениях.
5. В технических решениях систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должна быть предусмотрена возможность автономного регулирования параметров микроклимата помещений.
6. В проектной документации здания или сооружения должны быть предусмотрены также технические решения по обеспечению тепловой и гидравлической устойчивости систем отопления при изменениях внешних и внутренних условий эксплуатации здания или сооружения в течение всех периодов года.
Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения
1. Выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, подтверждающими, что в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий.
2. За предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся:
1) разрушением любого характера;
2) потерей устойчивости формы;
3) потерей устойчивости положения;
4) нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
3. В расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.
4. Расчетные модели (в том числе расчетные схемы, основные предпосылки расчета) строительных конструкций и основания должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой расчетной ситуации. При этом должны быть учтены:
1) факторы, определяющие напряженно-деформированное состояние;
2) особенности взаимодействия элементов строительных конструкций между собой и с основанием;
3) пространственная работа строительных конструкций;
4) геометрическая и физическая нелинейность;
5) пластические и реологические свойства материалов и грунтов;
6) возможность образования трещин;
7) возможные отклонения геометрических параметров от их номинальных значений.
5. В процессе обоснования выполнения требований механической безопасности должны быть учтены следующие расчетные ситуации:
1) установившаяся ситуация, имеющая продолжительность того же порядка, что и срок эксплуатации здания или сооружения, в том числе эксплуатация между двумя капитальными ремонтами или изменениями технологического процесса;
2) переходная ситуация, имеющая небольшую по сравнению со сроком эксплуатации здания или сооружения продолжительность, в том числе строительство, реконструкция, капитальный ремонт здания или сооружения.
6. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации (в том числе предельных состояний при ситуации, возникающей в связи со взрывом, столкновением, с аварией, пожаром, а также непосредственно после отказа одной из несущих строительных конструкций).
7. Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:
1) 1,1 - в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности;
2) 1,0 - в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности;
3) 0,8 - в отношении здания и сооружения пониженного уровня ответственности.