THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Чтобы обеспечить максимальную безопасность зданиям и сооружениям, вводятся специальные требования безопасности к их постройке с использованием Федерального закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Закон распространяется на жилые и нежилые помещения, предприятия промышленности на территории Российской Федерации. Этот регламент не распространяется на здания, которые предназначены для хранения оружия и взрывчатых веществ. Сюда не входят горные выработки, строительные сооружения космодромов, сооружения и постройки, которые находятся в области оборонной и государственной промышленности.

Описание технического регламента о безопасности зданий и сооружений

Федеральный закон № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» был принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации спустя два дня того же года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Основные требования правил безопасности сооружений и зданий, а также связанные с ними процессы проектирования и строительства;
  • Глава 3 — Требования к технической документации для обеспечения безопасности сооружений и построек;
  • Глава 4 — Обеспечение безопасности сооружений и зданий в процессе реконструкции, строительства, локального или же капитального ремонта;
  • Глава 5 — Безопасность жилых и нежилых строений во время эксплуатации или в период демонтажа;
  • Глава 6 — Техническая оценка построек на предмет безопасности;
  • Глава 7 — Заключительные положения.

Последние изменения в ФЗ 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были внесены 2 июля 2013 года.

О техническом регулировании: Федеральный закон 184. Подробности

Последние поправки

Как уже говорилось выше, последние поправки в ФЗ 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были внесены 2 июля 2013 года. В частности, была изменена часть 13 ст 30.

Ст 13

Если в здании находится большое число посетителей (медицинские, банковские, образовательные организации), должны быть направлены меры, которые обезопасят граждан Российской Федерации и иностранных жителей криминальных проявлений или же их последствий.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые при последней редакции изменения не вносились:

Статья 4 384 ФЗ

Ст 4 описывает идентификацию построек и сооружений. Чтобы этот закон имел юридическую силу, их необходимо регистрировать по следующим критериям:

  • Предназначение;
  • Отношение к транспортной инфраструктуре или к другим сооружениям, которые существенно влияют на их сохранность и безопасность;
  • Риск природных процессов и явлений территорий, на которых будет осуществляться строительство конкретных объектов;
  • Опасность взрывов и пожаров;
  • Степень привлечения к ответственности.

Постройки должны быть идентифицированы в соответствии с признаками, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Если здания и сооружения обладают повышенным уровнем ответственности, они должны быть отнесены к технически сложным и опасным уникальным объектам. Если постройки обладают нормальным уровнем ответственности, то в такую категорию входят все здания, за исключением пониженного и повышенного уровня ответственности.

Идентификационные признаки должны быть указаны:

  • Застройщиком;
  • Лицом, который подготавливает проектную документацию.

Ст 7

В статье 7 описываются требования механической безопасности. Строительные сооружения и фундамент здания должны быть прочные и устойчивые, чтобы при эксплуатации или строительстве, жизнь и здоровье людей не подвергались опасности. Должны быть предусмотрены обязательные меры при:

  • Разрушении отдельных несущих конструкций;
  • Возможности разрушения построек;
  • Деформации величины конструкции;
  • Повреждения части сооружения или здания.

Ст 17 ФЗ 384

В статье 17 описываются требования к обеспечению пожарной безопасности сооружения или постройки. Чтобы обеспечить пожарную безопасность сооружения или здания, в проектной документации должно быть указано следующее:

  • Расстояние между зданиями в случае пожара;
  • Значение параметров огнестойкости конкретных построек;
  • Расположение путей, при помощи которых можно эвакуировать людей;
  • Параметры систем обнаружения пожара, уведомления и эвакуация граждан или лиц без гражданства в случае возникновения пожара;
  • Методы обеспечения возможности проезда пожарной техники, безопасности доступа подразделений;
  • Организационные и технические мероприятия, которые касаются обеспечения пожарной безопасности сооружения или здания в момент строительства или во время эксплуатации.

Ст 23

В статье 23 описываются требования к обеспечению освещения.

В зданиях, в которых живут граждане, а именно в общественных помещениях, должно быть обеспечено естественное или совмещенное с искусственным освещение для снижения вероятности причинения вреда своему здоровью гражданами. Если в таких зданиях нет возможности создать искусственное освещение, должно быть создано альтернативное решение, которое бы поспособствовало снижению риска причинения вреда здоровью гражданам. На момент строительства на постройках должно быть наружное освещение.

В статье 25 описываются требования для обеспечения зданий защитой от влаги. В проектных документах о сооружениях или постройках должны быть приняты общие решения, на основании которых должен быть:

  • Сконструирован водоотвод с наружных поверхностей, в том числе у кровли и подземных строительных конструкций;
  • Осуществлена обработка кровли относительно водонепроницаемости. Сюда относятся перекрытия, наружные стены и стены подземных помещений и полов;
  • Осуществлять препятствие появлению конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных сооружений. Исключением являются светопрозрачные части витражей и окон.

В ст 36 описываются требования, которые способствуют обеспечению безопасности сооружений и зданий во время эксплуатации.

Безопасность обеспечивается регулярным техническим обслуживанием. Проводятся регулярные осмотры и контрольные проверки:

  • фундамента;
  • строительных конструкций;
  • коммуникаций.

Чтобы устранить обнаруженные проблемы, проводится капитальный или локальный ремонт.

Характеристики помещений и зданий должны соответствовать требованиям проектной документации. Если параметры разнятся, то при помощи технического обслуживания они должны быть возвращены в исходное значение. Эксплуатация зданий должна осуществляться эффективно, внедрятся приборы учета энергозатратных ресурсов и прочее.

Скачать 384 ФЗ с изменениями

Цели Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следующие:

  • Защита здоровья и жизни граждан, имущества юридических и физических лиц, муниципального и государственного имущества;
  • Предупреждение действий, которые вводят в заблуждение приобретателей;
  • Обеспечение построек и сооружений необходимой коммуникацией и приборами учета.

Чтобы скачать Федеральный закон, следует перейти по .

  • 1) Повышенный;
  • 2) Нормальный;
  • 3) Пониженный.
  • Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
  • 2) Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-фз «о промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  • Опасные производственные объекты
  • Классификация опасных производственных объектов
  • Постановление Правительства рф от 16 февраля 2008 г. N 87"о составе разделов проектной документации и требованияхк их содержанию"
  • II. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначенияи требования к содержанию этих разделов
  • Положение
  • Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
  • Постановление Правительства рф от 5 марта 2007 г. № 145«о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
  • I. Общие положения
  • 2. Применяемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
  • 5. Государственная экспертиза проводится в следующих случаях:
  • 8. Экспертиза проектной документации не проводится в следующих случаях:
  • II. Представление документов для проведения государственной экспертизы
  • 13. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:
  • 19. Проектная документация на объект капитального строительства может представляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
  • III. Проверка документов, представленных для проведения государственной экспертизы
  • 24. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются:
  • IV. Проведение государственной экспертизы
  • 29. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:
  • 31. При проведении государственной экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором.
  • VI. Повторное проведение государственной экспертизы
  • Контрольные вопросы по курсу
  • Контрольные вопросы по курсу
  • Часть 11 статьи 51 190-фз от 190-фз от 29.12.2004 г. «Градостроительный кодекс Российской Федерации»:
  • Раздел 1 "Пояснительная записка"
  • Раздел 6 «Проект организации строительства»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-фз Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

    1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

    3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

    4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

    Статья 2. Основные понятия

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

    2. Для целей настоящего Федерального закона используются также следующие основные понятия:

    5) жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения;

    6) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

    14) помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;

    15) помещение с постоянным пребыванием людей - помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов;

    21) система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

    23) сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;

    24) строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции;

    26) уровень ответственности - характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения;

    28) характеристики безопасности здания или сооружения - количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

    Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

    1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания) , строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

    6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

    1) механической безопасности;

    2) пожарной безопасности;

    3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

    4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

    5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

    6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

    7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

    8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

    Статья 4. Идентификация зданий и сооружений

    1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

    1) назначение;

    2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

    3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

    4) принадлежность к опасным производственным объектам;

    5) пожарная и взрывопожарная опасность;

    6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

    7) уровень ответственности.

    7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности.

    3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;


    Судебная практика по статье 4 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ

      Решение от 30 января 2019 г. по делу № А20-4942/2018

      Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (АС Кабардино-Балкарской Республики)

      Заявлением к местной администрации городского округа Нальчик (далее - ответчик, администрация), в котором просит признать право собственности Кабардино-Балкарской Республики на здание раздевалки, общей площадью 83, 4 кв. м, расположенное по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. 2 Таманской дивизии/ ул. Осетинская, и признать право оперативного управления государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики «Управление капитального...

      Постановление от 28 декабря 2018 г. по делу № А32-11507/2016

      Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО) - Гражданское

      Суть спора: Признание права собственности - Движимое имущество

      Строительством спальный корпус (литера Е), кадастровый номер 23:26/01:02:17:47:04; срок аренды – с 05.04.2013 по 04.04.2062 (т. 4 , л. д. 121 – 123). Вместе с тем, разрешения на строительство от 08.06.2016 № 23-301000-557-2015, срок которого продлен администрацией, касается земельного участка с кадастровым...

      Решение от 27 декабря 2018 г. по делу № А75-14780/2018

      Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)

      Генеральным проектировщиком «Архитектура Гражданское Проектирование» и откорректированной (шифр ПИ-151/11-ГП) обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Вега». Положительные заключения государственной экспертизы № 86-1- 4 - 0413-09 по проектной документации без сметы и № 86-1-6-0110-12 (корректировка проектной документации) утверждены Управлением государственной экспертизы Департамента строительства ХМАО - Югры 08.12.2009 ...

      Решение от 18 декабря 2018 г. по делу № А33-3834/2018

      Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

      Описания объекта закупки) и заданием на проектирование (приложение № 2 к контракту), которое составляется подрядчиком, утверждается заказчиком и является неотъемлемой частью контракта. На основании пункта 1. 4 контракта срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 15.12.2015, с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы; дата начала выполнения работ 10.11.2015, дата...

      Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А32-13293/2018

      Объекту (основному)? 2. Соответствует ли нежилое здание строительным, градостроительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам? 3. Создает ли нежилое здание угрозу жизни и здоровью граждан? 4 . Соответствует ли нежилое здание требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар? В заключении эксперта № 109/16.1 от 09.08.2018 эксперт пришел к следующим...

      Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А32-6294/2018

      Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)

      Последующей пролонгацией, если ни одна из сторон не заявит за 1 месяц до истечения срока безвозмездного пользования о расторжении договора. В соответствии с пунктом 2. 4 договора ссудополучатель имеет право возводить с соблюдением правил застройки здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных...

      4 10.

      Решение № 2-1818/2018 2-1818/2018~М-1474/2018 М-1474/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-1818/2018

      Новочеркасский городской суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

      Санитарным нормам. Объект незавершенного строительства литер «AM», степенью готовности 52%, площадью застройки 390 кв.м., расположенного по адресу: не идентифицируется в порядке, установленным статьей 4 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ, в связи с чем ряд параметров, направленных на обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями...

    Статья 29. Требования к микроклимату помещения

    1. В проектной документации здания или сооружения должны быть определены значения характеристик ограждающих конструкций и приняты конструктивные решения, обеспечивающие соответствие расчетных значений следующих теплотехнических характеристик требуемым значениям, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий в помещениях:

    1) сопротивление теплопередаче ограждающих строительных конструкций здания или сооружения;

    2) разность температуры на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций и температуры воздуха внутри здания или сооружения во время отопительного периода;

    3) теплоустойчивость ограждающих строительных конструкций в теплый период года и помещений здания или сооружения в холодный период года;

    4) сопротивление воздухопроницанию ограждающих строительных конструкций;

    5) сопротивление паропроницанию ограждающих строительных конструкций;

    6) теплоусвоение поверхности полов.

    2. Наряду с требованиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, в проектной документации здания или сооружения должны быть предусмотрены меры по предотвращению переувлажнения ограждающих строительных конструкций, накопления влаги на их поверхности и по обеспечению долговечности этих конструкций.

    3. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и установленные в проектной документации требования к режиму их функционирования должны обеспечивать при принятых с учетом требований статьи 30 настоящего Федерального закона расчетных значениях теплотехнических характеристик ограждающих строительных конструкций соответствие расчетных значений следующих параметров микроклимата помещений требуемым значениям для теплого, холодного и переходного периодов года, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий:

    1) температура воздуха внутри здания или сооружения;

    2) результирующая температура;

    3) скорость движения воздуха;

    4) относительная влажность воздуха.

    4. Расчетные значения должны быть определены с учетом назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях. Учету подлежат также избытки тепла в производственных помещениях.

    5. В технических решениях систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должна быть предусмотрена возможность автономного регулирования параметров микроклимата помещений.

    6. В проектной документации здания или сооружения должны быть предусмотрены также технические решения по обеспечению тепловой и гидравлической устойчивости систем отопления при изменениях внешних и внутренних условий эксплуатации здания или сооружения в течение всех периодов года.

    Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения

    1. Выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, подтверждающими, что в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий.

    2. За предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся:

    1) разрушением любого характера;

    2) потерей устойчивости формы;

    3) потерей устойчивости положения;

    4) нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

    3. В расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.

    4. Расчетные модели (в том числе расчетные схемы, основные предпосылки расчета) строительных конструкций и основания должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой расчетной ситуации. При этом должны быть учтены:

    1) факторы, определяющие напряженно-деформированное состояние;

    2) особенности взаимодействия элементов строительных конструкций между собой и с основанием;

    3) пространственная работа строительных конструкций;

    4) геометрическая и физическая нелинейность;

    5) пластические и реологические свойства материалов и грунтов;

    6) возможность образования трещин;

    7) возможные отклонения геометрических параметров от их номинальных значений.

    5. В процессе обоснования выполнения требований механической безопасности должны быть учтены следующие расчетные ситуации:

    1) установившаяся ситуация, имеющая продолжительность того же порядка, что и срок эксплуатации здания или сооружения, в том числе эксплуатация между двумя капитальными ремонтами или изменениями технологического процесса;

    2) переходная ситуация, имеющая небольшую по сравнению со сроком эксплуатации здания или сооружения продолжительность, в том числе строительство, реконструкция, капитальный ремонт здания или сооружения.

    6. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации (в том числе предельных состояний при ситуации, возникающей в связи со взрывом, столкновением, с аварией, пожаром, а также непосредственно после отказа одной из несущих строительных конструкций).

    7. Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:

    1) 1,1 - в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности;

    2) 1,0 - в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности;

    3) 0,8 - в отношении здания и сооружения пониженного уровня ответственности.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама