THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Правомерно ли осуществление закупки на основании Закона N 44-ФЗ, если расходуются исключительно средства от приносящей доход деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с требованиями N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных N 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном N 44-ФЗ, или в соответствии с N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году ( Закона N 44-ФЗ).
С одной стороны, приведенные положения могут рассматриваться как исключающие возможность осуществления бюджетным учреждением, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет средств от приносящей доход деятельности в порядке, предусмотренном N 44-ФЗ. С другой стороны, как видно из формулировки Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право бюджетного учреждения, разместившего в установленном порядке положение о закупке, осуществлять закупки за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с этим положением и N 223-ФЗ. В этом смысле Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании N 223-ФЗ. Ни указанные выше законы, ни иные нормативные акты не содержат положений, устанавливающих запрет на осуществление бюджетными учреждениями, применяющими N 223-ФЗ, закупок за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с требованиями N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Архангельской области от 02.07.2015 N 04-05/3989). В связи с этим и ответственности за осуществление в подобной ситуации бюджетным учреждением закупки в соответствии с положениями N 44-ФЗ исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности законодательством не предусмотрено. Более того, из положений N 44-ФЗ следует, что закупки, финансируемые частично из бюджетных, а частично из внебюджетных средств, должны осуществляться именно в соответствии с этим законом, на что неоднократно обращали внимание представители Минэкономразвития РФ (смотрите письмо от 31.10.2014 N Д28и-2261, письмо от 04.03.2016 N Д28и-545, вопросы 2-4 в письме от 06.06.2016 N Д28и-1484).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 2 и подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 настоящего Федерального закона.

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей , - , настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Положения статьи 15 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Сфера применения настоящего Федерального закона
    3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
  • Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    7) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
  • Извещение об осуществлении закупки
    3) идентификационный код закупки, а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка. При этом при осуществлении закупки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 настоящего Федерального закона к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных частях;
  • Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключительные положения
    25. До 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Суммовая разница – это разница между рублевой оценкой суммы возникших обязательств и требований, исчисленной по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав и на дату оплаты.

Суммовая разница возникает в случае, когда цены на товары (работы, услуги) установлены в иностранной валюте (или условных единицах), а расчеты производятся в рублях.

Право продавца устанавливать цены в иностранной валюте, предоставлено статьей 317 ГК РФ.

Отличие от курсовой разницы в том, что курсовая разница возникает по активам, а суммовая разница возникает по рублевым активам.

А главное отличие суммовой разницы от курсовой в том, что курсовая разница определяется на дату совершения операции и на отчетную дату, а суммовая разница только на дату совершения операции (оплату).

Гражданско-правовые основы

Согласно п. 1 ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях.

При этом п. 2 ст. 317 ГК РФ гласит: в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах (экю, специальных правах заимствования и др.). Тогда подлежащая уплате в рублях сумма исчисляется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Стороны вправе в соглашении установить собственный курс пересчета иностранной валюты (условных денежных единиц) в рубли или закрепить порядок определения такого курса. Такой вывод следует из п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 04.11.2002 N 70.

В данном письме также разграничены понятия "валюта долга" и "валюта платежа". Под первой следует понимать валюту, в которой выражено денежное обязательство по договору, а под второй - валюту, в которой это обязательство должно быть оплачено.

Таким образом, российские организации могут заключать договоры и вести расчеты с российскими контрагентами в рублях, при этом определяя сумму платежа как эквивалентную сумме в условных единицах, установленной сторонами.

Если даты возникновения обязательств и даты их погашения не совпадают, возникают разницы вследствие изменения курсов иностранных валют или условных единиц.

Бухгалтерский учет суммовых разниц

С 2007 г. понятие "суммовые разницы" исчезло из нормативных актов по бухгалтерскому учету (в связи с вступлением в силу ПБУ 3/2006).

Теперь бывшие "суммовые разницы" называются курсовыми разницами и признаются в бухгалтерском учете не только на момент погашения обязательства, но и на каждую промежуточную отчетную дату в течение всего срока нахождения обязательства на балансе организации.

Согласно п. 4 ПБУ 3/2006 стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухучете подлежит пересчету в рубли.

При росте или снижении курса рубля по отношению к условной единице возникают курсовые разницы.

В соответствии с п. 5 ПБУ 3/2006 пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой валюты к рублю, устанавливаемому Банком России.

Если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащей оплате в рублях, законом или соглашением сторон установлен иной курс, то пересчет производится по такому курсу.

Пересчет стоимости средств в расчетах (за исключением средств полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (п. 7 ПБУ 3/2006).

При этом датой совершения операции в иностранной валюте считается день возникновения у организации права в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции (п. 3 ПБУ 3/2006).

Суммовая разница: подробности для бухгалтера

  • Суммовые разницы еще не забыты

    Являются курсовыми. Однако в отношении суммовых разниц законодатель установил специальные переходные положения... являются курсовыми. Однако в отношении суммовых разниц законодатель установил специальные переходные положения... (до даты реализации) платежа, суммовой разницы не возникает, так как дебиторская... установлена на момент отгрузки. Суммовая разница рассчитывается на дату реализации (... у налогоплательщика (продавца) не возникло суммовых разниц, поскольку цена договора (стоимость реализованного...

  • Отрицательную суммовую разницу по займам в целях налогообложения прибыли можно признать

    Доходами (расходами) в виде суммовой разницы понимаются разницы, которые образуются у... , по мнению финансистов, возникающую суммовую разницу допустимо рассматривать только как разницу... в иностранной валюте, рублевых суммовых разниц от традиционных суммовых разниц, определение которым дано в... «отрицательную разницу надлежит рассматривать как суммовую разницу, подлежащую учету аналогично тому, как... задолженности применяется и в отношении суммовых разниц, начисленных по долговому обязательству, ...

  • Договор займа оформлен в у. е. новый взгляд на суммовые разницы

    Случается), у заемщика возникает отрицательная суммовая разница. Ее отражение в налоговом... (расходов) учитывается положительная (отрицательная) суммовая разница, возникающая у налогоплательщика, если сумма... этих разниц. Для возникновения суммовой разницы обязательным условием является факт реализации... отрицательную разницу надлежит рассматривать как суммовую разницу, подлежащую учету аналогично тому, ... по долговому обязательству; соответственно, суммовая разница, возникающая в связи с изменением...

  • Налоговый учет суммовых разниц с 01 января 2015 г.

    Законодательных норм термина "суммовая разница" должны отражаться в... законодательных норм термина "суммовая разница" должны отражаться в... РФ исключено понятие "суммовая разница". Соответствующие поправки внесены... что в НК РФ под суммовыми разницами понимались разницы, возникающие у... бухгалтерскому учету убрали словосочетание "суммовая разница", одновременно был введен... НК РФ, содержащие словосочетание "суммовая разница", исключены, но одновременно...

  • НДС и суммовые разницы

    И меньшую стороны, то возникают суммовые разницы. Эти разницы могут, соответственно, ... зависимости от вида суммовых разниц: положительных или отрицательных. Положительные суммовые разницы Суммовые разницы возникают во... НДС в случае возникновения положительных суммовых разниц неоднократно указывали контролирующие органы (... уменьшения курса валюты возникают отрицательные суммовые разницы. Можно подумать, что по... ведомство считает, что отрицательные суммовые разницы уменьшают налоговую базу по НДС...

  • Как вести учет курсовых и суммовых разниц с 01.10.2011? Можно ли дальше выставлять счета-фактуры в валюте?

    Таких понятий, как курсовые и суммовые разницы. Однако расшифровка этих понятий... ответе будет говориться только о суммовых разницах. При этом отметим, что... прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие... абзацем, в соответствии с которым суммовые разницы, возникающие в результате последующей... /3790). Таким образом, возникновение суммовых разниц возможно только в случае, когда... зависимости от колебаний курса никаких суммовых разниц не возникает. В соответствии...

  • Опыт практиков поможет правильно учесть суммовые разницы при расчете НДС

    Потому что считаю вопрос суммовых разниц действительно актуальным. В первом... была отгрузка, на отрицательные суммовые разницы, возникающие в периоде, в... корректировки на сумму отрицательных суммовых разниц НДС к уплате существенно... избавиться от трудностей, связанных с суммовыми разницами, можно, если договориться о... КГС»: – Если сумма отрицательных суммовых разниц значительна, то компания может попробовать... на сумму положительной или отрицательной суммовой разницы. Ранее выставленный и отраженный...

  • Суммовые разницы в торговле

    Задолженностью фактически является суммовой разницей. Такая суммовая разница в налоговом учете... Внереализационные доходы» Определение суммовых разниц: Внереализационным доходом является суммовая разница, возникающая у налогоплательщика... Внереализационные расходы» Определение суммовых разниц: Внереализационным расходом является суммовая разница, возникающая у налогоплательщика... однозначно высказался в отношении суммовых разниц: положительная суммовая разница увеличивает налоговую базу по...

  • Особенности учета суммовых разниц при реализации товаров (работ, услуг) в рамках посреднических договоров

    У комитента образуются: - суммовые разницы по договору купли - продажи; - суммовые разницы по договору комиссии... с учетом положительных суммовых разниц. В случае возникновения отрицательных суммовых разниц, уменьшения ранее начисленного... каждому виду расчета возникают суммовые разницы. В отношении суммовой разницы по расчетам за реализованные... расчетах, при условии возникновения суммовых разниц. Обратите внимание! Возникновения суммовых разниц, возникающих по сумме...

  • Суммовые разницы при выставлении счетов-фактур в условных единицах

    Вопрос: Как следует отражать суммовые разницы, возникающие в связи с тем, ... . Отражение в бухгалтерском учете: отрицательная суммовая разница (курс на дату оплаты больше... .2 К 60 - отражена отрицательная суммовая разница без учета НДС - 25000р. ((... НДС - 25000р. (20000+5000) положительная суммовая разница (курс на дату оплаты меньше... .2 К 60 - отражена положительная суммовая разница (сторно) без учета НДС - ... . (20000-5000) В налоговом учете суммовые разницы отражаются как внереализационные доходы (п...

  • Признание суммовых разниц у покупателя

    ... (корректировке) на возникшие суммовые разницы. В этом случае суммовая разница будет учитываться в составе... связи с возникновением положительной суммовой разницы 4.2. Отрицательной суммовой разницы (курс рубля по... возникновением отрицательной суммовой разницы 5. Отражается списание суммовых разниц 5.1. Списывается положительная суммовая разница 15 ... результате образования отрицательной суммовой разницы Окончание примера. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СУММОВЫХ РАЗНИЦ У ПОКУПАТЕЛЯ, ЕСЛИ...

  • Бухгалтерский учет суммовых разниц у покупателя при приобретении материально-производственных запасов

    К отрицательной суммовой разнице 5. Отражается списание суммовых разниц 5.1. Списывается положительная суммовая разница 15 ... » На величину положительной суммовой разницы 5.2. Списывается отрицательная суммовая разница 16 «Отклонение в... » на величину положительной суммовой разницы 7.2. При отрицательной суммовой разнице 20 «Основное производство... в результате образования отрицательной суммовой разницы Бухгалтерский учет суммовых разниц у покупателя, если материальные...

  • Расхода комитентом, доверителем, принципалом. Суммовые разница, возникающие вследствие изменения рублевого... учета суммовых разниц при реализации товаров через посредника. УЧЕТ СУММОВЫХ РАЗНИЦ ПРИ... в виде: - суммовых разниц по договору купли-продажи; - суммовых разниц по договору комиссии... внереализационных доходов или расходов. Возникающая суммовая разница «передается» комитенту. У... возникает отрицательная суммовая разница), а у комитента возникают: -отрицательная суммовая разница по договору...

  • Учет суммовых разниц при посреднических операциях

    Расхода комитентом, доверителем, принципалом. Суммовые разница, возникающие вследствие изменения рублевого... в виде: -суммовых разниц по договору купли-продажи; -суммовых разниц по договору... связи с возникновением положительной суммовой разницы Учет суммовых разниц с участием комиссионера в... внереализационных доходов или расходов. Возникающая суммовая разница «передается» комитенту. У... возникает отрицательная суммовая разница), а у комитента возникают: -отрицательная суммовая разница по договору...

  • Суммовые разницы в целях налогообложения

    Целях бухгалтерского учета понятие "суммовая разница" теперь не применяется. Однако... исчисления налога на прибыль суммовые разницы остались. Под суммовой разницей понимается разница между суммой... . 272 НК РФ). У покупателя суммовая разница признается внереализационным доходом/расходом на... аванса, и суммовые разницы не исчислять. Старый порядок бухгалтерского учета суммовых разниц не приводил... движении денег. Теперь моменты определения суммовых разниц для целей бухгалтерского и налогового...

Федеральный закон от 20.04.14 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 81-ФЗ), внес поправки, направленные на сближение налогового учета с бухгалтерским учетом.

Федеральный закон от 20.04.14 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 81-ФЗ), внес поправки, направленные на сближение налогового учета с бухгалтерским учетом.

О необходимости такого сближения было отмечено в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.13 (далее — Основные направления).

Несмотря на общее направление, взятое на сближение, Закон № 81-ФЗ внес лишь отдельные изменения и полностью положений, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета, из главы 25 НК РФ не исключил.

Суммовые разницы в 2016 году

С 2015 года в главе 25 НК РФ ликвидируется понятие суммовых разниц, возникавших по договорам, цена которых выражена в условных единицах. Вместо формулировки «суммовая разница» теперь в НК РФ во всех соответствующих статьях будет использоваться формулировка «выражена в иностранной валюте», аналогично тому не используется понятие суммовой разницы и в главе 21 НК РФ (п. п. 2, 5 ст. 1 Закона № 81-ФЗ).

Теперь, как и в бухучете (Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина России от 27.11.06 № 154н), в НК РФ:

— следует указывать только те договоры, цена которых выражена в иностранной валюте. А расчеты по договорам, выраженным в иностранной валюте, могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в рублях;

— разницы, возникающие по договорам, выраженным в иностранной валюте, называются одинаково — курсовые (независимо от валюты расчетов). Момент возникновения таких разниц теперь может быть не только при завершении расчетов по договорам в условных единицах, но и на конец каждого месяца (аналогично курсовым разницам в бухучете).

Стоимость безвозмездно полученного имущества можно учесть в расходах с 2015 года

С 2015 года стоимость имущества, полученного безвозмездно, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ (изменения внесены подп. «б» п. 7 ст. 1 Закона № 81-ФЗ). Согласно новой редакции п. 2 ст. 254 НК РФ это означает, что такая стоимость имущества оценивается как его рыночная стоимость, с которой уплачивается налог на прибыль.

Расходы на инвентарь в 2016 году можно списать как в бухучете

С 2015 года у налогоплательщиков появилась возможность списывать расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не являющегося амортизируемым, не единовременно в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), а в течение самостоятельно определенного налогоплательщиком периода с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей (подп. "а" п. 7 ст. 1 Закона N 81-ФЗ).

Такое изменение позволяет вести учет указанного имущества аналогично порядку, установленному для спецодежды и инструментов в бухучете (Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина России от 26.12.02 № 135н

Способы сближения бухгалтерского и налогового учета

Самый простой способ сблизить налоговый и бухгалтерский учет — это закрепление в учетной политике одинаковых методов амортизации основных средств. Такой способ подходит для большинства организаций.

Однако тут есть свои нюансы. В налоговом учете амортизацию можно начислять либо линейным, либо нелинейным методом (п. 1 ст. 259 НК РФ). А в бухучете таких способов четыре (п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств" ПБУ 6/01», утв. Приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н):

— линейный;

— способ уменьшаемого остатка;

— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции или работ.

Таким образом, получается, что существует только один общий для обоих учетов метод начисления амортизации основных средств — линейный. При этом, чтобы избежать расхождений в суммах начисленной амортизации надо в обоих учетах установить одинаковый срок полезного использования основного средства. Кроме того, надо чтобы в обоих учетах совпадала его первоначальная стоимость.

Сблизить бухгалтерский и налоговый учет помогут одинаковые методы оценки товаров и материалов

Также можно сблизить бухгалтерский и налоговый учет, выбрав одинаковые методы оценки товаров и материалов. В налоговом учете таких методов четыре: ФИФО, ЛИФО, оценка по стоимости каждой единицы и оценка по средней стоимости (п. 8 ст. 254 НК РФ). В бухучете используются все те же методы, за исключением метода ЛИФО (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01», утв. Приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н). Тут вариантов для того, чтобы установить аналогичные способы учета больше (кроме способа ЛИФО).

Отметим, что в отношении разных групп сырья и материалов организация вправе применять разные методы их оценки (письмо Минфина России от 29.11.13 № 03-03-06/1/51819). Это вовсе не противоречит нормам НК РФ. Ведь глава 25 НК РФ не раскрывает содержание методов оценки сырья и материалов.

Также для сближения учетов в части списания сырья и материалов необходимо использовать одинаковые принципы формирования цены приобретения ТМЦ. Тут возможны различия, если в бухучете организация не включает транспортно-подготовительные расходы в фактическую себестоимость сырья и материалов. В то время как в налоговом учете такие расходы учитываются в покупной стоимости ТМЦ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Для сближения бухгалтерского и налогового учета придется отказаться от кассового метода.

Одинаковый метод признания доходов и расходов, безусловно, поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Таких способов два — либо кассовый метод, либо метод начисления. При кассовом методе организация признает доходы в том периоде, в котором получила оплату от покупателей и заказчиков, а расходы отражает только после их фактической оплаты.

Применять кассовый метод можно и в налоговом, и в бухгалтерском учете, это остается на усмотрение компании, однако тут есть ряд ограничений, причем они для каждого учета свои. Так, в бухгалтерском учете кассовый метод могут применять лишь субъекты малого предпринимательства (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н и п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). При этом социально ориентированные некоммерческие организации и эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, относящиеся к малыми предприятиями, не вправе его использовать.

В налоговом учете кассовый метод могут применять только те компании, у которых выручка от реализации не превышает 1 млн. рублей в среднем за каждый из предыдущих четырех кварталов (п. 1 ст. 273 НК РФ). Этот метод не вправе использовать банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации. Таким образом, применять кассовый метод одновременно и в налоговом, и в бухгалтерском учете вправе очень немногие компании.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама