THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОЕКТ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

БОЛЬШЕГЛУШИЦКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

БОЛЬШАЯ ДЕРГУНОВКА

______________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ____________ 2017 г. № ____

Об учетной политике на 2017год.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г. «О бухгалтерском учете», «Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению», утвержденными приказом МФ РФ от 01.01.2001г. № 000н, счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом МФ РФ от 01.01.2001г.№ 000н, положениями налогового кодекса РФ

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Принять на 2017год учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения Муниципального учреждения Администрации сельского поселения Большая Дергуновка муниципального района Большеглушицкий Самарской области.

2.Признать утратившим силу постановление администрации сельского поселения Большая Дергуновка муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 01.01.2001г. №1«Об учетной политике на 2017год».

2.Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.02.2017 года.

3.Контроль за исполнением данного Постановления возложить на Главу сельского поселения Большая Дергуновка

Глава сельского поселения

Большая Дергуновка

муниципального района

Большеглушицкий

Самарской области

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

от «___» __________2017г. № ___

Учетная политика учреждения

_____________________________________________________

1. Общие положения

1.1. Нормативные документы:

Настоящая Учетная политика разработана на основании и с учетом требований и принципов, изложенных в следующих нормативных документах, предназначена для формирования полной и достоверной информации о финансовом, имущественном положении и финансовых результатах деятельности Муниципального учреждения Администрации сельского поселения Большая Дергуновка муниципального района Большеглушицкий Самарской Области (далее – Учреждение):

    Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 01.01.2001г. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 01.01.2001 г. Приказ Минфина РФ от 01.01.2001 г. № 000н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» Приказ Минфина России от 01.07. 2013г. № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" Приказ Минфина России от 01.01.2001 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" Приказ Минфина Российской Федерации от 01.01.2001 г. N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" Приказ Минфина России от 01.01.2001 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Приказ Минфина России от 01.01.2001 N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" приказ Казначейства РФ от 01.01.2001 N 24н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства"

Раздел 1. Об организации учетного процесса

Организация учетной работы

Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Настоящий приказ определяет порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Учреждении в соответствии с российским законодательством и правилами бухгалтерского учета и отчетности.

Бухгалтерский учет в Учреждении ведется централизованной бухгалтерией на основании договора, заключенного с МКУ «Централизованная бухгалтерия» муниципального района Большеглушицкий Самарской области. Бухгалтер подчиняется непосредственно Главе поселения и несет ответственность за ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности.

Глава поселения:

    несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в Учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. обеспечивает неукоснительное выполнение работниками требований бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

Бухгалтер:

    подчиняется непосредственно Главе поселения, несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, обеспечивает сохранность и передачу в архив учетных документов и регистров бюджетного учета.

Первичные учетные документы и учетные нормативы

Хозяйственные операции Учреждением оформляются оправдательными документами, составленными по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, формами, утвержденными отдельными нормативными актами государственных органов (Приказ N 173н).

Разработанные учреждением первичные документы оформлены Приложением № 1 к Учетной политике

В первичных учетных документах могут содержаться дополнительные реквизиты в целях получения дополнительной информации для налогового учета.

Учреждением установлен следующий Перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов:

    глава поселения; старший бухгалтер.

(Приложение к Учетной политике)

Установить следующие сроки сдачи документов в бухгалтерию для обработки:

    Авансовые отчеты по командировкам - не позднее 3 дней после возвращения из командировки Табель учета отработанного времени - не позднее 25 числа отчетного периода на расчет заработной платы;
    Хозяйственные договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, накладные по материальным ценностям - в течение 3-х дней с момента подписания, Отчеты о расходовании материальных ценностей на нужды учреждения, первичные документы для начисления заработной платы - не позднее последнего календарного дня месяца.

В обязательном порядке представляются в бухгалтерию при приобретении материальных ценностей, товаров, работ, услуг:

Регистры бюджетного учета

Бухгалтерский учет в Учреждении с использованием форм регистров бюджетного учета, регламентированных Инструкцией N 157н.

Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операции (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета.

Регистры бюджетного учета формируются в электронном виде без применения электронной подписи.

Перечень ответственных исполнителей за ведение регистров бюджетного учета в определен приложением № 3 к Учетной политике.

Периодичность, порядок и сроки составления форм первичных учетных документов и регистров бюджетного учета оформляется по утвержденному Графику документооборота (Приложение к Учетной политике).

Порядок хранения первичных документов и учетных регистров

Хранение оправдательных документов и учетных регистров, отражающих финансово-хозяйственную деятельность, обеспечивается Главой поселения по месту их нахождения в сроки, устанавливаемые в соответствии с правилами Графика документооборота и государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года:

    годовая отчетность - постоянно; документы по начислению заработной платы - не менее 75 лет; остальные документы - не менее 5 лет.

Ответственность за организацию хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (с соблюдением, обеспечение безопасных условий хранения с обеспечением выполнения требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны в соответствии с Законом РФ от 01.01.2001 N 5485-1 "О государственной тайне") несет руководитель Учреждения.

Формирование рабочего Плана счетов

Рабочий план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета формируется на основании Единого Плана счетов бухгалтерского учета (инструкция № 000н).

При формировании рабочего Плана счетов Учреждением учитывается формирование применяемых в бюджетном учете кодов бюджетной классификации (КБК) доходов и расходов.

Система бухгалтерского учета

Для ведения бухгалтерского учета применяется система учета и отчетности, состоящая из выполнения требований бюджетного учета – журнальная система с применением компьютерных программ: СМЕТА, УРМ АС, СБИС+, СУФД.

Оценка имущества

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в рублях и копейках.

Учетная политика - это основополагающий документ для любого юридического лица. С 2019 года порядок составления учетной политики изменен. Рассмотрим порядок составления документа на конкретном примере и уточним особенности налогообложения для УСН и ОСНО.

Учетная политика: что это и зачем нужно

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Правила утверждения

Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.

Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.

Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Общедоступный документ

С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.

А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Наименование пункта

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае должен заниматься тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и другое.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Нормативная база

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что с 2019 года бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Ознакомиться с положениями УП учредителя можно на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросить информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите данные нормы отдельным пунктом.

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. Об этом более подробно мы рассказали ниже.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Также необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных, имеющих право подписи первичной документации, это может быть бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Документооборот

Распишите порядок передвижения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он должен применяться с 2018 года.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, также определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, также укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Исправление ошибок

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Также пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления данного раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Формы отчетности

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности, а также собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Учет доходов

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Учет расходов

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Также отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Налоговые регистры

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. Так, в Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения данной процедуры.

Итак, изменения в учетную политику можно внести только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в свою УП.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года. Однако могут быть исключения.

При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать свои действия с учредителем, а также с финансовым органом. В противном случае нововведения могут быть расценены как нарушение действующего законодательства.

Но и это еще не все. Новый стандарт определил ситуации, которые не могут считаться изменением положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

Обратите внимание, что новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

К тому же следует учитывать, что некоторые корректировки могут потребовать ретроспективного анализа. К таковым следует относить те изменения, которые повлияют или же способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

В таком случае бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Однако при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Образец учетной политики УСН «Доходы», 2019 год

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы же не имеют значения.

Если же организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не организовала такое разделение, оштрафуют налоговики.

Шаблон учетной политики для организации, совмещающей УСН и ЕНВД

Образец учетной политики предприятия 2019 года

Предлагаем ознакомиться с образцом учетной политики на 2019 год, составленным на примере бюджетного учреждения, порядок составления учетной политики для ОСНО.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Р.Ш. Мавлиханов,
бухгалтер

Основные изменения, влияющие на учетную политику - 2017, вступили в силу уже 30 декабря 2016 года. Причем приказ Минфина России от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н), которым внесены указанные изменения, стал доступен для изучения задолго до Нового года. Однако скорректировать учетную политику успели не все учреждения, в том числе и по причине ожидания ввода новых стандартов учета и отчетности.

Ввод стандартов отложен

Последний рабочий день 2016 года - дата вступления в силу не только основной части Приказа № 209н . 30 декабря 2016 года также вступил в силу приказ Минфина России от 25.11.2016 № 218н (далее - Приказ № 218н), не менее важный для бюджетного учета. Приказом № 218н внесены изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н (далее - Приказ № 64н) об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее соответственно - Программа разработки стандартов и Стандарты).
Событие, которое могло повлиять на учетную политику - 2017, вновь отложено: запуск 12 Стандартов перенесен с 2017 на 2018 год, но вносить изменения в учетную политику в 2017 году все же придется.
Информация об этапах разработки Стандартов изложена в приложении к Приказу № 218н, в котором представлена новая редакция соответствующего приложения к Приказу № 64н.
Одновременно с внедрением Стандартов запланирована корректировка положений, в том числе инструкций, утвержденных приказами Минфина России:

В частности, согласно Программе разработки федеральных стандартов указанные инструкции получат статус федеральных стандартов, а также станут равнозначны по своей юридической силе вновь принимаемым стандартам.
При этом федеральные стандарты - первый из четырех уровней документов в области регулирования бухучета. Об этом сказано в ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.

До конца 2017 года менять структуру учетной политики не нужно

Структура и форма учетной политики казенных учреждений в зависимости от целей ее составления определены пунктом 6 Инструкции № 157н. Никаких изменений структуры за 2016 год не произошло. Учреждение может применять уже существующий порядок, утвержденный локальным актом самого учреждения, без каких-либо ограничений.
При этом необходимо учитывать, что с 1 января 2018 года вступает в силу Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - Приказ № 256н). Такой срок вступления в силу определен пунктом 2 самого приказа.
После ввода Стандарта , утвержденного Приказом № 256н, порядок составления учетной политики для целей бюджетного учета изменится. В частности, необходимо будет установить критерии существенности информации (далее - Критерии) на основании пункта 35 указанного Стандарта.

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов - порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр - КУДИР .

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

При составлении и изменение учетной политики на 2017 год учтите рад изменений, которые предусмотрены приказом Минфина №209н. Пример учетной политики на 2017 год смотрите ниже.

Основания внести изменения в учетную политику

Вне зависимости от того, для каких целей разработана учетная политика основаниями для корректировки ее положений всегда служат произошедшие изменения, как внутри учреждения, так и по объективным обстоятельствам.

Например, изменения законодательства, а для целей бухгалтерского учета дополнительно к законодательству – изменения федеральных (отраслевых) стандартов. Указанные основания, а также изменения видов деятельности бюджетного учреждения не имеют привязки к началу:

  • Налогового периода;
  • Отчетного года.

Под законодательством для целей налогового учета понимают только законодательство о налогах и сборах, а бухгалтерское состоит из целого ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов (далее – НПА).

В 2016 году произошло единственное изменение федерального законодательства, которое повлияло на учетную политику бюджетных учреждений.

Изменение затрагивает проблему , которая время от времени возникает у каждого бюджетного учреждения. Соответственно всем учреждениям необходимо отразить изменение документа, служащего основанием для постановки недвижимости на баланс.

С забаланса на баланс недвижимость уже с 15 июля 2016 года переводят по-прежнему на основании бухгалтерской справки.

А вот основание для формирования справки для подтверждения факта хозяйственной жизни необходимо требовать выписку из Единого государственного реестра прав вместо правоудостоверяющего документа. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ.

Отметим, что большинство НПА разрабатывают не на федеральном, а на региональном и местных уровнях. К таким НПА можно отнести различные порядки согласования сделок и списания имущества.

В учетной политике каждого учреждения перечислены все законодательные акты и подзаконные, которые учреждение применяет в бухгалтерском учете. Но прежде необходимо указанных актов, так как изменения на региональном или местном уровне вполне могли пройти мимо внимания бухгалтера. При необходимости необходимо откорректировать учетную политику.

Пример учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год

Налоговые изменения, которые необходимо зафиксировать в учетной политике

Бесконечные реформы бухгалтерского законодательства частично компенсированы тем, что Налоговый кодекс РФ изменения не затронули. Такой вывод следует из опубликованного Минфином России 5 октября 2016 года проекта Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы.

Обычно учреждения составляют учетную политику в виде пакета организационно-распорядительных документов (ОРД), которые зависят, в том числе от необходимости реализации управленческих задач.

ОРД представляют собой положения, распоряжения, перечни. Помимо особенностей учета на балансовых и забалансовых счетах в отдельных ОРД могут быть закреплены правила (порядок):

  • Проведения инвентаризации;
  • Присвоения инвентарных номеров объектам учета с перечислением основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера;
  • Раздельного учета;
  • Ведения кассовых операций.

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях бухучета

Приказом № 209н внесен ряд изменений в Инструкцию № 157н, которые необходимо отразить в учетной политике. Проверьте рабочий план счетов в учетной политике

Регистры бухгалтерского уета

Ранее данные по учету зарплаты отражали в Журнале операций расчетов по оплате труда. с 2017 года название регистра по зарплате изменили: Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям. Операции по учету обязательств отражали в Журнале по санкционированию​, теперь журнал по санкционированию из перечня регистров учета исключили​.

Исправление ошибок в учете

Порядок, как исправить обнаруженную ошибку, когда отчетность сдали, но учредитель ее еще не утвердил, до 2017 года в Инструкции № 157н не был прописан. Теперь ошибки в учете после сдачи отчетности, но до ее утверждения, исправляйте так. Последним днем отчетного периода сделайте необходимые проводки: дополнительные или методом «красное сторно». Информацию о них и о том, какие показатели в отчетности изменили, раскройте в Пояснительной записке​. О исправлении ошибок

Инвентаризация

Инвентаризацию проводили в порядке, который установлен учетной политикой и приказом Минфина России от 13 июня 1995 № 49​. Приказом № 209н прописали случаи обязательной инвентаризации. Кроме случаев по приказу Минфина № 49, добавили обязательную инвентаризацию при передаче имущества в управление, безвозмездное пользование, а также выкуп, продажа комплекса объектов учета (имущественного комплекса). Уточнили, что результаты инвентаризации отражают: в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили; в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года; в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.

Стоимость земельных участков

Изменение стоимости земельных участков: четко прописали, что по итогам переоценки кадастровой стоимости, стоимость участка в учете скорректируйте и отразите в отчетности.

Маркировка мягкого инвентария

Теперь одежду и обувь для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не маркируется.

Также следует уточнить применение забалансового счета 17 и 18, 40 и 42.

Следует так же проанализировать все вышедшие в 2016 году письма Минфина и внести дополнения в свою учетную политику. К наиболее интересным разъяснениям, выпущенным в 2016 году можно отнести письма Минфина России:

  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41796 (приобретение горюче-смазочных материалов в рамках закупки или командированным работником в рамках иных расходов на проезд до места командирования и обратно на служебном автотранспорте);
  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41780, от 1 июля 2016 года № 02-06-10/38856 (далее – Письмо № 02-06-10/38856) – о применении кода бюджетной классификации в номере счета бухучета при отражении операций с нефинансовым активом.

В письме № 02-06-10/38856 отражены вопросы бухгалтерского учета операций с НДС:

  • С доходов от аренды имущества;
  • Со средствами грантов физических лиц;
  • С долговыми обязательствами.

Также необходимо обратить внимание и на другие письма Минфина России:

  • От 1 июля 2016 года № 02-07-10/38580 (о недвижимом имуществе, находящегося на праве оперативного управления);
  • От 21 июля 2016 года № 02-07-05/36038 (оплата кредиторской задолженности);
  • От 25 апреля 2016 года № 02-06-10/23859 (определение аналитической группы подвида доходов бюджета по счету 021006000 «Расчеты с учредителем»);
  • От 19 апреля 2016 года № 02-07-10/22438 (списание кредиторской задолженности перед бюджетом);
  • От 25 марта 2016 года № 02-07-10/17036 (о медикаментах).

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях налогообложения

Учитывая отсутствие проектов, можно не опасаться изменений Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2017 года. Бухгалтерам имеет смысл изучить разъяснения Минфина России обнародованные в 2016 году и, при необходимости внести дополнения в учетную политику в отношении федеральных налогов на:

  • Добавленную стоимость (далее – НДС);
  • Прибыль организаций;

Учетная политика – 2017: как прописать глобальные изменения

Наиболее полезными для дополнения учетной политики могут быть письма Минфина России:

  • От 13 октября 2016 года № 03-03-10/59757, от 22 июня 2016 года № 03-03-06/3/36253 (учет бюджетным учреждением, получающим субсидии, расходов при исчислении налога на прибыль).
  • От 7 июля 2016 года № 03-07-14/39827 (НДС при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама