THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Непроизводственные активы в бюджетном учете - это ошибочное наименование непроизведенных активов, являющихся частью нефинансовых активов бюджетного учреждения. Какие именно нефинансовые активы можно отнести к числу непроизведенных (непроизводственных)? Разбираемся.

Что относится к непроизводственным активам бюджетной организации

Чаще всего ошибочно термином «непроизводственные активы» относительно вопросов учета в бюджетных организациях называют непроизведенные активы. Непроизведенные активы — это то, что не произведено человеком, то есть ресурсы, которые дарованы нам природой. Такие активы используются нами, улучшаются, осваиваются, добываются, иногда уничтожаются, но произвести их мы (чаще всего) не можем.

Понятие непроизведенных активов дано в п. 70 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н (счет 10300). В бюджетном учете, нормируемом приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, для учета непроизведенных активов используется счет 0010310000, там же обозначены субсчета по каждому виду активов. Субсчет 001031000 формирует данные о текущей стоимости всех непроизведенных активов учреждения, являющихся недвижимым имуществом.

К такому типу активов относятся:

  • земля,
  • ресурсы недр,
  • прочие непроизведенные активы.

Главным непроизведенным активом, которым располагает большинство бюджетных организаций, относящихся к органам государственного управления разных уровней, является земля. На субсчете 0010311000 отражается стоимость земли как нефинансового актива учреждения. Субсчета 0010311330 и 0010311430 позволяют корректировать первоначальную стоимость данного актива в сторону увеличения или уменьшения соответственно.

Первоначальная стоимость ресурсов недр (вода и полезные ископаемые) отражается на субсчете 0010312000. Увеличение и снижение стоимости ресурсов проводится, соответственно, по субсчетам 00103312330 и 0010312430.

Прочие непроизведенные активы имеют субсчет 0010313000, а для отражения прироста или снижения их стоимости используются субсчета 0010313330 и 0010313430.

Бухгалтерские проводки операций с непроизведенными активами в бюджетных организациях

Непроизведенные активы могут быть приняты на баланс бюджетной организации в результате:

  • приобретения (покупки, передачи в пользование, дарения);
  • передачи в оперативное управление;
  • выявления неучтенных объектов непроизведенных активов в ходе инвентаризации.

Поступление непроизведенных активов в учете отражается следующими проводками (пп. 20-21 приказа № 174н):

Первичные документы

Приобретение непроизведенных активов, капвложения в неотъемлемые от таких активов улучшения

Акт приема-передачи объекта или группы объектов (ф. 0306001, 0306031), сметы и акты приемки работ по капитальным улучшениям

Получение земли на правах бессрочного пользования (включая землю под объектом недвижимости): отражается или кадастровая стоимость, или стоимость, указанная в акте на право пользования земельным участком за пределами РФ

Акт, справка о кадастровой стоимости земли, о стоимости участков, расположенных за пределами РФ, акты передачи в бессрочное владение

010311330, 010312330, 010313330

Принятие на баланс в результате выявления в ходе инвентаризации

Акт о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов (ф. 0504835)

Изменение стоимости участков земли, которые были приняты к учету раньше, в результате изменения кадастровой цены

Справка об изменении кадастровой стоимости, расчет увеличения (уменьшения) стоимости земельного участка

010311330, 010312330, 010313330

010311330, 010312330, 010313330

Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов в результате смены материально ответственных лиц

Накладная на внутреннее перемещение объектов финансовых активов (ф. 0504102)

Списание (выбытие) непроизведенных активов отражается в учете следующими проводками (пп. 22, 23 приказа № 174н):

Первичные документы

010311330, 010312330, 010313330

Безвозмездная передача непроизведенного актива органам госвласти, госучреждениям или муниципальным учреждениям, включая случаи прекращения прав на оперативное управление

Акт о передаче объектов нефинансовых активов (ф. 504101), инвентарные карточки, которые прикладываются к такому акту

010311330, 010312330, 010313330

Внутриведомственная передача непроизведенных активов

Внутренние документы на такое перемещение: распоряжение, решение соответствующего головного органа, акт передачи, накладная на внутреннее перемещение (ф. 05044102)

010311330, 010312330, 010313330

Передача объектов непроизведенных активов другим приобретателям права на владение (управление) ими (кроме госорганов), в том числе безвозмездно

Решение о передаче прав владения безвозмездно, договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311330, 010312330, 010313330

Выбытие активов при их продаже (реализации) в соответствии с законами РФ

договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311430, 010312430, 010313430

Расходы в связи с чрезвычайными ситуациями, приведшими к разрушению, выбытию активов

Акт (справка) о чрезвычайном событии, справка Торговой палаты о событиях форс-мажора, повлекших разрушения, акты оценки разрушений и списания

Уценка (дооценка) стоимости непроизведенных активов при проведении переоценки

Формы первичных документов, которыми оформляются операции по движению непроизведенных активов, утверждены приказом Минфина от 30.03.52 № 52н.

Порядок учета непроизведенных активов автономного учреждения

Приказ Минфина от 23.12.10 № 183н устанавливает План счетов и инструкцию по его применению для учреждений, относящихся к числу автономных. Структура Плана счетов для автономников мало чем отличается от Единого плана счетов для учета в бюджетных учреждениях, установленного приказом 157н.

Структура нефинансовых активов в плане счетов автономного учреждения аналогична структуре нефинансовых активов, приведенной в приказе № 174н для бюджетных учреждений.

Итоги

Выражение «учет непроизводственных активов в бюджетных учреждениях» имеет неверную формулировку, так как бухгалтерский учет у бюджетников подразумевает деление активов не на производственные и непроизводственные, а на финансовые и нефинансовые. Непроизводственными активами чаще всего называют активы непроизведенные, учет которых мы рассмотрели в статье.

Нужна ваша консультация по вопросу: "Наша компания выиграла суд по снижению стоимости земельного участка. Арбитражным судом была установлена рыночная стоимость на дату 01.01.10., согласно писем минфина и законодательства, так как меняется кадастровая стоимость, нужно подать уточненные декларации по земельному налогу за 10,11.12.13 год. и пересчитать соответственно налог на прибыль.... но вопрос в каком периоде и как отразить в учете и отчетности?????."Хотелось бы вооружиться арбитражной практикой для споров с налоговой, так как сумма существенная и придется доказывать.

В налоговом учете общество обязано подать утоненные налоговые декларации за тот период, в которых сумма налога была занижена.
То есть по налогу на прибыль расходы в виде земельного налога, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по земельному налогу. Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776. Арбитраж указывает на отсутствие необходимости в предоставлении уточненных деклараций, только если:
– налог за уточненный период был начислен в излишнем размере;

– завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

В Вашем случае, эти правила не выполняются.
Таким образом, на основании судебного решения организация подаст уточненные расчеты земельного налога и налога на прибыль за те периоды, в которых состоялся пересчет. Ведь в Вашем случае судебное решение прямо указывает на пересчет налога с 01.01.10.
В бухгалтерском учете исправления осуществляются в том периоде, когда судебное решение вступило в законную силу.
Соответственно, за 2011, 2011 и 2012 год снятие с расходов земельного налога отразите с использованием счета 84 или 91 в зависимости от того, существенна сумма уточнений или нет.
Порядок исправления бухгалтерского учета представлен в файле ответа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.*

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ ). При этом в Налоговом кодексе не установлен механизм расчета налога с учетом изменения кадастровой стоимости в течение года.

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение кадастровой стоимости может быть внесено в Государственный кадастр недвижимости:

  • либо на дату вступления в силу судебного акта (решения комиссии);
  • либо на дату, указанную в решении суда (комиссии).

Изменение кадастровой стоимости должно быть учтено при расчете земельного налога. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11 . При этом контролирующие ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и поясняют, что при расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:

  • с 1 января следующего года;
  • с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года.

Во втором случае изменение кадастровой стоимости вносится в Государственный кадастр недвижимости при смене категории или вида разрешенного использования земельного участка. При расчете земельного налога это изменение должно учитываться с 1 января следующего года.

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в предыдущих налоговых периодах, порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель.

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О . Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20 .

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ ).

Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому организация вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды (в пределах трех лет с момента уплаты налога), подать уточненные декларации и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм . Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 сентября 2013 г. № БС-3-11/3522 .

Увеличение кадастровой стоимости ухудшает положение налогоплательщика. По общему правилу в этом случае новый показатель должен применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ ). Однако, разъясняя порядок применения этой нормы, контролирующие ведомства подчеркивают одну особенность. Они считают, что если кадастровая стоимость увеличилась из-за исправления технической ошибки, произведенного по решению суда, то это является основанием для пересчета земельного налога за предыдущие периоды и представления уточненных деклараций (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21 , ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959 ).

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40 .

Сергей Разгулин , действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: О бязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу)

Да, обязана, но при условии, что такая ошибка повлекла за собой занижение обязательств по уплате налога на прибыль.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174 .

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776 *.

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.

Организация не обязана подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если суммы налога на имущество (транспортного или земельного налогов) были уменьшены при следующих обстоятельствах:

  • организация подала уточненную декларацию на уменьшение налога;
  • налог был начислен в излишнем размере;
  • завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

Следует отметить, что, принимая такое решение, Президиум ВАС РФ отменил решения трех нижестоящих инстанций. По сути постановление от 17 января 2012 г. № 10077/11 является прецедентным. В нем сказано, что ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам).

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54 , абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

Налог на имущество (транспортный или земельный налог) может быть доначислен по результатам налоговой проверки, в ходе которой в том числе проверялся налог на прибыль. По мнению ФНС России, в такой ситуации организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и самостоятельно скорректировать свои обязательства перед бюджетом (письмо от 29 августа 2011 г. № АС-4-2/14018 ). Свою позицию представители налоговой службы обосновывают тем, что форма решения, которое выносится по итогам проверки, не позволяет отразить в ней сумму налога на прибыль, уменьшенную в связи с доначислением других налогов. В нем можно отразить лишь предложение о представлении уточненной декларации.

Некоторые суды признают такой подход неправомерным. Они считают, что при доначислении налогов, которые включаются в состав расходов, инспекция должна самостоятельно скорректировать обязательства организации по налогу на прибыль и отразить их во внутреннем учете (в карточке лицевого счета) (см., например, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12349/08 , постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. № А27-14687/2010 , Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. № А31-436/2008-26 , Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. № А26-3723/2007 ).

Елена Попова

Ошибка обнаружена после подписания отчетности

Порядок исправления ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, является допущенная ошибка существенной или нет.

Порог существенности ошибки организация вправе определить самостоятельно, прописав его в своей учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 , п. 3 ПБУ 22/2010 ). Например, в учетной политике можно прописать порог существенности так: «Существенной признается ошибка, отношение суммы которой к итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 процентов».

Если существенная ошибка обнаружена после подписания отчетности, но до даты ее представления внешним пользователям (например, учредителям организации, органу государственной власти и т. п.), исправьте ее в декабре года, за который составлена отчетность (т. е. в том же порядке, что и ошибки, обнаруженные до подписания отчетности).

В аналогичном порядке существенную ошибку можно исправить, если она была обнаружена после представления подписанной отчетности собственникам организации или иным внешним пользователям, но до даты ее утверждения. При этом после исправления ошибки нужно пересмотреть ранее составленную отчетность, вновь подписать ее и представить всем пользователям, которым она была представлена раньше. В Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к пересмотренной отчетности нужно указать, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также привести основание повторного оформления.

Такой порядок следует из пунктов 7 , 8 , 15 ПБУ 22/2010.

Если существенная ошибка была обнаружена после утверждения годовой отчетности, то исправьте ее в том отчетном периоде, в котором она была найдена. Корректировку утвержденной отчетности не производите. Изменения отразите в текущей отчетности. Такие правила установлены пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктом 10 ПБУ 22/2010.

Несущественные ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах, во всех перечисленных случаях исправьте в том отчетном периоде, когда они были обнаружены (п. 14 ПБУ 22/2010 ).

В бухучете порядок отражения ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, какая допущена ошибка, – существенная или несущественная .

Существенные ошибки исправляйте в следующем порядке.

Ошибки, обнаруженные до утверждения годовой отчетности, исправляйте с использованием соответствующих счетов учета затрат, доходов, расчетов и т. д.

При выявлении существенных ошибок после утверждения годовой отчетности исправления вносите с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010 ).

Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте проводки:

Дебет 62 (76, 02...) Кредит 84
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход) прошлого года;

Дебет 84 Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
– доначислен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте запись:

Дебет 84 Кредит 60 (76, 02...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход) прошлого года.

Дальнейшие проводки зависят от того, как эта ошибка исправляется в налоговом учете .

1. Если бухгалтер подает уточненную налоговую декларацию за период, когда ошибка допущена (т. е. за прошлый год), то сделайте запись:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 84
– уменьшен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

2. Если бухгалтер исправляет ошибку в налоговом учете текущим периодом, то в налоговом учете будут увеличены расходы (уменьшены доходы) текущего года. В бухучете сделайте проводку:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 99
– отражен постоянный налоговый актив из-за того, что в налоговом учете текущего периода признаны расходы (уменьшены доходы), относящиеся к прошлому году.

3. Если бухгалтер решил не исправлять ошибку в налоговом учете, то дополнительные записи не делаются. Поскольку в бухучете исправление существенных ошибок не затрагивает счета финансовых результатов текущего периода.

Несущественные ошибки в бухучете исправляйте с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом не имеет значения, была утверждена отчетность к моменту выявления ошибки или нет. Такой вывод следует из пункта 14 ПБУ 22/2010.*

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода), сделайте проводку:

Дебет 60 (62, 76, 02...) Кредит 91-1
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход).

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода), сделайте запись:

Дебет 91-2 Кредит 02 (10, 41, 60, 62, 76...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Как отразить в учете переоценке земельного участка?

Если стоимость переданного участка отличается от его , разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. Подробнее про переоценку земли - в статье.

Вопрос: Мы хотим переоценить в учете земельный участок в учете до кадастровой стоимости. Как это отразится в учете? в последующем хотят передать этот земельный участок в уставный капитал и это будет как фин вложение в уставный капитал другой организации

Ответ: Вы вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются (Письмо Минфина России от 08.09.11 № 03-03-06/1/544).

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 ).

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря.

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Суммы, на которые основное средство было уценено, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». А суммы, на которые основное средствобыло дооценено – на счете 83 «Добавочный капитал».

Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств» (увеличена первоначальная стоимость участка);

Дебет 91-2 Кредит 01 (уменьшена первоначальная стоимость участка);

При передаче участка в уставный капитал другой организации отразите:

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» (отражена задолженность по вкладу в уставный капитал).

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 (отражена первоначальная стоимость участка, переданного в уставный капитал);

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» (внесен участок в качестве вклада в уставный капитал).

Если стоимость переданного участка отличается от его оценки, согласованной учредителями, разницу учтите в составе прочих доходов или расходов.

При передаче участка в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277, п. 3 ст. 270 НК РФ).

Следует учитывать, что при выбытии участка спишите суммы его дооценки (если он был дооценен):

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 84 субсчет «Суммы дооценки списанных основных средств» (списана сумма дооценки при выбытии участка).

Обоснование

Как провести переоценку основных средств

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01 , п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).*

Периодичность переоценки

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря.* При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Письмо Минфина России от 08.09.11 № 03-03-06/1/544

О переоценке стоимости земельного участка в целях налогообложения прибыли

Вопрос: ЗАО владеет на праве собственности земельным участком, который числится на балансе организации как объект основных средств с 2008 г. и используется для оказания услуг по предоставлению в аренду складских площадей, расположенных на этом участке. Стоимость земельного участка более 40 000 руб. На основании абз. 2 п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, земельные участки относятся к основным средствам. Возможность изменения первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов и право организаций не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств закреплены в п. п. 14–15 ПБУ 6/01. Названные нормы ПБУ 6/01 дополняют положения п. 43 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, согласно которым коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. ЗАО предполагает реализовать право на переоценку земельного участка как объекта основных средств организации. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу гл. 25 НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.Признается ли доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения налогом на прибыль, положительная (отрицательная) сумма переоценки (уценки) стоимости указанного земельного участка на рыночную стоимость, произведенная ЗАО?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о переоценке стоимости земельного участка в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В целях применения гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) стоимость объектов основных средств подлежит изменению только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 257 НК РФ. Переоценка основных средств указанной статьей не предусмотрена.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу вышеуказанной главы НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются.*

Как отразить в бухучете переоценку основных средств

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Суммы, на которые основное средство было уценено, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». А суммы, на которые основное средствобыло дооценено – на счете 83 «Добавочный капитал». К этим счетам целесообразно открыть субсчет «Переоценка основных средств».*

Бухучет: дооценка

В бухучете сумма дооценки по каждому объекту основных средств отражается проводками:*

Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств»
– увеличена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;

Бухучет: уценка

В бухучете сумма уценки по каждому объекту основных средств отражается следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01
– уменьшена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;*

Списание суммы дооценки при выбытии

При выбытии основного средства спишите суммы его дооценки:

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 84 субсчет «Суммы дооценки списанных основных средств»
– списана сумма дооценки при выбытии основного средства.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении передачу основных средств в качестве вклада в уставный капитал

Документальное оформление*

При передаче объекта основных средств в уставный капитал другой организации (т. е. в момент перехода к получателю права собственности на объект) оформите первичным документом, например, заполните акт по форме № ОС-1 (указания , утвержденные , ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета. Например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации. Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте получателю. При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Его должен заполнить получатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как организацией-акционером (участником), так и получателем.

Если в качестве вклада в уставный капитал организация вносит здание, составьте акт по форме № ОС-1а . Если организация передает несколько однородных основных средств, оформите акт по форме № ОС-1б . При заполнении этих актов применяйте тот же порядок, что и при составлении акта по форме № ОС-1 . Такой порядок предусмотрен указаниями , утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1 (ОС-1а , ОС-1б) внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Сведения вносите на основании акта приема-передачи, составленного в момент передачи основного средства. Такой порядок предусмотрен , утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Если организация получает основное средство, содержащее драгоценные металлы, в конце года ей придется составить отчет по форме № 4-ДМ , утвержденной постановлением Росстата от 14 ноября 2007 г. № 88 . В отчете укажите количество драгоценных металлов, содержащихся в основном средстве.

Бухучет

У организации-учредителя вклады в уставные капиталы других организаций учитываются на счете 58 «Финансовые вложения». Задолженность по вкладам отразите проводкой по дебету счета 58 в корреспонденции со счетом учета расчетов. Например, со счетом 76 , к которому откройте отдельный субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»:*


– отражена задолженность по вкладам в уставный капитал дочерней организации.

Такую запись делайте:*

  • при создании акционерных обществ или ООО – на основании договора о создании общества или на основании решения единственного учредителя (акционера, участника) (п. 5 ст. 9 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ , );
  • при увеличении уставного капитала:
  • в акционерных обществах – на основании протокола общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала (решения совета директоров (наблюдательного совета), если в соответствии с уставом такое решение в его компетенции) или решения единственного учредителя (акционера) об этом ( , п. 3 ст. 47 , Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • в ООО – на основании протокола общего собрания участников об увеличении уставного капитала или решения единственного учредителя (участника) об этом ( , п. 6 ст. 37 , Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Со следующего месяца после передачи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01).

В бухучете выбытие основного средства, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, отражайте по остаточной стоимости (п. 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Для учета выбытия такого имущества на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент передачи объекта по дебету счета отразите его первоначальную (восстановительную) стоимость. По кредиту – сумму амортизации, начисленную за период эксплуатации выбывающего объекта. При этом делайте проводки:


– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, переданного в уставный капитал дочерней организации;


– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта, переданного в уставный капитал дочерней организации.*

В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость передаваемого основного средства. Остаточную стоимость определяйте по формуле:

Передачу основного средства в уставный капитал другой организации отразите проводкой:


– внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации.

Если остаточная стоимость переданного основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями , разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. При этом сделайте проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1*
– отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– отражена отрицательная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.*

Такой порядок предусмотрен пунктом 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , и Инструкцией к плану счетов (счета , , ).

Налог на прибыль

При передаче основного средства в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277 , п. 3 ст. 270 НК РФ).* Подробнее об этом см. Как отразить выбытие амортизируемого имущества в налоговом учете . Если остаточная стоимость передаваемого основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями , в бухучете образуется постоянная разница, которая приводит к появлению постоянного налогового обязательства или постоянного налогового актива (п. и ПБУ 18/02). Их следует отражать проводками:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство с отрицательной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями;


– отражен постоянный налоговый актив с положительной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении передачи основного средства в качестве вклада в уставный капитал*

В июле ЗАО «Альфа» внесло в уставный капитал ООО «Торговая фирма "Гермес"» компьютер. В бухгалтерском и налоговом учете передающей стороны:

  • первоначальная стоимость компьютера – 41 000 руб.;
  • сумма амортизации, начисленная до передачи компьютера, – 16 000 руб.;
  • остаточная стоимость компьютера на момент передачи – 25 000 руб. (41 000 руб. – 16 000 руб.);
  • сумма входного НДС, принятая к вычету при приобретении компьютера, – 7380 руб.

Денежная оценка вклада по решению учредителей «Гермеса» считается равной 30 000 руб. Дополнительных расходов, связанных с внесением имущества в уставный капитал дочерней организации, у «Альфы» не было.

Для отражения операций в учете бухгалтер «Альфы» открыл субсчета:

  • к счету 76 – субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
  • к счету 01 – субсчет «Выбытие основных средств».

При передаче компьютера в уставный капитал «Гермеса» бухгалтер «Альфы» сделал проводки.

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– 30 000 руб. – отражена задолженность «Альфы» по вкладам в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– 41 000 руб. – отражена первоначальная стоимость компьютера, переданного в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 16 000 руб. – отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации компьютера, переданного в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 25 000 руб. – внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал другой организации;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1
– 5000 руб. (30 000 руб. – 25 000 руб.) – отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

При передаче компьютера бухгалтер восстановил часть входного НДС, ранее принятого к вычету, и включил налог в первоначальную стоимость финансового вложения. Сумма восстановленного НДС равна 4500 руб. (7380 руб. ? (25 000 руб. : 41 000 руб.)). При этом бухгалтер сделал такую проводку:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4500 руб. – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету;

Дебет 58 Кредит 19
– 4500 руб. – восстановленная сумма НДС передана на баланс «Гермеса».

На расчет налога на прибыль передача компьютера не влияет. В связи с тем что в налоговом учете не была учтена разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью, бухгалтер сделал такую проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые активы»
– 1000 руб. (5000 руб. ? 20%) – отражен постоянный налоговый актив с разницы между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации реализацией не признается (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Поэтому с этой операции не нужно начислять НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Ранее принятый к вычету входной налог по основному средству,

Непроизведенные активы все так же остаются скорее экзотикой, чем обычным явлением в бюджетном учете. Тем не менее бухгалтерам приходится соприкасаться с этой темой. Письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10a/1406 порадовало многих бухгалтеров, ломавших голову над учетом земельных участков.

Н.И. ЛЕЙМАН, О.В. ГОРШЕНИНА

Юридический аспект
При решении вопроса об отражении в учете стоимости земельного участка необходимо руководствоваться не только Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, но и нормативно-правовыми актами по разграничению, пользованию и владению собственностью на землю, а также по операциям, связанным с ее продажей, приобретением. Это в частности:

– Земельный кодекс;
Гражданский кодекс;
– Закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Отметим, что к государственной собственности относится земля, не принадлежащая гражданам, юрлицам и муниципалитетам. Госсобственность на землю подразделяется на:

федеральную собственность (земли, находящиеся в собственности РФ);
– собственность субъектов Российской Федерации (ст. 16 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Законом № 122-ФЗ установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества. Вследствие этого бюджетное учреждение, обладающее правом постоянного пользования земельным участком, должно иметь Свидетельство о государственной регистрации прав.

Специалисты Минфина России в письме № 02-14-10a/1406 указали, что государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. Учитывая изложенное, авторы письма отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом.
Как правило, земля должна быть отражена на балансе исполнительного органа власти (органа местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Постановка участка на баланс
В соответствии с Инструкцией № 25н земля в бюджетном учете относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 0 103 01 000 «Земля».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости на момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. В первоначальную стоимость объектов непроизведенных активов включаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Обратите внимание, что земли, которые находятся под зданиями, переданными бюджетным учреждениям в оперативное управление, не подлежат постановке на баланс учреждения. Если учреждение поставило на учет такие земли, необходимо внести изменения в учет и убрать их из баланса.

Выкуп за изъятие

В статьях 9 –11 Земельного кодекса фактически указан покупатель при изъятии путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии, в зависимости от того, для кого (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные органы) происходит изъятие, принимают:

федеральные органы исполнительной власти;
– органы власти субъектов Федерации;
– органы местного самоуправления.

Землю приобрели и улучшили
Первоначальная стоимость объекта непроизведенных активов может изменяться в результате увеличения капитальных вложений по улучшению земель, переоценки, дооценки или уценки объектов.

Затраты на приобретение непроизведенных активов относят на счет 0 106 03 000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы».

Пример 1
Бюджетным учреждением приобретен и принят к бухгалтерскому учету земельный участок на основании акта о приеме-передаче и свидетельства о государственной регистрации прав. Его стоимость составила 3 500 000 руб. После этого произведены расходы капитального характера, связанные с мероприятиями по мелиорации, в сумме 1 000 000 руб. Данные операции в бюджетном учете будут оформлены следующими записями:

Дебет 1 106 03 330
Кредит 1 302 21 730

– 3 500 000 руб. – отражены расходы по приобретению земельного участка.

Дебет 1 106 03 330
«Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»
Кредит 1 302 21 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов»

– 1 000 000 руб. – отражены расходы по мелиорации;

Дебет 1 103 01 330
Кредит 1 106 03 430
«Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»

– 4 500 000 руб. (3 500 000 + 1 000 000) – принят к бухгалтерскому учету земельный участок.

Пример, когда бухгалтеру придется столкнуться с покупкой земли, см. в о врезе "Бюджет является первым покупателем"

Требуется оценка
Если земля получена безвозмездно или же настал момент вовлечения в хозяйственный оборот уже имеющегося земельного участка, пока еще стоящего на балансе, нужно начинать с оценки рыночной стоимости.

Внимание! Оценка земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

У многих бухгалтеров возникают вопросы, какая корреспонденция счетов должна отражать вовлечение непроизведенных активов в хозяйственный оборот, и куда относить дополнительные расходы, например услуги по оценке земли?

Бюджет является первым покупателем

В Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» купле-продаже земли посвящена статья 8. В частности, в ней говорится, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеет:

– субъект Российской Федерации;
муниципальное образование (в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации).

Исключение – только продажа с публичных торгов.

Продавец обязан известить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок в письменной форме, с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более девяноста дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Отказ от покупки возможен. Однако, если участок будет продаваться по цене, ниже ранее заявленной, или с изменением других существенных условий договора, продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

Пример 2
Участок земли, впервые вовлекаемый в оборот, рыночная цена которого составляет 3 000 000 руб., принят к учету. Услуги сторонней организации по оценке стоимости этого земельного участка составили 25 000 руб. По нашему мнению, в учете бухгалтер должен сделать следующие записи:

Дебет 1 103 01 330
«Увеличение стоимости земли»
Кредит 1 401 01 180

«Прочие доходы»

Дебет 1 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
Кредит 1 302 09 730

Дебет 1 401 01 180
«Прочие доходы»
Кредит 1 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
– 25 000 руб. – списаны расходы по оценке земельного участка.

Пример 3
Воспользуемся условиями предыдущего примера с той лишь разницей, что земельный участок получен безвозмездно. В этом случае бухгалтер, по нашему мнению, сделает следующие записи:

Дебет 1 106 03 330
«Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»
Кредит 1 401 01 180
«Прочие доходы»
– 3 000 000 руб. – принят к учету по рыночной цене земельный участок, впервые вовлекаемый в хозяйственный оборот;
Дебет 1 106 03 330
«Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»
Кредит 1 302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
– 25 000 руб. – получены услуги по оценке земельного участка;
Дебет 1 103 01 330
«Увеличение стоимости земли»
Кредит 1 106 03 430
«Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»
– 3 025 000 руб.– принят к учету земельный участок.

Обратите внимание на то, что амортизация по непроизведенным активам не начисляется.

Выбытие земли
Операции по выбытию непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производятся на основании Акта о списании объекта основных средств по форме 0306003, Акта о списании групп объектов основных средств по форме 0306033). Выбытие может произойти вследствие:

– продажи;
– безвозмездной передачи;
– списания объекта, пришедшего в негодность (например, засоление почвы);
– списания объектов непроизведенных активов, пришедших в негодность в результате чрезвычайной ситуации.

Пример 4
Учреждение продало земельный участок по цене 2 200 000 руб. Его первоначальная стоимость – 1 700 000 руб. Другой участок земли стоимостью 1 000 000 руб. передан безвозмездно государственной организации. В учете учреждения данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Дебет 1 205 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
Кредит 1 401 01 172
– 2 200 000 руб. – начислен доход от реализации земельного участка;
Дебет 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 1 103 01 430
– 1 700 000 руб. – списана балансовая стоимость земельного участка при его продаже;
Дебет 1 401 01 241
«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 103 01 430
«Уменьшение стоимости земли»
– 1 000 000 руб. – отражена безвозмездная передача земельного участка, находящегося в собственности учреждения.

Пример отражения хозяйственных операций по реализации земельного участка не содержит записей по начислению НДС, поскольку согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения.

Внимание! Средства от реализации земельных участков, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, от коммерческой деятельности в настоящее время подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Доходы от реализации земельных участков при определении налоговой базы могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса.

Проводка в бухгалтерском учете по увеличению кадастровой стоимости земли.

Ответ

Увеличение кадастровой стоимости земельного участка имеет значение только для целей налогообложения земельным налогом. И не влечет за собой требования внесения изменений в бухгалтерский учет данного участка как объекта основных средств. Соответственно, никакой проводкой увеличение кадастровой стоимости земли отражать не нужно. Земельные участки у вас будут числиться по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). То есть по цене, которую вы уплатили поставщику (продавцу).

Вместе с тем вы вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости. При этом переоценка – это ваше право, а не обязанность, и она должна быть предусмотрена вашей учетной политикой (п. 15 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412). Если такая обязанность не закреплена, проводить переоценку не нужно. А следовательно, делать проводки также не надо.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама