THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ростоу (RostowRostow ) Уолт Уитмен (07.10.1916, Нью-Йорк), американский экономист, социолог, политический деятель. Получил образование в Йельском и Оксфордском университетах. В 1940-1941, 1946-1947, 1949-1960 гг. преподавал экономическую историю в ряде высших учебных заведений США и Великобритании, в частности был профессором Массачусетского технологического института. В 1945-1946, 1947-1949, 1961-1969 гг. находился на государстевннй службе, в частности был главой Совета планирования политики при госдепартаменте США, специальным советником президента Л. Джонсона. С 1969 г. проф. экономики и истории в ун-те штата Техас. В конце 50-х - начале 60-х гг. наряду с Ароном является одним из создателей современного варианта теории индустриального общества.

В историю социологии вошел как автор концепции "стадий экономического роста" . Проблема выделения стадий, через которые должна проходить всякая экономика в процессе своего развития , историками экономики начала 20 в. решалась через проведение аналогий с жизнью человека (рост, зрелость, упадок). Затем в середине столетия австралийский теоретик К. Кларк описал этот процесс как последовательную смену господства первичного (сельскохозяйственного), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (торговля и сфера услуг) производств.

Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: (1) "традиционное общество" - аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; (2) "переходное общество" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила общества, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства); (3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Ростоу , Англия находилась в конце 18 в., Франция и США - в середине 19 в., Германия - во второй половине 19 в., Россия-в 1890-1914 гг., Индия и Китай - с начала 50-х гг. 20 в.); (4) стадия "зрелости" - индустриальное общество, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90%, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Ростоу , для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); (5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.

Концепция стадий экономического роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна была, по его замыслу, вытеснить исторический материализм из совр. социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального общества.

Соч.: I) The stage of economic growth. A non-communist manifesto. Camb., 1960. 2) Politics and the stages of growth. Camb., 1971.

РОСТОУ, УОЛТ УИТМЕН (Rostow, Walt Whitman) (1916–2003) – американский обществовед и политический деятель, создатель теории стадий экономического роста.

Уолт Ростоу родился 7 октября 1916 в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из России. Его родители, вдохновленные американским образом жизни, давали своим детям имена в честь известных американцев, и будущего ученого назвали в честь великого американского поэта Уолта Уитмена .

Уолт Ростоу окончил бакалавриат в Йельском университете в 1936. После двух лет обучения в Оксфорде по стипендии Родса, юноша возвратился в Йельский университет и, проучившись в нем еще два года, защитил в 1940 докторскую диссертацию по экономике. После завершения образования работал преподавателем Колумбийского университета.

С началом Второй мировой войны жизнь Ростоу круто изменилась. Он поступил на службу в Управление стратегических услуг (будущее ЦРУ), где занимался определением целей для бомбардировок фашистской Германии.

После окончания войны Уолт Ростоу совмещал преподавательскую деятельность (чтение лекций по истории США в Оксфорде и в Кембридже) с ответственной работой в государственном аппарате (сначала чиновником Государственного департамента по германо-австрийской экономике, затем помощником исполнительного секретаря по экономическим поручениям в Европе). С 1950 занимал должность профессора в Массачусетском технологическом институте, преподавая экономическую историю, а также работал сотрудником Центра Международных Исследований. В то же время он продолжал играть роль политического советника – оказывал помощь в подготовке нескольких выступлений сенатору Дж. Кеннеди , а также готовил наброски для выступления президента США Д.Эйзенхауэра о стратегии разоружения.

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х – начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж.К.Гэлбрейтом и Р.Ароном , У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась – Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

В 1961 Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Дж. Кеннеди стал президентом, он назначил У.Ростоу на пост специального советника. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства – идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых – была инициирована именно У.Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны. Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне , занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу – это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения – экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т.д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями – теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт , Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

По уровню технологического развития Ростоу выделил пять этапов развития общества:

1) «традиционное общество » – примитивное и застойное сельскохозяйственное производство с применением ручной техники, иерархической социальной структурой, властью землевладельцев, «доньютоновским» уровнем науки и техники;

2) «переходное общество » (или «подготовка к взлету») – создание предпосылок для резкого ускорения темпов экономического роста: в производстве начинают применяться новые технологические открытия, увеличиваются капиталовложения, появляется «новый тип предприимчивых людей», возникает централизованное государство;

3) «взлет » (take-off) – период промышленного переворота, ведущего к повышению доли накопления капитала (капиталовложения растут с 5 до 10% национального дохода) и резкому экономическому росту (особенно быстро в промышленности), радикальному изменению методов производства. Именно эта недолгая, но исключительно динамичная фаза является ключевой в переходе от доиндустриального к индустриальному обществу;

4) «зрелость » – бурное развитие промышленности, дальнейшее повышение уровня капиталовложений (до 20% национального дохода), широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60-90%, увеличение доли квалифицированного труда;

5) эра «высокого массового потребления » – основными проблемами общества становятся проблемы потребления (а не производства, как раньше), поэтому главными отраслями экономики выступают сфера услуг и производства товаров массового потребления, возникают новый средний класс и «государство всеобщего благосостояния».

На этой последней стадии идея коммунизма как модификация раннеиндустриального общества начинает казаться архаичным пережитком, который ликвидируется сам собой, поскольку демократические государства, ставя во главу угла заботу о своих гражданах, добиваются гораздо более высокого уровня жизни.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска качества жизни », когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер – в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960–1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, – это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Не так широко как теория стадий экономического роста, известны политологические концепции Ростоу, посвященные формированию современного демократического строя.

В своих работах Ростоу выделил четыре фазы демократизации:

первая фаза связана с достижением национального единства как основной предпосылки для перехода – как правило, это стихийный, никем не управляемый процесс;

на второй фазе подготовка к смене старого режима уже приобретает более или менее организованный характер: в ходе непрекращающейся политической борьбы контрэлита последовательно выступает против правящего режима, оппозиционные выступления постепенно подводят к необходимости институционализировать некоторые демократические процедуры;

третья фаза – это фаза решительных реформаторских решений (создания, например, систем всеобщего избирательного права и пропорционального представительства);

и только когда все демократические новшества становятся повседневностью и органично вплетаются в существующие реалии, можно утверждать о наступлении последней, четвертой фазы – фазы привыкания.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н.Д.Кондратьевым длинных волн конъюнктуры , Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.

В нашей стране долгое время идеи Ростоу подвергались жесткой критике. Уже то, что Ростоу снабдил свою самую известную книгу вызывающим подзаголовком «Некоммунистический манифест», не говоря о его политической деятельности как ярого антикоммуниста, не могло не могло не сделать его излюбленной мишенью для критики со стороны советских исследователей. Только в постсоветской России идеи Ростоу начинают воспринимать как часть общего развития мировой науки и перестают оценивать через призму идеологии.

Труды У.У. Ростоу:The Stages of Economic Growth : A Non-Communist Manifesto. 1960 (Ростоу В.В. Стадии экономического роста . Нью-Йорк,1981); Politics and the Stages of Growth . 1971; The World Economy: History and Prospect . 1978; Concept and Controversy: Sixty Years of Taking Ideas to Market , 2003.

Наталия Латова

РО́СТОУ Уолт Уитмен (Walt Whitman Rostow ; 1916, Нью-Йорк, - 2003, Остин), американский экономист, историк, политический деятель. Родился в ассимилированной еврейской семье эмигрантов из России. Благодаря частной стипендии сумел к 20 годам получить степень бакалавра в Йельском университете, а еще через четыре года защитить докторскую диссертацию. Проработав год преподавателем Колумбийского университета, Ростоу поступил на военную службу и был направлен в Управление стратегических служб (впоследствии ЦРУ). В 1943–45 гг. служил представителем Управления в штабе противовоздушной обороны Великобритании (Лондон), закончил войну в чине майора.

В 1945–46 гг. был заместителем руководителя отдела Австрии и Германии в Госдепартаменте США, 1946–47 гг. - профессор экономической истории Оксфордского университета (Великобритания), 1947–49 гг. - заместитель исполнительного секретаря Экономической комиссии ООН для Европы, 1949–50 гг. - профессор экономической истории Массачусетского технологического института, одновременно состоял сотрудником Центра международных исследований при Госдепартаменте; 1961 г. - специальный помощник президента Дж. Кеннеди по вопросам национальной безопасности, 1961–66 гг. - председатель Совета по планированию политики при Госдепартаменте, в 1964–69 гг. - посол США в Панамериканском союзе, 1966–69 гг. - специальный помощник президента Л. Джонсона.

Работая в администрации трех президентов США (Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди и Л. Джонсона), Ростоу отстаивал твердую позицию своей страны в периоды острых международных конфликтов (начало вмешательства США во вьетнамский конфликт, Карибский кризис 1962 г., конфликт на Ближнем Востоке). В период Шестидневной войны в кругах администрации президента был сторонником твердой произраильской позиции. После пересмотра политики США во Вьетнаме и ожесточенной полемики с бывшим министром обороны Дж. Макнамарой оставил политическая деятельность и полностью перешел на научную работу. В последние годы жизни - профессор экономической истории Техасского университета (Остин, штат Техас). Ростоу - автор более 30 монографий, сотни статей и других публикаций. Круг его научных интересов включает процессы экономического роста, экономику стран бывшего коммунистического блока (СССР, Китая, Кубы), экономическую историю США и Великобритании, экономические аспекты войны и мира, мировые и региональные экономические отношения, проблемы экономического неравенства.

В возрасте 82 лет в работе «Великий демографический подъем» (1998) впервые в своей научной деятельности затронул проблему прогнозирования демографических процессов и их влияния на экономическое развитие государств. По мнению Ростоу, в 21 в. наступит постепенное прекращение роста мирового населения (за исключением региона Африки к югу от Сахары), что существенно скажется на многих аспектах мирового экономического и социального развития. Работа вызвала большой интерес в научных кругах, в которых высоко ценили прогностический талант Ростоу (еще в 1953 г. он убедительно прогнозировал сокращение национального продукта СССР и коммунистического блока, начавшееся десятилетие спустя).

Особую известность приобрела работа Ростоу «Стадии экономического роста: некоммунистический манифест» (1953). В этой работе Ростоу применил обобщенный подход к вопросу развития мирового сообщества и отдельных государств, рассматривая развитие как синтез динамики национального характера (по Ростоу - «национального стиля»), динамики национальных интересов и процессов экономического развития.

Ростоу - член многих научных обществ, кавалер Президентской медали Свободы, Ордена почета Британской империи, ордена Почетного легиона (Франция).

; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском , Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, . Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х – начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж.К.Гэлбрейтом и Р. Ароном, У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась – Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил У.Ростоу на пост специального советника. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства – идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых – была инициирована именно У.Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны . Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне , занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

Общественная деятельность

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу – это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Научные идеи

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения – экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т.д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями – теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт, Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

У. Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.

  • Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно0классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
  • Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
  • Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революцией, ростом городов.
  • Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, превращение производство товаров потребления в основной сектор экономики.

В характеристике современного постиндустриального общества отечественные и зарубежные авторы выделяют такие его черты, как резкое возрастание «искусственных интеллектуальных отраслей» - микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций; усиливающаяся глобализация хозяйства. Отмечаются новые проблемы, вызванные, прежде всего неблагоприятной демографической ситуацией в большинстве стран запада. При всей важности технического прогресса, достижений экономики в постиндустриальном обществе, главное, что, по мнению ведущих исследователей, определяет сегодня характер его развития, - это духовный потенциал человека, его знания, способности, ценности, приоритеты. Именно это становится центральным ресурсом 21века.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер – в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960–1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, – это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Не так широко как теория стадий экономического роста, известны политологические концепции Ростоу, посвященные формированию современного демократического строя.

В своих работах Ростоу выделил четыре фазы демократизации:

  • первая фаза связана с достижением национального единства как основной предпосылки для перехода – как правило, это стихийный, никем не управляемый процесс;
  • на второй фазе подготовка к смене старого режима уже приобретает более или менее организованный характер: в ходе непрекращающейся политической борьбы контрэлита последовательно выступает против правящего режима, оппозиционные выступления постепенно подводят к необходимости институционализировать некоторые демократические процедуры;
  • третья фаза – это фаза решительных реформаторских решений (создания, например, систем всеобщего избирательного права и пропорционального представительства);
  • и только когда все демократические новшества становятся повседневностью и органично вплетаются в существующие реалии, можно утверждать о наступлении последней, четвертой фазы – фазы привыкания.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н. Д. Кондратьевым длинных волн конъюнктуры, Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.

В нашей стране долгое время идеи Ростоу подвергались жесткой критике. Уже то, что Ростоу снабдил свою самую известную книгу вызывающим подзаголовком «Некоммунистический манифест», не говоря о его политической деятельности как ярого антикоммуниста, не могло не могло не сделать его излюбленной мишенью для критики со стороны советских исследователей. Только в постсоветской России идеи Ростоу начинают воспринимать как часть общего развития мировой науки и перестают оценивать через призму идеологии.

Публикации

The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 1960 (Ростоу В.В. Стадии экономического роста. Нью-Йорк,1981); Politics and the Stages of Growth. 1971; The World Economy: History and Prospect. 1978; Concept and Controversy: Sixty Years of Taking Ideas to Market, 2003.

Основные произведения

  • «Процесс экономического роста» (The Process of Economic Growth, 1952);
  • «Теоретики экономического роста от Дэвида Юма до наших дней» (Theorists of Economic Growth from David Hume to the Present, 1990).

Ссылки

Библиография У. Ростоу на английском языке


Wikimedia Foundation . 2010 .

Биография

Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х - начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж. К.Гэлбрейтом и Р. Ароном, У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась - Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил Ростоу на пост заместителя помощника президента по национальной безопасности. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства - идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых - была инициирована именно Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны. Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне, занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

Общественная деятельность

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу - это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Научные идеи

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения - экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т. д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями - теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт, Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии - технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т. д.

У. Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.

  • Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
  • Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
  • Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
  • Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта - значительный рост сферы услуг, превращение производство товаров потребления в основной сектор экономики.

В характеристике современного постиндустриального общества отечественные и зарубежные авторы выделяют такие его черты, как резкое возрастание «искусственных интеллектуальных отраслей» - микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций; усиливающаяся глобализация хозяйства. Отмечаются новые проблемы, вызванные, прежде всего неблагоприятной демографической ситуацией в большинстве стран запада. При всей важности технического прогресса, достижений экономики в постиндустриальном обществе, главное, что, по мнению ведущих исследователей, определяет сегодня характер его развития, - это духовный потенциал человека, его знания, способности, ценности, приоритеты. Именно это становится центральным ресурсом 21века.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую - стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом порядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер - в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960-1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, - это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н. Д. Кондратьевым длинных волн конъюнктуры, Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.

В нашей стране долгое время идеи Ростоу подвергались жесткой критике. Уже то, что Ростоу снабдил свою самую известную книгу вызывающим подзаголовком «Некоммунистический манифест», не говоря о его политической деятельности как ярого антикоммуниста, не могло не сделать его излюбленной мишенью для критики со стороны советских исследователей. Только в постсоветской России идеи Ростоу начинают воспринимать как часть общего развития мировой науки и перестают оценивать через призму идеологии.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама