THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Диана Дёмина

разобралась с ЕСХН

Антон Дыбов

эксперт по налогообложению

ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог.

Это налоговый режим для производителей, которые работают в растениеводстве, животноводстве, лесном и сельском хозяйствах. Этот режим освобождает ИП и компании от уплаты нескольких налогов:

  1. Налога на прибыль. Исключение - налог на дивиденды и некоторые виды долговых обязательств для ООО.
  2. НДФЛ для ИП.
  3. Налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.

Рассказываем, кто и при каких условиях может работать на ЕСХН. Статья поможет разобраться в общих моментах, но для нюансов рекомендуем обратиться к бухгалтеру.

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  1. Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово - производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  2. Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 - рыболовства.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  1. Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  2. Представители игорного бизнеса.
  3. Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете - можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье - нельзя работать на ЕСХН.

Как платить ЕСХН

Налог считают по такой формуле:

ЕСХН = Налоговая база × Ставка налога

В расчете налога ничего сложного нет. Сложно определить, какие доходы и расходы можно учитывать. В налоговом кодексе есть полный список доходов и расходов. Например, в список доходов входят доходы от продажи товара, от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов - расходы на зарплату сотрудникам, выплату компенсаций и пособий, покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных, содержание служебного транспорта.

Доходы можно уменьшить на убытки прошлых лет.

Ставка налога. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою. Максимально - 6%.
В Кемеровской области предприниматели на ЕСХН платят налог по ставке 3% до 2021 года, в Москве - по ставке 6%, а в Московской области нулевая ставка. Предпринимателям из Подмосковья не нужно платить налог - только заполнять декларацию.

Когда платить

В расчетах поможет бухгалтер, но вот короткий пример.

За первые полгода предприниматель заработал - 600 000 Р , расходы - 400 000 Р . Ставка налога - 6%.

(600 000 Р − 400 000 Р ) × 6% = 12 000 Р

Во втором полугодии предприниматель заработал 800 000 Р , расходы - 700 000 Р . Нужно рассчитать сумму ЕСХН за весь год, а потом вычесть из нее уже внесенный авансовый платеж.

Налог за весь год:

(600 000 Р + 800 000 Р ) − (400 000 Р + 700 000 Р ) × 6% = 18 000 Р

Вычитаем авансовый платеж:

18 000 Р − 12 000 Р = 6000 Р .

В реальности расчеты обычно сложнее. Нужно понимать, какие расходы можно учесть, а какие - нет. Поэтому я рекомендую обратиться за помощью к опытному бухгалтеру.

НДС на ЕСХН

С 2019 года сельхозпроизводители на ЕСХН обязаны платить НДС. Но есть случаи, когда от этой обязанности компанию или ИП могут освободить:

  1. Если компания или ИП подали заявление о желании воспользоваться льготой в том же году, когда были зарегистрированы.
  2. Если перешли с ОСН на ЕСХН с 1 января и одновременно подали заявление на освобождение от НДС.
  3. Если доход от деятельности по ЕСХН за предыдущий год не превысил лимит. Для каждого года он разный. В 2018 году - 100 млн рублей, в 2019 году - 90 млн рублей, в 2020 году - 80 млн рублей.

Во всех случаях уведомление подают в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. Срок - до 20 числа месяца, в котором начали применять льготу.

Учет и отчетность на ЕСХН

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них - это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН - единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную - до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2019 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2020.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее - им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Как перейти на ЕСХН

Новые ИП и компании могут подавать уведомление вместе с другими документами на регистрацию или в течение 30 календарных дней после регистрации. Если опоздать, придется работать на ОСН и платить все налоги.

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом и ЕНВД - единым налогом на вмененный доход, а компании - только с ЕНВД. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Снятие с учета ЕСХН

Компания или ИП должны сняться с учета по ЕСХН в трех случаях:

  1. Если потеряли право работать на ЕСХН.
  2. Если больше не ведут деятельность на ЕСХН, например если компания закрыла сельскохозяйственное направление бизнеса.
  3. Если хотят перейти на другую систему налогообложения.

В любом из этих случаев нужно подать уведомление в двух экземплярах в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. На это есть 15 дней с момента решения.

Потеря права на ЕСХН

Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху - это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Единый сельскохозяйственный налог является налоговым режимом, разработанным специально для производителей сельхозпродукции. В то же время его применение не обязательно.

Перейти на уплату ЕСХН фирмы или ИП, отвечающие определенным требованиям Налогового кодекса, могут в добровольном порядке.

Правильности такого выбора может способствовать детальное изучение и сопоставление преимуществ и недостатков ЕСХН для каждого конкретного случая.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Основным и бесспорным преимуществом ЕСХН является тот факт, что уплата единого сельхозналога заменяет сразу несколько налоговых платежей на общей системе налогообложения: налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций, и НДФЛ, НДС и налога на имущество физлиц – для ИП. В этом плане применение ЕСХН схоже с работой на упрощенной системе налогообложения, которая также позволяет уйти с общего режима налогообложения и уплачивать один общий налог вместо комплекса бюджетных платежей. Данный факт является неоспоримым и однозначным плюсом любого подобного спецрежима в сравнении с ОСН.

УСН разработана для представителей малого и среднего бизнеса, так что большинство небольших компаний и частные коммерсанты, которые подпадают под понятие сельхозпроизводителей, вполне могут выбирать между «упрощенкой» и применением ЕСХН.

Однако, плюс последнего заключается в том, что при возможности уменьшать полученные доходы в рамках налоговой базы за счет расходов, плательщик ЕСХН будет применять ставку налога 6%.

На УСН с объектом «доходы минус расходы» применяется ставка 15%, если речь, конечно, не идет о ряде специальных льгот.

Ставкой 6% на «упрощенке» будут облагаться лишь «доходы» – если выбран соответствующий объект налогообложения. Конечно, сумма учитываемых расходов на ЕСХН и УСН может несколько отличаться.

Но, несмотря на это, при прочих равных условиях на ЕСХН плательщик будет отчислять в бюджет меньшие суммы налога, чем на УСН.

Еще один плюс ЕСХН в сравнении с УСН – необходимость рассчитываться с бюджетом лишь раз в полгода – в срок до 25 июля и до 31 марта года, следующего за отчетным. На УСН, напомним, уплата авансов и налога производится ежеквартально.

Вместе с тем те ограничения, которые накладывает применение упрощенки по видам деятельности, не вызывают проблем у фирм и ИП, занимающихся сельским хозяйством. Вряд ли какие-то из таких субъектов ведут, скажем, также игорный бизнес или торговлю акциями.

А вот ЕСХН предполагает выполнение жесткого условия – доля доходов от производства и реализации продукции сельхозназначения должна составлять не менее 70% в общем объеме продаж.

Иными словами, налогоплательщик на едином сельхозналоге, если он также осуществляет дополнительные виды деятельности, должен следить за соблюдением этого параметра. В противном случае право на применение ЕСХН он потеряет.

Данную ситуацию можно отнести к своеобразным минусам сельскохозяйственного спецрежима.

Отдельно стоит упомянуть работу с НДС. Как уже было сказано выше, организации и предприниматели, перешедшие на ЕСХН, перестают числиться плательщиками налога на добавленную стоимость.

С одной стороны, это является плюсом, поскольку экономит на общей сумме налога, позволяет в некотором роде снижать стоимость собственной продукции, повышая тем самым ее конкурентоспособность.

С другой стороны, при закупке товаров или услуг у сторонних продавцов, применяющих общую систему налогообложения, плательщик ЕСХН теряет возможность принимать НДС, уплаченный такому поставщику, к вычету.

Если объем подобных закупок велик, то это может быть ощутимым минусом освобождения от НДС.

Оптимизация ЕСХН

Если говорить об оптимизации налоговой базы по ЕСХН, то нельзя не упомянуть, что доходы и расходы в рамках данного спецрежима определяются по кассовому методу, то есть учитываются в расчете налога на момент перечисления оплаты. Реальные поставки товаров или услуг, как входящие, так и исходящие, значения не имеют.

Данный момент является ключевым в планировании доходов и расходов сельхозпроизводителей.

При должном подходе к ведению учета и построению взаимоотношений с контрагентами налоговую базу в рамках конкретного отчетного периода можно минимизировать за счет проведения оплат, просто заранее отслеживая их даты.

Правда при определении сумм затрат нужно помнить о том, что в ЕСХН учитываются лишь строго определенный перечень расходов, прописанный в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Перечисленные в данном списке расходы либо напрямую относятся к сельскохозяйственным (например, оплата закупки семян, рассады, кормов и т.д.

), либо связаны с обычной деятельностью компании (зарплата сотрудникам, взносы, приобретение ОС, содержание служебного транспорта и пр.). Разумеется, все учитываемые в расчете налога расходы должны быть документально подтверждены.

В этом случае с уменьшением за счет них налоговой базы и, как следствие, оптимизацией ЕСХН проблем не возникнет.

Источник: https://spmag.ru/articles/preimushchestva-eshn

Каждое государство стремится поддерживать своих сельскохозяйственных производителей, вводя для них особые льготы и снижая налоговые ставки. РФ не стала исключением.

Для сельскохозяйственников в России предусмотрен особый налоговый режим – ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог), который и должен стимулировать данную сферу производства.

Еще год назад эту систему налогообложения применяло больше ста хозяйствующих субъектов, около 70 тысяч Индивидуальных Предпринимателей и фермерских хозяйств, а также около 24 тысяч ООО и других организаций.

Подобная статистика, казалось бы, свидетельствует о популярности налогового режима, однако если учитывать тот факт, что почти 1/3 часть населения России живет и активно работает в сельской местности, окажется, что ЕСХН применяется очень небольшим количеством ИП и организаций. Это объясняется достаточно просто – Единый сельскохозяйственный налог могут выбирать исключительно производители сельхоз продукции, тогда как ее переработчики могут работать только на ОСНО или других льготных режимах.

Таким образом, внушительная часть перерабатывающей промышленности, способной положительно повлиять на сельское хозяйство, не может применять ЕСХН.

Более того, под строгие ограничения попадают и производители, так как доход от продажи сельхоз продукции должен составлять не менее 70% от общей суммы их дохода.

Это и заставляет многих бизнесменов, задействованных в данной сфере выбирать Упрощенный налоговый режим, который не предусматривает подобных рамок.

Основные достоинства ЕСХН

Первое очевидное преимущество ЕСХН заключается в том, что данная система имеет самую щадящую налоговую нагрузку.

Для того чтобы оценить данную особенность режима, следует сравнить налоговую базу и ставку ОСНО и Упрощенной системы.

Сельскохозяйственный налог не сравнивается с Единым налогом на вмененную стоимость, так как он не предусматривает учет расходов и доходов.

Так, налоговая ставка на «упрощенке» формата «Доходы» равна ставке на ЕСХН, однако УСН отличается большей налоговой базой, так как она не учитывает понесенные расходы.

Разумеется, это увеличивает сумму налога в сравнении с сельхозналогом.

Таким образом, только УСН «Доходы минус расходы» может быть столь же выгодной как Единый сельскохозяйственный налог, при условии, что в регионе, в котором ведется деятельность, будет самая маленькая ставка в 5%, что встречается не так уж и часто. Сравнение Основной системы и ЕСХН и вовсе не стоит проводить, так как очевидно, что льготный налоговый режим значительно проще и выгоднее, чем ОСНО.

Так, данный режим является максимально выгодным вариантом для производителей, не подпадающих под его ограничения.

Кто может использовать ЕСХН

Использовать на Единый сельскохозяйственный налог имеют право лишь следующие физические и юридические лица:

  1. ИП, организации и сельхозкооперативы, производящие, перерабатывающие и реализовывающие сельхозпродукцию. Этому требованию необходимо соответствовать комплексно, т.е. соответствовать всем пунктам. Если вы занимаетесь исключительно переработкой и продажей продукции, вы не имеете права состоять на ЕСХН.
  2. Рыболовецкие артели и организации, если число людей, вовлеченных в данную деятельность, составляет как минимум 50% от общей численности населения конкретного пункта. Дополнительным условием также является ведение рыболовецкой деятельности на судах рыбопромыслового флота.

Кто не может применять ЕСХН

Ограничения для ИП и организаций на ЕСХН выглядят таким образом:

  1. Сельскохозяйственный налог не имеют права использовать производители подакцизной продукции.
  2. Чтобы остаться на ЕСХН или же перейти на Единый сельскохозяйственный налог, физическое или юридическое лицо должно соответствовать главному требованию: доход от реализации сельхозпродукции или улова должен составлять не менее 70% от общей суммы дохода. В противном случае это будет невозможно.
  3. Для того чтобы применять данный режим необходимо, чтобы серднегодовая численность ИП и рыбохозяйственных организаций не превышала трехсот человек. Под данное требования не подпадают сельхоз организации.

Следует также упомянуть о том, что Единый сельскохозяйственный налог не предусматривает никаких ограничений на полученные доходы.

Элементы системы

ЕСХН является не столь уж сложным налоговым режимом, особенно в сравнении с ОСНО или ЕНВД. О данной системе налогообложения необходимо знать следующее:

  1. Календарный год является налоговым периодом для ЕСХН.
  2. Отчетность необходимо сдавать каждое полугодие. При этом физ. и юр. лица не обязаны сдавать декларацию по итогам отчетного периода, однако они обязуются выплачивать авансовый платеж, исходя из полученных доходов до 25-ого июля.
  3. Объект налогообложения для данного режима – это доходы за вычетом расходов.
  4. Налоговая база для ЕСХН – это денежный эквивалент доходов минус расходы.
  5. Правила признания расходов и доходов очень схожи с аналогичными правилами для Упрощенной системы.
  6. Налоговая ставка составляет 6% и не зависит от региона ведения деятельности.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Как и любой льготный режим, ЕСХН заменяет выплату определенных налогов, а именно:

Для организаций:

  • Налога на прибыль (за исключением налога с дивидендов и определенным долговым обязательством);
  • Налога на добавленную стоимость (за исключением импорта товаров в Россию, а также при выполнении договора доверительного управления имуществом);
  • Налога на имущества.

Следует также отметить, что все юридические лица могут оплачивать налоги только при помощи безналичных операций. Именно поэтому организациям обязательно нужно отрыть расчетный счет.

Для Индивидуальных предпринимателей ЕСХН является альтернативой:

  • Налога на доходы физических лиц;
  • Налога на добавленную стоимость (за исключением тех же случаев, что и для организаций);
  • Налога на имущество.

Как перейти на ЕСХН

Оформить ЕСХН можно как при регистрации предприятия, или организации, так и в процессе их деятельности. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в налоговую службу.

Если вы только зарегистрировались как юридическое или физическое лицо, уведомление о переходе на Единый сельскохозяйственный налог нужно подать в течение месяца после регистрации.

Если вы уже работаете как ИП или организация, вам необходимо подать уведомление о переходе на ЕСХН до конца текущего года, чтобы в новом году уже платить налог по данной системе.

При этом необходимо указать данные о доле доходов, полученных от реализации сельхозпродукции или улова. Как уже было сказано ранее, доля должна составлять от 70% от общего дохода.

Отказ от системы или утрата права применения ЕСХН

Если в конце года оказалось, что доход от реализации сельхоз продукции или улова составил менее 70% от общего дохода, плательщик должен сообщить об этом в налоговую службу. В таком случае производится перерасчет налога по Основной системе налогообложения. Также необходимо будет выплатить недоимку (платится в январе).

Если вы решили добровольно отказаться от ЕСХН, это можно сделать после окончания календарного года с 1 до 15 января.

Если вы прекращаете деятельность производителя сельскохоз продукции, об этом нужно сообщить в течение 15 дней.

Ведение отчетности и выплата налога на ЕСХН

Как уже было сказано ранее, юридические и физические лица, находящиеся на ЕСХН, сдают декларации ежегодно до 31 марта послеотчетного года.

Если же вы прекращаете деятельность до окончания налогового периода, декларация должна быть сдана до 25 числа месяца, который следует за месяцем, когда была прекращена деятельность.

Кроме того, ИП обязаны вести КУДиР, а организации – бухгалтерский учет.

В случае просрочки платежей, начисляется пеня. Сам же сельскохозяйственный налог выплачивается дважды в 12 месяцев. Один из платежей является авансовым (выплачивается до 25 июля), а второй основным (выплачивается до 31 марта).

Возможные проблемы и споры

Так как данный режим предполагает учет расходов, у плательщиков ЕСХН могут возникнуть те же проблемы, что и у лиц, состоящих на УСН «Доходы минус расходы».

Налоговая служба может не признавать некоторые расходы, особенно в тех случаях, когда они не указаны в перечне расходов и доходов для Единого сельскохозяйственного налога.

Впрочем, те, кто находится на ЕСХН, не обязаны выплачивать минимальный налог, в случае убыточной деятельности. Кроме того, убыток можно переносить на следующие периоды до 10 лет.

Взаимодействие с другими системами налогообложения

Юридические лица способны совмещать сельскохозяйственный налог с ЕНВД, тогда как ИП могут совмещать ЕСХН с ПСН, что потребует разделенного учета произведенных расходов и полученных доходов.

Если вы применяете несколько систем, сумма общего дохода будет считаться по всем из них. При этом доля в 70% будет оставаться той же.

Более того, ЕНВД и ЕСХН нельзя совмещать для продажи сельхозпродукции в собственных торговых точках.

ЕСХН нельзя совмещать с УСН и Основной системой налогообложения.

Следовательно, Единый сельскохозяйственный налог является одним из наиболее выгодных режимов налогообложения даже в сравнении с «упрощенкой». Если ваше производство соответствует всем заявленным требованиям, вам определенно стоит рассмотреть возможность перехода на ЕСХН.

Источник: https://BiznesPlan-primer.ru/stati/registraciya/edinyy-selskohozyaystvennyy-nalog

Отраслевой Агропромышленный портал – РусьАгроЮг

Какой системой налогообложения лучше воспользоваться кроме единого сельскохозяйственного налога?

Ответ подготовлен Подгорской С.В., к.э.н., доцентом кафедры “Информатика, моделирование и статистика” ДГАУ.

К сожалению, Вы не указали каким видом (видами) предпринимательской деятельности занимается или планирует заниматься КФХ. В данном случае это ключевой вопрос. Поэтому рассмотрим основные системы налогообложения, которые может применять фермер.

Особенности налогообложения КФХ определяются спецификой производимой (сельскохозяйственной) продукции.

КФХ имеют право применять три основных системы налогообложения :

1. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) (глава 26.1 Налогового кодекса РФ);

2. Упрощенную систему налогообложения (УСН) (6% с доходов или 10% «доходы-расходы») (глава 26.2 Налогового кодекса РФ);

3. Общую систему налогообложения (ОСН).

При применении указанных налоговых режимов необходимо учитывать разграничение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования) для членов КФХ и для наемных работников. Для членов КФХ действуют фиксированные ставки, рассчитываемые исходя из МРОТ, актуальные для ИП.

Общий размер фиксированных платежей ИП на одного члена КФХ в 2013 году в месяц составляют 2972,06 руб. или 35 664,72 руб. за год.

Земельный налог уплачивают граждане и организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Сдача отчётности и уплата налогов осуществляется в соответствии с принятым законодательством: Налоговым Кодексом РФ (НК), Гражданским Кодексом РФ (ГК), ФЗ-74 Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и зависит от выбранного режима налогообложения.

Согласно законодательства, КФХ признается сельхозтоваропроизводителем лишь в том случае, если выручка от реализации продукции собственного производства составляет более 70%. В этом случае КФХ может применять «специальный налоговый режим» (льготный) – (ЕСХН) (ст. 346.2 п 5. НК).

Вновь созданные КФХ имеют право с начала следующего года на уплату ЕСХН, если по итогам 9 месяцев текущего года доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и продукции первичной обработки собственного производства составляет не менее 70%.

В случае если соотношение 70:30 в конце года нарушается, налогоплательщик теряет право на применение льготного режима с начала налогового периода, в котором допущены нарушения. Тогда в течение одного месяца после окончания отчётного (налогового) периода, т.е. до 01.

02 следует уведомить ИФНС и за весь отчётный (налоговый) период произвести перерасчёт налоговых обязательств (при общем режиме налогообложения). При этом налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Вновь зарегистрированный ИП, перешедший на уплату ЕСХН, не теряет право на применение этого спецрежима, даже если в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы.

Декларация по ЕСХН представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом организациями и индивидуальными предпринимателями только по итогам налогового периода, т.е. один раз в год.

Однако уплачивается налог два раза в год : один раз по итогам полугодия и один раз по итогам года. По итогам полугодия (не позднее 25 календарных дней по окончании 1 полугодия) уплачивается авансовый платеж по налогу (статья 346.9 НК РФ).

Государство даёт возможность сельхозпроизводителям уменьшить налоговую нагрузку за счёт убыточных лет. Считаются последние 10 лет, если среди них есть убыточные года, то их можно вписать в расчёт налогооблагаемой базы за текущий период.

Убыток, полученный по итогам налогового периода можно в полном объеме перенести на следующий налоговый период. При этом убыток может быть перенесен целиком или частично на любой налоговый период в течение 10 лет с года его возникновения (пункт 5 статьи 346.6 НК РФ).

Практика показывает, что применение ЕСХН является наиболее выгодным вариантом налогообложения деятельности КФХ.

Другой «специальный налоговый режим» – упрощенная система налогообложения может применяться для налогоплательщиков, у которых не выдерживается соотношение 70:30.

В случае если объектом налогообложения являются доходы , налоговая ставка устанавливается в размере 6% .

Если объектом налогообложения является прибыль (доходы минус расходы ) налоговая ставка (для субъектов малого предпринимательства Ростовской области) устанавливается в размере 10% .

Для применения УСН с 2013 года следует в налоговые органы подать уведомление в срок до 31 декабря (ранее – до 30 ноября).

Вновь зарегистрированному ИП для подачи уведомления о переходе на УСН отводится 30 дней (ранее – пять дней).

ИП должен уведомить налоговый орган о прекращении деятельности , в отношении которой применялась УСН. При этом не позднее 25 числа следующего после подачи уведомления месяца надо представить в налоговый орган декларацию и в этот же срок уплатить налог.

Налоги КФХ на УСН те же, что и для КФХ на ЕСХН за исключением ставки на налогооблагаемую базу.

Если в отчетном периоде сумма налога, подлежащего уплате (10% от налоговой базы в виде разницы доходов и расходов), меньше минимального налога (1% от налоговой базы в виде доходов), в том числе, когда расходы превысили доходы (возникли убытки), налогоплательщик, выбравший объект налогообложения «доходы – расходы» вправе уплатить минимальный налог – 1% от доходов.

Общая система налогообложения

Многие КФХ остаются на общей системе налогообложения в целях сохранения заказчиков продукции, поскольку абсолютное большинство оптовых покупателей работают на ОСН и для снижения своей налоговой нагрузки им просто необходимо закупать продукцию у организаций, которые работают с НДС. Только в этом случае они смогут возместить из бюджета уплаченный за продукцию НДС и, тем самым, получить дополнительную выгоду от сделки.

При определении налоговой базы НДС, выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Особенности применения общей системы налогообложения для КФХ заключаются в следующем:

1.К сельхозпродукции применяется ставка НДС 10%.

2.Первые 5 лет с момента регистрации КФХ освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (13%).

Налогоплательщик НДС имеет право на применение налоговых вычетов – сумма налога, которую налогоплательщику предъявил к оплате поставщик товара (работ, услуг), и на которую уменьшается начисленная к уплате сумма налога.

Предприниматель вправе принять к вычету НДС, если товар был приобретен для операций, облагаемых НДС, оприходован и имеется надлежаще оформленная счет-фактура.

По итогам того налогового периода, в котором товары были приняты на учет и получен счет-фактура от поставщика, налогоплательщик вправе принять к вычету сумму налога, если эти товары планируется использовать для операций, облагаемых НДС.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (возврату, зачету) налогоплательщику в соответствии с порядком, установленным в статье 176 НК РФ. Данная ситуация возникает чаще всего при осуществлении экспортных операций, при применении ставки 10% и приобретении товаров по ставке 18%.

После предоставления налоговой декларации по НДС налоговый орган в течение 3-х месяцев проводит камеральную проверку, в ходе которой проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. По окончании проверки в течение 7-ми дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм (если не были выявлены нарушения).

Кроме того, НДФЛ, который облагается по ставке 13%, можно уменьшить на, так называемые, налоговые вычеты , предусмотренные (ст. 218-220 НК РФ).

Так, основными вычетами являются : на каждого ребенка, за обучение в образовательных учреждениях, за услуги по лечению, за стоимость медикаментов, имущественные вычеты и др.

Нужно отметить, что при осуществлении различных видов деятельности фермер вправе совмещать различные режимы налогообложения, например, патентную систему или единый налог на вмененный доход.

Патентная система налогообложения с 2013 года заменила УСН на основе патента и приобрела статус самостоятельного спецрежима.

Патент выдается налоговым органом индивидуальному предпринимателю по месту его постановки на учет и действует на территории того субъекта РФ, который указан в патенте.

Срок действия патента не более 1 года. При этом предприниматель освобождается от уплаты таких налогов как НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц.

Налоговая ставка при патенте устанавливается в размере 6%.

Сумма налога к уплате рассчитывается путем умножения налоговой ставки (6%) на налоговую базу (потенциально возможный доход по виду деятельности).

В налоговом кодексе выделено 47 видов деятельности, по которым действует патентная система налогообложения, актуальными для фермеров являются: услуги по переработке сельскохозяйственной продукции; услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка); оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства и т.д.

Применять патентную систему могут только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численностью работников, за налоговый период, не должна превышать 15 человек, а выручка в течении календарного года не должна превышать 60 млн. руб.

Основной смысл ЕНВД и принцип расчета заключается в следующем.

Для определенного вида деятельности государство устанавливает размер потенциального возможного дохода – так называемый вмененный доход.

Данный доход и является налогооблагаемой базой. Размер реального дохода при применении ЕНВД никак не влияет на размер налога к уплате.

Ежемесячный налог зависит от величины натурального физического показателя, характеризующего тот или иной вид деятельности, и рассчитывается по формуле:

ВД = Базовая доходность × физический показатель × К1 × К2,

где: К1 – корректирующий коэффициент учета инфляции, устанавливается федеральными органами власти (в 2013 году к1 = 1,569);

К2 – корректирующий коэффициент, учитывающий особенности ведения деятельности на территории субъекта РФ, устанавливается муниципальным образованием. При этом К2 не может быть больше единицы.

Сам налог на вмененный доход рассчитывается ежеквартально по формуле:

ЕНВД = 15% × ВД × 3

Для отдельного вида деятельности налоговым кодексом установлен свой физический показатель и базовая доходность. К примеру, для оказания услуг физическим показателем является количество работников.

Установлено, что каждый работник в месяц приносит 7500 рублей – это и есть базовая доходность. Для розничной торговли физический показатель – 1 кв.

м площади торгового зала, и установлено, что он приносит ежемесячно 1800 рублей дохода.

При применении ЕНВД налогоплательщик освобождается от уплаты следующих налогов: налог на прибыль организаций (для ИП – НДФЛ); налог на имущество; НДС.

При совмещении налоговых режимов предполагает ведение раздельного учета доходов и расходов и уплаты всех налогов в рамках, предусмотренных этими режимами.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это налог, который уплачивается производителями сельскохозяйственных товаров, при их добровольном переходе на данный специальный налоговый режим (п. 1, п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Для того чтобы перейти на спецрежим в виде уплаты ЕСХН, организациям и предпринимателям нужно уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своей регистрации (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

Если говорить об ЕСХН (что это такое простыми словами), то это спецрежим для производителей сельскохозяйственных товаров, который позволяет платить налог по меньшей ставка, упростить отчетность и документооборот.

ЕСХН: налогообложение

Организации, применяющие специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, освобождены от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ . Предприниматели, перешедшие на применение ЕСХН, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

До 1 января 2019 года сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1.Но начиная с 1 января 2019 года, изменение налогового законодательства РФ обязывает организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, исчислять и уплачивать НДС в общем порядке в соответствии с гл. 21 НК РФ (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ , Письмо ФНС от 18.05.2018 № СД-4-3/9487@ ).

Также плательщиков ЕСХН НК РФ обязывает уплачивать транспортный налог и другие налоги (например, водный налог) при наличии у них соответствующих объектов налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог в 2019 году

Расчет ЕСХН производится по итогам полугодия, сумма налога определяется как разница между доходами и расходами, умноженная на ставку налога (п. 1 ст. 346.6 , п. 2 ст. 346.7 , п. 1, п. 2 ст. 346.9 НК РФ).

Налоговая ставка ЕСХН установлена в размере 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). В то же время Законами субъектов могут быть установлены дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости: от видов производимой сельскохозяйственной продукции, от размера доходов, от места ведения предпринимательской деятельности и/или от средней численности работников.

Уплата ЕСХН, а также авансового платежа по нему, производится организациями (ИП) по месту своей регистрации (п. 4 ст. 346.9 НК РФ). При этом авансовый платеж по ЕСХН уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за полугодием (п. 2 ст. 346.7 , п. 2 ст. 346.9 НК РФ). Сам налог уплачивается не позднее 31 марта следующего года (п. 5 ст. 346.9 НК РФ , п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров уплатить ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Срок уплаты ЕСХН в 2019 году:

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу

Налоговая декларация по ЕСХН представляется организациями (ИП) на данном спецрежиме по итогам года в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в срок не позднее 31 марта следующего года (п. 1 ст. 346.7 , п. 1, п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров сдать налоговую декларацию по ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (

Поскольку в последнее время государство уделяет повышенное внимание деятельности сельскохозяйственных предприятий, мы сочли целесообразным проанализировать те проблемы, с которыми приходится сталкиваться налогоплательщикам, применяющим специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 НК РФ, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в порядке, предусмотренном данной главой НК РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Вычет НДС при переходе на ЕСХН

На практике нередко встречаются ситуации, когда товар приобретается и используется налогоплательщиком до перехода на режим ЕСХН, а оплачивается после него. Соответственно встает вопрос о возможности применения вычета по НДС.

Статьей 346.1 НК РФ предусмотрено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Статьей 346.2 НК РФ установлено, что плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ. Исходя из смысла ст. 346.2 и 346.3 НК РФ на режим ЕСХН могут перейти сельскохозяйственные товаропроизводители.

Пунктом 6 ст. 346.2 НК РФ определено, что не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения (в связи с вступлением в силу Федерального закона от 8.05.10 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Согласно пп. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при расчете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.

Таким образом, правом на налоговые вычеты и на возмещение из бюджета НДС могут пользоваться только плательщики этого налога.

В силу п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанности по его исчислению и уплате, относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Согласно официальной позиции Минфина России, в случае если лица, перешедшие на УСН либо систему налогообложения в виде ЕНВД, исчисляют к уплате в бюджет суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) до перехода на такие специальные налоговые режимы, то данные лица вправе принимать к вычету суммы налога по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые подлежат обложению НДС, но оплаченным после перехода на специальные налоговые режимы (письмо от 19.12.05 г. № 03-04-15/116). Несмотря на то что в данном письме говорится о ЕНВД и УСН, представляется возможным распространить данную точку зрения и на уплату ЕСХН, также являющегося специальным налоговым режимом.

Есть отдельные судебные решения, подтверждающие изложенную официальную позицию (постановления ФАС Поволжского округа от 17.07.08 г. № А12-10958/07, ФАС Уральского округа от 24.12.07 г. № Ф09-10650/07-С2).

Однако большинство арбитражных судов занимает противоположную позицию. Суды указывают на то, что если уплата НДС произведена налогоплательщиком после перехода на специальный налоговый режим, то он не имеет права на вычет суммы этого налога (постановления ФАС Уральского округа от 18.08.09 г. № Ф09-5876/09-С2, 1.02.06 г. № Ф09-34/06-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.08 г. № Ф08-5017/2008, ФАС Северо-Западного округа от 30.06.06 г. № А66-911/2005).

Кроме того, указанную позицию подтвердил Президиум ВАС РФ в постановлении от 13.09.05 г. № 4287/05.

Следует отметить, что рассмотренная проблема актуальна в отношении операций, совершенных до 1.01.06 г., а также после указанной даты, относительно которых сохранено условие о фактической уплате сумм налога, поскольку на тот момент применялось правило о вычете сумм НДС, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в то время как п. 20 ст. 1 Федерального закона от 22.07.05 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» в абзаце первом п. 2 ст. 171 НК РФ слова «и уплаченные им» были исключены.

Если плательщик ЕСХН выставил счет-фактуру

В судебной практике возникают спорные ситуации, когда плательщики ЕСХН указывают в счетах-фактурах суммы НДС. В таких случаях налоговые органы считают, что обязанность по уплате НДС возникает, однако налогоплательщики утверждают, что подобные ошибки не могут являться основанием для уплаты НДС.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.10 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации») организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС. Поэтому организация, перешедшая на уплату ЕСХН, при осуществлении операций, облагаемых этим единым налогом, счета-фактуры оформлять не должна.

На основании п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления организацией, перешедшей на уплату ЕСХН, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Правомерность данной нормы подтверждена Конституционным судом РФ в Определении от 7.11.08 г. № 1049-О-О. При этом Минфин России отмечает, что согласно п.п. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении операций, облагаемых ЕСХН, учитываются в составе расходов при определении объекта обложения единым налогом (письма от 12.07.05 г. № 03-04-11/152 и 31.03.04 г. № 04-03-11/51).

По вопросу о применении НДС организацией, являющейся плательщиком ЕСХН, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС Минфин России в письме от 15.04.10 г. № 03-07-11/118 отмечает, что после перехода на уплату ЕСХН организация не должна реализовывать товары с учетом НДС. При этом НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет с оплаты (частичной оплаты), полученной в счет поставок указанных товаров, к вычету не принимается.

Аналогичные разъяснения финансовый орган дает в отношении выставления счета-фактуры лицом, применяющим другой специальный налоговый режим (письма Минфина России от 16.05.11 г. № 03-07-11/126, 29.04.10 г. № 03-07-14/30, 17.03.10 г. № 03-07-11/66). Судебная практика поддерживает данную позицию.

Как отмечает суд вышестоящей инстанции в постановлении ФАС Центрального округа от 28.03.11 г. № А14-5181-2010135/33, нижестоящими судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что налогоплательщик применял в спорном налоговом периоде систему налогообложения в виде ЕСХН и не являлся плательщиком НДС, вследствие чего у него возникает обязанность по уплате налога в бюджет в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС на основании п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Применение ЕСХН при отсутствии доходов

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиком, у которого в налоговом периоде вообще отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением тех, которые указаны в п.п. 2-4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

ФНС России в письме от 24.11.10 г. № ШС-37-3/16198@ разъясняет вопрос об утрате статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей при отсутствии у налогоплательщиков доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. В соответствии с п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае налогоплательщик считается перешедшим на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде. При этом налоговым периодом согласно ст. 346.7 НК РФ признается календарный год.

Пунктом 4 ст. 346.3 и п. 2 ст. 346.2 НК РФ, в частности, установлено, что если по итогам налогового периода доля дохода плательщика ЕСХН от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, то налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения.

Таким образом, основным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства, а также получение доходов от ее реализации.

Если налогоплательщиком, перешедшим на уплату ЕСХН, по итогам налогового периода нарушено упомянутое ограничение, в том числе в связи с отсутствием у налогоплательщика доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, то согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ он утрачивают право на применение ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором им допущено нарушение, должен произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц за весь налоговый период в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Кроме того, такой налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Однако в судебной практике по данному вопросу имеется противоположная позиция. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 21.04.10 г. № Ф03-2288/2010 пришел к выводу, что факт отсутствия дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного производителя, в связи с чем у налогового органа не было основания для признания его утратившим права на ЕСХН.

Вычеты по НДС при переходе с ЕСХН на общую систему налогообложения

На практике спорным является вопрос о правомерности применения налоговых вычетов по НДС в случае перехода с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения при пересчете налоговых обязательств.

Арбитражные суды в данном случае приходят к единому мнению, что поскольку налогоплательщик не исчислял и не уплачивал ЕСХН, т.е. не применял специальный режим налогообложения с самого начала календарного года, а все правоотношения регулируются по правилам общего режима налогообложения, то применение вычета по НДС правомерно (например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.06 г. № Ф08-6071/2006-2511А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 г. № Ф04-2600/2008(6445-А03-41).

Применение ЕСХН в порядке правопреемства

Нередко возникают споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиками, являющимися правопреемниками реорганизованных юридических лиц без подачи соответствующего заявления в налоговый орган, если до реорганизации юридическое лицо уже применяло данный специальный режим.

Исходя из смысла ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица, а также причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации, исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей НК РФ. При этом для разрешения рассматриваемого вопроса следует исходить из того, что в силу п. 1 ст. 57 ГК РФ преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, а согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида представляет собой по сути изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Кроме того, на основании п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 г. № 506 (далее - Положение), ФНС России ведет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 5.3.1 Положения ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Следует обратить внимание на то, что ранее у арбитражных судов отсутствовала единая позиция по данному вопросу.

Как указано в постановлении ФАС Уральского округа от 21.09.09 г. № Ф09-7009/09-С2, организация-налогоплательщик является полным правопреемником организации, которая применяла налоговый режим в виде уплаты ЕСХН. Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение режима налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

Налогоплательщик исчислял и уплачивал единый налог, представлял налоговую отчетность по нему, т.е. своими действиями подтвердил волеизъявление на переход к указанному налоговому режиму. При этом обязанность реорганизованного лица подать заявление о переходе на специальный налоговый режим в случае, если организация до реорганизации уплачивала ЕСХН, действующим законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 22.10.09 г. № А79-6037/2009 (далее - Постановление № А79-6037/2009) при рассмотрении ситуации, связанной с вопросом о правомерности применения ЕСХН организацией, являющейся правопреемником государственного унитарного предприятия посредством преобразования предприятия путем приватизации и сельскохозяйственным производителем, продолжавшей применять названный налоговый режим, но не представившей заявление о переходе на уплату ЕСХН, отмечает, что организация не выполнила одно из условий для возможности применения специального налогового режима в виде уплаты ЕСХН, в связи с чем неправомерно использовала данный режим налогообложения, а ссылка организации на факт представления в налоговый орган налоговых деклараций по ЕСХН в проверяемый период, а также отсутствие со стороны налогового органа каких-либо замечаний по результатам камеральных проверок указанных деклараций не свидетельствует о правомерности применения организацией указанного специального режима налогообложения.

Однако постановлением Президиума ВАС РФ от 15.06.10 г. № 563/10 (далее - Постановление № 563/10) Постановление № А79-6037/2009 отменено.

По мнению Президиума ВАС РФ, организация сохранила профиль деятельности, осуществлявшийся предприятием до его приватизации, оставаясь сельскохозяйственным товаропроизводителем. Зарегистрировав соответствующее преобразование юридического лица, организация около двух лет применяла ЕСХН при отсутствии со стороны налогового органа каких-либо замечаний по результатам камеральных проверок налоговых деклараций, представлявшихся в указанный период.

С учетом изложенного Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что если организация после регистрации не подала письменного заявления о намерении уплачивать ЕСХН, то в данном случае это не могло служить основанием для привлечения ее к налоговой ответственности и перерасчета ее налоговых обязательств по общей системе налогообложения.

До принятия постановления № 563/10 официальные органы настаивали на обязательности представления заявления о переходе на систему ЕСХН в налоговый орган при преобразовании юридического лица (письмо Минфина России от 4.07.08 г. № 03-11-04/1/11). После появления Постановления № 563/10 налоговые органы согласились с позицией Президиума ВАС РФ (п. 39 Обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, изложенного в письме ФНС России от 12.08.11 г. № СА-4-7/13193@).

Доход, полученный организацией-участником договора простого товарищества

До недавнего времени не было единого мнения по вопросу о том, учитывается ли доход, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении доли дохода, дающего такой организации право на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

В соответствии с п. 9 ст. 250 НК РФ внереализационными признаются доходы в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе и учитываемого в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 278 НК РФ.

По мнению Минфина России, высказанного в письме от 5.07.11 г. № 03-11-09/39, ст. 346.2 НК РФ не предусматривает права организаций и индивидуальных предпринимателей при участии в простом товариществе учитывать в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках договора простого товарищества и распределенной между участниками. Минфином России в этом письме также отмечено, что ранее финансовым органом давались разъяснения, согласно которым в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках простого товарищества и распределенной между участниками, не учитывались (письмо от 14.07.09 г. № 03-11-06/1/31).

В судебной практике существуют различные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

В Определении ВАС РФ от 8.10.10 г. № ВАС-9534/10 указано, что из п. 2 ст. 346.2 НК РФ, определяющего, что плательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.

Ни норма п. 2 ст. 346.2 НК РФ, ни иные положения главы 26.1 НК РФ не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности. Глава 26.1 НК РФ не содержит запрета, аналогичного тому, который предусмотрен п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ (в соответствии с данной нормой исключается применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД при осуществлении подпадающего под этот режим вида деятельности в рамках договора простого товарищества).

Кроме того, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 31.05.10 г. № А32-25409/2008-3/418 посчитал правильным вывод нижестоящей судебной инстанции о том, что законодательством не введены ограничения на отнесение участников договора о совместной деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.

В то же время в постановлении ФАС Поволжского округа от 13.05.10 г. № А57-24991/2009 (далее - Постановление № А57-24991/2009) отмечается, что из требования п. 2 ст. 346.2 НК РФ не следует, что при определении статуса отдельного налогоплательщика в качестве сельскохозяйственного производителя для целей исчисления ЕСХН в составе доходов от реализации сельскохозяйственной продукции данного налогоплательщика учитываются доходы от реализации продукции, отдельные этапы производства которой осуществлялись сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

Однако в постановлении от 28.12.10 г. № 9534/10 (далее - Постановление № 9534/10) Президиум ВАС РФ отменил Постановление № А57-24991/2009, приведя изложенное обоснование, и сделал вывод о том, что доход, полученный организацией от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках совместной деятельности, правомерно учтен ею при разрешении вопроса о праве на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В письме № 03-11-09/39 Минфин России скорректировал свою позицию по рассматриваемому вопросу и обратил внимание на необходимость использования выводов Постановления № 9534/10 в работе с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела, не придавая им универсального характера.

Так, если организация является участником договора простого товарищества, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, то при определении доли дохода от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения главы 26.1 НК РФ возможно учитывать доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, полученной в рамках договора о совместной деятельности, как это предусмотрено в Постановлении № 9534/10.

Однако в случае, если договор простого товарищества не связан с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции либо если такие производство и реализация не являются основными или преобладающими видами деятельностью в рамках договора о простом товариществе, то при определении доли дохода, предоставляющего организации право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, Постановление № 9534/10 не учитывается.

Индивидуальные предприниматели (ИП) (в том числе Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, не облагаются налогом в течение 5 лет, считая с года регистрации хозяйства, если ранее такая норма не применялась.

">крестьянские (фермерские) хозяйства )*, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, могут использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - налоговый режим, который был разработан и введен специально для сельхозпроизводителей.

2. Кто может перейти на ЕСХН?

Применять ЕСХН могут:

  • ИП, которые производят, перерабатывают и реализуют сельхозпродукцию;
  • ИП, оказывающие услуги в области Подготовка полей, посев, возделывание и выращивание сельскохозяйственных культур, подготовка семян, обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, уборка урожая и тому подобное.">растениеводства и Содержание животных, уход за ними, перегон и выпас скота, обследование состояния стада, выбраковка птицы и тому подобное.">животноводства *;
  • ИП, занимающиеся выловом водных биологических ресурсов.

Не менее 70% всех доходов ИП должны приходиться на доходы от реализации выращенной сельхозпродукции или оказанных услуг. Для рыбохозяйственных ИП, занимающихся выловом водных биологических ресурсов, есть дополнительные условия .

Не вправе применять ЕСХН:

  • ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Речь идет об услугах, которые относятся в соответствии с ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и прочее).

3. От каких налогов освобождаются ИП после перехода на ЕСХН?

Индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, Освобождение возможно при условии, что сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога по ЕСХН в одном и том же календарном году либо за предшествующий налоговый период не превысила в совокупности:

  • за 2018 год - 100 млн рублей;
  • за 2019 год - 90 млн рублей;
  • за 2020 год - 80 млн рублей;
  • за 2021 год - 70 млн рублей;
  • за 2022 год и последующие годы - 60 млн рублей.
">освобождаются от уплаты налогов:
  • на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности (при этом применение ЕСХН не освобождает индивидуального предпринимателя от исполнения функций по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с заработной платы сотрудников);
  • на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)*.

Если у ИП есть наемные работники, использование УСН не освобождает его от уплаты страховых взносов на их обязательное пенсионное и медицинское страхование.

С 1 января 2019 года плательщики ЕСХН будут обязаны уплачивать и налог на добавленную стоимость.

4. Как рассчитывается единый сельскохозяйственный налог?

Объектом налогообложения (налоговой базой) по ЕСХН является денежное выражение доходов ИП, уменьшенное на величину произведенных расходов. Налоговую базу также можно уменьшить на сумму убытка, полученного в предыдущие годы.

Налоговая ставка по этому налогу - 6%*. Сумма уплачиваемого налога вычисляется путем умножения налоговой базы на 0,06.

В Московской области ставка единого сельхозналога с 1 января 2019 года установлена в размере 0%.

5. Как перейти на ЕСХН?

Применять ЕСХН или уплачивать налоги по какой-то другой системе налогообложения - добровольный выбор индивидуального предпринимателя.

Перейти на ЕСХН можно одновременно с . Уведомление о переходе в этом случае надо подать в инспекцию ФНС по месту жительства вместе с пакетом документов на регистрацию либо в течение последующих 30 календарных дней.

Если индивидуальный предприниматель уже применяет какую-то другую систему налогообложения, то перейти на ЕСХН он может только с начала следующего календарного года. Уведомление о переходе необходимо подать в инспекцию ФНС не позднее 31 декабря.

И наоборот: налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

6. Как и когда уплачивать налог?

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕСХН, уплачивают налог и авансовые платежи. Суммы платежей по итогам отчетных (полугодие) и налогового (календарный год) периодов определяются налогоплательщиком самостоятельно. Документы, подтверждающие правильность авансовых расчетов, в инспекцию ФНС не подаются.

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (полугодия). Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового периода.

ЕСХН по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели должны уплатить не позднее 31 марта следующего за истекшим налоговым периодом года.

Коды бюджетной классификации, которые указывают в квитанциях или банковских документах для оплаты авансовых платежей и налога, размещены на сайте ФНС .

Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама