THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Экономическое воспитание младших школьников

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в Республике Беларусь ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.


Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы
1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.
11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.

Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь – азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А – акция, аукцион
Б – банк, банкрот
В – вето, виза
Г – гарантия
Д – доход, депозит и т.д.

На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.
В подготовительном – 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп – лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:
- помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем. Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.
2. Честность и порядочность.
3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.

4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).

Задачи игры: дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.

Класс оформлен плакатами, ребусами по теме: «Экономика», организована выставка настольных экономических игр.
Игре предшествовала подготовительная работа – ребята составляли кроссворды на экономическую тематику. В зале находятся зрители.
Звучит музыка
. Ведущий:
Спросите вы у школьника;
Что значит экономика?
Ответит он, что правит бал
Там биржа, банк и капитал.
Нам знанья эти всем нужны
И этим знаньям нет цены.
Итак, начинаем игру «Счастливый случай». (Представление команд. Ведущий представляет членов команд. Ребята рассказывают о том, чем они любят заниматься и кем они думают стать в будущем)
1 гейм
Дальше - дальше
(за 30 сек. Ответить на большее количество вопросов)

1 команда.

1. Вещи, сделанные на продажу (товар).
2. Денежная единица Англии (фунт).
3. Плата за пользование кредитом или денежной ссудой (процент).
4. Вклад в банке (депозит).
5. Выдача в долг денег или товара (кредит).
6. Денежная единица Японии (иена).
7. Учреждение, где заключается сделки (биржа).
8. Разорившийся предприниматель (банкрот).
9. Лицо или учреждение, которые дают в долг деньги или товары (кредитор).
10. Основная единица какой-либо страны (валюта).

2 команда

1. Изменение цены валюты или акции на бирже (курс).
2. Ценная бумага (акция).
3. Посредник по заключению сделок на бирже (брокер).
4. Денежная единица Беларуси (рубль).
5. Денежное выражение стоимости товара (цена).
6. Информация о товарах и видах услуг с целью привлечения к ним внимания (реклама).
7. Денежная единица европейских стран (евро).
8. Публичная продажа (аукцион).
9. Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются операции с ними (банк).
10. Занятие, которое приносит доход (бизнес).

2 гейм
«Темная лошадка»
(Вопросы задают литературные герои)

1. Буратино: Каким бы словом вы назвали процесс описанный мною в считалочке?
1,2,3,4,5 – начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку,
Ну а с нею, так и быть,
Полагается водить.
(Бартер).

2. Золушка: Как вы думаете, кто быстрее станет безработным, я или мачехины дочки? Почему?
3. Король из сказки «Бременские музыканты»: Какой закон экономики и государства нарушили разбойники? (не платили налоги).


(Звучит «Песня Разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты»)
4. Молодой паренек: Благодаря чему пошел мой успешный торг?
Фрагмент из мультфильма «как старик корову продавал?» по стихотворению С. Михалкову.
Ведущий:
Кто хочет свой товар продать,
тот с нею должен подружиться.
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе.
(Инсценирование – реклама школьных принадлежностей).

3 гейм
«Ты – мне, я - тебе»
(Члены команд задают вопросы друг другу)

Это: а) ребусы
б) закончи пословицу (тема труда, бережливости и т.п.)
в) замени букву в слове, чтобы получилось слово на экономическую тематику
танк – банк поход – доход
Лиза – виза повар – товар
4 гейм
«Золотой бочонок»
Выиграет тот, кто даст первый и правильный ответ.

В семье Белок отец работает лесным электриком, его зарплата 120 тыс. рублей, мама – медсестра, получает 95 тыс. рублей. Дедушке платят пенсию 73 тыс. рублей. Старший брат учиться в лесной академии и получает стипендию 37 тыс. рублей. Ну и на двоих малышей выплачивается пособие в размере 25 тыс. рублей.
- Какой месячный доход семьи?
- Какова сумма расходов семьи, если на продукты питания тратиться – 60 тыс. рублей на обновки – 45 тыс. рублей на лесной трамвай – 10 тыс. рублей на оплату дупла – 15 тыс. рублей
- Может ли семья в этом месяце купить маме новую шубку за 200 тыс. рублей?
Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Путешествие в Страну Увлечений (2 класс).
Задачи:
- стимулировать желание учеников рассказывать взрослым, сверстникам о своих интересах, увлечениях;
- повышать интерес к экономике;
- формировать умение мастерить, прививать трудолюбие;
- учить организованности, слаженности в работе;
- воспитывать культуру взаимоотношений.

Этому занятию предшествовала подготовительная работа. Ребята с помощью учителя, родителей, старших товарищей организовали выставку «Мир увлечений».
Работали с энциклопедической литературой. Писали сочинение на тему: «Мое любимое занятие».
В классе ребята сидят по группам.
Звучит музыка (фонограмма «маленькая страна»)
(На доске изображение ворот со словами ХОББИ и ДОСУГ. Также записаны пословицы:

Без дела жить –
Только небо коптить.
Маленькое дело – лучше большого
Безделья.
Умелые руки не знают скуки).

Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательной стране – стране Увлечений. Мы познакомимся с жителями этой страны, их интересами. Узнаем какой же он, увлеченный человек? А чтобы попасть нам в эту страну, нужно открыть замок, ключом к которому будут ответы на вопрос: Что такое хобби? Что такое досуг?
(Ребята отвечают – замок открывается).
- Жители страны Увлечений живут под такими девизами: (чтение и объяснение смысла пословиц)
- Итак, чем же может быть увлечен человек? Ответом на этот вопрос является наша выставка «Мир увлечений».
Ученица – экскурсовод: Вашему вниманию представлена выставка, которая рассказывает о наших увлечениях, увлечениях наших родителей, друзей и знакомых.
(Представлены работы: поделки из дерева, изделия из соломки, глиняные игрушки, мягкие игрушки, сделанные своими руками, игрушки из бумаги, куклы, машинки, большое место отведено коллекциям открыток, марок, значков).
Во время экскурсии по выставке отмечалась польза занятием тем или иным делом. Ребята показали, что они не только имеют любимое занятие, но и стараются узнать как можно больше о предмете своих увлечений. (Откуда пришли куклы? Почему футбол так называется? И т.п.). мальчик из 6 класса рассказал, как он собирал коллекцию автомобилей.
В нашем городе Дружбы есть:
Ул. Кукольная
Ул. Спортивная Ребята рассказывают о своих интересах.
Ул. Коллекционеров Задают вопросы друг другу.
Ул. Гурманов - жители этой улицы предложили игру «Здоровое питание» (разложить картинки с изображением продуктов питания в 3 конверта в зависимости от пользы организму в их употреблении.)
На ул. Словесной ребята играли в разнообразные игры со словами.
Бульвар Художников.
Так как наш класс с художественным уклоном, большинство ребят увлечены рисованием. И они знают, что можно сделать с простым листом бумаги. (стихотворение «Вот бумаги листок…»)
В своем путешествии мы попали на площадь «Танцевальную». В классе есть ребята, посещающие хореографический кружок. (Дети танцуют вальс).
Наш город Дружбы – город умелых, трудолюбивых жителей, готовых заинтересовать своим делом других. Сейчас мы в этом убедимся.
(Работа в группах).
1 группа – Вязальный цех
2 группа – Конструкторское бюро
3 группа – Фабрика народных промыслов
4 группа – кафе «Веселый звонок»

проводиться практическая работа в группах.ребята изготовили аппликацию, игрушки из яичной скорлупы, кисточки для шарфа и шапки, бутерброды.

Адьбина Якубова
Внеклассное занятие по экономике на тему: «Твой вклад в школьную экономику»

ГБОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатель : Якубова Альбина Сагидуллаевна

Класс : 7

Тема : «»

Цель :

Продолжать формировать у воспитанников экономное отношение к расходованию воды, электроэнергии, тепла и бережное отношение к школьному имуществу .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить и закрепить знания воспитанников об экономических понятиях

«экономика » , «коммунальные услуги» ;

Учить воспитанников самостоятельно составлять правила экономного и бережливого хозяина;

Коррекционно-развивающие :

Способствовать развитию и коррекции устной связной речи, внимания, мышления, восприятия на основе выполнения заданий («Выбери самое нужное» , «Какому прибору нужна электроэнергия» , инсценировании басни «Обиженная парта» );

Развивать умения правильно обобщать данные и делать вывод.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать беречь школьное имущество ; экономить природные ресурсы (вода, свет, газ) ; любознательность и интерес к занятию .

Оборудование : презентация по теме; карточки со словами для игры «Выбери необходимое» ; правила экономного и бережливого хозяина; предметная картинка по индивидуальной работе; атрибуты для инсценировании басни; музыка-релакс «Тихое озеро» .

Предполагаемый результат :

Воспитанники знают и дают определения словам «экономика » , «коммунальные услуги» ;

Составляют правила экономного и бережливого хозяина.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

(школа ) (слайд 1)

Воспитатель :

Ребята школу мы часто как называем? (домом) . А так как в любом доме есть хозяйство и хозяин, то школа является хозяйством , а вы – одни из ее хозяев. А чтобы правильно вести это хозяйство, какая наука может нам помочь? (экономика )

2. Основная часть. Введение в тему .

Воспитатель :

Как вы понимаете слово «экономика » ?

Вывод : Экономика – это ведение хозяйства по правилам. (2 слайд)

Воспитатель :

Тема нашего занятия «Твой вклад в школьную экономику » . (3 слайд)

Сегодня мы побеседуем, какой вклад мы можем внести в школьную экономику .

Нашей школе выделяется определенное количество денег на питание учащимся, на приобретение нового оборудования, учебников, на оплату коммунальных услуг, на медицинское обслуживание и многое другое необходимое для хорошей жизни воспитанников школы-интерната . За всем расходованием денег ведется строгий учет. Директор школы планирует , что необходимо купить в первую очередь, а что можно будет приобрести на следующий год.

Воспитатель :

Ребята, почему следует расчетливо использовать деньги? (Деньги надо экономить , потому что может не хватить на что-то нужное. Все деньги израсходуешь, а где их взять)

Давайте поиграем в игру «Выбери самое нужное» . Нам выделили деньги и попросили приобрести самое необходимое для школы . (По методике Базарного воспитанники находят карточки со словами, выбирают самое необходимое, объясняют и вывешивают на доске : учебники, парты, музыкальный центр, тетради, игрушки, мороженое, компьютер, наушники, глобус, мел, портфели).

Поощрение воспитанников за правильные ответы.

Воспитатель :

Ребята, а как вы думаете, за что школа платит деньги ? (За воду, свет, газ, телефон, вывоз мусора) .

Как можно назвать оплату за свет, газ, воду, мусор двумя словами? (Коммунальные услуги) . (4 слайд)

Наша школа -интернат платит очень большие деньги за коммунальные услуги. За март месяц уплатили : (5 слайд)

за воду – 20000 рублей;

за свет – 5500 рублей;

за газ – 11500 рублей;

за вывоз мусора – 3000 рублей.

Давайте посчитаем сколько денег заплатила наша школа за коммунальные услуги в марте. (40000 рублей) (6 слайд)

А можно ли платить меньше, как вы думаете? Как сэкономить деньги ? (Нужно экономно расходовать воду , свет, газ) .

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в мир экономики нашей школы . Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте разомнемся.

Физминутка.

Мы руки поднимаем,

Носом - вдох, а выдох – ртом.

Мы руки опускаем, дышим глубже, а потом –

Все вместе приседаем,

Марш на месте не спеша.

И дружно все встаем.

Начинается игра.

Воспитатель :

Мы отправляемся в путешествие.

Первая наша станция «Комната Гигиены» . (7 слайд) .

Стихотворение рассказывает воспитанник.

Вода течет из крана

Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернем и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу ,

Ты дашь возможность потомкам напиться.

Воспитатель :

Как мы можем экономить воду ? (Моем руки не открывая сильно кран. Когда чистим зубы, закрываем кран, чтобы вода зря не текла).

Почему нужно экономить воду ? (За воду нужно платить. Экономно расходовать воду , потому что пресной воды в природе остается все меньше и меньше).

Воспитатель :

Вода из крана течет быстро. За 1 минуту из открытого крана вытекает 1-2 ведра воды. (8 слайд) . А ведь экономия – это дело привычки . Прочитайте народную поговорку о воде :

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей» . (9 слайд)

Ребята, на основе всего сказанного давайте попробуем сформулировать правила экономного хозяина .

1. Не забывайте выключать воду.

2. Когда моешь руки – не сильно включай струю. (10 слайд)

Два простых правила и за год мы с вами сможем сэкономить целое озеро пресной воды длиной 200 м и глубиной 2 метра.

Воспитатель :

Продолжим наше путешествие. А название нашей следующей станции вы узнаете, отгадав загадку.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое ее величество –

Это… (электричество) .

Воспитатель :

Ребята, мы с вами прибыли на станцию «Электроэнергия» . (11 слайд)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Энергия – это сила, приводящая предметы в движения, она освещает и нагревает.

Задание :

Ребята, перед вами карточки. Отметьте стрелочками от лампочки, какому прибору нужна электроэнергия (объяснения воспитанников) .

Воспитатель :

Давайте представим ситуацию, когда в школе нет света . Что произойдет? (Не смогут приготовить еду. Не будут работать телевизоры, компьютеры. Не смогут стирать белье).

Итак, школе нужна электроэнергия. Но за нее надо платить. Поэтому, мы, как хозяева школы должны экономно расходовать электроэнергию. Как это сделать? (Выключать свет, когда он не нужен. Вовремя выключать телевизор, компьютер. В школе установлены энергосберегающие лампы).

Теперь сформулируем правила экономного хозяина .

1. Выключить свет, когда он не нужен.

2. Выключать телевизор, компьютер до полного выключения, чтобы сберечь электроэнергию и снизить опасность пожара.

3. Использовать энергосберегающие лампы. (Правила вывешиваются на доске) .

Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон. Прыжок,

Улыбнись. давай, дружок.

Еще попрыгай : раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Воспитатель :

Продолжим наше путешествие. Следующая станция «Бережливых» . (12 слайд)

С наступлением холодов в здании становится прохладно. Необходимо тепло, которым нас обеспечивает котельная. Для работы котельной нужен газ и электроэнергия.

Ребята, как вы думаете, чтобы сэкономить деньги , что еще нужно сделать? (Беречь школьное имущество ) .

А что относится к школьному имуществу (ответы воспитанников?

Индивидуальная работа с Тимербаевой Марией.

Рассмотри рисунки и обведи те из них, где люди проявляют бережливость.

Ребята внимательно, послушайте басню и ответите, есть ли среди вас такие ученики.

Воспитанники инсценируют басню М. Ильина «Обиженная парта» .

Действующие лица : Парта, Глобус, автор.

Из Парты капнула слеза –

Смолистая, густая.

Тут к Парте Глобус проявил участье :

О чем ты плачешь, дорогая?

А ну-ка, вытри поскорей глаза

Да расскажи мне про свое несчастье.

Не мил мне белый свет!

Боюсь, к весне пойду на слом,

На большее не хватит сил.

Две буквы Витя изучил

И обе вырезал на мне ножом.

Ведь он меня изрежет в год,

Пока весь алфавит пройдет.

Мораль из басни вы,

Подумав, сами выводите!

Она относится, увы,

Не к одному лишь Вите.

Воспитатель :

Почему Парта заплакала? Кто ее обидел и как? Как вы оцените поведение Вити? Вы так поступаете со своими партами и столами в школе ?

Теперь сформулируем правила бережливого хозяина.

1. Не пачкать, не портить школьное имущество .

2. Бережно относиться к учебным принадлежностям.

3. Сломанные предметы починить, отремонтировать. (13 слайд)

Рефлексия.

Звучит релаксационная музыка «Тихое озеро» .

Внимание! Мы прибыли на станцию, которая называется «Тихое озеро» .

Закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе, что вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите стрекотание кузнечика и щебет птиц. Вы абсолютно спокойны. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.

А теперь откройте глаза. Мы снова в нашей школе . Мы хорошо отдохнули и у нас бодрое настроение.

Итак, о чем мы беседовали на занятии ? Что нового узнали для себя? Что относится к коммунальным услугам? Как мы можем помочь нашей школе , чтобы закупить еще больше компьютеров и интересных книг?

Молодцы ребята. Сегодня вы хорошо поработали.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА г. ЗЕРНОГРАДА

(ГКОУ РО школа-интернат V вида г. Зернограда)

Подготовила и провела:

Воспитатель

Осьминина И.С.

Цели занятия:

Ознакомить с новым для них значением слова «экономика»;

Ознакомить с новыми понятиями в экономике;

Развивать познавательный интерес, логическое мышление,

Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать,

делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

школьному имуществу.

1. Орг. момент.

2. Работа по теме.

3. Введение определения.

Ход занятия.

I.Орг. момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Красиво встали. Улыбнитесь друг - другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости.

II.Работа по теме.

Соберите рассыпавшееся слово. НО ЭКО КА МИ (экономика). Определение целей (с привлечением учащихся).

Определите цели нашего урока, используя фразы:

Я думаю, что узнаю…

Мне хотелось бы узнать о …

Обобщение учителем.

Вы поставили цель и определили задачи узнать:

Что такое экономика;

Какие части экономики существуют,

Что приводит в движение экономику.

Давайте постараемся в этом разобраться.

III. Введение определения.

В основе слова лежат древнегреческие слова “экос”- дом и “номос”- закон. Буквальный перевод - “искусство ведения домашнего хозяйства”. Еще проще: Экономика-это хозяйство.

Экономика – это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей. Человек создает необходимые себе блага, условия и средства к существованию применяя собственный труд.

Экономика – это наука, изучение которой мы начинаем еще в средней школе.

Экономика изучает хозяйство, способы ведения его людьми, отношения между людьми в процессе производства товаров и услуг и закономерности протекания хозяйственных процессов.

Экономика (греч.) – домашнее хозяйство. Если мы говорим об экономике общества, то мы говорим об общественном (народном) хозяйстве. Для чего нужно хозяину хозяйство? Для того, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым (обеспечить семье достаток). Кто работает в хозяйстве? Прежде всего, сам хозяин, возможно, с привлечением наемного труда. Кто владеет хозяйством? Естественно, сам хозяин. Таким образом, на уровне народ общество государство хозяйство должно:

Обеспечить достаток всему народу,

Принадлежать народу,

Управляться народом,

Быть приложением труда самого народа (возможно, с применением наемного труда иностранных граждан).

Это и есть хозяйственный подход к экономике. Важным в таком подходе является осмысление понятий:

Достаток – совокупность материальных благ, которых достаточно для поддержания определенного уровня жизни. «Определенный уровень» должен меняться в зависимости от текущей обстановки в обществе (если, например, идет война, то покупка спортивного автомобиля выходит за рамки достатка, переходя в разряд излишества).

Еще древние греки понимали, что хозяйство следует вести по определенным правилам. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. Для жизни нам нужны: жилье, одежда, еда и многое другое. Мы покупаем все необходимое за деньги. Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика. Экономика есть и в нашем государстве, России. Представим экономику, т.е. хозяйство любой страны в виде дерева.

Как называется каждая веточка-часть? (Отрасль).

Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, коров, овец, гусей? (Сельское хозяйство)

В какой отрасли строят дома, фабрики, заводы? (Строительство)

Делают игрушки, машины, шьют одежду? (Промышленность)

Перевозят грузы и людей? (Транспорт) Какие еще есть отрасли? (Медицина, торговля, образование, жилищное хозяйство) .

В каких отраслях экономики трудятся люди данных профессий?

Учитель - образование, врач - здравоохранение, продавец - торговля, маляр -

строительство, парикмахер - сфера обслуживания.

Назовите профессии ваших родителей. В каких отраслях они работают?

Ребята, а как вы думаете, связаны ли между собой части экономики?

Подумайте, какие части экономики работали для того, чтобы утром можно было

выпить стакан сока или молока?

Объясните, как связаны между собой строительство и транспорт; промышленность и торговля?

Вывод: все части экономики связаны друг с другом.

Все произведенные различными отраслями продукты, т.е. товары можно приобрести за деньги. Деньги - это кровь экономики. Деньги приводят экономику в движение.

Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы?

Какие – благодаря общению с другими людьми?

Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?

В чем состоит главная задача экономики?

Внеклассное занятие для младших школьников на тему «Социально-бытовая ориентация»

Экономическая игра для детей 7-8 лет

Цели : познакомить детей с понятиями: «экономика», «собственность», «товар», «деньги», «цена», «сделка», «партнеры», «бартер», «покупатель-продавец»; способствовать развитию деловых качеств: бережливости, практичности.

Оборудование : карточки с экономическими терминами; схема кроссворда, красочно оформленное название темы.

Ход занятия

I. Введение.

Ознакомительная беседа.

Телеграмма! Телеграмма!

Я глазам не верю прямо!

Выезжает, вылетает,

Прибывает в гости к нам

Знаменитый Чтоядам!

Тут сбежалась вся квартира:

Дядя Боря, тетя Ира,

Мама, бабушка и дед,

В двери выглянул сосед:

Это правда или нет?!

Даже папа, слыша это,

Прибежал из кабинета:

Неужели Чтоядам

В самом деле едет к нам?

Да! - сказала мама. -

Вот же телеграмма!

Тут сосед, и дед, и дядя

Закричали, в окна глядя:

Самолет!..

Я взглянул, и в этот миг

С самолета кто-то - прыг!

Знаменитый Чтоядам

Прямо с неба прыгнул к нам.

И к нему наперегонки

Все мальчишки, все девчонки:

Чтоядам! Чтоядам!

Ты привез игрушки нам?

Мчался я, как на ракете,

Я привез вам все на свете!

В чемодане у меня

Три машины, два коня,

Самолет и самокат,

Шоколад и мармелад...

Подбегайте, подходите!

Выбирайте, что хотите!

Тут волшебник Чтоядам

Раскрывает чемодан.

Гладит каждому макушку,

Дарит каждому игрушку.

Подходите, хватит всем!

Все дарю вам насовсем!

Это замечательное стихотворение больше похоже на быль или на сказку?

Можем ли мы в реальной жизни приобрести что-либо, не заплатив за товар? (Нет)

Если нам необходим какой-либо предмет, как мы действуем в этом случае? (Идем в магазин, на рынок, покупаем необходимую вещь)

Вывод: так вот мы и поговорим с вами, что же такое товар, деньги, экономика, партнеры и партнерство, бартер и сделка, собственность и какая она бывает.

II. Основная часть занятия.

1. Терминологическая работа.

1) Экономика.

Люди всегда обменивались товаром - мебель на одежду, одежду на фрукты и овощи, фрукты и овощи на хлеб и т. д. Но не всегда

можно было найти нужный товар на обмен. Чтобы было легче менять, люди изобрели деньги. Теперь на них очень многое можно купить. А на свете так много полезных и красивых вещей! Где же сейчас можно взять деньги? Способов много. Читали Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? Что сказал Дядя Федор? (Пойдем искать клад)

Можно процитировать отрывок.

Клад - это, конечно, замечательно, но весьма несерьезно. Люди зарабатывают деньги своим талантом, знаниями, умением.

Все хотят сделать прическу у ловкого парикмахера, посмотреть на знаменитого фокусника, попасть к мудрому врачу. Тысячи людей собираются, чтобы подивиться на силачей, поднимающих тяжелые штанги, чтобы послушать певцов и музыкантов, увидеть картины великих художников.

Чтобы денег было достаточно, надо уметь делать нужные людям вещи: красивую посуду, вышитые полотенца, теплую одежду, удобную обувь, разноцветные карандаши и др. Тогда люди охотно отдадут за такой труд свои деньги.

Итак, что же такое экономика? (От греческого «oikonomike», буквально - искусство ведения домашнего хозяйства)

Что, значит, заниматься домашним хозяйством? (Грамотно распределять семейный бюджет)

Сейчас слово экономика означает плановое ведение хозяйства страны. Где тоже нужно готовить продукты, шить одежду, делать игрушки, выпускать книги, строить дома для всех жителей, прокладывать дороги.

2) Знакомство с понятием «собственность».

Что же это такое собственность? (Собственность - это то, что принадлежит одному человеку или группе людей)

Ребята назовите свои личные вещи. (Пальто, платье, обувь, книги, игрушки и т. д)

У каждого из вас есть личные вещи - они принадлежат только вам. Это ваша личная собственность. (На столе лежат различные вещи детей)

Ребята, разберите свои личные вещи, личную собственность.

(Дети разбирают)

Дом или квартира, машина, дача, гараж - это личная собственность ваших родителей, личная собственность вашей семьи.

А театры, дороги, вокзалы, школы - это принадлежит государству и является государственной собственностью.

Так какая же бывает собственность? (Собственность бывает личная и государственная)

3) Знакомство с понятием «товар».

Когда собственность становится товаром?

У вашей семьи есть машина, но родители решили ее продать, и машина из собственности превращается в товар.

Один предприниматель хочет купить в личную собственность у государства или другого лица, например, здание кинотеатра, это здание становится товаром.

Вы занимаетесь коллекционированием марок. У вас есть одинаковые марки, и вы захотели одинаковые поменять на новые. Ваши марки становятся товаром.

Что же такое товар?

Товар - продукт труда, произведенный для обмена (продажи).

4) Деньги, партнеры, бартер, сделка.

Ваши родители решили продать машину. Что они хотят получить? (Деньги)

Что же такое деньги? (Деньги - это ценные бумаги)

Родители находят покупателя и договариваются о цене, о времени продажи, о сроке выплаты. Они заключили сделку и стали партнерами.

Вы решили поменять одни марки на другие, без участия денег. Обмен товара без участия денег называется бартер. А такой договор называется бартерной сделкой.

2. Ролевые игры.

1) Обыграть ситуации.

Покупатель - продавец

Маша вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша - продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.

Партнеры

Вова хочет продать музыкальный диск, Коля хочет купить музыкальный диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продает, значит, они произведут сделку.

Бартерная сделка

У Оли книги и у Тани есть книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются об обмене книг, то есть друг с другом меняются. Они произвели бартерную сделку.

2) Разгадывание кроссворда.

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

3) Чтение по ролям стихотворения A. Л. Барто «Копейкин».

В будний день и выходной

Раздается за стеной:

Брат. Ты возьмешь меня на пляж?

Сестра. Очини мне карандаш!

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

Алексей пришел из школы,

Это он ведет торги.

Узнаю его шаги)

Он со всех взимает плату.

Застегнул штанишки брату -

Взял с него за попеченье Полпеченья.

Дед. Подними очки, голубчик! -

С просьбой дедушка к нему.

Отвечает милый внучек.

Копейкин. Дашь десятку - подниму.

Алексей пришел из школы.

Он теперь придумал так.

Копейкин.

Если выучу глаголы,

Сам себе даю пятак.

Если выучу приставки,

Я потребую прибавки.

В будний день и в выходной

Раздается за стеной.

Алик, дедушке поможешь

На восьмой дойти этаж?

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

Что можно сказать о поступке Алексея?

Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение? (Экономика и жадность (скаредность) -разные понятия)

III. Итог занятия.

Учитель. Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.

Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо учиться. Успехов вам!

Экономика - постоянная деятельность людей с целью обеспечения себя жизненными благами; наука, кото­рая изучает закономерности такой деятельности.

Благодаря экономике люди земли могут согласовывать свои интересы и деятельность ради создания все большего объема жизненных благ. Именно экономика позволяет «связать в узе­лок» деятельность огромной массы фирм и работающих в них ради создания тех жизненных благ, которые люди хотят полу­чить в свое пользование. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем бы­стрее растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки ле­карств.

Экономика - очень широкое понятие, и чтобы нам было легче о ней говорить, стоит выделить ее важнейшие составные части. Это торговля, производство, услуги всех видов и денеж­ная система.

Во всем мире в самых крупных фирмах, банках, страховых компаниях, в правительственных органах и в любом универси­тете или школе бизнеса вы найдете людей, на визитной карточ­ке которых будет написано «экономист». Что же это за профес­сия и чем занимаются люди с такой квалификацией?

Экономика - наука, которая исследует, как люди исполь­зуют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло из Древней Греции и было созда­но путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «но­мос» - «закон», так что слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных наук, так же как история или философия.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама