THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

После второй мировой войны историческое развитие стран и народов Центральной и Юго-Восточной Европы проходило в формах, которые коренным образом отличались от Западной Европы. Непродолжительные преобразования в целом общедемократической направленности здесь сменил переход к социализму, который копировал минусы и плюсы советской консервативной модели. Пережив ряд политических потрясений, государства региона оказались в состоянии глубокого социально-политического, экономического и идеологического кризиса, который закончился крахом социализма на рубеже 80-90-х годов. В 50-80-е годы в отношении европейских социалистических государств использовалось понятие “Восточная Европа”, которое имело преимущественно политический смысл и применялось для противопоставления Европы Западной (капиталистической) и Восточной (социалистической). С точки зрения географии, корректнее использовать категорию “страны Центральной и Юго-Восточной Европы”, включая в их число ГДР, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Югославию, Албанию. В последние годы указанные государства применительно ко второй половине XX века объединяются понятием “Центрально-Восточная Европа”. Весь послевоенный период в истории региона можно разделить на следующие этапы: а) 1945-1947/1948 г. - демократические (или народно-демократические) революции; б) конец 40-х - конец 80-х годов - строительство социализма и развитие на его путях; в) конец 80-х - 90-е годы - “бархатные” революции, формирование новых политических и социально-экономических систем.

§ 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы § 2. Кризис советской модели социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы § 3. Социально-политическое положение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 70-е - середине 80-х г. § 4. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в середине 80-х - 90-е г.

§ 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы

Во второй половине 40-х годов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы происходили при активном и усиливавшемся воздействии СССР преобразования общедемократического содержания, которые в то же время создавали определенную основу для движения к социализму. В 1944-1945 г. во всех государствах региона была решена первостепенная общенациональная задача - освобождение от фашизма, восстановление национальной независимости. Перед народами открылась возможность демократического развития. Следует иметь в виду, что в целом для них был характерен большой объем нерешенных общедемократических задач. По уровню экономического, социального, политического и культурного развития они отставали от Западной Европы. Несколько выделялись Чехословакия и Восточная Германия, где была развита промышленность, практически отсутствовала неграмотность. Среднеразвитыми были Польша и Венгрия. На низком уровне развития находились Болгария, Румыния и остальные страны. Аграрные реформы не были завершены ни в одном государстве. Социальная структура общества соответствовала отсталой структуре экономики. Невысокой была и политическая культура основной массы населения. Вторая мировая война с ее огромными бедствиями еще более увеличила объем необходимых преобразований и способствовала росту политической активности людей. Необходимо было восстановить и развить национальную экономику, искоренить фашизм, провести демократизацию общества. Опыт борьбы с фашизмом подсказывал и оптимальный путь решения общенациональных демократических задач - согласование интересов различных слоев населения, формирование правящей коалиции из различных политических партий. Поиск и достижение национального согласия нашли в годы войны выражение в деятельности национальных (народных, отечественных) фронтов, которые объединяли разнородные политические и социальные силы. После освобождения региона от фашизма власть сосредотачивается в руках национальных фронтов, выражением чего явилось формирование первых коалиционных правительств. Коммунисты входили в состав правительств всех стран, но сначала не возглавляли большинство из них (Болгария, Венгрия, Чехословакия). Министерские портфели получили социал-демократы, представители крестьянских и других мелкобуржуазных партий, деятели эмиграции. В ряде правительств коммунисты не имели большинства мест, что отражало реальное соотношение сил. Исключение составляли только Югославия и Албания, где власть сразу сосредоточилась в руках компартий. Наблюдалось сложное размежевание классово-политических сил. Буржуазия была допущена к власти, исключая Югославию и Албанию. Во многих странах весьма сильными были крестьянские партии, особенно в Болгарии, Польше, Венгрии. В то же время определенная часть буржуазии, интеллигенции, служащих была скомпрометирована сотрудничеством с фашистами. Численность компартий быстро росла. Сразу после войны правительства народных фронтов осуществили демократизацию внутриполитической жизни. Была запрещена деятельность фашистских партий и организаций, восстановлены парламенты, демократические конституции. Были созданы новые органы самоуправления, опиравшиеся на народный фронт. В странах, где ранее существовали монархии, они были ликвидированы по результатам референдумов (1945 г. - в Югославии, 1946 г. - в Болгарии, 1947 г. - в Румынии). Сложившееся после освобождения соотношение политических сил сохранялось недолго. В конце 1945-1946 г. коммунисты добиваются победы на парламентских выборах в большинстве стран, возглавляют национальные правительства. Так, в результате выборов (май 1946 г.) Компартия Чехословакии в блоке с социал-демократами получила свыше половины мест в Национальном собрании, а ее лидер К.Готвальд занял пост премьер-министра. Болгарское правительство Отечественного фронта (март 1946 г.) возглавил Георгий Димитров, отказавшийся предоставить министерские портфели деятелям оппозиции. В Румынии, где существовало коалиционное правительство, компартия добилась еще в 1945 г. преобладания в правительстве. Программы национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капитализма (частной собственности, буржуазии как класса), но предусматривали проведение социально-экономических преобразований, которые могли явиться первыми шагами в этом направлении (конфискация собственности у коллаборантов, создание государственного сектора экономики, уничтожение помещичьего землевладения). Огромное значение имела аграрная реформа, которая резко ограничила капиталистические отношения в деревне и проводилась по принципу “земля тем, кто ее обрабатывает”. Помещичье землевладение ликвидировалось, устанавливались верхние пределы частного владения землей (от 20 га в Болгарии до 100 га в Польше). В одних странах (Югославия, Венгрия, Болгария) реформа реализовывалась единовременно, в других (Чехословакия, Польша, Румыния) проводилась поэтапно и завершилась только в 1947-1948 г. Земля также изымалась у всех немецких собственников (особенно много их было в Польше, Чехословакии) и лиц, сотрудничавших с фашистами. Землей по принципу уравнительного землепользования наделялись безземельные и малоземельные крестьяне, сельскохозяйственные рабочие, а в некоторых случаях и середняки. В среднем наделы не превышали 7-14 гектаров. Новые хозяева не имели права купли-продажи земли. Начали создаваться сельскохозяйственные производственные кооперативы. Значительная часть земли была национализирована. Против проводимой модели аграрной реформы выступали буржуазные партии и правые течения в крестьянских партиях, считавшие необходимым сохранение и развитие крупных частных хозяйств. Но компартии при поддержке левого течения в крестьянском движении не допустили пересмотра концепции аграрной реформы и тем самым добились существенного усиления своих позиций в среде крестьянства. В 1944-1945 г. был создан и значительный государственный сектор экономики. Была национализирована собственность, принадлежавшая немецкому капиталу и той части собственной буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Затем компартии выступили за продолжение и форсирование национализации, переход крупной и средней частной собственности (промышленных предприятий, банков, транспорта, средств связи) в руки государства. Раньше других эта установка была реализована в Югославии, где принятая 31 января 1946 г. конституция предусматривала преобладание и господство всенародной (государственной) формы собственности. В Польше, где буржуазия была лишена собственности оккупантами, коммунисты не допустили возврата предприятий бывшим владельцам. Здесь сначала было установлено временное государственное управление, а в начале 1946 г. национализирована крупная и средняя промышленность. В Чехословакии был первоначально установлен рабочий контроль на предприятиях, а национализация промышленности проходила поэтапно, затронув в 1945 г. лишь крупные предприятия. В странах - бывших сателлитах Германии (Болгария, Венгрия, Румыния), в которых контроль за политической и экономической жизнью осуществляли Союзные контрольные комиссии, первым этапом наступления на капитал явилось установление государственного и рабочего контроля над частнокапиталистическими предприятиями. Во всех странах коммунисты настаивали на продолжении и углублении национализации, что вызывало острую политическую борьбу в обществе, резкое противодействие даже партий-соратников по народным фронтам. В целом осуществление политических и социально-экономических реформ привело в 1945-1946 г. к формированию новой организации общества, которая получила название “строй народной демократии”. Основными его чертами являлись: а) многопартийность при руководящей роли коммунистических и рабочих партий; б) государственный сектор экономики при сохранении частной и кооперативной собственности; в) ликвидация класса помещиков, ослабление экономических позиций буржуазии, рост рабочего класса. Формирование народной демократии было бы невозможным без экономической и политической, культурной и военной помощи СССР, его прямого и косвенного воздействия на процессы в соседнем с ним регионе Европы. Авторитет и роль Советского Союза в странах Центральной и Юго-Восточной Европы были велики. Во-первых, именно его армия освободила эти государства. Во-вторых, войска СССР оставались на территории ряда стран и после их освобождения. В-третьих, в конце второй мировой войны Запад фактически признал приоритет Советского Союза в этой части Европы, отдав предпочтение народным фронтам во главе с компартиями перед буржуазной эмиграцией. В-четвертых, СССР имел более сильные позиции, чем США и Англия, в Союзных контрольных комиссиях, которые осуществляли общее руководство в странах - бывших союзниках Германии до подписания с ними мирных договоров. Наконец, Советский Союз был заинтересован в утверждении дружественных ему режимов в соседних странах. Между всеми странами Центральной и Юго-Восточной Европы и Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге в этой части Европы сложилась новая система международных отношений, которая базировалась на военно-политическом и экономическом сотрудничестве с Советским Союзом. В первые послевоенные годы руководящая и координирующая роль Москвы осуществлялась через двусторонние связи руководителей ВКП(б) и национальных коммунистических (рабочих) партий. В сентябре 1947 г. на совещании компартий в Польше был создан специальный руководящий орган - Информбюро коммунистических и рабочих партий. В 1946-1947 г. обострились противоречия внутри народных фронтов по вопросам стратегии дальнейшего развития. Сформировались следующие основные позиции: а) компартии рассматривали строй народной демократии лишь как фундамент для построения социализма; б) буржуазные и мелкобуржуазные силы выступали за буржуазную демократию с внешнеполитической ориентацией на Запад; в) левый фланг крестьянского движения (особенно сильного в Польше и Болгарии) ратовал за так называемый “третий путь”, предполагавший сосуществование элементов капитализма и социализма. Следует подчеркнуть, что в первые послевоенные годы применительно к странам Центральной и Юго-Восточной Европы считался возможным и наиболее реальным отличный от Советской России вариант перехода к социализму - без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирно и даже эво-люционно. Руководители национальных компартий неоднократно подчеркивали, что народная демократия дает возможность перейти к социализму без социальных потрясений, учитывая специфику каждой страны и используя возможности классовых союзов. До середины 1947 года их позицию в целом разделяла и поддерживала Москва. Социал-демократы разделяли позицию коммунистов в вопросе о мирном и постепенном переходе к социализму. В то же время они акцентировали внимание на следующих моментах: а) построение социализма - сложный процесс, для которого необходим длительный переходный период; б) в течение этого периода должны сосуществовать государственная, частная и кооперативная собственность; в) власть должна принадлежать коалиции левых партий. Но 1947 г. наглядно продемонстрировал невозможность сохранения реальной коалиционной власти. Во многом это объяснялось внешнеполитическими факторами. США предложили свой план помощи странам Европы, получивший название “план Маршалла”. Некоторые восточноевропейские государства были готовы его принять, что привело бы к развитию рыночной экономики в этих странах, их ориентации на капиталистический мир. Советский Союз вынудил своих соседей отказаться от американской помощи и принял решение еще более усилить свои позиции в регионе. На заседании Информбюро в сентябре 1947 г. глава делегации ВКП(б) Жданов впервые выдвинул идею двух противоположных лагерей - империалистического и социалистического. Экспансию империализма в восточной части Европы необходимо было остановить. С этой целью секретари ЦК ВКП(б) Жданов и Маленков сформулировали принципиально новый тезис о том, что в странах народной демократии сложились все необходимые условия и предпосылки для перехода к построению социализма по советскому образцу. Руководители компартий без каких-либо дискуссий приняли установку на форсированный переход к социализму и советскую модель со всеми ее деформациями. Коммунисты, которые и ранее нетерпимо относились к своим партнерам по национальным фронтам, в 1947 г. начинают целенаправленно вытеснять их из властных структур и политической жизни. Стандартными стали обвинения в шпионаже, заговорщицкой деятельности. Преследованиям подвергались как буржуазные, так и мелкобуржуазные, крестьянские партии. Во всех странах прошли громкие судебные процессы над руководителями партий и движений, не разделявших концепцию форсированного перехода к социализму. В результате многопартийность, коалиционность власти приобрела формальный характер или исчезла вообще. В сфере экономики коммунистические власти приняли законы о национализации и ликвидировали собственность не только средней, но и большей части мелкой буржуазии, устранили буржуазию как класс. В целом 1947 г. привел к установлению в странах Центральной и Юго-Восточной Европы новых экономических и политических структур. Буржуазные и мелкобуржуазные союзники компартий по национальным фронтам были вытеснены на второй план или ликвидированы. В органах власти стали доминировать представители коммунистических и социалистических партий. В экономике преобладающим и господствующим стал государственный сектор. Считается, что хронологически завершением этапа народно-демократических преобразований в регионе явился политический кризис в Чехословакии (февраль 1948 г.). Здесь резко обострились противоречия между коммунистами, которых возглавлял премьер-министр К.Готвальд, и антисоциалистическими силами, которые в определенной мере представлял президент Чехословакии Э.Бенеш. В ответ на требование КПЧ национализировать внешнюю и оптовую торговлю, средние предприятия буржуазные партии при поддержке социал-демократов попытались сменить кабинет министров, создав правительственный кризис (12 министров из 26 подали в отставку). Коммунисты отказались пойти на этот шаг, организовали массовые митинги в Праге и других городах, создали отряды народной милиции. Армия не вмешивалась в события, а органы безопасности арестовали ряд лидеров оппозиции “за подготовку вооруженного мятежа”. 25 февраля 1948 г. президент Бенеш был вынужден принять отставку “мятежных” министров, хотя оппозиция надеялась на смену всего кабинета, и согласиться на занятие освободившихся постов коммунистами и их союзниками. Таким образом, в 1947-1948 г. во всех странах региона устанавливается полная монополия коммунистических партий на власть. В ряде стран (Югославия, Венгрия, Румыния, Албания) она существовала в виде однопартийных режимов, а в других (Польша, ГДР, Чехословакия, Болгария) была замаскирована сохранением многопартийных систем. Самостоятельность оставшихся в этих странах партий была весьма относительной, они признавали руководящую роль компартий и не пытались бороться с ними за власть. Национальные фронты утратили реальный политический вес, превратились в ширму однопар-тийности. Так, главной задачей Отечественного фронта в Болгарии было объявлено “воспитание болгарского народа в духе идей социализма”. Переход стран к строительству социализма был централизованным. Фактически он осуществлялся по команде Москвы, передаваемой через специально созданное Информбюро. Формально же он представлял собой волеизъявление большинства народа, выраженное в установках съездов руководящих коммунистических партий 1948-1949 г. Так был начат поворот к созданию в этих странах тоталитарных систем по советскому образцу. Переход к полному отказу от учета какой-либо национальной специфики завершился в связи с конфликтом между СССР и компартией Югославии. Советско-югославский конфликт 1948 г. С одной стороны, в первые послевоенные годы между СССР и Югославией развивалось теснейшее сотрудничество. Руководство КПЮ образцом с самого начала считало опыт Советского Союза. Конституция Югославии (январь 1946 г. базировалась на государственно-правовых нормах советской Конституции 1936 г.). Югославская федерация копировала устройство СССР. В 1947 г. был принят первый пятилетний план, который ориентировал на построение основ социализма. Имели место самые высокие в регионе темпы национализации. С другой стороны, складывались предпосылки для ухудшения советско-югославских отношений. Во-первых, формирование и усиление культа личности И.Броз Тито, что не уживалось с культом личности Сталина в коммунистическом движении. Во-вторых, стремление югославского руководства к некоторой (весьма ограниченной) самостоятельности во внутренней и внешней политике, что рассматривалось Москвой как попытка выйти из сферы ее влияния. Конфликт разразился в 1948 г. в связи с действиями Югославии, направленными на создание федерации балканских государств (заключение югославо-болгарского пакта). Сталин расценил это как попытку отнять у СССР часть зоны его влияния. Под давлением Москвы Югославия согласилась впредь координировать свою внешнюю политику с Советским Союзом, но решительно отказалась от послушания Москве во всех иных вопросах, считая, что Югославия будет идти собственным путем. Советское руководство настаивало на смене верхушки КПЮ, что было категорически отвергнуто югославской стороной. Руководители всех компартий Восточной Европы в этом конфликте поддержали Сталина. Югославия оказалась в изоляции. Конфликт формально прекратился в 1953 г. после смерти Сталина. Фактическая нормализация отношений между СССР и Югославией произошла в 1955-1956 г. Начало строительства социализма. Советско-югославский конфликт имел очень тяжелые последствия для всего региона. Во-первых, странам было категорически отказано в праве на учет национальных особенностей в процессе строительства социализма. В декабре 1948 г. по требованию Сталина в доклад Г.Димитрова на съезде БКП было включено положение о том, что народная демократия и советский строй представляют собой две формы диктатуры пролетариата. Чуть позже этот тезис был принят другими компартиями. Это означало, что строительство социализма будет осуществляться исключительно по советскому образцу. Во-вторых, руководству стран Центральной и Юго-Восточной Европы была навязана сталинская концепция обострения классовой борьбы по мере движения к социализму. С помощью Москвы были созданы собственные карательные системы. Во всех странах на рубеже 40-50-х годов прошли массовые репрессии, которым подвергались как партийные и государственные деятели (в первую очередь, противники сталинской линии), так и простые люди. Преследовалась церковь, особенно в католических странах (Польша, Чехословакия, Венгрия). В условиях борьбы против различного рода “уклонов” форсированно создавался административно-бюрократический социализм. Коммунистические партии быстро сращивались с государственным аппаратом, определяли всю государственную политику и проводили ее в жизнь. Во всех странах начали складываться культы собственных “вождей” - М.Ракоши (Венгрия), Б.Берута (Польша), Э.Ходжи (Албания) и др., которые сосредоточили в своих руках огромную власть. В соответствии с советской моделью для построения основ социализма необходимо было завершить национализацию, осуществить индустриализацию, провести коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию. В первую очередь, была доведена до конца национализация промышленности, торговли. К концу 40-х годов государственный сектор стал почти безраздельно господствовать во всех сферах экономики. Задача индустриализации была объективно назревшей для подавляющего большинства стран региона, за исключением имевших довольно развитую промышленность Чехословакии и ГДР. По примеру Советского Союза индустриализация предусматривала первоочередное создание или реконструкцию тяжелой промышленности, вела к свертыванию и отставанию традиционных отраслей (легкой, пищевой), наносила ущерб сельскому хозяйству и социальной сфере. В осуществлении индустриализации огромная помощь была оказана Советским Союзом. Возникли новые отрасли промышленности (приборостроение в Чехословакии и Венгрии, судостроение в Польше, фармацевтика в Болгарии). Особенно высокими были темпы роста промышленного производства в начале 50-х годов - свыше 30% в год. К середине 50-х годов в странах региона был создан значительный экономический потенциал, но с серьезными диспропорциями: доминировала тяжелая промышленность, незначительно развивалось производство товаров потребления и сельского хозяйства, невысоким был уровень жизни населения. Средства для индустриализации изымались из сельского хозяйства, где в 1949 году начался процесс коллективизации. Как и в Советском Союзе, он сопровождался насилием над крестьянами, принуждением их к отказу от индивидуального хозяйства. Темпы коллективизации были высокими, но в целом ниже советских. Натолкнувшись на сопротивление значительной части крестьянства, правящие партии были вынуждены ориентироваться на производственное кооперирование деревни, уже не за 2-3 года, как планировалось сначала, а минимум за пятилетку. Определенное исключение составили лишь отдельные государства. В 1951 г. в Югославии отказались от насильственной коллективизации, в конце 1956 г. аналогичные решения были приняты в Польше. Во всех остальных странах процесс коллективизации деревни завершился на рубеже 50-60-х годов. Культурная революция также наталкивалась на серьезные трудности. Динамично развивалась система образования, увеличивались ряды интеллигенции. Но быстро обеспечить безраздельное господство марксистско-ленинской идеологии не удалось, особенно в странах с сильным влиянием католической церкви. В среде крестьянства, мелкой буржуазии и интеллигенции не было широкой поддержки идеи и перспективы построения социализма. Но с течением времени позиции коммунистической идеологии усиливались в результате ее насильственного насаждения, становления принципа “или-или” (за социализм или против), урбанизации значительной части сельского населения, определенных успехов на путях строительства социализма. Самоуправленческий социализм в Югославии. Советско-югославский конфликт, фактическая изоляция ФНРЮ обусловили значительную специфику социалистического строительства в Югославии. Здесь была поставлена задача максимальной мобилизации внутренних резервов страны и расширения сотрудничества с западными государствами без каких-либо политических уступок со стороны ФНРЮ. Поэтому в 40-50-е годы в Югославии развернулся активный поиск более соответствующих национальным условиям и менее отталкивающих для Запада форм организации общества и государства. В 1950 г. был принят закон об изменении системы управления государственными предприятиями. Формально заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. Вводилась выборность директоров предприятий, которые за свою деятельность отвечали перед рабочим советом и перед местным выборным органом власти - общинной скупщиной. Община наделялась функциями первичной административно-территориальной единицы. Практика показала, что контроль КПЮ за деятельностью предприятий сохранялся и осуществлялся через заводские парторганизации и что ограничение полномочий руководителей было чисто номинальным. В конце 40 - начале 50-х годов произошла и некоторая децентрализация государственного управления экономикой. Вместо пятилетнего вводилось годовое планирование. Большинство федеральных министерств было ликвидировано, их аналоги были созданы на уровне республик. В итоге заметно усилилась роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строительством социализма на основе самоуправления трудящихся. VI съезд КПЮ (1952 г.) переименовал компартию в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, объединивший КПЮ, Союз молодежи, профсоюзы и другие общественные организации, получил новое название - Социалистический союз трудового народа Югославии. В 1955 г. был принят закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие системы самоуправления. Общины (коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории. Ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти. Следует отметить, что в 1963 г. была утверждена новая конституция, которая закрепила другое название страны - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Вводился принцип сменяемости (ротации) выборных должностных лиц и депутатов через каждые два года. Создавался конституционный суд страны. В текст конституции позже (в 1967, 1968 и 1971 г.) были внесены существенные поправки. В частности, создавался Президиум СФРЮ, выполнявший функции коллективного руководящего органа. В его состав входили по три представителя от каждой из шести республик (Сербии, Черногории, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины) и по два человека от двух автономных краев (Косово, Воеводины). Республики и автономии получали еще большую экономическую и политическую самостоятельность за счет центра. Трудовые коллективы стали называться организациями объединенного труда (ООТ). У предприятий после всех отчислений в государственные фонды оставалась 2/3 чистой прибыли. В 1965 г. началась новая социально-экономическая реформа, ставившая задачу перехода к интенсивной модели хозяйствования, имевшей элементы рыночной экономики. Отменялась монополия государства на внешнюю торговлю, вводились льготы для предприятий, которые модернизировали производство. Ликвидировались государственные дотации нерентабельным предприятиям. Сокращались федеральные капиталовложения в слаборазвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. В ходе реализации реформы выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства, возросла производительность труда и рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В то же время рост потребления и значительное увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Быстро стала расти внешняя задолженность Югославии. С начала 70-х годов наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан СФРЮ выехали на заработки за границу. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития республик и автономных краев страны. Создание основных организационных структур социалистического лагеря. С конца 40-х годов началось организационное оформление формирующегося лагеря социализма во главе с СССР. Были созданы новые межгосударственные структуры, позволившие еще более усилить роль Советского Союза в регионе. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который замкнул внешнеэкономические связи государств на СССР. В мае 1955 г. страны Центральной и Юго-Восточной Европы подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Организация Варшавского договора (ОВД) представляла собой военно-политический союз под руководством Советского Союза, противостоявший блоку НАТО. Во главе объединенных вооруженных сил государств-участников договора стоял представитель СССР. Югославия имела лишь статус наблюдателя в СЭВ и не входила в ОВД. Она явилась одним из создателей и лидеров движения неприсоединения к военно-политическим блокам.

35. К концу 1980-х гг. возможности развития государств Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны. Увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца. В странах Восточной Европы резко снизился авторитет правящих коммунистических партий, следовавших до середины 80-х гг. в фарватере политики КПСС. Росло оппозиционное движение, прорываясь сквозь запреты то в форме интеллигентского протеста (движение «Хартия-77» в Чехословакии), то в виде массовых выступлений рабочих (рост влияния профсоюза «Солидарность» в Польше). Стремление людей к свободе подстегивалось близостью к Западу, традиционно большей в Восточной Европе, нежели в Советском Союзе, степенью влияния западных идей и образа жизни. Мощным толчком для перемен в социалистических странах явилась «перестройка» в СССР. Народы Восточной Европы внимательно следили за дискуссиями, развернувшимися в советских средствах массовой информации, за высказываниями руководителей КПСС и их оппонентов. Но консервативное партийное руководство союзников СССР с неодобрением взирало на действия М. С. Горбачева и его окружения. Не случайно в ряде социалистических стран в конце 80-х гг. были за-прещены некоторые советские газеты и журналы: гласность, по мнению властей, могла нанести ущерб социалистическому строю. Революции конца 80-х годов. Отказ от социализма в Восточной Европе происходил как мирным путем (Чехословакия, Болгария, Венгрия, Польша, ГДР), так и в ходе кровавых столкновений (Румыния, Югославия). Там, где события протекали мирно, преобразования осуществлялись постепенно, проходя несколько этапов. Это позволило говорить о «бархатных», или «нежных» революциях. Как ни стремилось руководство компартии Чехословакии предать забвению идеалы «Пражской весны» 1968 г., они были живы в обществе. В стране развернулось массовое движение, участники которого требовали демократических перемен. 17 ноября 1989 г., в Международный день студента, десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы Праги. Жестокая расправа полиции над участниками манифестации вызвала протест по всей стране. Люди стали требовать отставки руководства страны. Массовое движение возглавили представители интеллигенции. Наибольшей популярностью в Чехословакии пользовался известный писатель и драматург, участник правозащитного движения В. Гавел. Антиправительственные демонстрации стали собирать сотни тысяч человек, и власти пошли на уступки. В руководстве были проведены кадровые изменения, из конституции исключено положение о руководящей роли коммунистической партии. Но это уже не могло спасти режим. В конце декабря 1989 г. президентом Чехословакии был избран В. Гавел, а председателем парламента стал А. Дубчек. Начались переговоры о выводе из страны советских войск. После свободных выборов 1990 г., на которых коммунисты получили только 13%, новое правительство приступило к радикальным экономическим реформам. В ноябре 1989 г. на пленуме ЦК реформаторскому крылу компартии Болгарии удалось отстранить от власти «вечного» руководителя Т. Живкова. По всей стране прошли демонстрации в поддержку этого решения. Преобразования начались «сверху», и поэтому болгарская компартия сумела сохранить руководящие позиции. Несмотря на то что в период коммунистического режима в стране не было серьезных антиправительственных выступлений, в 1990 г. возникло антикоммунистическое оппозиционное движение, представители которого создали Союз демократических сил (СДС). Демонстрируя стремление к переменам, руководители компартии переименовали ее в Болгарскую социалистическую партию (БСП). На первых свободных выборах в 1990 г. БСП получила большинство в парламенте. Однако представитель СДС Ж. Желев, известный своими антикоммунистическими взглядами, в том же году был избран президентом Болгарии. Упорная борьба социалистов и демокра-тов предопределила медленные темпы преобразований в стране. В Венгрии после подавления восстания 1956 г. коммунистическое руководство во главе с Я. Кадаром вынуждено было провести ряд преобразований. Уровень жизни в стране был несколько выше, чем в других государствах Восточной Европы (за исключением ГДР). Однако начавшийся в конце 80-х гг. экономический кризис, спад жизненного уровня вызывали недовольство в обществе. Постепенно, шаг за шагом, коммунисты были вынуждены уступать общественному мнению и идти на преобразования в духе рыночных отношений и развития демократии. В 1989 г. им пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Парламент принял законы, означавшие либерализацию экономической жизни, переход к многопартийной политической системе; была открыта граница Венгрии с Австрией и т. д. Осенью 1989 г. коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло объявило о разрыве с прошлым. На состоявшихся в 1990 г. выборах победу одержала демократическая оппозиция. Введение в 1981 г. военного положения и подавление оппозиции в Польше не привели к стабилизации режима. Продолжали действовать запрещенные структуры «Солидарности». В 1988 г. вновь подня-лась волна забастовок рабочих. Вместе с экономическими (повышение заработной платы) они выдвигали и политические требования. Власти вынуждены были собрать «круглый стол», в работе которого приняли участие представители «Солидарности». Участники этого совещания пришли к согласию относительно необходимости политических реформ в стране. В 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов. Президентом Польши был избран коммунист генерал В. Ярузельский. Однако коммунисты утратили ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности». Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г. президентом страны был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса. Революционные события в ГДР привели к ликвидации самого этого государства. «Витрина социализма» треснула после начала массовых народных выступлений, главным требованием участников которых было объединение Германии. В октябре 1989 г. ушел в отставку лидер восточногерманских коммунистов Э. Хонеккер, а 9 ноября пала Берлинская стена. Сдержать процесс объединения Германии было уже невозможно. М. С. Горбачев согласился вывести советские войска из Восточной Германии. В октябре 1990 г. был заключен договор о вхождении ГДР в состав Федеративной Республики Германии. В Румынии в 60-80-х гг. сложился авторитарный режим Н. Чаушеску. В конце 80-х гг. в стране резко ухудшилось экономическое положение, возникла угроза голода. Началом революции стали события в городе Тимишоаре, где власти попытались подавить выступления вен-герского этнического меньшинства. Беспорядки перекинулись в столицу страны Бухарест. 21 декабря 1989 г. грандиозный митинг в центре города перерос в вооруженные столкновения и уличные бои народа с армейскими частями. В этих боях погибло более тысячи человек. Сам Чаушеску и его жена попытались бежать, но были арестованы и после скорого суда расстреляны. Основной политической силой Румынии стал Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист И. Илиеску. В 1990 г. он был избран президентом республики.Национальные конфликты и экономические проблемы. Новые правительства восточноевропейских стран не только унаследовали многие проблемы своих предшественников, но и столкнулись с новыми. Подъем демократического движения, крах коммунистических партий привели к обострению национального вопроса. Сразу же после «бархатной революции» в Чехословакии встал вопрос о судьбе федерации. Словакия потребовала предоставления ей независимости, и после трудных переговоров осенью 1992 г. в центре Европы появились два новых государства - Чехия и Словакия. Если в Чехословакии «развод» проходил мирно, то распад Югославии вылился в длительную и жестокую войну. Крах социализма возродил и усилил взаимную неприязнь народов, населявших крупнейшее государство на Балканах. Ситуацию обострили попытки лидера Сербии С. Милошевича сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве. В 1991 г. провозгласили свою независимость Словения, Хорватия и Македония, весной 1992 г. в Боснии и Герцеговине началась война между населявшими ее сербами, хорватами и мусульманами. Этот конфликт удалось прекратить только после вмешательства в него мирового сообщества. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория. Югославскому руководству, состоявшему из бывших коммунистов, дольше всех остальных своих единомышленников в Восточной Европе удава-лось оставаться у власти. Влияние Милошевича ослабло только после конфликта в автономном крае Косово, где вспыхнули столкновения между албанскими сепаратистами и сербскими силами правопорядка. В ситуацию вмешался блок НАТО, решивший «наказать» Сербию серией мощных авиаударов. В результате выборов 2000 г. к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция. В начале 90-х гг. при осуществлении рыночных реформ страны Восточной Европы столкнулись с большими трудностями. Переход к новой экономической модели предусматривал ликвидацию государственного диктата в экономике, приватизацию собственности, либерализацию цен, подключение к мировым хозяйственным процессам. Почти повсеместно реформы сопровождались падением жизненного уровня, резким ростом цен. В Восточной Европе надеялись на зарубежную помощь, но западные инвесторы не спешили вкладывать деньги в малоэффективное производство, оставшееся от времен социализма. Лишь на подъем восточных земель (бывшей ГДР) объединенной Германии были направлены значительные средства. Однако и здесь уровень экономического развития и жизни населения был более низким по сравнению со «старыми» землями ФРГ. Во второй половине 90-х гг. рыночные реформы в странах Восточной Европы начали давать плоды - в экономике наметились положительные изменения. Наибольших успехов удалось добиться Чехии и Польше. Эти государства стали рассматриваться в качестве реальных кандидатов в члены Европейского Союза. Однако промышленная продукция этих и других восточноевропейских стран пока еще не может составить серьезной конкуренции товарам из Западной Европы. Политический вакуум, возникший после ухода Советского Союза из Восточной Европы, был быстро заполнен странами Запада. Бывшие члены СЭВ и Организации Варшавского Договора выразили желание интегрироваться в европейские военно-политические структуры. Первым шагом на этом пути стало вступление в НАТО Венгрии, Чехии и Польши.

36. http://www.historicus.ru/capitalism_after_war

Общепринято выделять в пределах Европы четыре региона: Северную, Южную, Западную и Восточную. Страны Восточной Европы отличаются более низким уровнем экономического развития, нежели их западные соседи по континенту. Однако они гораздо лучше сохранили свою культурную и этническую самобытность. Какие же страны входят в восточноевропейский регион?

Восточная Европа: проблема идентификации региона

Вопрос регионализации Европы является достаточно проблематичным. Сразу нужно оговориться, что Восточная Европа - это, прежде всего, историко-культурный регион, а не географический. Ведь по территориальным меркам к восточной части Европы можно относить исключительно просторы Российской Федерации. А географический центр Европы и вовсе находится в пределах Украины.

Попробуем перечислить все страны Восточной Европы. В этом вопросе тоже не все так однозначно, так как самой проблемной в процессе регионализации выступает именно Восточная Европа. Германия, к примеру, однозначно не относится к ней. А вот такая страна, как Беларусь, относится, причем по всем существующим региональным картам.

На сегодняшний день существует несколько классификаций. К примеру, по одной из них, к региону Восточной Европы причисляют лишь Россию, Украину и Беларусь. Самыми проблемными являются два региона: это Прибалтика и Балканы. Одни географы считают, что балканские и прибалтийские страны нужно относить к этому региону, другие же уверены, что им там "не место".

Стоит отметить интересную особенность в процессе регионализации Европы: все государства восточноевропейского региона ранее принадлежали к так называемому Восточному блоку государств. Это те страны, которые после окончания Второй мировой войны так или иначе попали под влияние СССР.

Восточная Европа: страны, список

Интересно, что до начала Второй мировой войны географы проводили границу между Восточной и Западной Европой четко по линии разграничения германских и славянских наций.

Сегодня самой популярной является регионализация Европы от статистического отдела ООН. Согласно этой международной организации, 10 стран на данный момент входят в состав региона Восточная Европа. Страны (список представлен ниже) этого региона ранжированы по количеству населения, которое проживает в каждой из них:

  1. Европейская часть России (столица - Москва).
  2. Украина (Киев).
  3. Польша (Варшава).
  4. Румыния (Бухарест).
  5. Чехия (Прага).
  6. Венгрия (Будапешт).
  7. Беларусь (Минск).
  8. Болгария (София).
  9. Словакия (Братислава).
  10. Молдова (Кишинев).

Почти все страны Восточной Европы, за исключением Венгрии, Румынии и Молдовы, - это славянские государства. Уделим некоторым из них особое внимание.

Чехия - туристическая мекка региона

Чехия - небольшое государство в самом центре Европы с населением в десять миллионов жителей. Не имеет выхода к морям. Основа экономики этой страны - металлургическая промышленность, химический комплекс и машиностроение. Именно здесь расположена известная в Европе автомобильная компания "Шкода", основанная еще в далеком 1895 году.

Чехия - это страна с наиболее развитым туризмом в регионе. Туристов здесь привлекают старинные и красивые города, архитектура и музеи старой Праги, а также потрясающие горнолыжные курорты. Кроме этого, Чехия также считается пивной столицей Европы!

Польша - страна аистов и замков

Польша - государство в Восточной Европе с богатейшей историей и огромным количеством памятников. Это "самая католическая" страна в Европе. Здесь проживает около 39 миллионов человек, 85 % из которых исповедуют именно католицизм. Еще совсем недавно Польша находилась в глубоком экономическом кризисе. Однако в 90-х годах ХХ века в стране были успешно проведены реформы, и сегодня Польша является одной из наиболее динамично развивающихся стран в Европе.

Вкусная национальная кухня, красивейшая кирпичная готика, сотни отлично сохранившихся замков - вот что делает Польшу очень привлекательной для туристов и путешественников.

Румыния - самая загадочная страна Восточной Европы

Говоря о Восточной Европе, нельзя не упомянуть и о Румынии. Эта горная страна всегда привлекала к себе внимание своей таинственностью и мистичностью. Ведь именно здесь, в Трансильвании, жил легендарный граф Дракула, и этот момент Румыния сегодня удачно использует для привлечения в страну туристов.

Экономика Румынии во многом завязана на нефти. Причем страна как добывает этот природный ресурс, так и выпускает качественное оборудование для нефтяной промышленности. С каждым годом растут доходы и от туризма. Начиная с начала 2000-х годов, объемы экспорта в Румынии постоянно растут, однако государство по-прежнему остро нуждается в инвестициях.

В заключение...

Таким образом, страны Восточной Европы сегодня - это десять независимых государств. Все они очень колоритны, самобытны и сохранили богатейшее культурное наследие на своих землях.

По классификации ООН к региону Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) относятся бывшие восточноевропейские социалистические страны, а также страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), некогда входившие в качестве союзных республик в бывший СССР. Эти государства относятся к типу стран с переходной экономикой, в которых с середины 80-х годов в основном завершен сложный переход от плановой к рыночной экономике.

Удельный вес рассматриваемых стран в мировом ВВП составляет 2-2,5%. В мировом экспорте региону отводится 3,4%, в мировом импорте – 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет 3,9%; добыча каменного угля – 9,1% мирового уровня.

Структура экономики стран Центральной Европы характеризуется ведущим значением промышленности и функций непроизводственной сферы. Высокоразвитые постиндустриальные страны Западной Европы (например, Германия и Франция) отличаются от них явно главенствующей ролью непроизводственной сферы, где создается около 2/3 ВНП, и очень скромным весом сельского хозяйства (менее 5% условно чистой продукции). Из рассматриваемых стран по структуре экономики ближе всего к странам Западной Европы Чехия и Эстония, а наиболее далека – индустриально-аграрная Румыния.

Сопоставляя многие экономические показатели, можно сделать вывод о том, что самая высокоразвитая страна в этой части Европы – Чехия, которая, в частности, явно лидирует по величине ВВП на 1 жителя. Далее по уровню экономического развития следуют Словакия, Венгрия и Польша. Авангардные позиции этих государств в социально-экономическом развитии подтверждают отраслевые структуры ВНП и занятости людей, а также индексы развития человеческого потенциала , хотя среди всех стран мира Чехия занимает по этому индексу 35-40-е место.

Структура промышленности стран ЦВЕ в период социализма и сотрудничества в рамках СЭВ была чрезмерно утяжеленной. Приоритет отдавался прежде всего отраслям тяжелой промышленности и машиностроению. Доля промышленности в ВВП накануне реформ 1988 г. составляла в Румынии – 61, в Болгарии – 58, в Чехословакии – 57%, в Польше – 52, Венгрии – 36%.

В настоящее время структура ВВП стран региона с небольшими отклонениями распределена следующим образом: доля промышленности от 25 до 33,2%, сельского хозяйства – от 6,6 до 12%, строительства – от 7 до 11%.

Спад промышленного производства в пореформенный период больше всего сказался на отраслях тяжелой промышленности, в которых отмечалось самое значительное сокращение производства. Это связано, с одной стороны, с наличием в странах нерентабельных крупных предприятий, сбыт продукции которых был ориентирован на Советский Союз и другие государства СЭВ. С другой стороны, практически исчезли прежние источники сырья и рынки сбыта, а также возможности получения дотаций от государства.

Главным местным энергоносителем Центральной Европы является каменный и бурый уголь, причем добыча угля а Польше имеет общеевропейское значение. Нефти добывается 8-9 млн. т в год, из них 7 млн. т в Румынии, а природного газа получают менее 1 млрд. куб м. В Чехии, Венгрии, Румынии и Болгарии извлекают урановые руды (всего около 1 тыс. т урановых концентратов). Среди потребляемых энергоносителей очень велико значение природного газа, нефти и нефтепродуктов из России. Производство электроэнергии на душу населения в среднем в субрегионе составляет 3550 кВт.ч (в Западной Европе – свыше 6 тыс. кВт.ч, в России – более 7 тыс. кВт.ч), причем впереди здесь по этому показателю Чехия и Эстония (5,5-5,8 тыс. кВт.ч на душу населения).

Здесь, как и во всей Европе, сокращаются масштабы и хозяйственное значение добычи руд металлов. Пока наибольшее значение сохраняет добыча бокситов в Венгрии (0,8 млн. т в год) и железной руды в Словакии.

Распад СЭВ, экономический кризис, обострение экологических проблем обусловили снижение производства черных металлов с конца 80-х годов. Тем не менее в 1994 г. выплавка стали в субрегионе превысила 32 млн. т. Первую тройку по этому показателю составляют Польша (9,5 млн. т), Чехия (7,1 млн. т) и Румыния (5,8 млн. т). Эта отрасль переживает качественные изменения: увеличился выпуск высококачественных сталей и более экономичных профилей прокатных изделий.

Развал СЭВ тяжело отразился и на машиностроении стран Центральной Европы. Многие предприятия оказались нежизнеспособными в новых условиях жесткой рыночной конкуренции. Все эти страны в торговле машинами и оборудованием имеют большой пассив. По стоимости экспорта таких товаров явно впереди Чехия, Польша и Венгрия. Значение машиностроения в обрабатывающей промышленности страны можно приблизительно оценивать по доле ее продукции в общей стоимости экспорта. Среди стран Центральной Европы в этом отношении лидируют Чехия и Венгрия, аутсайдер – Румыния. Для сравнения приведем эти показатели для некоторых других государств Европы: Германия – 55,2%, Франция – 43,7, Швеция – 50,5, а Россия, Греция, Исландия – менее 10%.

Структурная перестройка в машиностроении стран Центральной Европы происходит в направлении увеличения инвестиций в целом и особенно в НИОКР. В результате развития техники и технологии изменяются основы и структура традиционных отраслей, развиваются новые наукоемкие отрасли (производство автоматики, радиоэлектроники, ЭВМ, робототехники, космические и лазерные техники).

Самыми устойчивыми отраслями промышленности оказались те, которые были ориентированы на потребительский спрос: текстильная, пищевая, деревообрабатывающая, полиграфическая. Хотя на первом этапе хозяйственных реформ потребительский спрос на продукцию этих отраслей резко сократился, в последние годы наступила его стабилизация. Кроме того, перечисленные отрасли не нуждаются в больших инвестициях, а благодаря дешевой рабочей силе имеют возможность конкурировать с Западом. Однако необходимо учитывать, что устойчивость этих отраслей проявилась не в росте производства, а в меньшем его сокращении по сравнению с другими.

В настоящее время в сельском хозяйстве стран ЦВЕ активно происходит процесс изменения структуры аграрного производства, быстрыми темпами развиваются рыночные отношения с полной или частичной либерализацией цен и полной хозяйственной самостоятельностью товаропроизводителей, трансформируются отношения собственности на землю и структура хозяйств, производящих аграрную продукцию.

За последние 10 лет на смену системе крупных кооперативов пришли частные фермерские хозяйства, которые уже владеют большей частью сельскохозяйственных земель, что прежде имело место только в Польше. Этот процесс продолжается.

Итоги эволюции сельского хозяйства в первой половине 90-х годов неодинаковы. Трудности перевода производства на рыночные условия более всего сказались на отраслях животноводства. Например, налицо значительное сокращение поголовья крупного рогатого скота и овец. Площади под зерновыми культурами, сахарной свеклой выросли, как и их урожайность. В Болгарии, где за 1992-1996 гг. площадь зерновых и сахарной свеклы сократились соответственно на 15 и 40%, а урожайность этих культур упала почти на 1/3. За этот же срок на 20-30% уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, свиней и овец.

В вопросах перехода аграрной сферы к рынку государства ЦВЕ занимают в основном схожие позиции. Однако подходы к темпам и масштабам разгосударствления, выбору тех или иных форм приватизации в сельском хозяйстве у них во многом различны.

В Венгрии возможность купли-продажи земли была предоставлена Законом о земле 1997 г. Этот закон способствовал передаче части земельного фонда в частную собственность и развитию земельного рынка. В настоящее время в качестве кардинальных преобразований в сельском хозяйстве Венгрии рассматривается реформа форм собственности на землю (при приоритете частной собственности) и содействие организации на этой основе крестьянско-фермерских хозяйств. Одновременно происходит сокращение государственной поддержки и закупок у сельскохозяйственных кооперативов, их реорганизация и ликвидация убыточных подразделений. Успехи в развитии сельского хозяйства Венгрии во многом ассоциируются с усилением внимания к развитию не только крупных сельскохозяйственных предприятий, но и мелкого производства, приусадебных и подсобных хозяйств населения.

АПК Польши производит 25% ВНП, в нем работают 31% общего числа занятых и размещается 35% основных производственных фондов. Население Польши 36% своего дохода расходует на продукты питания.

Семейные и индивидуальные хозяйства всегда являлись стержнем польского сельского хозяйства. В частном секторе на протяжении длительного времени производилось 75-80% его продукции, было сосредоточено более 2/3 сельскохозяйственных угодий. Изменения аграрной политики в Польше осуществлялись с учетом ориентации на окупаемость затрат, эффективное ведение сельскохозяйственного производства при сбалансированности уровня доходов сельского и городского населения.

Результатами рыночной политики в сельском хозяйстве Польши является «вымывание» нерентабельных хозяйств; активизация рынка земли как фактора производства; перелив части производственных факторов в сферу инфраструктуры и сервиса – переработку аграрной продукции и обслуживание сельских хозяйств. Происходит повышение удельного веса относительно крупных (более 10 га обрабатываемой земли) крестьянских хозяйств в их общем количестве. Сокращаются государственные закупки сельскохозяйственной продукции.

В Чехии и Словакии проводится большая работа по возвращению в сельскохозяйственный оборот временно не обрабатываемых земель. Ведение фермерского хозяйства поощряется посредством отмены подоходного налога с владельцев. Основной формой сельскохозяйственного производства остаются крупные хозяйства. Поощряется их многоотраслевое развитие, вплоть до создания промышленных предприятий, в т.ч. производящих средства производства для сельского хозяйства и других отраслей экономики.

Единственной сферой экономики стран региона, для которой был характерен экономический рост с самого начала экономических реформ, была сфера услуг, главным образом, финансовых и производственных, а также бытовое обслуживание населения. Кроме того, между национальными экономиками существуют различия в проведении структурной политики, степени развития промышленного потенциала, отраслевой структуре и доле промышленности в создании национального дохода (в частности, наличии неодинаковых фондов накопления).

Проводимая государственная политика социальных преобразований в странах ЦВЕ свидетельствует о том, что основная часть их населения гораздо в меньшей степени испытывает снижение жизненного уровня и ухудшение качества жизни. Страны ЦВЕ расходуют на социальные выплаты долю ВВП, находящуюся на уровне соответствующих показателей развития западноевропейских государств. Так, в Польше доля социальных расходов в ВВП составляет 21%, в Венгрии – 22,5, в Чехии – 14,6%. Отчисления на социальное обеспечение в названных странах самые высокие в мире.

Индекс представляет собой интегральный показатель из трех компонентов – средней ожидаемой продолжительности жизни людей, уровня их образованности и реальной величины ВНП (или ВВП) на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни. Образованность населения измеряется комбинацией двух величин: а) % грамотных среди взрослых людей (с весом в 2/3) и б) среднего количества лет обучения (с весом в 1/3)

1. Выделите главные направления «социалистических преобразований» в странах Восточной Европы после войны. Подумайте, в чем их сходство и отличие от аналогичных преобразований в СССР в 1930-е гг.

Утвердившись у рычагов государственного управления, коммунистические партии взяли курс на строительство социализма, приняв исходной моделью социально-экономическую и политическую систему, созданную в Советском Союзе. Установление единовластия компартий, огосударствление промышленности, банков, коллективизация сельского хозяйства, государственное планирование и распределение трактовались как начало и развитие социалистических революций.

В странах социализма были приняты пятилетние экономические планы, создана командно-административная система управления экономикой и обществом. К концу 1950-х гг. в странах Восточной Европы была осуществлена программа построения основ социализма, что означало модернизацию экономики на пути индустриализации, коллективизацию сельского хозяйства и попытки утвердить единомыслие.

В последующие годы провозглашалась цель построения развитого социализма. По ряду направлений экономического развития были достигнуты несомненные успехи. Форсирование индустриализации по модели «индустрии угля и стали», т.е. модели XIX в. экстенсивного типа, модернизировало социально-экономическую структуру этих стран. Были построены мощные металлургические комбинаты и электростанции в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии. Относительно улучшились материальные условия жизни, особенно по сравнению с СССР.

2. Каковы основные проявления кризиса тоталитарного социализма в восточноевропейских странах?

Открытые формы приняло недовольство ухудшением условий жизни и контролем над гражданским обществом. Так, в 1953 г. волнения и стачки прокатились по ряду городов ГДР и Польши. Эти выступления были подавлены армейскими частями. В июне 1956 г. прошли стачки в Польше, во время разгона которых погибли 74 человека и сотни были ранены. В октябре 1956 г. в Венгрии началось народное восстание, подавленное советскими танками. Попытки реформирования общества, в частности предпринятые чехословацким руководством в 1968 г. (Пражская весна), также оказались безрезультатными из-за введения в страну войск пяти соседних социалистических государств.

После кризисов 1970-х и 1980-х гг. страны Восточной Европы и СССР оказались невосприимчивыми к новым экономическим требованиям и к новой технологической революции из-за ориентации на устаревшие модели развития и консерватизм командно-административной системы, лишавшей людей творческой инициативы и свободы выбора.

Приближение развязки политического кризиса в восточноевропейских странах было ускорено перестройкой в Советском Союзе, утверждением гласности, а также новой внешней политикой СССР. Отношение к соседям как к равноправным партнерам, отказ от «доктрины Брежнева» (идея ограниченного суверенитета социалистических стран) открыли возможность для развертывания демократической борьбы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

3. Попробуйте классифицировать по значимости причины революций 1989-1991 гг. в странах Восточной Европы: а) недовольство широких масс населения; б) неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоявшие перед обществом; в) ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю.

4. Назовите главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы в 1990-е гг.

При всем различии положения в странах Восточной Европы определились общие линии реформ:

Либерализация экономической жизни и восстановление регулирующей роли рынка и полноценных товарно-денежных отношений, включая обоснованное ценообразование, прибыль;

Осуществление антиинфляционных мер и курс на обеспечение конвертируемости валют;

Изменение отношения к формам собственности, признание частной собственности, ее защита, включая реституцию (возвращение собственности, конфискованной в годы социалистических преобразований);

Демонтаж командно-административной системы и сведение до минимума внеэкономических методов управления, а также ликвидация привилегий и неоправданных льгот.

Все эти преобразования и реформы означали полный разрыв и отказ от тоталитарной модели социализма, возвращение к идеям и моделям либеральной демократии и рыночной экономики.

5. Каким образом на характере реформ в разных странах отразилась смена власти?

Главное противоречие послереволюционной эпохи - это противоречие между завышенными ожиданиями улучшения жизни и реальными проблемами перехода к рыночным отношениям. Важно было, по мнению ряда экономистов, провести реформы быстро, использовать революционный подъем людей. Таким путем пошли в Польше (план Л. Бальцеровича). В других странах реформы были менее радикальными, но быстрыми и последовательными (Чехия, Венгрия, Словения).

Начатые значительно раньше (в 1980-е гг.), реформы в Польше и Венгрии позволили ослабить тяжелые удары «шоковой терапии» и ускорить переход к стабилизации. В Польше в 1995 г. резко снизилась инфляция (до 20%), и страна вышла на наивысший в Европе уровень прироста ВВП (6,5%). Вместе с тем в стране оставалась высокой безработица (15%), сохранялась социальная напряженность. На выборах президента Польши в 1996 г. победил представитель левых сил, а на парламентских выборах 1997 г. - правые партии.

В Болгарии, где в 1990-е гг. правительство возглавляли социалисты, произошло торможение реформ и социально-экономическое положение оказалось критическим. Стране угрожали голод и финансовое банкротство (к тому же внешний долг превысил 10 млрд долларов). В это время вновь произошла смена власти. В 1997 г. президентом был избран представитель правой оппозиции и состоялись досрочные выборы парламента.

Поздний переход Албании к реформам и «шоковая терапия», низкий уровень политической культуры, отсутствие демократических традиций, коррупция во властных структурах вызвали в 1997 г. в стране глубокий политический кризис, который перерос в восстание, и «власть толпы» разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос.

6. Обсудите тему «Реальный социализм» и его место в истории». Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

«Реальный социализм», на мой взгляд, можно рассматривать как переходный этап в развитии общества. Менялось время, менялись технологии, а догматы марксистско-ленинской идеологии оставались незыблемыми. Они не могли подстроиться под меняющийся мир. А экономический кризис усугубил положение компартий в странах Восточной Европы. В данном случае при ориентации на устаревшие модели развития и наличии командно-административной системы человек лишался творческой инициативы и свободы выбора.

7. Какие трудности встают при проведении аграрной политики в восточноевропейских странах после революций? Способно ли решить проблемы села возвращение к традициям?

При роспуске кооперативов крестьянам возвращается земля. Они становятся фермерами. Однако возникает проблема: нет капитала, нет рабочей силы, малоземелье, не установились новые каналы сбыта продукции, отсутствие источников получения кредита и сельскохозяйственного инвентаря, отстает развитие мелкого и среднего бизнеса на селе.

8. Обсудите вопрос: можно ли решить этнические проблемы, обострившиеся на Балканах в 1990-е гг., с помощью военной силы?

При решение этнических проблем силой возникает ситуация, когда один этнос уничтожает другой, чтобы искоренить проблему.

9. Какова роль международных организаций в урегулировании таких кризисов?

Введение санкций, миротворческих сил на территорию государства, суд над людьми, совершившими преступление против человечности, оказание гуманитарной помощи, предоставление платформы для переговоров, выработка оптимального решения конфликта.

Вопросы и задания к документу:

1. Определите главные черты экономических реформ в Польше. Почему, по мнению Л. Балыдеровича, они имели успех?

1. Радикализм и комплексность.

2. Программа последовательно приводилась в жизнь как единое целое.

3. Введение новых обязательных для всех правил.

2. Выделите главные отличия польских реформ от реформ, проводимых в эти же годы в других постсоциалистических странах и в России. Согласны ли вы с мнением Л. Бальцеровича? Свой ответ обоснуйте.

В Польше реформы начали проводиться раньше, что минимизировало негативные последствия. Экономисты отмечали, что нужно провести реформы быстро, использовать революционный подъем. В других странах реформы были менее радикальными, но быстрыми и последовательными (Чехия, Венгрия, Словения).

В отличие от Польши, для других восточноевропейских стран в эти кризисные годы характерен менее радикальный путь приватизации и либерализации.

В России в результате реформ не была создана рыночная экономика. Она носила черты государственного капитализма. Реформы принесли обратный эффект – гиперинфляция, безработица, снижение наукоемких производств, рост цен.

С мнением Л. Бальцеровича можно согласиться. Последовательность реформ помогла экономике перестроиться к новым условиям, что позволяло проводить новые реформы. Бездумная же отмена тех или иных ограничений приводила к сильным социальным и экономическим потрясениям.

В первые послевоенные годы происходил болезненный процесс массовых перемещений людей в Европе – в основном в западном направлении. Помимо выселения 6 млн немцев из Польши, прибалтийских районов СССР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии, на Запад бежало или эмигрировало около 380 тыс. поляков, 220 тыс. евреев (значительная часть которых вскоре устремилась в Палестину), 125 тыс. граждан Югославии, 87 тыс. жителей трех республик Прибалтики, включенных в Советский Союз, десятки тысяч украинцев из западноукраинских районов СССР. Перетоки населения происходили и между восточноевропейскими странами: венгры покидали Румынию и Югославию, украинцы-грекокатолики были изгнаны из Польши (где они проживали в районе Ржешува), сами поляки уходили в Польшу с территории СССР.

На заключительном этапе войны и в первые послевоенные годы (примерно до середины 1947 г.), советское руководство не ставило цели формирования в восточноевропейских странах однопартийных коммунистических режимов. В тот период задача заключалась в том, чтобы создать на западной границе СССР пояс безопасности из дружественных государств. Их социально-политическая система после войны формировалась под советским контролем, благодаря которому левые имели преимущества. Однако парламентаризм и многопартийность не отрицались. Москва терпимо относилась к некоммунистическим умеренным партиям и поощряла создание коалиций и объединение партий и движений в народные (национальные, демократические, отечественные и т.д.) фронты, стоявшие на демократических позициях. Явно антикоммунистические партии в эту схему не вписывались, поскольку они отождествлялись с профашистскими режимами, хотя даже им, как показывает опыт Румынии в 1944 – 1947 гг., доступ в эти коалиции не закрывался. Такой порядок обеспечивал господство социалистических элементов в экономике и политическом строе без разрушения государственной машины и при сохранении традиционного парламентаризма. Он получил название «народной демократии».

До 1947 – 1948 гг. многие лидеры коммунистических партий стран Восточной Европы (Владислав Гомулка в Польше, Клемент Готвальд в Чехословакии и Георгий Димитров в Болгарии) полагали, что народная демократия делает диктатуру пролетариата ненужной. Сам И.В.Сталин в 1946 г. разъяснял одному из лидеров польских коммунистов Болеславу Беруту (будущему президенту) и польскому премьер-министру, левому социалисту Эдварду Особка-Моравскому, что «Польше диктатура пролетариата не нужна».



Термином «народная демократия» оперировал даже такой авторитетный некоммунистический политик, как президент Чехословакии Эдуард Бенеш, приверженец идеи «этического социализма». В одном из интервью в конце 1945 г. он говорил о наступлении эпохи «перехода от буржуазной демократии к демократии народной». По его мнению, социалистические мероприятия следовало осуществлять мирным путем без диктатуры пролетариата. В первые послевоенные годы подобные взгляды устраивали советское руководство.

Относительно мягкий курс СССР до 1947 г. диктовался необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Москва противодействовала попыткам антикоммунистических сил прорваться к власти. Но советские руководители сдерживали стремление местных компартий к монопольному захвату власти и ускорению антикапиталистических преобразований. Проведенные в 1945 – 1947 гг. в восточноевропейских странах выборы в парламенты, несмотря на правонарушения, свидетельствовали в целом о росте влияния коммунистов. Вот почему перед советским руководством нередко стояла задача блокировать чрезмерную революционность последних. В Венгрии, Румынии и Болгарии, в которых Советский Союз руководил работой союзных контрольных комиссий, советские представители настаивали на включение в правительства представителей некоммунистических партий, хотя и из числа приемлемых для Москвы.



Правда, в Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. В годы войны власть в стране принадлежала диктатору Миклошу Хорти, который с 1920 г. правил в качестве регента (официально монархия не была упразднена). Венгрия была союзницей Германии по антикоминтерновскому пакту, и венгерские части участвовали в боевых действиях на стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г. М.Хорти стал искать пути к выводу страны из войны и вступил в контакты с британскими представителями. Весной 1944 г. он даже попытался получить от Гитлера разрешение отозвать венгерские войска хотя бы с одного из фронтов. Берлин ответил грубым отказом, а 14 марта в Венгрию были введены германские войска.

В августе 1944 г., когда советские войска вошли в Румынию и она капитулировала, М.Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на совместную оккупацию Венгрии силами СССР и западных союзников. В октябре он официально заявил о выходе Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли части имевшихся на венгерской территории германских войск. Сначала они похитили сына М.Хорти, а затем заставили сдаться его самого. М.Хорти вывезли в Германию и поместили в концентрационный лагерь, откуда он был освобожден союзниками в мае 1945 г. (после чего эмигрировал в Португалию, где умер в 1957 г.). Небольшая часть высших военных чинов венгерской армии перешла на сторону так называемого Дебреценского (создано в декабре 1944 г. в г. Дебрецене) временного правительства, сформированного на коалиционной основе под патриотическими лозунгами. Дебреценское правительство поспешило объявить войну Германии.

После падения М.Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые свободные выборы состоялись 3 ноября 1945 г. Большинство голосов на них получила Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946 г. в Венгрии была провозглашена республика. Новое правительство с 1946 г. возглавил представитель Партии мелких хозяев Ференц Надь. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.

В других странах коммунисты добились большего. В Румынии с сентября 1940 г. власть принадлежала правительству маршала Иона Антонеску, который фактически установил диктатуру. Формально страна осталась монархией. Но румынский король Кароль II 6 сентября 1940 г. был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Михая под давлением общественного мнения, возмущенного территориальными потерями, которые Каролю II не удалось предотвратить: в 1940 г. Румыния была вынуждена согласиться на возвращение Советскому Союзу (под давлением Москвы и Берлина) {♦} Бессарабии и передачу ему Северной Буковины, уступку Венгрии по второму венскому арбитражу Северной Трансильвании, а Болгарии по Крайовскому договору (подписан в г. Крайова, Румыния) 7 сентября 1940 г. – Южной Добруджи. Кароль II был вынужден покинуть страну. Новым королем стал его сын Михай V. Румыния стала союзницей Германии, и в годы войны румынские войска вели боевые действия на территории СССР.

Король Михай V не имел возможности избавиться от Антонеску до августа 1944 г., когда, предвидя скорое вступление советских войск в Бухарест, он со своими сторонниками смог арестовать диктатора, лишить его полномочий главы кабинета и назначить новым премьер-министром генерала Константина Санатеску. 12 сентября Румыния подписала соглашение о перемирии, в котором союзники признавали, что Румыния не просто вышла из войны, а сама объявила войну Германии и Венгрии.

В ноябре 1944 г. в состав румынского правительства были включены коммунисты. Правда, уже с февраля 1945 г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с руководителем Фронта земледельцев Петру Гроза. Это было уже по существу коммунистическое правительство. Заместитель министра иностранных дел СССР А.Я.Вышинский, исполняя решения декабрьского (1945 г.) совещания СМИД в Москве, был даже вынужден специально посетить Румынию, чтобы добиться включения в румынское правительство представителей «исторических» партий – Национал-либеральной и Национал-царанистской – и таким образом обеспечить румынскому правительству международное признание. Вообще, исчезновение некоммунистических партий и установление однопартийной системы раньше всех произошли именно в тех странах, где советского военно-политического присутствия либо не было вообще (Албания), либо оно сыграло второстепенную роль в формировании послевоенного порядка (Югославия).

Довольно быстро проходила и коммунизация Болгарии, которая в годы войны находилась в союзнических отношениях с Германией и Италией. В 1941 г. Болгария объявила войну США и Британии, но несмотря на давление Берлина отказалась объявлять ее Советскому Союзу. Тем не менее, болгарская армия вела боевые действия против Югославии и Греции, добиваясь присоединения частей их территорий.

28 августа 1941 г. после встречи с Гитлером болгарский царь Борис неожиданно умер. Ввиду несовершеннолетия наследника власть в стране перешла к регентскому совету по главе с принцем Кириллом. 29 августа 1943 г. новым царем был провозглашен шестилетний Симеон (он так и не был коронован). 26 августа 1944 г. Болгария заявила о своем полном нейтралитете в мировой войне. Болгарское правительство пыталось вступить в переговоры с западными державами о заключении мира, но оно не предпринимало мер для разоружения находившихся в Болгарии германских войск и не запрещало военный транзит Германии через болгарскую территорию.

5 сентября 1944 г. СССР заявил о состоянии войны с Болгарией, и в Болгарию были введены советские войска. Это позволило активизироваться болгарским коммунистам и другим антигерманским силам. В стране было сформировано некоммунистическое правительство во главе с лидером союза «Звено» Кимоном Георгиевым. В него были включены коммунисты, занявшие ключевые посты. Члены регентского совета были арестованы и казнены. В ноябре 1945 г. в Болгарии были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Отечественный фронт – коалиция разнородных партий во главе с коммунистами. Новый кабинет повторно сформировал К.Георгиев. В ноябре 1946 г. в результате референдума монархия в Болгарии была упразднена, и страна была провозглашена Народной Республикой Болгарией. Малолетний Симеон и его мать царица Джиованна (она была родом из итальянского королевского дома) выехали в Испанию. 21 ноября 1946 г. в Софию из Москвы прибыл Георгий Димитров, который возглавил следующее болгарское правительство.

Более сложно развивалась ситуация в Польше. Во время войны западные области этой страны были включены в Германию, а на восточных – было образовано генерал-губернаторство во главе с немецким губернатором. К концу войны на право представлять интересы польского народа претендовали два польских правительства – одно прозападное эмигрантское в Лондоне (в 1943 – 1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской партии Станислав Миколайчик) и другое – созданное в июле 1944 г. на части освобожденной территории Польши в г. Люблине просоветское Временное национальное правительство Польши. 22 июля 1944 г. люблинское правительство издало Манифест к польскому народу, в котором оно выразило согласие с изменением послевоенных границ Польши таким образом, чтобы на востоке они были проведены по «линии Керзона» (границе примерного этнического расселения поляков, с одной стороны, и украинцев и белорусов, с другой), а на западе – по рекам Одеру и Нейсе, то есть с включением в Польшу «польских исторических земель» в Померании и Силезии. Лондонское правительство было против изменения польских границ. Великобритания и США были склонны поддерживать «лондонских поляков».

В 1944 г. по инициативе США советское правительство согласилось принять в Москве С.Миколайчика с целью поиска компромисса. Миколайчик вступил в переговоры и с представителями люблинского правительства. Эти переговоры ничем не кончились, так как стороны разошлись по двум главным вопросам – «линии Керзона» и конституции 1935 г., восстановления которой добивались лондонские поляки. С.Миколайчик вернулся в Лондон. После его отъезда события в Польше приняли трагический оборот.

1 августа 1944 г. прозападные патриотические группы поляков, поддерживавших лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских войск. Оно было начато с учетом наступления на Варшаву советских войск и в расчете на их поддержку. Между тем, продвижение советских сил запаздывало. 14 сентября 1944 г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее продвижения остановилось. Военной поддержки восставшим они не оказали. Восстание продолжалось до 2 октября и было подавлено гитлеровцами. Советскими войсками, стоявшими в это время под Варшавой, командовал маршал К.К.Рокоссовский, поляк по национальности. Часть польского общества впоследствии возлагала на него вину за неоказание помощи варшавскому восстанию.

Надежды лондонского правительства на приобретение политического плацдарма в Польше были разрушены. В середине осени С.Миколайчик на повторных переговорах с советскими и люблинскими представителями согласился признать «линию Керзона». Но лондонское правительство не согласилось с мнением своего премьера и отклонило проект общего соглашения. С.Миколайчик подал в отставку (в ноябре 1944 г.).

Советский Союз стал добиваться того, чтобы послевоенный кабинет в Польше был создан на «люблинской», а не «лондонской» основе. Ключевое соображение, которым продолжал руководствоваться СССР, было обеспечение признания «линии Керзона». Отступлений в вопросе о границе советская сторона не допускала. Советские представители считали возможным включение в коалиционное правительство только тех представителей «лондонских поляков», которые были согласны с «линией Керзона». США и Британия, не отвергая позицию И.В.Сталина, саботировали формирование польского кабинета на советских условиях. Только в Ялте они согласились с формулой коалиционного правительства «на люблинской основе» с участием умеренных «лондонцев». Но, опасаясь, что западные союзники откажутся от исполнения достигнутых договоренностей, 21 апреля 1945 г. СССР заключил с люблинским правительством военно-политический Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве сроком на 20 лет. Было ясно, что Москва не допустит гэрмирования коалиционного правительства в Польше вообще, если ША, Британия и «лондонские поляки» будут настаивать на ревизии позиции Москвы в вопросе границы. Линия СССР победила.

28 июня 1945 г. из состава «люблинских» и «лондонских» поляков был сформирован коалиционный кабинет во главе с социалистом Э.Особка-Моравским, представлявшим люблинское правительство. С.Миколайчик занял в нем посты вице-премьера и министра земледелия, рассчитывая в перспективе расширить свое влияние – опираясь на популярность среди крестьянства. Некоммунистические партии в Польше имели много сторонников и Польская крестьянская партия Миколайчика по численности в 1945 г. превосходила компартию и соцпартию вместе взятые. В соответствии с решениями Потсдамской конференции коалиционное правительство было признано западными державами. В августе 1945 г. СССР подписал уже с новым коалиционным правительством Польши Договор о советско-польской государственной границе, в котором подтверждалось ее прохождение (с некоторыми отступлениями) по «линии Керзона».

Из всех стран Восточной Европы некоммунистическая альтернатива казалась наиболее жизнеспособной в Чехословакии. Здесь сказывались и ее демократический опыт между двумя мировыми войнами, и экономическая ориентация страны преимущественно на Запад, и позитивное отношение Москвы к фигуре Э.Бенеша. Москва поддержала его претензии на преемственность довоенного чехословацкого государства, и еще в декабре 1943 г. И.В.Сталин и Э.Бенеш подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. После освобождения Чехословакии от фашизма Бенеш был автоматически восстановлен как полноправный президент страны. В мае 1945 г. в тюрьме, не дожив до суда, умер низложенный глава бывшего «протектората Богемии и Моравии» Эмиль Гаха. Глава профашистского режима «независимой» Словакии в годы войны Иозеф Тисо был арестован и казнен по приговору суда 3 декабря 1946 г. 29 июня 1945 г. был заключен советско-чехословацкий договор о Закарпатской Украине. Закарпатье («Русиния», «Подкарпатская Русь»), принадлежавшее в 1920 – 1938 гг. Чехословакии, а в 1938 – 1945 гг. – Венгрии (после уничтожения независимой Чехословакии в 1938 г.), передавалось Советскому Союзу, который в отличие от межвоенного периода отныне приобрел прямой выход к границам Чехословакии.

Начиная с августа 1945 г. президент Э.Бенеш, используя антигерманские и антивенгерские настроения масс, принял декрет о выселении немцев из западных районов страны и национализировал принадлежавшие немцам и венграм предприятия и земли (в Судетской области Чехословакии проживало более 2 млн немцев, а венгерское население страны превышало 650 тыс. человек). Послевоенные реформы (особенно в аграрной сфере) в Чехословакии были менее радикальными, чем в других странах народной демократии, и коммунисты до конца 1947 г. вели себя сравнительно умеренно, придерживаясь концепции «чехословацкого пути к социализму». На выборах в Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946 г. коммунистам удалось стать первой по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных чешских земель – в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского национализма.

Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ Клемент Готвальд (чех), правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Ян Масарик – сторонник прозападной ориентации.

В целом положение в Центральной и Восточной Европе отличалось известной неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были неустойчивыми, и в них шли сложные процессы соперничества между левыми и центристскими составляющими политического спектра. Требовалось время для политической стабилизации. Необходимы были меры для восстановления хозяйства этих стран, предпринять которые без иностранной помощи было трудно. Негативно сказывалось и разрушение торговых связей между отдельными странами и между всеми странами Центральной и Восточной Европы, с одной стороны, и традиционно потреблявшими их экспортную продукцию западноевропейскими странами, с другой. Новая структура международных экономических отношений в регионе складывалась медленно.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама