THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Однако проект требует больших затрат - только на модернизацию транспортной инфраструктуры планируют отдать 1,4 триллиона рублей. Так стоит ли игра свеч? Ответ на вопрос искала «Комсомольская правда», листая первую версию стратегии «Татарстан -2030».

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО

Цель стратегии - вывести экономику республики на качественно новый уровень. Причем расти мы будем скачками. До 2025 года «затаимся», накапливая инвестиционный капитал в пяти производственных кластерах, а потом... «дадим стране угля».

Буквально через 15 лет ВРП республики вырастет в 4,3 раза в сравнении с 2014 годом и составит в абсолютных значениях 6,996 триллиона рублей. Это так называемый оптимистичный сценарий. Есть и другие - инерционный, с ростом ВРП до 4,2 триллиона рублей, и базовый - рост до 5,5 триллиона рублей. Позиции сдадим в случае, если не удастся собрать нужный объем инвестиций.

Вся мощь экономики Татарстана будет заключена в пять кластеров:

Для достижения лучших показателей в течение 15 лет в Татарстан необходимо вложить 18,223 триллиона рублей. Получить эти средства мы надеемся от инвесторов, в том числе зарубежных.


МЕТРОПОЛИС НА ВЕСЬ ТАТАРСТАН И «СКОРЫЙ ПОЕЗД» ДО МОСКВЫ

Пожалуй, самой интересной частью стратегии для конечного потребителя - нас с вами - является план модернизации инфраструктуры Татарстана. Три части нашей республики - Казанскую, Камскую и Альметьевскую объединят транспортные коридоры, основа Волго-Камского метрополиса республики. И будет этот метрополис таким удобным, что до каждой из зон мы сможем добираться в течение 1,5 - 2 часов. Время рекордное - представьте, чуть больше чем за час добраться от Казани до Набережных Челнов или от Елабуги до Бавлов . Сегодня этот путь занимает не менее 3 часов. Более того, до Москвы и Санкт-Петербурга татарстанец домчится за 4 и 8 часов соответственно.


В рамках транспортного проекта «АлаБег» построят дорогу с мостом через Каму - она свяжет Особую экономическую зону «Алабуга » и аэропорт «Бегишево ». С точки зрения экономического развития мост, соединяющий Волгу и Каму, станет мощнейшим вложением.

Уже сегодня очевидна необходимость увеличить связность берегов Волги и Камы. Это то, что тянет за собой новый уровень социально-экономического развития, - подчеркивает начальник Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев . - При отсутствии этих связей происходит отставание развития региона в целом. И это имеет очень большое значение, перекрывая остальные факторы.


Еще одним важным для татарстанцев проектом станет строительство моста у села Соколка Мамадышского района. Дорога позволит перенаправить основной объем транзитных грузов в объезд Набережных Челнов и Нижнекамска и сократит расстояние между Казанью и Нижнекамском на 70 километров! Кроме того, появятся мост в районе Елабуги и поселка Гребени . Строительство всех указанных объектов разработчики стратегии оценивают в 1,4 триллиона рублей. Деньги необходимо вкладывать порционно до 2030 года.

ОСНОВА ОСНОВ - ЛЮДИ

Сокровищем Татарстана был, есть и будет человеческий капитал. И так ясно, что мы как никто заинтересованы в развитии региона, но этот факт решили закрепить на бумаге. От тезиса «Татарстан - место, где я живу» к 2030 году мы перейдем к личному «Татарстан - это я». Чтобы добиться такого позиционирования, для людей необходимо создать лучшие условия жизни. Потребуется модернизация всех без исключения социальных сфер. Это и образование, и сохранение здоровья, продление долголетия, занятость, культура, наконец. Под каждый из блоков разработаны свои планы развития.


Идеальные значения социального развития республики приятно удивляют. Если верить оптимистичному прогнозу, среднемесячная заработная плата татарстанцев к 2030 году увеличится до 128,9 тысячи рублей. Уровень безработицы снизится с сегодняшних 6% до 4%. А ожидаемая продолжительность жизни составит 78 лет. Отметим, сегодня этот показатель не превышает 72 лет.

Кстати, каждый из нас может принять участие в разработке стратегии. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте проекта - tatarstan2030.ru и оставить свой комментарий.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Кандидат экономических наук, председатель правления AV Group Алексей КРЫЛОВСКИЙ :

Успех межрегиональной конкуренции во многом зависит и от качества управления, умения предвидеть, выявлять долгосрочные приоритеты, улавливать перспективные тренды. Для этого нужна не только Стратегия как документ, но и система управления будущим, обладающая рядом свойств, которые мы описываем как свойства «живой» системы. Такая система, объединяющая набор долгосрочных инструментов, которые будут стимулировать развитие республики на новом качественном уровне, прорабатывается в рамках проекта «Татарстан-2030».

Руководитель службы стратегического планирования ОАО «КАМАЗ » Игорь САВЕЛЬЕВ :

Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса: образования, медицины, социальной инфраструктуры, транспортной логистики и энергетики, качественно улучшить которые в регионе поможет реализация программы развития Камского кластера в рамках стратегии «Татарстан-2030».

Генеральный директор ООО «Лаборатория градопланирования» Михаил ПЕТРОВИЧ :

Разрабатываемая Стратегия социально-экономического развития Татарстана должна помочь консолидации усилий разных поколений, разных социальных групп, представителей разных направлений бизнеса в решении задачи сохранения и улучшения благоприятной среды жизнедеятельности.

Что такое «Татарстан-2030»?

Это прежде всего инструмент стратегического планирования, настаивают в Леонтьевском центре Санкт-Петербурга - вотчине разработчиков.

Для Татарстана, который следует лучшим мировым практикам, обращение к стратегированию вполне естественно, - подчеркивает заместитель генерального директора Центра, научный руководитель проекта разработки Стратегии развития Татарстана-2030 Борис Жихаревич . - Планирование в республике уже хорошо налажено. Тем не менее, необходима стратегия, рассчитанная на более длительный срок и ориентированная на продвижение по самым важным для успеха в глобальной конкуренции направлениям.

Эффективные менеджеры в министерствах Татарстана, к сожалению, не всегда успевают решать глобальные вопросы - погружаются в «текучку» и попросту не могут из нее «выплыть». Потому и было принято решение о создании института кластерной активации - мощного инструмента стратегического планирования. Его спецы и займутся прицельно вопросами развития экономики Татарстана. В деталях работа института и прописана в масштабном «плане действий».

Подчиняться институт будет президенту, а координировать его работу станут члены экспертного совета под руководством экс-министра финансов России Алексея Кудрина . Кстати, есть мнение, что «Татарстан-2030» ляжет в основу предвыборной кампании Рустама Минниханова . Напомним, выборы главы республики нас ожидают осенью этого года.

О предварительных итогах реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года рассказали в минувший понедельник в ходе сессии в Доме Правительства РТ. В ее работе приняли участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, председатель совета фонда «Центр стратегических разработок» Алексей Кудрин, премьер-министр РТ Ильдар Халиков, Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, руководители республиканских министерств и ведомств, сообщает пресс-служба Президента РТ.

В 2015 году стратегия была окончательно сформирована и принята в виде закона, сказал Рустам Минниханов. Он также сообщил, что перед муниципалитетами поставлена задача разработать свою стратегию на базе республиканского документа.

Министр экономики РТ Артем Здунов отметил, что в текущем году за счет роста в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве рост экономики РТ составляет 2,5%, продолжается наращивание инвестиций. А объем промышленного производства в последние месяцы превышает 4%. Данные параметры соответствуют базовому сценарию стратегии «Татарстан-2030».

Реализация данного масштабного проекта предусматривает целенаправленную работу по трем ключевым направлениям: формирование и накопление человеческого капитала; создание комфортного пространства для его развития; создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать.
Артем Здунов отметил важность дальнейшей профессиональной специализации выпускников. Сейчас в рамках стратегии ведется работа по созданию центров машиностроения, нефтехимии, нефте- и газодобычи. В республике создано 20 ресурсных центров по подготовке квалифицированных кадров в основных отраслях экономики, в ближайших планах - доведение числа центров до 30.

«Частью оценки проводимой работы мы видим положительную динамику в демографии. По итогам 9 месяцев 2016 года, естественный прирост населения республики составил более 8,5 тысячи человек. Это на 21% выше аналогичного периода предыдущего года. Увеличивается продолжительность жизни татарстанцев. С учетом роста рождаемости и снижения смертности есть основания полагать, что уже в текущем году общая продолжительность жизни составит свыше 73 лет», - доложил министр.

По словам Артема Здунова, за последний год удалось провести модернизацию ряда крупных объектов здравоохранения. 9 ведущих клиник были сертифицированы по европейским стандартам. Идет работа над созданием доступной инфраструктуры здорового образа жизни. Только за 2015 год построено 314 спортивных сооружений, а в текущем году уже открыто 188 универсальных спортивных площадок.

Активное развитие человеческого капитала требует новых подходов и к пространственному развитию. Программы обустройства парков и скверов, водоохранных зон охватили все муниципальные образования республики.

Ключевым элементом развития инфраструктуры Татарстана, как сказал министр экономики РТ, является развитие транспортно-коммуникационных связей. Многие из этих проектов заложены в Концепции территориально-обособленного инновационного центра ИнноКам, принятой правительством РФ в июне текущего года. Концепцией предусмотрено 79 проектов, благодаря реализации которых в Камской агломерации будет сформировано единое социально-экономическое и инвестиционное пространство, будет выстроена общая система социального, транспортного и инженерного обслуживания, что в конечном итоге приведет к повышению качества жизни населения, диверсификации экономики моногородов.

Республика Татарстан одна из первых приступила к созданию территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах. Первая такая территория создана в городе Набережные Челны. Ведется работа по приданию такого статуса Зеленодольску и Нижнекамску.

На сегодняшний день в республике уже действуют 52 промышленные площадки муниципального уровня. К 2020 году должно быть создано 100 площадок, что позволит диверсифицировать экономику муниципальных образований и сохранить занятость на селе.

Активно развивается ОЭЗ «Алабуга», на ее долю приходится две трети выручки всех промышленных зон страны.

Агропромышленный комплекс республики обеспечивает продовольственную безопасность региона, продолжил Артем Здунов. Рост объема производимой сельскохозяйственной продукции составляет 107,1%, объема пищевой промышленности - 105,7%.

«Проведена огромная работа в наших районах. И мы с радостью ждем возвращения наших татарстанцев и всех, кто хочет к нам приехать. При этом хотелось бы отметить системный сетевой характер наших преобразований. Он подразумевает достойное качество жизни каждого татарстанца в любой точке республики», - подытожил Артем Здунов.

Казанская стратегия стала 45-й по счету стратегией муниципалитетов республики, представленной в правительстве РТ. Формирование плана выполнения Стратегии-2030 на местном уровне фактически завершено.

© Проект «Татарстан-2030», 2014 г. Настоящий документ разработан в рамках Проекта «Татарстан-2030» и никакая его часть не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы, то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на то нет письменного разрешения. УСЛОВИЯ НАЧАЛА И ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. Борис Гладарев, научный сотрудник ЦНСИ


Название исследования: «Условия начала и ведения бизнеса в Республике Татарстан: проблемы и перспективы» Исследование проведено в рамках разработки «Стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» Сроки реализации проекта: декабрь 2013 – июнь 2014 Исследовательская группа – 6 человек: Виктор Воронков Мария Вятчина Борис Гладарев Лилия Сагитова Екатерина Токалова Жанна Цинман ОБ ИССЛЕДОВАНИИ


Цель исследования - определение ключевых проблем и путей развития сферы малого и среднего бизнеса Татарстана из перспективы предпринимателей, чтобы содействовать обеспечению механизмов обратной связи между представителями бизнес-сообщества и администрацией РТ Основным объектом исследования является предприниматель - человек, осуществляющий на свой риск (и под свою имущественную ответственность) инициативную самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли через производство товаров или услуг


Методология исследования: взаимодополняющее сочетание кейс-стади, биографического метода и близких им подходов, сформулированных в русле «понимающей социологии» Макса Вебера и его школы Эмпирические данные: 1) собраны базы релевантных теме документов (программных, статистических, законодательных, а также материалов СМИ) 2) собраны 27 глубинных интервью: 20 биографических интервью с молодыми бизнесменами 7 экспертных интервью с представителями государственных и общественных институтов, связанных с поддержкой малого бизнеса в Татарстане 3) данные включенного наблюдения на бизнес-семинарах и тренингах, а также кейс-стади в научно-производственной фирме среднего размера (февраль-апрель 2014) ОБ ИССЛЕДОВАНИИ


Руководство Татарстана регулярно заявляет о необходимости стимулировать развитие сектора МСБ в республике. Декларации Правительства РТ закреплены в текстах программ развития республики. Три типа программ например: Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане стратегические тактические целевые «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на годы». «Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 – 2016 годы», или программа «Сельская молодежь» программы по развитию инфраструктуры грантовые программы программы предоставления субсидий программы обеспечения государственных гарантий по кредитам образовательные программы


Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане 30% на прямую финансовую поддержку: Лизинг-грант Кластерные гранты Гарантийный фонд Фонд микрофинансирования (март 2014) Старт-1, 2, 3 Образовательные гранты программы «Алгарыш» и др. Финансирование программ поддержки МСБ в РТ 70% на инфраструктуру: 1 ОЭЗ «Алабуга» 5 технопарков 3 технологических парка 2 индустриальных парка 1 технополис 2 агропромышленных парка 7 бизнес-инкубаторов Татарстан занимает лидирующее место по финансированию, приходящемуся на один субъект МСП, и идет следом за Москвой по общей сумме финансирования, направляемого на поддержку МСБ: более 3 млрд. руб. в 2013, 2,7 млрд. в 2014 г.


Правительство РТ выступает одним из ключевых агентов развития МСБ в республике. Но в Татарстане есть негосударственные драйверы, способствующие росту сферы МСБ. Среди таковых стоит назвать, прежде всего, следующие: Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане развитые деловые СМИ множество хороших исследований МСБ РТ широкая сеть НКО и бизнес- ассоциаций Бизнес Online, РБК Татарстан, Business-gazeta.ru, Intertat.ru, Деловой квартал, Tatcenter.ru и др. исследования Центра перспективных экономических исследований АН РТ, Независимого института социальной политики, Ресурсного центра стратегического планирования, а также внешних агентов - Мирового банка, ЕУСПб и др. Торгово-промышленная палата РТ Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ «ОПОРА России» «Деловая Россия» Ассоциация фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана Союз молодых предпринимателей РТ проект «Бизнес Молодость» молодежный бизнес-клуб «Навигатор» и др. «Дорожная карта» развития МСБ, ТПП РТ






Количество экономически активных предприятий МСБ в Татарстане: 161,4 тыс. – 2012 год 145,3 тыс. – 2013 год 140,1 тыс год (апрель) * По итогам первого квартала 2014 года: количество средних предприятий сократилось с 478 ед. до 470 ед. количество индивидуальных предпринимателей сократилось с 90,6 тыс. () до 89,8 тыс.чел. () * По данным ЦПЭИ АН РТ МСБ Татарстана, общие сведения


Малый и средний бизнес в экономике РТ последние три года занимает долю около 25%, что заметно ниже, чем во многих промышленно развитых странах (50-70%), но выше, чем по РФ (20%) Основной вклад в ВРП вносит малое предпринимательство. В январе-сентябре 2013 года доля малых предприятий в ВРП республики составила 22,2%, доля средних предприятий – 2,6%. Согласно региональным программам развития* доля МСБ должна была занимать 27%, а в 2015 году должна достигнуть 34% ВРП в экономике Татарстана. Но согласно оценкам Минэкономики РТ по итогам 2013 года доля МСБ составила только 25,6% от ВРП. *«Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на годы». МСБ Татарстана, общие сведения


В 2013 году в сфере МСБ занято около 480 тыс. работающих - это четверть трудоспособного наследия РТ. Нельзя забывать, что статистика в России всегда «хромала» и относиться к цифрам осторожно. Учитывая, что по оценкам некоторых экспертов до 50% малого бизнеса в Татарстане находится в «тени», работая без регистрации вне правового поля, не платя налоги. МСБ Татарстана, общие сведения






Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада с другой стороны: - последние годы Правительство РТ демонстрирует высокий уровень лоббирования республиканских интересов на федеральном уровне и является лидером по масштабу государственных инвестиций, привлеченных под развитие региональной инфраструктуры; - республиканское руководство всегда может оправдать проблемы и неудачи в социально-экономическом развитии региона ошибками федерального центра (что и делалось, например, в 1990-е годы) «Федеральные ограничения» с одной стороны: - региональные усилия по стимулированию бизнес активности ограничены федеральной налоговой политикой, общероссийским уровнем развития правоохранительной и судебной систем, а также общим качеством госуправления; - руководство РТ не обладает достаточными ресурсами, чтобы изменить, например, социальную ориентированность бюджета; - республиканское Правительство не может волюнтаристски перераспределить региональный бюджет от социальных расходов, обещанных Президентом РФ, в направлении бизнес инвестиций; - также оно не может самостоятельно изменить систему налогообложения, реформировать судебную систему, упростить законодательство для субъектов МСБ


Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «нефтяная игла» Экономика РТ сильно зависит от нефтедобывающ его сектора. На его долю в 2013 г. приходится 20,9% добавленной стоимости. В добывающем секторе республики сосредоточено 12% всех инвестиций, но занято только 2% всех работников с одной стороны: - эксперты воспринимали эту особенность региональной экономики как позитивный фактор, как «сырьевую подушку безопасности», как экономический мотор локальной экономической системы. Благодаря развитому нефтедобывающему сектору Татарстан имеет достаточно средств для выполнения социальных обязательств и поддержания сравнительно высокого уровня инвестиций в развитие региональной экономики с другой стороны: большая доля сырьевого сектора, представленного добычей нефти, является критическим условием роста/спада экономики в зависимости от внешней конъюнктуры цен на углеводороды. Она препятствует развитию менее прибыльных секторов экономики. И большинство из принявших участие в исследовании бизнесменов оценивали наличие развитой нефтехимической индустрии как «сырьевое проклятие» Татарстана, мешающее развитию МСБ сектора в экономике республики, которая «сидит на нефтяной игле».


Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «патриархальная модель управления» Татарстанское общество сегодня представляет собой сложное сочетание традиционалистских и модернистских культурных интенций, которые находятся в противоречивой динамике. Можно сказать, что современный Татарстан в значительной степени развивается по патриархальной модели, представляя собой строго иерархичное общество, где ключевым конкурентным преимуществом является контактная встроенность в региональную административную систему, на которую завязаны основные финансовые потоки.


Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «Клановая система» Патриархальная модель управления опирается на «клановую систему», которая пронизывает социальный порядок на самых разных уровнях и в значительной степени определяет правила и принципы бизнес активности: доверять можно только «своим», родственник – это лучший деловой партнер, а неформальные связи надежнее остальных. Доверие возможно только среди «своих», которыми являются в первую очередь родственники.


Почему МСБ Татарстана не растет? Основные противоречия татарстанской модели развития либерально- рыночные декларации локальный бизнес- климат республиканская политика поддержки МСБ глобальная политэкономическая неопределенность фискальные интенции федерального правительства патриархальная модель управления vs.


Почему МСБ Татарстана не растет? Выводы ВЫВОДЫ « Федеральные ограничения», «нефтяная игла», «клановая система» и «патриархальная модель управления» - совокупно определяют перспективы и ограничения развития МСБ в республике В патриархальной системе распределение ресурсов организовано не по рыночной модели. Это «общество с порядком ограниченного доступа», для которого характерно распределение ренты между ограниченным кругом лиц, происходящее в результате негласных договоренностей элит. Представители «элитного клуба» всячески ограничивают возможности создания конкурирующих с ними структур, как политических, так и экономических (Норт, Уоллес, Вайнгаст: 2011) Консервация клановых отношений препятствует вертикальной карьерной мобильности по меритократическим критериям (компетентности, квалификации), что стимулирует коррупцию, приводит к дефициту профессиональных кадров и тормозит развитие Татарстана как глобально конкурентного региона


Оценка республиканской политики поддержки МСБ с точки зрения молодых бизнесменов с одной стороны: в Татарстане развиваться элементы реальной инфраструктуры, разработаны программы, формируются кластерные технопарки, бизнес- инкубаторы, упрощена процедура регистрации фирмы по системе «одного окна», запущена программа «Техноприсоединение» и пр. По темпам создания объектов инфраструктуры для развития МСБ, в том числе в сфере хайтек, РТ занимает одно из лидирующих мест в стране. Предприниматели признают, что руководство республики много вкладывает в развитие инфраструктуры. с другой стороны: - с точки зрения бизнесменов, произведенной инфраструктуры в республике пока не достаточно - кроме того она функционирует в режиме неравного доступа – лишь меньшинство предпринимателей Татарстана могут воспользоваться новыми инфраструктурными «оазисами» - пока мало эффективных механизмов по развитию инфраструктуры для МСБ за пределами отдельных «точек роста» (технопарков, ОЭЗ и проч.). Бизнесмены постоянно испытывают трудности с арендой офисных, складских и производственных помещений, ограничены высокими тарифами на электричество, воду и газ. Развитие материальной инфраструктуры для поддержки МСБ


Оценка республиканской политики поддержки МСБ с другой стороны: - денег на поддержку МСБ выделяется мало - реальную финансовую поддержку в среднем получают не более 0,4% предпринимателей в год - финансовая поддержка распределяется не до конца прозрачно + наблюдается дисбаланс по линии центр-периферия (в прошлом году лизниг-грант получили в основном бизнесмены казанской агломерации) - предприниматели не слишком хорошо информированы о возможностях получения финансовой или инфраструктурной поддержки. Нет «единого окна» для получения информации о республиканских программах - похоже, что поверх государственной инфраструктуры поддержки МСБ, постепенно наросла коммерческая инфраструктура доступа к инфраструктуре поддержки. Консалтинговые агентства, предлагают целый спектр услуг по оформлению и подаче заявок, гарантируя, что проект не будет «завернут» из-за непронумерованных страниц или других формальностей Финансовая поддержка сектора МСБ с одной стороны: - Татарстан занимает лидирующее место по финансированию, приходящемуся на один субъект МСП - Правительство РТ эффективно привлекает федеральные средства для республиканских программ поддержки МСБ - через целевые программы происходит выделение субсидий, грантов и кредитов - в республике действует несколько программ финансовой поддержки и субсидирования субъектов МСБ, среди которых чаще всего упоминалась программа «Лизинг-грант», изредка Старт-1 и Старт-2 - действует также Гарантийный фонд, планируется создать Фонд микрофинансирования


Оценка молодыми бизнесменами республиканской политики в области поддержки МСБ Татарстана Карьера предпринимателя становится все менее привлекательной в Татарстане. Среди участвовавших в нашем исследовании бизнесменов преобладает мнение, что причиной тому неблагоприятные условия для деловой активности в РТ и в России в целом. Отсутствие дешевых заемных средств, растущие налоги, коррупция, слабая правовая защищенность собственности, а также возрастающая неопределенность не стимулирует притока в сферу малого и среднего бизнеса новых предпринимателей. Целевые гранты невелики, система распределения не всегда прозрачна. Для предоставляемых сумм объем собираемых документов таков, что бизнесмен еще подумает, насколько адекватна эта поддержка тем усилиям, которые требуются для ее получения. Многие предприниматели предпочитают просто не вовлекаться в государственные программы поддержки. В целом, политика республиканского Правительства в отношении малого и среднего бизнеса оценивается в бизнес-сообществе как мало эффективная: «Развитие экономики начнется у нас, если власть станет прислушиваться к бизнесу, потому что бизнесмен лучше чиновника понимает в реальной экономике» (Рамиль, 30 лет, производство и строительство).


Оценка республиканской политики поддержки МСБ с точки зрения молодых бизнесменов ВЫВОДЫ Несмотря на последовательные попытки Правительства РТ изменить ситуацию к лучшему, в настоящее время бизнес- климат в республике отличается высокой неопределенностью и, следовательно, коротким горизонтом планирования его акторов Перманентное состояние неопределенности способствует популяризации стратегий «получение прибыли здесь и сейчас», «кто не успел, тот опоздал», которые препятствуют созданию лонгитюдных ответственных отношений с партнерами и с клиентами, формированию локальной бизнес-этики. Короткий горизонт планирования накладывает ограничения на рост деловой активности акторов региональной экономики, в том числе и в секторе МСБ. В республиканском бизнес-сообществе доминирует взаимное недоверие, провоцирующее высокие транзакционные издержки.


Красным выделены барьеры, преодолеваемые на региональном уровне Барьеры развития МСБ в РТ из перспективы предпринимателей высокое налоговое давление на МСБ неразвитая инфраструктура для МСБ (аренда, энерго-тарифы, водоотведение, логистика и связь) изменчивость законодательной базы и слабая судебная система отсутствие системного практического бизнес-образования дефицит дешевых кредитов контролирующие институты и коррупция высокая неопределенность короткий горизонт планирования кадры, человеческий капитал и «утечка мозгов»


В интервью с предпринимателями Татарстана красной нитью проходила одна простая идея: государство должно минимально вмешиваться в регулирование сферы МСБ – нельзя административно организовывать рынки, ведь они возникают и развиваются в логике свободной конкуренции, очень далекой от административной логики чиновников. Чиновник не может научить бизнесмена как делать бизнес. Эффективные механизмы модернизации экономики и пути преодоления существующих барьеров в развитии МСБ Правительство РТ должно искать в сотрудничестве с предпринимателями республики. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – «Дорожная карта», 2013 – плод успешного взаимодействия ТПП и Минэкономики РТ. Возможные драйверы и пути развития татарстанской модели При разработке стратегии «Татарстан-2030» для сферы МСБ необходимо поменять иерархичный характер отношений чиновника и бизнесмена: они должны перейти на «рельсы» равноправного партнерства, которое может развиваться в процессе реализации общего для бизнеса и чиновничества интереса – модернизации социально-экономической модели Республики Татарстан. Как отметил в интервью один из экспертов: «Самое главное – менять мышление».


Несмотря на большой список проблем, сектор МСБ в Татарстане имеет шансы для своего укрепления и роста. Здесь у малого бизнеса есть несколько «союзников»: ответственное Правительство, постоянно озабоченное проблемами МСБ, НКО и профессиональные ассоциации, объединяющие местных бизнесменов, деловые СМИ, профессионально информирующие, дискутирующие и моделирующие бизнес проблематику, наконец, человеческий капитал - новое поколение татарстанских предпринимателей, ориентированное на рыночные ценности, готовое к конкурентной борьбе. Возможные драйверы и пути развития татарстанской модели Если руководство Татарстана хочет повлиять на социально-экономическую динамику республики, то оно должно перераспределить ресурсы и возможности в сторону местной молодежи. Именно, молодежь может стать драйвером, способным сдвинуть долу МСБ в экономики Татарстана с 25%.


© Проект «Татарстан-2030», 2014 г. Настоящий документ разработан в рамках Проекта «Татарстан-2030» и никакая его часть не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы, то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на то нет письменного разрешения. Спасибо за внимание!

cтратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года.

Документ состоит из трех глав, в которых рассказываются конкурентные позиции и потенциал региона, цели развития и приоритетные направления социально-экономической политики.

СПРАВКА

Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года разработывалась по поручению президента республики в 2012—2015 гг. Нормативно-правовая основафедеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.14 (ФЗ-172) и закон республики Татарстан« О стратегическом планировании в Республике Татарстан». Документ готовил международный центр социально-экономических исследований« Леонтьевский центр».

За полтора года разработки проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали 2500 чел. Поскольку разработка велась ещё с 2012 года, то некоторые пункты документа в современных реалиях экономики в стране всё же требуют поправок на кризис. На то она и первая редакция.

Есть особенности в модели анализа — «Татарстан 7+5+3». Она совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции , и внутренний, описывающий структуру пяти базовых экономических комплексов (с выделением в каждом кластеров и проектов развития) в разрезе трех экономических зон , формирующихся вокруг трех городских агломераций.

Модель« Татарстан 7+5+3»

Пять экономических комплексов — топливно-энергохимический комплекс, комплекс обрабатывающей промышленности, агропромышленный комплекс, инфраструктурный комплекс и комплекс услуг, которые детализируются до 64 подкомплексов и отраслей. Три экономические зоны: Казанская, Камская и Альметьевская.

Эксперты прогнозируют, что к 2018 Россия поднимется на шестое место в списке крупнейших экономик мира, а к 2028 году Россия вновь вернется на восьмую позицию. К этому времени Китай обгонит США, Индия станет третьей экономикой мира, а Бразилия — пятой.

Ключевой задачей Татарстана в 2030 году разработчики видят« обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной экономики в постоянно изменяющемся мире». Одним из индикаторов конкурентоспособности является ВРП на душу населения по паритету покупательной способности.

« Исключительными» конкурентными преимуществами Татарстана в документе называют запасы углеводородов, центральное евразийское положение и «репутация передового региона, имеющего высокую экономическую независимость», «национальный стержень» и «высокий уровень управляемости».

В стратегии говорится и о предпосылках« голландской болезни» в Татарстане — пониженные стимулы к инновациям из-за нефти, зависимость от федеральных решений и недостаточное качество финансовой инфраструктуры. Кроме того, эксперты акцентируют внимание на среднем качестве человеческого капитала, низкой эффективности инвестиций и слабом взаимодействии с регионами-соседями.

Главная стратегическая цель развернута в двух проекциях: человеческий капитал, пространство, экономика и управление; семь направлений межрегиональной конкуренции. Есть и количественные прогнозы по нескольким основным показателям.

Если же рассмотреть максимальные прогнозные значения, то к 2030 году, ВРП Татарстана увеличится более чем в два раза до 7 трлн рублей, доля МСБ в добавленной стоимости достигнет 40%, продолжительность жизни растянется до 78 лет, а средняя зарплата покорит невероятную отметку — 129 тыс. рублей.

Также приведены и качественные ожидания от реализации стратегии. Так, чер
ез 15 лет фокус внимания будет на человеке — «лидере, творце, таланте», Татарстан станет лидером« умной экономики», а управление республикой будет децентрализованным — «президент РТ делегирует ответственность и контролирует достижение результатов в рамках надежной системы стратегического управления»(на данный момент эксперты называют главу республики единственным центром принятия решений).

Леонтьевский центр рассчитывает на саморазвитие муниципалитетов, включение бизнеса в стратегический процесс на правах партнеров и институты кластерной активации.

Экономика

« В современном мире наиболее эффективным механизмом стимулирования роста конкурентоспособности признан кластерный подход: сегодня в развитых странах в рамках кластеров формируется более 50% экономики и более 40% занятой рабочей силы», — говорится в документе. При этом конкурентность кластеров обеспечивает взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Наиболее эффективной формой малого и среднего предпринимательства(МСП) эксперты считают профессиональные сервисные компании.

На первом этапе кластерной активации будет развит опыт Камского кластера. На втором и третьем этапах приоритетом станут кластеры« умной экономики», которые в отличие от кластеров« современной экономики» должны производить не только конкурентоспособную, но и радикально новую продукцию, материалы и технологии.

В отношении экосистемы бизнеса в «Стратегии-2030» сказано немного — все те же снижение снижение административного барьера, укрепление сотрудничества, увеличение доли инновационного предпринимательства, совершенствование финансирования. Также планируется ежеквартально проводить диагностику развития крупного, среднего и малого предпринимательства, создать портал« Дом предпринимателя» и обучать ведению бизнеса в учебных заведениях.

В документе критикуется работа Агентства инвестиционного развития. По мнению экспертов, оно« не реализует в полной мере имеющиеся полномочия по работе с приоритетными инвестиционными проектами». Также обозначаются такие проблемы, как несбалансированность инвестиционного портфеля, отсутствие единой региональной базы данных инвестиционных проектов и недостаточный уровень финансовой грамотности населения. Решать их планируют привлечением« мировых звезд», а также созданием трех новых институтов — Фонда прямых инвестиций, Гарантийного фонда экспорта и Института инвестиционного развития.

Также в республике запланировано создание Института инновационного развития. Он будет координировать работу профильных центров, нацеленных на решение отдельных задач построения инновационной экосистемы, а также взаимодействовать с профильными министерствами и ведомствами по вопросам реализации программ инновационного развития.

Пространство

Кластеры будут развиваться параллельно с экономическими зонами — Казанской, Камской и Альметьевской.

Казань — территория развития« умной экономики», Камская зона — территория« новой индустриализации» и развития высоких технологий, Альметьевская — территория диверсификации экономики и модернизации нефтегазового комплекса.

Во всех трех зонах планируется улучшить транспортные пути: в планах построить мост через Волгу в районе п. Гребени и около п. Соколки, обходные железные дороги около Казани, приобщение востока к автодороге« Европа — Западный Китай», а также осуществить редевелопмент промышленных зон.

Однако в совокупности с остальными районами эти три зоны должны составить Волжско-Камский метрополис.

« Одновременное и скоординированное использование потенциалов трех агломераций приведет к качественному скачку развития Татарстана на основе синергетического эффекта, повышению его конкурентоспособности, увеличит агломерационные эффекты. Развитие Волго-Камского метрополиса позволит более активно развиваться муниципальным районам центральной части Республики Татарстан.

Формирование Волго-Камского метрополиса является важной, если не решающей, предпосылкой
достижения Республикой Татарстан успеха в глобальной конкуренции и маркетинге. Единый метрополис окажется на 3-м месте по численности населения среди агломераций Российской Федерации и будет заметен в глобальном масштабе", — говорится в документе.

Также в стратегии упоминается программа« Семь стратегических мостов Татарстана», строительство скоростных автодорог и ВСМ« Москва-Казань». Всего в плане« минимум» 13 инфраструктурных проектов общей стоимостью более 400 млрд рублей, в том числе железная дорога вокруг Казани, паромная переправа Тетюши — Болгар и проект« АлаБег» — автодороги« Нижнекамск — Набережные Челны и «Аэропорт Бегишево — Елабуга — ОЭЗ« Алабуга» и мост через Каму.

Человеческий капитал

Накопление человеческого капитала — начиная от повышения рождаемости до профильной подготовки кадров — прослеживается едва ли не в каждом пункте« Стратегии-2030». «Ключевыми являются социальные направления: миграционная и демографическая политика; образование всех уровней(дошкольное, общее среднее, начальное и среднее профессиональное, высшее). Эти сферы прямо связаны со строгим понятием человеческий капитал, процессами его формирования. Ряд других направлений — здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита — создают дополнительные условия для удержания человеческого капитала в регионе.»

Некоторые цели и задачи« Стратегии» по накоплению человеческого капитала

— создание условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов;

— повышение адресности мер материальной поддержки семей с детьми;

— создание систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях;

— координация« детских сервисов» в дошкольном образовании на уровне муниципалитетов;

— республиканская программа достижения лидерства в образовании в сфере математики и информационных технологий;- снятие нормативных барьеров в развитии негосударственного дополнительного образования детей;

— реализация системы дуального обучения для предприятий высокотехнологичных секторов экономики;

— оптимизация/сокращение сети профессиональных образовательных организаций;

— республиканская программа продвижения имиджа Казани как вузовского центра;

— развитие различных форм страхования здоровья, внедрение механизма индивидуальной ответственности пациента за сохранение своего биологического потенциала;

— повышение общей культуры общения и поведения;

— создание отраслевых центров содействия занятости;

Флагманскими проектами эксперты назвали миграционную программу« Татарстан — центр притяжения населения в Приволжье», «Социальную поддержку инноваторов», формирование сети бизнес-инкубаторов для творческих индустрий, систему непрерывного образования взрослых, а также другие образовательные и социальные программы.

Как будет реализовываться стратегия

Стратегия определена на 15 лет(2016−2030 гг.) и предполагает четыре этапа(три трёхлетних и один шестилетний). При этом раз в три года будет проходить корректировка, а раз в шесть лет — обновление Стратегии. Этапы реализации различаются по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики.

На первом этапе — структурирование системы госпрограмм и импортозамещение. В 2019—2021 гг. экономика начнет« умнеть», на третьем этапе на первый план выйдут кластеры.

« В 2025—2033 гг. произойдет рывок в повышении конкурентоспособности экономики, будут созданы условия достижения глобальной конкурентоспособности республики Татарстан в рамках ряда ключевых направлений. Республика Татарстан сможет занять позицию глобального субъекта — лидера полюса роста ‘Волга-Кама», обеспечивающего развитие субъектов-партнеров и Российской Федерации в целом".

Как это принято, рассматриваются три сценария — инерционный, базовый и оптимистичный. При первом — не преодолеваются ресурсные ограничения и нет ускорения темпов роста экономики, при последнем — создаётся сектор« умной экономики».

Реализация оптимистичного сценария потребует 18 трлн рублей.

В качестве оператора реализации стратегии будет создан система стратегического управления развитием РТ. Её ядром станет ИКАРТ — Институт кластерной активации республики Татарстан.

На сайте проекта опубликован текст первой редакции cтратегии и поясняющие материалы. В январе-марте нынешнего года документ будет обсуждаться и корректироваться. Замечания и предложения можно направлять в адрес министерства экономики РТ и генерального консультанта разработки — Леонтьевского центра, а также в разделе« Обсуждения ».

Однако советник ректора, руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев сомневается, что предложения будут услышаны. «Чтобы учитывать мнение общественности, нужно, чтобы это мнение было. Пока я его не вижу». Алаев сам принимал участие в обсуждении стратегии и в разговоре с корреспондентом портала сайт сказал, что« документ произвел впечатление некоторой оторванности от реальной жизни»:

« Были заложены некоторые позиции, которые непонятно чем мотивированы. Предлагался какой-то туристско-рекреационный кластер протяженностью в полторы сотни километров вдоль Камы. В чем идея? Мало ли что у нас красивое есть. А с практической точки зрения — это окупаемо, не окупаемо? Это примерно как аэроэкспресс до аэропорта.

В Татарстане существует проблема территориального размещения производительных сил и мощностей. Это решалось бы одной скоростной ниткой между юго-востоком и Казанью, было бы гораздо больше рабочей силы. Но это же не предлагалось. А это жизненно важно".

Юрий Алаев считает, что« не надо изобретать велосипед», а стоит обратить внимание на материальное производство.

« Я не вижу какой-то жизненной потребности формировать стратегию, радикальным образом отличающуюся от той, которая реализовывалась и 30 лет назад, и сейчас. У нас есть свои конкурентные преимущества: сложенная база нефтедобычи и нефтепереработки и сохранившийся промышленный комплекс. Эти преимущества надо развивать. Не надо изобретать велосипед, мне кажется. Надо развивать естественные конкурентные преимущества всеми возможными способами. Вот это и будет стратегией реального развития.

Мне бы очень хотелось, чтобы изменения(во второй редакции по сравнению с первой — ред. ) были. Пока что складывается впечатление, что предлагаемая уважаемыми господами из Леонтьевского центра концепция выглядит красиво, но не очень сопрягается с реальными потребностями и возможностями", — сказал Алаев.

Второй этап разработки стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года завершен. Об этом заявил на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым в Москве декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Кудрин.

"Сейчас стратегия меняет хозяина. Раньше это был продукт работы консультантов, а теперь это предмет работы республики", - подчеркнул Кудрин.

Минниханов поблагодарил разработчиков за проделанный масштабный труд. «Следует доработать шероховатости, расписать программу мероприятий и внести в Госсовет, - заявил Минниханов. Пусть комитеты Госсовета вместе с нами работают над «дорожной картой» и другими вопросами».

Над масштабным проектом – стратегией социально-экономического развития «Татарстан-2030» работали специалисты "Леонтьевского центра", международного центра социально-экономических исследований, специализирующегося, в числе прочего, на организации и проведении исследований по проблемам региональной экономики и общественных финансов и оказании консультационных услуг федеральным, региональным и муниципальным органам управления.

Вчера на встрече Президента Татарстана Рустама Минниханова в Москве с деканом факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Алексеем Кудриным было объявлено, что завершился второй этап ее разработки.

Стратегия будет описывать видение будущего Республики Татарстан как глобально конкурентоспособного процветающего региона и фиксировать главные направления действий по реализации намеченного. Важной задачей разработки является создание постоянно действующей системы стратегического управления будущим республики.

Приоритетами Стратегии развития Татарстана 2030, как предполагается, станут:

  • привлечение и удержание человеческого капитала;
  • качество образования;
  • межнациональное и межрелигиозное согласие;
  • промышленная политика;
  • агропромышленный комплекс;
  • пространственное развитие;
  • создание системы управления будущим.

В ходе подготовки первого этапа экспертами было проведено более 100 круглых столов, конференций, семинаров, встреч как в столице республики, так и в районах. Его итоги были презентованы летом 2014 года. Были определены семь стратегических направлений развития экономики республики и три агломерации (Казань, Закамье и Альметьевск), вокруг которых будет выстроена конкурентоспособная среда.

Сейчас, как отметил Кудрин, стратегия меняет хозяина. "Раньше это был продукт работы консультантов, а теперь это предмет работы республики". Далее в работу над "дорожной картой" по реализации проекта включатся комитеты Госсовета РТ.

Мнение эксперта:

По словам доктора наук, профессора, заведующего кафедрой мировой политики и международных экономических отношений КФУ Рината Набиева , необходимость разработок таких программ не вызывает никаких вопросов, это необходимый и выверенный шаг, но всегда следует иметь ввиду несколько моментов.

Первое: принятие планов, как и всякое прогнозирование на долгосрочную перспективу, это дело крайне неблагодарное. Трудно вычислить конкретные показатели на 10-15 лет вперед, любые попытки на этом направлении будут обречены на возможные неточности и просчеты. Но вместе с тем это, конечно, не значит, что не стоит вообще этим заниматься, просто надо всегда учитывать эти факторы и стараться более объективно и взвешенно подходить к таким непростым вопросам.

Второе: сами прогнозы, и поставленные задачи заставляют нас искать новые ресурсы и пути решения поставленных задач. Выявляют необходимость большей гибкости при их реализации.

Третье: нынешнее и тем более будущее благополучие Татарстана может быть основано только на сохранении межнационального и межконфессионального мира и спокойствия в нашем регионе. У нас есть хороший опыт в этом вопросе и необходимо его сохранять и приумножить.

Проще говоря, если регион сохраняет политическую стабильность и предсказуемость, то это является несомненным залогом для привлечения инвестиций бизнеса. Инвестиции идут только туда, где все спокойно, и есть уверенность в завтрашнем дне. Если же мы не будем уделять этим вопросам должного внимания, и не сможем сохранить это наше достояние, то всерьез говорить о каком-либо развитии и тем более прорыве не приходиться.

При этом, трудности только заставляют искать иные ходы-выходы и ресурсы для их исполнения. То есть в итоге мы не должны опускать руки, а еще сильнее мобилизоваться для реализации намеченных планов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама