THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз получал от налоговиков в рамках встречной проверки (Статья 93.1 НК РФ). Безусловно, подготовка документов отвлекает от текущей работы, поэтому есть соблазн на него не отвечать. А бывает, что запрашиваемые документы содержат информацию, которую вам не хотелось бы раскрывать инспекторам. Давать или не давать документы? Если вы не боитесь штрафа за непредставление документов (информации) (Статья 129.1 НК РФ) и готовы отстаивать свою позицию при необходимости даже в суде, наша статья для вас. Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять.

Внимание! Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на 5000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ). Если же вы в течение года еще раз откажетесь исполнять требование, то штраф увеличится до 20 000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ).

Вспомним главное

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагента (Пункт 3 ст. 93.1 НК РФ). При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручения (Пункт 4 ст. 93.1 НК РФ). Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организации (Решение АС Свердловской области от 26.03.2008 по делу N А60-1140/2008-С10), а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информацию (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).
При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужно (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках . Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

Обсуждаем с руководителем
Непредставление документов (информации) налоговикам при "встречке" может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут "прибыльные" расходы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделке (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ). И, так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:
(или ) написать письмо, описав условия сделки;
(или ) просто представить документы по этой сделке.
Кстати, получив требование о представлении информации, можете "обрадовать" контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Когда есть повод не представлять документы (информацию)

Ситуация 1. Требование о представлении документов направлено в обход вашей инспекции
В последнее время это редко, но случается. Налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации. Поэтому направляют требование сразу вам. Вы можете не исполнять его. И оштрафовать вас за это налоговики не смогут. Ведь вы не обязаны представлять документы "чужим" инспекторам (Пункты 3, 4 ст. 93.1 НК РФ). Отказ можно оформить так.

ООО "Космос"
г. Уфа, пер. Российский, д. 66б
ИНН 0276603129/КПП 027601001

Инспекции ФНС России
по г. Электросталь
144000, г. Электросталь,
Больничный проезд, д. 3

В ответ на ваше требование от 22.05.2012 N 15/1058 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как был нарушен порядок истребования документов, установленный п. п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ.

Ситуация 2. В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента
Не пожалейте времени и уточните у контрагента, действительно ли у него проходит проверка. Если он не подтвердит эту информацию, можете отказать налоговикам. А если вас оштрафуют за непредставление документов, обращайтесь в суд. Так, например, один из судов признал штраф неправомерным (Постановление ФАС ПО от 06.09.2011 по делу N А72-8582/2010), в частности, потому, что налоговики запросили документы в связи с ВНП, хотя сама проверка началась только через 7 месяцев.
Но мы советуем быть особо осторожными. Ведь на момент поступления к вам требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и целенаправленно ввести вас в заблуждение, например если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем достоверно. Если же вы стопроцентно уверены, что ВНП у контрагента не проводится, ваш отказ налоговикам может выглядеть так.

В ответ на ваше требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как в ходе телефонного разговора с генеральным директором ООО "Круг" Песковым Ю.А. выяснилось, что решение о проведении выездной проверки должностным лицам данной организации не вручалось и ВНП в отношении ООО "Круг" в настоящее время не проводится, а следовательно, вышеуказанное требование не соответствует положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Ситуация 3. Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования
Запрашивая у вас информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны указать, какая конкретно сделка их интересует (Пункты 2, 3 ст. 93.1 НК РФ). Но на практике часто бывает, что они это не отражают, а просто указывают период, за который хотят получить информацию. Тогда можете написать налоговикам подобное письмо.

В ответ на ваше требование о представлении информации от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как запрашивается информация по взаимоотношениям за период с 2009 г. по 2011 г. и определить, по какой конкретно сделке необходимо представить сведения, невозможно.

А если налоговики вас за это оштрафуют, суды будут на вашей стороне (Постановления ФАС МО от 30.04.2009 N КА-А40/3266-09; ФАС ЗСО от 29.12.2010 по делу N А27-4698/2010).
Ситуация 4. Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации
Например, налоговики проверяют в рамках камеральной проверки декларацию по НДС вашего контрагента за I квартал 2012 г. Однако в ходе встречной проверки просят вас представить счета-фактуры, выставленные в период с 2010 г. по I квартал 2012 г., ведь, по мнению Минфина, в законодательстве отсутствует ограничение по периоду, за который могут быть запрошены документы (Письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519). Если ваши операции с проверяемым контрагентом "чистые", отдайте налоговикам документы за тот период, за который они просят. Если же все документы представлять не хочется, уточните у вашего контрагента, какие из выставленных ему счетов-фактур относятся к периоду, проверяемому камерально, и представьте именно их (Постановление ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09). Представляя документы частично, вы можете дополнить свое сопроводительное письмо следующей записью.

Запрашиваемые в связи с проведением камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2012 г. ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) счета-фактуры N 105 от 09.04.2010, N 229 от 30.08.2010 не могут быть представлены, так как по информации, полученной от главного бухгалтера ООО "Круг" Сосновой З.А., данные документы не относятся к проверяемому периоду.

Ситуация 5. Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении
Потратив время на сверку перечней в требовании и в поручении, вы обезопасите себя от представления лишних документов. Ведь встречная проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента (Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ), а значит, инспекторы именно той ИФНС и решают, какие документы им нужны. Однако вы можете обнаружить, что ваши инспекторы "подправили" перечень истребуемых документов:
(или ) в поручении документов указано больше, чем в требовании . Представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его (Пункт 5 ст. 93.1 НК РФ). Если инспекторы из вашей ИФНС что-то забыли включить в требование, ничего страшного - они выставят новое, на основании которого вы и представите не запрошенные первоначально документы;
(или ) в требовании указано больше документов, чем в поручении . Например, вашим налоговикам очень нужен какой-нибудь договор, но у них нет законных оснований затребовать его у вас. Поэтому они попытаются добыть этот документ не совсем законным способом. Несмотря на то что вы обязаны исполнить требование, представлять документы, которых нет в поручении, не надо. И налоговики не вправе штрафовать за это (Постановление ФАС УО от 27.01.2012 N Ф09-8983/11). Отказываясь представлять документы, отсутствующие в поручении, в письме напишите следующее.

Запрашиваемый в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) договор купли-продажи N 17-к от 27.11.2009 не может быть представлен, так как в поручении ИФНС России по г. Электростали от 01.06.2012 N 12-11/5022, на основании которого выставлено требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431, данный договор не указан.

Когда бухгалтеры ошибочно полагают, что требование можно не исполнять

Иногда бухгалтеры считают, что имеют полное право не представлять документы по требованию. Но на самом деле они заблуждаются.
Ситуация 1. Запрашиваемый документ датируется периодом, превышающим 3 года, предшествующие проверке
Например, при проведении в 2012 г. ВНП вашего контрагента за 2010 - 2011 гг. налоговики просят вас представить конкретный договор, заключенный с ним в 2008 г. В этой ситуации вам придется дать налоговикам то, что они хотят, но только при условии, что данный договор действовал в течение проверяемого периода (то есть в 2010 - 2011 гг.) (Подпункт 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Но это касается только тех случаев, когда указаны реквизиты необходимых налоговикам документов. Если же в требовании указан просто период (например, 2008 - 2011 гг.), вы можете не представлять документы за 2008 г., так как этот период выходит за рамки 3 лет, подлежащих проверке. Однако так поступать мы советуем только в тех случаях, когда контрагент подтвердит вам, что он не представлял уточненку за 2008 г. (Пункт 4 ст. 89 НК РФ).
Ситуация 2. Вы получили требование по "встречке" в тот момент, когда приостановлена ваша ВНП
Документы по встречной проверке в этом случае вам придется представить. Ведь в период приостановления налоговикам запрещается истребовать у вас документы исключительно в рамках вашей ВНП (Пункт 9 ст. 89 НК РФ). А здесь получается, что инспекторы просят документы не для себя, а для своих коллег, проверяющих вашего контрагента. То есть в рамках этого требования проверяют не вас, а его. А соответственно, ограничение по истребованию документов на эту ситуацию не распространяется.

Способы отказать налоговикам в представлении документов есть, но их применение не всегда проходит безболезненно. Поэтому решите для себя, что вам удобнее: дать то, что просят инспекторы, или попробовать отстоять свою позицию. И напоследок хотим вам посоветовать: если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам (со ссылкой на НК) причину своего отказа.

Хорошилов Вадим Николаевич,
старший эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Одним из способов налогового контроля является встречная проверка. Что она из себя представляет, каковы ее цели, порядок проведения и последствия для налогоплательщика? В данной статье мы постараемся не только ответить на эти вопросы, но и представить опыт судебной практики по рассмотрению подобных дел.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц (контрагентов) документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика . В этом случае налоговые органы осуществляют встречную проверку налогоплательщика.

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречная проверка проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик – контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

Условия проведения встречной проверки Существуют два условия, при одновременном выполнении которых фирма может попасть под встречную проверку:

  • если у контрагента компании проводится камеральная или выездная проверка;
  • когда деятельность предприятия непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.
При невыполнении какого-либо из условий налоговики не вправе требовать документы в рамках встречной проверки. И все же нередки ситуации, когда инспекторы запрашивают у фирмы бумаги, имеющие отношение не к проверяемому контрагенту, а к другому предприятию, где налоговая проверка не проводится. Налоговикам эти сведения необходимы потому, что данное предприятие сотрудничает с проверяемой фирмой. Однако такие требования судьи признают неправомерными .

Условия, при которых налоговые органы проводят встречную проверку, в НК РФ не указаны. Но согласно п. 12 Приказа МНС РФ от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 «О возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» налоговые органы должны осуществлять встречные проверки у налогоплательщиков – поставщиков фирм-экспортеров. Налоговики обращаются за сведениями к поставщикам, у которых фирма закупила товары, перепродаваемые за границу, тем самым проверяя вычет НДС по экспортируемым товарам.

Процедура проведения встречных проверок НК РФ не регламентирует процедуру проведения встречной проверки, не ограничивает сроков ее осуществления и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за проверенный или проверяемый налоговый период.

Однако опыт судебной практики выработал общий подход к проведению данного вида проверки. По мнению судей, при встречной проверке должностное лицо налогового органа должно соблюдать общие нормы ст. 93 НК РФ, то есть запрашивать конкретный перечень необходимых сведений (документов) в письменной форме в виде требования . К данному перечню могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Требование может быть передано представителю фирмы лично под расписку или отправлено по почте письмом с уведомлением о вручении. В противном случае нет никаких доказательств, что фирма получила требование, и, следовательно, никаких претензий к ней налоговая инспекция предъявить не сможет .

В конкретной ситуации все зависит от того, законно ли налоговиками запрошены сведения или нет.

Ситуация 1. Если инспекторы оформили требование по всем правилам, и у них действительно есть основания для встречной проверки, то документы представить необходимо. Иначе налоговая инспекция может наложить на фирму и ее должностных лиц штраф в размере 5000 руб. и от 300 до 500 руб. , а затем все равно потребовать нужные сведения7 . Однако налоговой инспекции передаются не оригиналы документов, а заверенные должным образом копии8 (на них должна стоять подпись руководителя), печать фирмы (нотариально заверять документы необязательно)9 . Документы можно отвезти в налоговую инспекцию лично либо отправить по почте в течение пяти рабочих дней (отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда фирма получила требование)10 .

Ситуация 2. В случае, когда документы запрашиваются незаконно, фирма вправе не выполнять требований налоговой инспекции. Однако рекомендуем написать мотивированный отказ, чтобы избегнуть штрафа и судебного разбирательства.

Последствия встречной проверки Предположим, что в ходе встречной проверки контрагента обнаружилось искажение в учете налогоплательщика отдельных финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы. Тогда материалы проведенной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам их рассмотрения, и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика.

Порядок отражения результатов встречной проверки Согласно п. 1.10.2 Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 N 60 о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утв. Приказом МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138, вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать сведения.

"Современный бухучет", N 7, 2004

Основными методами налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговым кодексом РФ предусмотрены три вида проверок: выездные, камеральные и встречные. При этом, если выездным и камеральным налоговым проверкам НК РФ уделяет существенное внимание, о встречных проверках содержится лишь одно упоминание. Поскольку оно является фактически единственным законодательным материалом, определяющим порядок проведения встречных налоговых проверок, приведем это упоминание полностью. Так, в ст.87 НК РФ установлено, что "если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)".

В рамках данной статьи постараемся ответить на основные вопросы, связанные с проведением встречных проверок:

  • Кто может стать объектом встречной проверки?
  • Какой налоговый орган проводит проверку?
  • Каков порядок проведения встречной проверки?
  • К кому, за что и какие меры налоговой ответственности могут быть применены?

Кого могут проверять?

Как видно из определения встречной проверки, она не является самостоятельной процедурой налогового контроля. Налоговый орган вправе истребовать у юридического или физического лица документы, только если его деятельность была связана с налогоплательщиком, в отношении которого проводится выездная или камеральная налоговая проверка, и это лицо располагало сведениями о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отметим, что встречная проверка может проводиться не только у организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками. В НК РФ установлено, что документы истребуются не у налогоплательщика, а у лица. А понятие "лицо" шире, чем понятие "налогоплательщик". В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщики - лица, на которые возложена обязанность по уплате налогов. Так, например, физическое лицо - нерезидент Российской Федерации, не имеющее доходов от источников в Российской Федерации, может не являться налогоплательщиком ни по одному налогу. Но у этого лица могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки, например, при проведении проверки гостиницы, в которой проживало это лицо, в целях определения полноты отражения гостиницей выручки от оказанных услуг.

В последнее время налоговые органы уделяют встречным проверкам существенное внимание. Это связано не только с возможностью использования таких проверок в целях выявления налоговых правонарушений. Так, в соответствии с Приказом МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-06/598 "Об утверждении Методики оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации" показатель удельного веса выездных налоговых проверок, в ходе которых были проведены встречные проверки, определяет один из коэффициентов, характеризующих работу Управлений МНС России. То есть увеличение количества встречных проверок, проведенных в рамках выездной или камеральной проверки конкретного налогоплательщика, улучшает показатель работы налоговых инспекций.

Кроме того, в отдельных случаях МНС России обязывает свои территориальные подразделения проводить встречные проверки при осуществлении выездных или камеральных проверок отдельных категорий налогоплательщиков. Например , в соответствии с Письмом МНС России от 15.06.2000 N АС-6-16/451 "Об усилении контроля за рассмотрением заявлений и документов, представленных организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС" проведение встречной проверки поставщика является для налогового органа обязательной процедурой при решении вопроса о возмещении НДС.

Кто может проверять?

Предположим, что налоговый орган имеет все законные основания провести в отношении организации встречную налоговую проверку. Но какой именно это будет налоговый орган: инспекция, осуществляющая основную проверку, или инспекция, в которой зарегистрирована организация, у которой истребуются документы?

НК РФ этот вопрос не регламентирует. Впрочем, формально НК РФ не урегулирован и вопрос, какой налоговый орган проводит любые другие процедуры налогового контроля. Единственным законным, хотя и косвенным, основанием, определяющим, что налоговый контроль в отношении налогоплательщика осуществляется соответствующей территориальной налоговой инспекцией (в отношении отдельных налогоплательщиков - специализированными налоговыми инспекциями), является п.1 ст.83 НК РФ, в котором установлено, что целью постановки налогоплательщика на учет является проведение налогового контроля.

Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что встречная проверка проводится в целях получения необходимой информации о деятельности "основного" налогоплательщика, можно сделать вывод, что встречную налоговую проверку должна проводить инспекция, осуществляющая выездную или камеральную проверку. На практике же встречная проверка осуществляется инспекцией, в которой на учете стоит лицо, располагающее сведениями. Однако, по нашему мнению, такая практика вряд ли может быть оспорена в судебном порядке. Истребование документов инспекцией по месту регистрации лица, располагающего сведениями, уменьшает издержки на налоговый контроль как налогового органа, так и проверяемого лица, и суд, видимо, не найдет в таком подходе к проверке ущемление прав этого лица.

Как могут проверять?

Проведение встречной налоговой проверки осуществляется путем направления требования о предоставлении документов. Здесь следует отметить, что в соответствии со ст.93 НК РФ налоговые органы не имеют право истребовать у налогоплательщика документы без соответствующего основания. Единственным возможным основанием является проведение в отношении налогоплательщика выездной, встречной или камеральной проверки.

При этом порядок проведения встречных налоговых проверок не предусматривает оформления каких-либо иных документов (таких как решения о проведении выездной налоговой проверки или справки о ее окончании). Поэтому особое внимание следует уделять анализу оформления требования о предоставлении документов.

Итак, если в вашей организации не проводится выездная или камеральная налоговая проверка, а вы получили требование о предоставлении документов - началась встречная проверка.

По нашему мнению, требование, являясь единственным документом, должно содержать четкое указание на то, у кого из партнеров проверяемого лица проводится выездная или камеральная проверка, и какие именно документы истребуются у лица. Информацию, изложенную в требовании, лучше проверить у партнера, у которого проводится основная проверка. Это позволит не только выявить незаконные требования налогового органа, которые могут быть обжалованы в суде, но и сверить с вашим партнером позиции, чтобы не представить в налоговые органы несогласованные данные.

Если все же требование законно (а так чаще всего и бывает), лицо, которому оно адресовано, обязано представить документы налоговому органу в пятидневный срок. Напомним, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ течение срока начинается со дня, следующего за днем вручения требования. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Например , требование о предоставлении документов было вручено организации в понедельник. Следовательно, срок начинает течь со вторника. Последний день срока приходится на субботу, а это означает, что документы по требованию должны быть представлены в следующий понедельник Кроме того, абсолютно необязательно бежать в налоговую инспекцию, стоять в очереди и лично предоставлять документы. Можно направить требуемые документы в понедельник по почте.

Кого могут наказать?

Что же произойдет, если лицо, получившее требование, его проигнорирует или представит документы позже назначенного срока?

Помимо того, что непредставление документов повлечет нежелательные последствия для партнера, у которого проводится выездная или камеральная проверка (сведения, которые он представил, не подтвердятся вашими документами), к вам может быть применена налоговая ответственность по п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Следует отметить, что в данной статье НК РФ речь идет именно об организации, а не о любых лицах (т.е. если документы не представляет физическое лицо, к нему штрафные санкции применены не будут). При этом для применения налоговой ответственности организация должна располагать истребуемыми документами.

Взыскание налоговых санкций осуществляется только в судебном порядке. НК РФ устанавливает предельный срок для обращения налогового органа в суд - шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Какие еще последствия может повлечь встречная проверка? Может ли по результатам встречной проверки быть взыскана недоимка, пеня или штраф? И кто станет объектом такого взыскания: налогоплательщик, у которого проводится основная налоговая проверка, или лицо, у которого истребованы документы?

В отношении налогоплательщика, у которого проводится основная проверка, все достаточно ясно. Документы, полученные при встречной проверке, могут стать доказательством недоплаты налогов и совершения налогового правонарушения. (Например , если в ходе встречной проверки будут выявлены отгрузочные документы, не включенные налогоплательщиком в выручку, этот факт найдет отражение в акте по итогам выездной проверки и соответствующем решении.)

В отношении же налогоплательщика, у которого истребовались документы, все несколько сложнее. Предположим, что в ходе встречной проверки у этого налогоплательщика выявлено завышение расходов в связи с несвоевременным оприходованием полученных материалов. Может ли налоговый орган взыскать недоплаченный налог и пени?

В соответствии со ст.69 НК РФ недоплаченный налог взыскивается на основании требования налогового органа об уплате налога. Статьей 70 НК РФ предусматриваются ограничительные сроки для выставления такого требования: оно должно быть выставлено не позднее трех месяцев с момента наступления срока для уплаты налога либо в течение десяти дней после принятия решения по итогам проведения налоговой проверки. При этом, по нашему мнению, встречная проверка в данном контексте не может быть отнесена к налоговым проверкам по следующим основаниям <*>:

  • в соответствии со ст.87 НК РФ рассматриваемая нами процедура по истребованию документов называется встречной проверкой, а не встречной налоговой проверкой;
  • проведение встречной проверки не предусматривает вынесения решения по отношению к лицу, у которого истребуются документы.
<*> Арбитражная практика по данному вопросу в открытых источниках отсутствует.

Таким образом, по нашему мнению, взыскание налогов и пени с лица, у которого были истребованы документы, возможно только в случае, если с момента окончания срока для уплаты соответствующего налога прошло менее трех месяцев. Конечно, если налоговому органу станет известно о недоплате налога, скорее всего, будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки (если соответствующий налоговый период не проверялся ранее).

Иная ситуация складывается в отношении взимания штрафов. В соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев с момента обнаружения налогового правонарушения. Другое дело, что доказывать факт налогового правонарушения придется налоговому органу, а сделать это на основании документов, полученных в ходе встречной проверки, будет крайне затруднительно.

Я.И.Кротов

Генеральный директор

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПРОВЕРКИ: ВЫЕЗДНЫЕ, КАМЕРАЛЬНЫЕ, ВСТРЕЧНЫЕ

М. МАРКОВА
Мария Маркова, советник налоговой службы II ранга.
В соответствии с положениями ст. 31 НК РФ одним из полномочий налоговых органов является проведение налоговых проверок.
Налоговая проверка - это форма осуществления налогового контроля, позволяющая наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Порядок проведения проверок регламентирован главой 14 НК РФ.
Статья 87 НК РФ устанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее - налогоплательщики), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" от 28 февраля 2001 г. N 5 указанная норма имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Порядок проведения камеральных налоговых проверок установлен ст. 88 НК РФ.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Для проведения камеральной налоговой проверки какого-либо специального решения руководителя налогового органа не требуется. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Сроки представления декларации, а также перечень представляемых документов определяются в отношении каждого налога.
Основное содержание камеральной проверки - анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
В случае если во время проведения камеральной налоговой проверки выявляются ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено.
На выявленные по результатам камеральной проверки суммы доплат по налогам налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Порядок проведения выездных налоговых проверок предусмотрен ст. 89 НК РФ. Выездные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика.
В отличие от камеральной, для выездной налоговой проверки требуется решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое оформляется в соответствии с требованиями, установленными Приказом МНС России "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок" от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 (в ред. от 7 февраля 2000 г.).
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента может проводиться по одному или нескольким налогам.
Статья 87 НК РФ устанавливает, что запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением правил ст. 87 НК РФ (о периоде, который может быть охвачен проверкой, о круге лиц, в отношении которых проводится выездная налоговая проверка).
В случае выявления в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки фактов налогового правонарушения налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Случаи, требующие увеличения продолжительности выездной налоговой проверки, устанавливаются вышестоящим налоговым органом самостоятельно на основании имеющейся у него информации.
Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:
- проведение проверок крупных налогоплательщиков - организаций;
- необходимость проведения встречных проверок и (или) направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте);
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
- иные исключительные обстоятельства.
Следует отметить, что НК РФ не возлагает на налоговые органы обязанности по доказыванию налогоплательщику необходимости увеличения продолжительности проведения выездной налоговой проверки.
Кроме того, по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка может быть приостановлена (в акте налоговой проверки приводится дата и номер такого решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена).
При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на 1 месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Выездные налоговые проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика, так и независимо от него.
Следует отметить, что срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о представлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен в ст. 6.1 НК РФ.
Согласно указанной статье сроки, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой или истечением периода времени. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с положениями абз. 9 ст. 6.1 НК РФ течение срока, исчисляемого днями, начинается со дня, следующего за днем, с которым связывается начало этого срока. При этом не принимается во внимание, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими.
Вместе с тем если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, - штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Если налогоплательщик отказывается выдать документы добровольно, то проводится выемка документов. Выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, утверждаемого руководителем налогового органа.
По общему правилу изымаются копии документов.
Согласно положениям ст. 94 НК РФ в случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При этом налоговые органы изготавливают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются.
Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов.
ВСТРЕЧНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Статьей 87 НК РФ определено, что, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Встречная проверка состоит в истребовании документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющихся у других лиц, с последующим сопоставлением их данных с данными, отраженными в документах самого проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных.
В связи с этим налоговые органы вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика и иных лиц документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющие отношение к предмету соответствующей налоговой проверки.
Следует учитывать, что в рамках встречной проверки истребование документов, относящихся исключительно к деятельности организации-контрагента или к деятельности организации-контрагента, связанной с иными лицами, не допускается.
В случае непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике в ходе встречной проверки, выразившегося в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, к лицам, совершившим данное правонарушение, налоговым органом может быть применена ответственность, установленная п. 2 ст. 126 НК РФ (взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.).
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества, производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов, привлекать экспертов, специалистов, истребовать необходимые для проверки документы, изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной работе, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее определенной формы проведения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт выездной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 100 НК РФ и Инструкцией МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
В случае если проверкой не выявлены факты нарушений законодательства о налогах и сборах, в акте делаются соответствующие записи. Решение по таким актам не принимается.
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт проверки подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт проверки вручается налогоплательщику либо его представителю.
Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта проверки в данном случае считается шестой день начиная с даты его отправки.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.
Поэтому при отсутствии акта выездной налоговой проверки решение (постановление) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требование об уплате недоимки, пени и штрафов должны рассматриваться как вынесенные без наличия законных оснований.
Пункт 5 ст. 100 НК РФ предусматривает, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом он вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) и в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении указанного срока акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. На эту процедуру отводится 14 дней.
Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В указанном решении излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные правонарушения с указанием статей НК РФ.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ указанное требование направляется налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно пункту 3.4 Инструкции МНС России "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" такое решение выносится только при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно содержать изложение обстоятельств, вызывающих такую необходимость, а также перечень конкретных дополнительных мероприятий.
В этих рамках допускается проверка представленных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, назначение экспертизы, получение от налогоплательщика и свидетелей пояснений (показаний) по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля.
Согласно положениям ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ПРИКАЗ МНС РФ от 08.10.1999 N АП-3-16/318
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК"
ПРИКАЗ МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
НАЛОГАМ И СБОРАМ ОТ 10.04.2000 N 60 "О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ АКТА
ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИЯХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ"
(вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 10.04.2000 N 60)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9
от 11.06.1999
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ
ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Бизнес-адвокат, N 22, 2003

К амеральная налоговая проверка - это проверка налоговой декларации (расчета) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Она проводится в автоматическом режиме без извещения налогоплательщика (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ):

  • в налоговой инспекции (инспекторы не выезжают к налогоплательщику);
  • проводится инспекторами без какого-либо специального разрешения руководителя инспекции;
  • максимальный срок проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • если до окончания проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация, то проверка предыдущей декларации прекращается и начинается камеральная проверка на основе новой декларации.

В определенных случаях налоговики вправе запросить у вас пояснения и истребовать документы, касающиеся камеральной проверки.

Получение налогового требования

Учитывая, что сроки представления документов строго регламентированы, разъясним, что понимается под датой получения налогового требования.

При направлении требования по почте датой его получения считается 6-й рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). См. Пример 2.

При направлении требования через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в этом личном кабинете (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При направлении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) датой его получения считается дата, указанная в квитанции о приеме, отправленной в инспекцию (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). Если вы относитесь к лицам, обязанным представлять декларации в электронной форме, то при получении требования в электронной форме вы обязаны отправить квитанцию о приеме. Указанная квитанция передается в электронной форме по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документов налоговиками (п. 5.1 ст. 23 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В случае уклонения от данной обязанности налоговые органы вправе заблокировать ваш банковский счет (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Налоговое требование может быть также вручено лично под расписку .

Представляем пояснения

Если в декларации не обнаружено никаких ошибок, а также нет оснований для углубленной проверки, то камеральная проверка закончится и никаких требований к вам не поступит.

Если же в ходе проверки декларации будут обнаружены ошибки, нестыковки, признаки налогового правонарушения, то налоговики вас попросят внести исправления в декларацию либо представить пояснения . Сделать это надо в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования (п. 2 и 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с пояснениями вы вправе представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). Зачастую и сами налоговики в требовании о представлении пояснений указывают документы, которые надо приложить к письму.

Пример 1

Свернуть Показать

В 2016 г. многие предприятия получили требования о представлении пояснений по представленному расчету по форме 6-НДФЛ (в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ). Для того чтобы убедиться в правонарушении, налоговики в требованиях указывали о необходимости приложить к пояснениям карточки счетов по НДФЛ (68.1) и по заработной плате (70), документы, подтверждающие выплату дохода, своды по заработной плате.

С этого года несвоевременное представление в инспекцию пояснений в случае непредставления уточненной налоговой декларации грозит штрафом в 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа уже в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Представляем документы

При проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения. К примеру, запрос по истребованию документов правомерен в следующих случаях (п. 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ):

  • если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению, то понадобятся документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;
  • при использовании налоговых льгот предоставляются необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также документы, подтверждающие право на эти льготы;
  • по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, – документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Истребованные документы следует представить в течение 10 рабочих дней (20 дней – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при проверке иностранной организации) со дня получения требования (п. 3 ст. 93 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если вы не имеете возможности представить документы в течение установленного срока, то следует попросить отсрочку . Сделать это надо на следующий день после получения требования. В уведомлении (Пример 4) указывают причины, по которым документы не могут быть своевременно представлены и новый желательный для вас срок (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В течение 2 дней со дня получения такого уведомления налоговики вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если причина невозможности своевременного представления документов уважительная, то чиновники обычно удовлетворяют ходатайства.

Пример 2

Расчет срока представления документов по требованию налоговиков для камеральной проверки

Свернуть Показать

Чтобы вам легче было ориентироваться, посмотрите на календарь февраля 2017 года, где жирным шрифтом выделены выходные и нерабочие праздничные дни этого месяца, которые в расчете участвовать не будут, т.к. НК РФ в рассматриваемой ситуации оперирует только рабочими днями.

Допустим, заказное письмо с требованием представить документы для камеральной налоговой проверки налоговая отправила заказным письмом через «Почту России» в среду 01.02.2017. На следующий день начинает течь срок из 6 рабочих дней, отведенный на его получение налогоплательщиком, он заканчивается 09.02.2017 (эти дни выделены серой заливкой).

10 рабочих дней , в течение которых налогоплательщик должен представить затребованные документы (например, выслать по почте заказным отправлением с сопроводительным письмом и описью вложений, либо привезти в налоговую лично, либо доставить их иначе). Эти дни выделены в календаре оранжевой заливкой.


Пример 3

Расчет срока представления документов по требованию налоговиков для встречной проверки

Свернуть Показать

Допустим, заказное письмо с требованием представить документы для встречной налоговой проверки налоговая отправила заказным письмом через «Почту России» в среду 01.02.2017. Как и в предыдущем примере данное требование считается полученным 09.02.2017 (эти дни выделены серой заливкой).

Со следующего дня (10.02.2017) начинаем отсчитывать 5 рабочих дней , в течение которых налогоплательщик должен представить затребованные документы (они выделены в календаре оранжевой заливкой).


Пример 4

Свернуть Показать

Штрафы за непредставление документов:

  • на должностных лиц – до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
  • на организацию – 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 и п. 1 ст. 126 НК РФ).

Еще более существенно то, что налоговики могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения. Тогда без доказательств в виде первички вы лишитесь учтенных расходов и налоговых вычетов. В этих случаях сумма штрафов очень серьезная.

Заверяем копии документов

Хотя в НК РФ в статье 88 и иных, а также в требовании налоговиков говорится о представлении «документов», на деле речь обычно идет о представлении заверенных копий интересующих налоговиков бумажных первичных учетных и др. документов. Оригиналы при этом остаются у налогоплательщика, который опирается в данном случае на п. 2 ст. 93 НК РФ.

Причем нотариуса посещать не надо, копии можно заверить самостоятельно. Налоговики считают, что при этом следует опираться на терминологический ГОСТ Р 7.0.8-2013 и ГОСТ Р 6.30-2003 по оформлению организационно-распорядительной документации (см. письма Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142 и от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122).

Получается, что налоговикам хватит и укороченного варианта заверительной надписи на копии документа (как в Примере 5). Но если у вас процедура заверения копий регламентирована и следует указаниям нормативных документов, требующих внесения в нее еще и информации о местоположении оригинала, с которого изготовлена данная копия, то такое оформление заверительной надписи ошибкой не будет. Просто налоговиками это воспримется как избыточная информация.

Какие варианты заверения копии существуют, мы подробно разобрались в статье «Как организации отразить изъятие ее документов и дел? »

Удостоверять верность копии своей подписью должно уполномоченное должностное лицо (обычно это директор, главбух или их заместители; из них только руководитель фирмы имеет право действовать без доверенности (п. 3 ст. 29 НК РФ)).

Из-за большого объема такой работы целесообразно изготовить соответствующий штамп.

И не забывайте ставить оттиск печати ().

В аналогичном порядке заверяют карточки бухгалтерских счетов и различную аналитику, распечатанную из бухгалтерских программ.

Пример 5

Свернуть Показать

Если же говорить о правомерности подшивок документов , то в Налоговом кодексе сказано, что листы документов должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми налоговой службой (п. 2 ст. 93 НК РФ). Указанные требования до сих пор не утверждены, так что продолжаем руководствоваться разъяснениями чиновников ненормативного характера.

Ранее ФНС и Минфин говорили о недопустимости представления в налоговый орган подшивки документов, заверенной только на ее обороте (см. письма Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849 и от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374, ФНС России от 02.10.2012 № АС-4-2/16459).

Но позже вышло письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, которое разрешило так поступать «впредь до нормативного правового регулирования этого вопроса». Причем чиновники выдвигают :

  • при формировании сшивов необходимо обеспечить сохранение целостности документов / копий в них, а также возможность их свободного чтения и копирования;
  • сшив формируется объемом не более 150 листов с указанием арабскими цифрами сплошной нумерации листов, начиная с единицы;
  • все листы в сшиве прошиваются на 2–4 прокола прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа и связываются. На оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка (в виде прямоугольника размером примерно 40–60 мм на 40–50 мм). Наклейка должна закрывать место скрепления прошивки полностью, за пределы наклейки могут ­выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2–2,5 см;
  • на бумажной наклейке проставляется заверительная надпись, в которой указывается количество (арабскими цифрами и прописью) пронумерованных листов. Заверительная надпись подписывается руководителем или иным представителем ­организации с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания;
  • заверительная надпись опечатывается печатью организации (при наличии). Печать ставится таким образом, чтобы частично захватывала бумажную наклейку, заклеивающую концы нити, личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего документы (копии документов);
  • такие сшивы представляются в налоговые органы с сопроводительными письмами, в которых указываются реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом из них.

Но будучи главным бухгалтером, при необходимости заверить небольшое количество копий предпочитаю обходиться без сшивов, заверяя каждый документ во избежание лишних вопросов и претензий от налоговиков. При большом объеме запрашиваемых документов сшивы их копий конечно выручают.

Если сам документ многостраничный , то возможны следующие варианты заверения его копии (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@):

  • заверение каждого отдельного листа (как показано в Примере 5);
  • прошивка многостраничной копии документа и заверение ее в целом.

При прошивке многостраничного документа необходимо, согласно письму Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, распространенному по налоговым органам письмом ФНС России от 29.08.2014 № АС-4-2/17341 (см. Пример 6):

Представляем бумажные документы

Способ представления документов в налоговый орган определяется организацией самостоятельно (письмо ФНС России от 25.11.2014 № ЕД-4-2/24315). Обычно заверенные бумажные копии документов подаются лично (или через представителя) либо по почте заказным письмом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Пример 6

Свернуть Показать

Пример 7

Свернуть Показать

При отправке документов почтой . Чтобы сэкономить время, можно заполнить бланк на сайте «Почты России» по адресу https://pochta.ru/form?type=F107, распечатывается он сразу в 2 экз. на листе (см. Рисунок 1), далее берете его с собой в почтовое отделение. При заполнении данной формы на сайте следует учесть, что количество знаков в строке весьма ограничено, поэтому формулировки придется сокращать.

Также копии бумажных документов могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме (путем сканирования) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ). Налоговики в письмах от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@ и от 09.12.2015 № ЕД-4-2/21577 уточнили, что налогоплательщик вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых документов, а только перечисленных в приказе ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Этим же приказом утвержден и электронный формат описи документов.

Возможность представления документов в виде скан-образов установлена для:

  • договоров (соглашений, контрактов), дополнений и изменений к ним;
  • спецификаций (калькуляций, расчетов) цен (стоимости);
  • актов приемки-сдачи работ (услуг);
  • счетов-фактур, в т.ч. корректировочных;
  • товарно-транспортных и товарных накладных (ТОРГ-12);
  • грузовых таможенных деклараций / транзитных деклараций, в т.ч. добавочных листов к ним.

Документы, которые направлены в виде скан-образов по ТКС, не требуют предварительного заверения печатью и подписью на бумаге, так как заверяются электронной подписью (письмо ФНС России от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Электронные документы по утвержденным форматам

Представление документов в электронной форме допускается только в том случае, если они составлены по утвержденным ФНС форматам. Речь идет о следующих документах:

  • счет-фактура, в т.ч. корректировочный; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; книга покупок и книга продаж, в т.ч. дополнительные листы к ним (форматы утверждены приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);
  • товарная накладная (ТОРГ-12) и акт приемки-сдачи работ (услуг) (форматы утверждены приказами ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@, от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@);
  • о передаче товаров при торговых операциях (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@).

Представление указанных документов осуществляется по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ). Формат описи электронных документов утвержден приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

Обратите внимание: если пояснения по декларации по НДС запрошены у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, то пояснения следует направить в электронной форме по ТКС. При этом пояснения на бумажном носителе не засчитываются (п. 3 ст. 88 НК РФ). С 2017 г. штраф за это составит 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Электронные документы по неутвержденным форматам

Обязательно сделайте отметку о подписании документа электронной цифровой подписью (письма ФНС России от 09.09.2015 № СА-4-7/15871, Минфина РФ от 11.01.2012 № 03-02-07/1-1 и от 11.01.2012 № 03-02-07/1-2). Законодательство не содержит требований к форме таких отметок. Учитывая, что информация об электронной подписи уже содержится в электронном документе, достаточно отметки: «Документ подписан электронной цифровой подписью».

Пример 8

Свернуть Показать

Когда необходимо представить подлинники?

В случае необходимости инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Поскольку камеральная налоговая проверка проводится в инспекции, то и ознакомление с подлинниками документов происходит там же (п. 3 письма Минфина РФ от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1).

Необходимость в подлинниках может возникнуть, в частности, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, имеющимся в инспекции (п. 2 письма Минфина РФ от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1). В этом случае проверяемому лицу вручается соответствующее уведомление (подп. 7 п. 2.8 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Учтите, что не допускается замена подлинника документа его электронным скан-образом, подписанным электронной подписью (письмо ФНС России от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

Повторное истребование документов

Налоговики не вправе требовать у организации документы, ранее уже представленные в инспекцию при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). К примеру, при камеральной проверке уточненной декларации инспектор не может требовать документы, которые были представлены при проверке первичной декларации.

Между тем если документы представлялись в связи с запросом по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок, то при камеральной проверке их придется повторно предъявить (п. 2 письма ФНС России от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304). Правомерен запрос и в случае, когда ранее представленные документы были утрачены налоговиками вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимой силы) (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Представление документов для встречной налоговой проверки

Встречные проверки – это самый распространенный способ налогового контроля. При этом само понятие встречных проверок давно отсутствует в законодательстве. В то же время ст. 93.1 НК РФ позволяет налоговикам истребовать у организаций практически любые документы и информацию о других фирмах, с которыми те сотрудничали.

Обычно такие проверки проводятся для выяснения реального существования контрагентов и сопоставления документов, осевших у сотрудничавших фирм. Документы необходимы для подтверждения совершенных сделок, по которым были учтены расходы либо вычеты по НДС.

О том, что в отношении вашего контрагента идет проверка, вы узнаете из требования о представлении документов (информации), которое пришлет ваша налоговая инспекция. К нему должна быть приложена копия поручения от инспекции контрагента (п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ), но и при ее отсутствии требование придется исполнить (об этом свидетельствует судебная практика).

Такое требование о представлении документов следует исполнить в течение 5 рабочих дней со дня получения либо в тот же срок сообщить, что не располагаете указанными документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). См. Пример 3.

Истребуемые документы представляют в виде заверенных копий по тем же правилам, как и для камеральных проверок (п. 5 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93 НК РФ). Учтите, что законодательство не содержит конкретного переченя истребуемых налоговыми органами документов. Так что это могут быть любые документы , содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого лица (письма ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136). Не установлено ограничений и по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (письмо Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519).

Налоговики вправе запросить не только копии документов, но и различные пояснения относительно контрагента. К примеру, информацию об условиях совершения сделки (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869). Так что следует письменно ответить на все вопросы.

Если вы не имеете возможности своевременно передать документы (информацию), то следует попросить отсрочку (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Уведомление о продлении сроков представляют в порядке, аналогичном для камеральных проверок, см. Пример 4 (п. 5 ст. 93.1 и п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если требуемые документы утилизированы в связи с истечением сроков хранения, то это также придется документально подтвердить (например, актом об уничтожении).

Неисполнение требования инспекции грозит существенными штрафами. Административный штраф на должностное лицо составляет до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Штрафы на организацию:

  • за непредставление в установленные сроки истребуемых документов о других налогоплательщиках – 10 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 и 2 ст. 126 НК РФ);
  • несвоевременное сообщение истребуемой информации – 5 000 руб., а за повторное деяние, совершенное в течение года, – 20 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Выемка документов

По нашему мнению, правомерность выемки документов, проведенной в процессе камеральной или встречной проверки, сомнительна.

С одной стороны, она должна проводиться на основании постановления при выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 94 НК РФ).

С другой стороны, в случае отказа организации от представления запрашиваемых документов налоговики вправе произвести их принудительную выемку (п. 4 ст. 93 НК РФ). Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ, в случае отказа представить документы налоговики вправе производить выемку, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (письмо Минфина РФ от 07.06.2006 № 03-02-07/1-141).

Но спорить на тему правомерности выемки бессмысленно, т.к. ничто не мешает налоговикам провести выездную проверку после камеральной либо встречной, и в этом случае выемка документов будет абсолютно законной. О ней мы подробно поговорим в следующем номере журнала в статье «

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама