THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Доброго времени суток всем читателям моего автоблога!

Сегодня я расскажу вам о том, что покрывает ОСАГО в плане возмещения убытков по автогражданской ответственности.

Ущерб, нанесенный автотранспортом на дорогах, может быть разным, как и страховая выплата по нему. Бывает, что автомобилисты не знают являются ли их случаи страховыми и из-за этого они могут потерять всю или значительную часть суммы возмещения.

Закон об ОСАГО в РФ, особенно в последнее время, обновляется довольно часто – что-то туда добавляется, что-то удаляется. И это может запутать даже опытных водителей, знакомых только со старыми правилами.

Прочитав данный материал, вы защитите себя от обмана со стороны страховщиков и будете точно знать на какой объем возмещения можно рассчитывать при ДТП или других страховых случаях.

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны.»

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.

Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).

Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!

Дорожно-транспортное происшествие – событие ужасно неприятное. С ним связаны не только повреждение автомобиля и причинение вреда здоровью людей, но и волокита, связанная с получением страховки. Многие автовладельцы, не особо вникающие в тонкости получения причитающихся выплат, испытывают серьезные трудности при осуществлении процедуры. Но если знать весь порядок и учитывать некоторые нюансы, то страховые выплаты будут получены максимально быстро и без лишних проблем.

○ Порядок получения выплат.

✔ Действия при ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие обязательно должно быть зафиксировано. Для этого необходимо вызвать, в первую очередь, сотрудников ДПС, которые составят соответствующий протокол. В случае серьезного ДТП, как правило, приезжают представители следственных органов и составляют собственный протокол осмотра места происшествия, а также делают фотографии.

Для обращения в страховую компанию можно попросить сделать копию протоколов и снимков, что будет лучшим доказательством происшествия. Если есть возможность, нужно обязательно сделать собственные фотографии с разных ракурсов. Отличным подспорьем будут и записи с авторегистраторов или камер наблюдения (копии последних можно запросить в органах ГИБДД).

✔ Документы для страховой.

Согласно п. 3.10 Положения, в общем порядке необходимо предоставить следующие бумаги:

  1. Заявление. Его может составить как сам потерпевший, так и его представитель (в последнем случае также требуется копия доверенности). Образец можно взять у сотрудников страховой компании.
  2. Документ, удостоверяющий личность. По общему правилу – паспорт, для потерпевших, не достигших 14 лет, - свидетельство о рождении.
  3. Банковские реквизиты. Это требуется в случае, если выплата осуществляется в безналичном порядке.
  4. Справка о ДТП. Документ предоставляется подразделением органа ГИБДД, сотрудники которого фиксировали происшествие.
  5. Извещение о ДТП. Его необходимо составить владельцу полиса ОСАГО и отправить в страховую компанию даже в случае, когда составлен протокол о ДТП сотрудниками ГИБДД.
  6. Копия протокола об административном правонарушении. Документ выдается сотрудниками подразделения органа ГИБДД в случае, если было заведено соответствующее дело по статье КоАП.

В случае необходимости подтверждения дополнительных фактов, влияющих на размер выплачиваемой суммы, нужно также предоставить соответствующие документы (к примеру, для подтверждения смерти потерпевшего нужно предоставить свидетельство о смерти).

✔ Подача документов.

Перечисленные документы подаются в страховую компанию, которая указано в договоре ОСАГО. Самый надежный вариант подачи – непосредственно в офис страховщика. В зависимости от организации, можно либо записаться, либо оставить заявку, либо в порядке живой очереди предоставить сотруднику, отвечающему за выплаты по ОСАГО, все бумаги. Положение о правилах ОСАГО позволяет потерпевшим подавать документы по почте или в электронной форме. Данные способы могут быть намного удобнее, однако они не гарантируют стопроцентную передачу документов, поскольку письма имеют свойство теряться по самым разнообразным причинам. Кроме того, при почтовом или электронном предоставлении всех копий все равно потребуется обязательное обращение в страховую компанию с оригиналами.

✔ Ответ страховой.

Сроки, в которые страховая компания должна ответить на заявление потерпевшего о выплате страховых сумм, четко указаны в Положении о правилах ОСАГО. Согласно п. 4.22, по общему правилу, страховщик обязан рассмотреть заявление и отправить на него ответ в 20-дневный срок. В случае, когда страховая компания согласна на прямую оплату ремонтных работ, время ответа увеличивается до 30 дней. При этом учитываются календарные дни, то есть вместе с выходными, за исключением праздничных нерабочих. Ответ страховщика обычно содержит либо согласие на выплату, либо отказ. Однако страховая компания может также предложить внести изменения или замечания в предложенные условия. В таком случае к ответу прилагаются дополнительные документы (в частности, результаты экспертной оценки ущерба). Обычно такие ситуации регулируются в непосредственном общении страховщика и страхователя.

✔ Как получить выплату.

Выплачиваться сумма при наступлении страхового случая может несколькими способами:

  1. Единовременная выдача денежной суммы в полном размере. Является наиболее распространенным и простым вариантом.
  2. Частичная выплата денежной суммы с дополнительным заключением договоров об оказании услуг, которые покрываются оставшейся суммой (по согласованию сторон в случае необходимости). Как правило, это касается выполнения работ и оказания услуг по восстановлению транспортного средства.
  3. Выплата денежных средств напрямую медицинской организации, оказывающей помощь потерпевшему (полностью или частично).

Важно отметить, что выплата средств за вред здоровью или жизни по ОСАГО не влияет на получение причитающихся сумм по личному страхованию.

○ Суммы выплат.

Согласно пп. «б» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплачиваемой суммы не может превышать 400 тысяч рублей. Данное положение распространяется на случаи как полной гибели авто, так и частичного повреждения. В первой ситуации размер выплаты устанавливается в соответствии с абз. 2 п. 4.15 Положения и равен действительной стоимости транспортного средства на момент наступления страхового случая за вычетом стоимость годных остатков. В случае частичного повреждения автомобиля размер выплаты равен стоимости полного ремонта, при этом учитывается средняя цена восстановительных работ, сложившаяся в регионе. Исключением является наличие в договоре пункта о возмещении вреда в натуре. При необходимости замены изношенных деталей на них начисляется не более 50% от номинальной стоимости.

Что же касается возмещения вреда здоровью, согласно пп. «а» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплаты не может превышать 500 тысяч рублей. Конкретный размер суммы устанавливается в соответствии с тяжестью причиненного вреда, а также его последствий (различные степени утраты трудоспособности и дееспособности).

Если потерпевший не согласен с размером выплаты, согласно п. 5.1 Положения, он может предоставить страховой компании претензию. В ней должны содержаться расчеты, а также иные доказательства собственной позиции. Споры возникать могут в следующих ситуациях:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств страховой компанией.
  • Несогласие с размером выплаты.
  • Несоблюдение станцией техобслуживания, где проводится ремонт по указанию страховщика, сроков возврата автомобиля.
  • Нарушение иных обязательств страховщиком.

Внесудебное урегулирование разногласий не всегда приводит к плодотворным результатам, поэтому чаще всего заканчиваются споры именно в органах правоcудия.

○ Отказ в выплате, основания.

Страховая компания имеет полное право не выплачивать страховое возмещение только в определенных случаях. К основаниям, установленным п. 5.2 Положения, относятся следующие ситуации:

  1. Подача заявления лицом, которое не является потерпевшим, либо не имеет доверенность, позволяющую обратиться в интересах потерпевшего.
  2. Непредоставление оригиналов документов по требованию страховой компании.
  3. Отсутствие банковских реквизитов при заявлении о безналичном переводе.
  4. Непредоставление автомобиля для оценки повреждения по требованию страховой компании.

Кроме того, страховщик может отказать и в случаях наступления так называемого страхового риска. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО», он наступает в следующих ситуациях:

  1. Причинение вреда автомобилю, не указанному в договоре ОСАГО.
  2. Причинение морального вреда или упущенной выгоды.
  3. Причинение вреда в момент проведения спортивных соревнований, учебной езды в местах, специально отведенных для этих целей.
  4. Повреждение антиквариата, драгоценных металлов, ценных бумаг.
  5. Повреждение груза, перевозимого в прицепе или специальном оборудовании, в том числе при его погрузке или разгрузке.
  6. Причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при их перевозке, осуществляемой в качестве профессиональной деятельности (если вред подлежит возмещению по иным договорам страхования).
  7. Возмещение работодателем убытков, причиненных работнику.
  8. Загрязнение окружающей среды.
  9. Причинение вреда работникам, если имеются иные договоры страхования.

Если наличие данных оснований оспаривается потерпевшим, нужно обязательно подать сначала претензию в страховую компанию. В случае ее неудовлетворения выход остается один – судебное разбирательство.

○ Когда страховая может воспользоваться правом регрессного требования.

Регресс – это требование страховщика к лицу, ставшему виновником ДТП. Причинивший вред гражданин не обязан возмещать вред страховой компании самостоятельно, поскольку для этого требуется обращение организации.

Часть 1 Статьи 1081 ГК РФ:

  • «Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом».

Основания, по которым страховая компания имеет право на регресс, указаны в ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО»:

  1. Отсутствие у лица, причинившего вред, права управления автомобилем.
  2. Лицо скрылось с места происшествия.
  3. Вред причинен лицом в состоянии опьянения.
  4. Вред здоровью и жизни причинен в результате умысла.
  5. Вред наступил в период, когда договор не действовал (при указании на то в договоре).
  6. ДТП прошло без участия сотрудников ГИБДД, при этом лицо, причинившее вред, также направило извещение в страховую компанию.
  7. Лицо, которому причинен вред, не включено в договор ОСАГО (при указании в договоре о действии на определенный круг лиц).
  8. Лицо, причинившее вред, приступило к ремонту до истечения 15 дней, необходимых для передачи авто страховщику.
  9. Срок действия диагностической карты истек на момент наступления страхового случая.

○ Получение выплат через суд.

Страховое возмещение не всегда легко и без вопросов выплачивается страхователю. Страховая компания может занижать выплаты, отказывать в их передаче потерпевшему, затягивать процесс перечисления или ремонта автомобиля. Во всех этих случаях сначала подается претензия, однако в случае ее неудовлетворения дело решается в районном суде по месту нахождения страховой компании.

Для обращения в орган правосудия необходимо подать следующий пакет документов:

  1. Исковое заявление, составленное в соответствии со ст. 131 ГПК РФ. В случае, если у истца юридических знаний нет, нужно доверить составление адвокату или иному юристу.
  2. Копия паспорта.
  3. Копия документов, удостоверяющих право собственности на автомобиль. К ним относятся свидетельство о регистрации, а также технический паспорт транспортного средства. Данные документы подаются в случае причинения вреда автомобилю.
  4. Копия договора ОСАГО.
  5. Копии актов обследования и оценки автомобиля.
  6. Копии протоколов о ДТП.
  7. Копии экспертных заключений, а также медицинских заключений. Данные бумаги требуются для удостоверения расчетов причиненного вреда.
  8. Копия претензии, поданной в страховую компанию для внесудебного урегулирования конфликта.

Страховая компания всегда имеет квалифицированного адвоката, поэтому стоит и потерпевшему позаботиться об услугах профессионального юриста. Если суд принял решение в пользу истца, его копия направляется страховщику, который должен в установленный судьей срок выполнить то или иное действие.

28 апреля 2018 года были введены новые правила и изменения в закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО (ФЗ №49). Они устанавливают приоритет ремонта перед денежной компенсацией и действуют в подписанных после этой даты договорах страхования. Лишь в крайних случаях можно рассчитывать на финансовое возмещение. Обратите внимание: новые правила распространяются лишь на те договоры, которые были оформлены после вступления в силу последних изменений.

Закон в прежнем виде и его особенности

Раньше возмещения по ОСАГО могли производиться двумя способами:

  1. Денежная выплата владельцу автомобиля (страховая сумма по ОСАГО зависит от износа).
  2. Перечисление денег на ремонт автосервису.

Часто автомобилисту приходилось самому доплачивать за разницу в стоимости ремонта. Если клиент хотел, он мог отказаться от восстановительных работ и получить денежную сумму.

Такая система имела один большой недостаток – мошенники организовывали автоподставы с целью получения страховых выплат. Ряд «грамотных» автоюристов предоставляли водителям свою помощь в судебном разбирательстве с целью незаконного обогащения. Иногда автомобилисты самостоятельно выполняли ремонт, что позволяло даже установить полностью новые запчасти, не тратя ни копейки. Всё это предоставляло большую свободу, которой водители лишились после вступления в силу изменений.

Новый порядок возмещения

Сейчас в подавляющем большинстве случаев после ДТП автомобиль отправляют на СТО. Страховая компания оплачивает нужные запчасти и услуги. Оценка деталей производится по методике Центробанка РФ.

С 2017 года страховые выплаты по ОСАГО в денежном эквиваленте отменены лишь для легковых авто, прошедших регистрацию в РФ и принадлежащих гражданам страны.

При наступлении страхового случая страховщик произведет осмотр ТС и проведет экспертизу. Полученные результаты послужат основанием для направления на ремонт вместо выплат ОСАГО, как это было ранее.

По правилам на авто должны устанавливаться исключительно новые комплектующие. При заключении договора со страховой могут использоваться вторичные запчасти. Для расчета стоимости ремонта используется методика Центробанка с применением различных параметров. Она, к примеру, может не включать окрашивание деталей либо предполагать их частичную покраску. Базой для оплаты стоимости услуг и запчастей обычно используются среднестатистические цены либо сведения из справочников. Если рассчитанных по методике денег будет недостаточно для восстановления машины, оставшуюся часть должен заплатить ее собственник.

Когда получить выплату

По новым правилам уже нельзя выбирать: получить выплату или ремонт по ОСАГО в 2018 году. Но в отдельных случаях от страховщика можно получить финансовое возмещение:

  1. Автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению.
  2. Ущерб причинен объекту, не относящемуся к транспортному средству.
  3. Сумма ремонта повреждений превышает 400 тысяч рублей.
  4. Страховая компания не может выполнить свои обязательства по договору другим способом, кроме выплаты.
  5. Владелец автомобиля является инвалидом I или II группы, в письменном виде он просит о предоставлении денежной компенсации.
  6. Владелец автомобиля получил страховой полис через международную страховую систему.
  7. Оформление ДТП происходило без сотрудника полиции (допускается, когда ущерб находится в пределах 50 тысяч рублей). Но позже оказывается, что ремонт обойдётся дороже, а автовладелец не собирается доплачивать из своего кармана.
  8. Смерть потерпевшего.

Величина страховых выплат

Законодательство устанавливает максимальные страховые суммы по ОСАГО в 2018 году:

  1. 500 000 рублей. Когда необходимо возместить вред, который был причинен жизни либо здоровью потерпевших.
  2. 400 000 рублей. На возмещение ущерба, причинённого собственности потерпевших.
  3. 50 000 рублей. Когда документы о ДТП оформляются без участия сотрудника ГИБДД.
  4. 475 000 рублей. При смерти потерпевшего. Дополнительно 25 000 рублей могут быть выплачены с целью возмещения затрат на погребение.

Расчет размера выплаты по ОСАГО производится на основе Единой методики вычисления величины затрат на восстановление поврежденного ТС с учетом износа деталей и узлов, которые подлежат замене. Он может отличаться от реальных расходов на устранение повреждений. В формуле расчета суммы затрат на ремонт ТС используются различные коэффициенты и параметры, в числе которых срок службы элемента, узла либо агрегата.

Конституционный суд Российской Федерации по-другому определяет условия выплат по ОСАГО. Так, в его постановлении №6-П от 10 марта 2017 года говорится, что поврежденные детали и узлы обычно должны заменяться на новые. Полное возмещение ущерба осуществляется до того состояния, в котором детали пребывали до ДТП. Потерпевший не обязан сам искать запчасти с уровнем износа, которые подлежат замене. Это значит, что владелец поврежденного имущества не обогащается.

Суд постановил, что, когда величины выплаты пострадавшей стороне недостаточно для возмещения причиненного ущерба, недостающую сумму можно получить за счет лица, которое причинило ущерб.

Натуральное возмещение по ОСАГО по новым правилам

Закон «Об ОСАГО» устанавливает необходимость заключения договора между страховщиком и СТО. В нем должны указываться обязанности автосервиса по ремонту поврежденного ТС пострадавшего. Страховщик обязуется внести оплату этого ремонта в счет страховой выплаты в соответствии с российским законодательством.

Страховая может заключить соглашения с несколькими техсервисами, в этом случае нужно будет заключить ряд договоров.

Направление на ремонт

Статья 12 пункт 15.1 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает страховщика предоставлять клиенту направление на ремонт в СТО при наступлении страхового случая. Перед этим компания осматривать поврежденное ТС и проводит независимую техэкспертизу.

Направление представляет собой особый документ в определенную станцию техобслуживания. Если водитель воспользуется услугами другого автосервиса, страховая может отказать в компенсации расходов.

Когда за ремонт нужно заплатить из своего кошелька

Статья 12 пункт 17 устанавливает случаи, в которых пострадавший должен будет оплатить часть восстановительных работ. Это может быть ситуация, когда стоимость ремонта выше максимальной суммы возмещения.

Доплата осуществляется в таких ситуациях:

  1. Стоимость восстановительных работ более 400 тысяч рублей.
  2. Стоимость восстановительных работ более 50 тысяч рублей (ДТП было оформлено без участия дорожной полиции, по Европротоколу).
  3. Каждый участник ДТП является виновным.

В каждой из описанных выше ситуаций потерпевший может решить, что получить по ОСАГО: ремонт или выплату.

Полагается ли гарантия на ремонтные работы?

В соответствии с 12 статьей 15.1 пунктом автосервис должен предоставить гарантию на такие сроки:

  1. От 12 месяцев – на окрашивание и кузовные работы.
  2. От 6 месяцев – на другие виды работ.

Станция техобслуживания может самостоятельно решить установить увеличенную продолжительность гарантии. Такой шаг обеспечит дополнительное преимущество – клиенты будут меньше сомневаться в качестве предоставляемых услуг.

Если после ремонта будут обнаружены недостатки, автомобиль следует повторно восстановить. Иногда в договоре со страховой указывается, что при обнаружении дефектов полагается денежная компенсация.

Проведение технической экспертизы

Если пострадавший не согласен с оценкой ущерба, полученного при ДТП, он может инициировать свою независимую экспертизу. В этом случае обычно придерживаются такого порядка действий:

  1. Выбор экспертной организации.
  2. Подача заявления, обсуждение времени и даты проведения осмотра автомобиля.
  3. Страховая компания или виновник ДТП должны быть заранее предупреждены о проведении независимой экспертизы. Второй стороне следует направить телеграмму со временем и местом осмотра за три рабочих дня.
  4. Заключение договора с указанием стоимости услуг и обязанностей сторон.
  5. Перед подачей авто на осмотр его следует хорошо помыть, багажник должен быть пустой. Если багажное отделение либо капот открыть не удастся, предупредите эксперта об этом заранее.
  6. Разработка документов по автомобилю либо его повреждений.
  7. Осмотр транспортного средства.
  8. Составление акта и отчета. В них указываются необходимые работы, цены на них и другие моменты.
  9. Расчёт стоимости восстановительных работ, составление сметы с указанием запчастей, нуждающихся в замене.
  10. Определение степени износа.
  11. Установление утраты рыночной стоимости авто. Требуется не всегда.
  12. Определение средней рыночной стоимости машины до ДТП. Это делается для определения годных остатков, если автомобиль невозможно восстановить.

Итак, что лучше по ОСАГО: деньги или ремонт? В большинстве случаев – деньги, поскольку, во-первых, вы сможете сами выбрать автосервис, во-вторых, вам не придется доплачивать за износ из своего кармана.

Впрочем, вы всегда можете позвонить экспертам Хонеста, которые подробно проконсультируют по вашей ситуации. Это бесплатно.

В последние года идет процесс реформации страхового законодательства. При этом изменения в первую очередь затрагивают аспект величины выплаты по страховому случаю.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На данный момент уже проведены реформы, которые регламентируют размер максимальной выплаты по страховке. И эта сумма увеличена в несколько раз.

На практике не всегда страховка может покрыть весь ущерб, даже при максимальной выплате. И страховщики неохотно проводят покрытия страховых случаев из-за корыстных целей и собственной выгоды.

Такие ситуации приводят в панику страхователей, которые по определенным обстоятельствам стали виновником или жертвой аварии. Зачастую они не знают алгоритм правильных действий и пренебрегают собственными правами на пользу страховщиков.

Многие автомобилисты лишь слышали о понятии максимальной выгодны, но при этом не знают его обозначения. В данной статьи мы детально расскажем о таких выплатах, о компетентном законодательстве, о факторах для начисления.

Также дадим практические советы о действиях, которые следует выполнять в случаях, если максимальная сумма выплаты меньше, чем ущерб после аварийной ситуации.

Что это такое

Выплата по подразумевает под собой возмещение убытков, которые возникли в результате случившегося ДТП.

Максимальная сумма выплаты уже в своем названии содержит суть, то есть это лимит, выплачиваемый страховой компанией после попадания их клиента в аварию. Размер такой выплаты зависит от ряда важных факторов.

Рассчитывается размер возмещения по специальной формуле. Но следует учитывать достаточно большое количество разнообразных деталей и нюансов.

Также следует учитывать возможные случаи, когда размер ущерба превышает денежный лимит страховки. Например, в некоторых автомобилей класса люкс стоимость лишь одного бампера может превышать 200 000 рублей .

В определенных случаях, когда величина требуемой компенсации превышает лимит, установленный действующим законодательством, то разницу между требуемой суммой и выплачиваемой компанией автомобилисту придется выплачивать из собственного кармана.

По данному вопросу регулярно в суд поступает огромное количество исков от водителей. Чтобы разрешать подобного рода ситуации и проводятся на данный момент реформы в законодательстве. Их результатом будет существенное повышение размера максимальной суммы по ОСАГО.

Такие изменения стали содействовать и увеличению страховых премий, которые в отдельных регионах Российской Федерации увеличились в разы.

Результатом реформы стало устранение необходимости проводить судебные разбирательство по поводу вопросов с размерами выплат.

Отметим, что возрос размер выплаты не только по возмещению ущерба в материальном плане, но и для здоровья и жизни участников происшествия.

При этом следует понимать, что перечисленные выше изменения касаются полисов, которые были оформлены после вступления в действие новых законов. Если же вы купили страховку до официальных изменений в законодательстве, то и максимальная выплата будет прежней.

От чего зависит

Сразу следует понимать тот факт, что страховщики всячески сражаются против чрезмерных выплат, потому что это влияет на уровень их дохода, то есть не является выгодным.

Поэтому существует большое количество факторов, влияющих на размер максимальной выплаты по ОСАГО. Нововведения в законодательстве выступают на защиту автовладельцев, которые стали участниками ДТП.

Теперь СК ожидают штрафования за снижение размер компенсации, но это следует доказать в судебном разбирательстве.

Денежное наказание может составлять 50% от рекомендованной суммы выплаты. Ее размер устанавливают по калькуляции, проведенной независимыми экспертами.

Максимальная выплата по ОСАГО зависит от:

  1. Реальной стоимость транспортного средства на момент его ущерба или абсолютно гибели.
  2. Дополнительных расходов, которые сулят потерпевшему.

Если размер покрытия страхового случая не превышает 50 000 рублей, то выплата получается прямым способом – сразу от страховой компании. Бывают ситуации, когда СК не может предоставить максимальную денежную компенсацию.

Такие случаи возникают по таким причинам:

  1. Страховщик ранее официально признан банкротом.
  2. Лицензия СК на ее законную деятельность – отозвана.
  3. Не определили и не признали виновника происшествия.
  4. У виновного не оформлена автогражданка.

Если вы попали в такие обстоятельства, то обязательно обратитесь в Российский союз страховщиков, чтобы получить свою законную выплату. При регистрации своей компании, все страховщики делают денежные взносы в данную организацию.

Она имеет стабильный фонд, благодаря которому может помогать потерпевшим во время перечисленных выше ситуаций.

Каким законом регулируется

Который реформировали в 2015 году, регулирует вопрос о максимальной выплате по автогражданке.

Он содержит в себе шесть глав:

  1. Общие положения.
  2. Условия и алгоритм осуществления обязательного автострахования.
  3. Выплаты по страховому случаю.
  4. Страховые компании.
  5. Положения о работе профессионального объединения СК.
  6. Взаимодействие сторон , международное страхование.

Если вы стали участником дорожного происшествия, то ранее обязательно ознакомьтесь с имеющимися нормативно-правовыми актами, чтобы избежать все возможные и непредвиденные сложности в дальнейшем.

В первую очередь это касается случаев, которые закончатся судебным разбирательством. В рассматривается вопрос о выплатах, а именно – о размерах компенсации страхового случая.

Она регламентирует то, что вред жизни и здоровья участников происшествия, повреждение имущества нескольких граждан может компенсироваться максимальной суммой в 160 тысяч рублей , а материальный ущерб одного потерпевшего компенсируют в размере до 120 тысяч рублей .

Как получить максимальную выплату по ОСАГО

Страхователей главным образом интересует вопрос о том, как добиться максимальной выплаты от страховой компании. Есть практические рекомендации, помогающие получить максимальную выплату.

Их суть состоит в соблюдении строгого алгоритма действий:

  1. Наступление страхового случая.
  2. Сбор требуемой документации, и ее подача страховщику (вместе с заявлением).
  3. Проведение оценивания масштабов происшествия и определение суммы компенсации.
  4. Выплата по ОСАГО.

В данном аспекте важным этапом является экспертная оценка. Таким процессом занимается независимая экспертиза.

Практика показывает, что в роли экспертов выступают скрытые партнеры страховой компании, которые получают денежное поощрение, если они выносят вердикт в пользу страховщика, а не автомобилиста.

Такие обстоятельства затрудняют возможность получения максимальной выплаты владельцу полиса автогражданки. Но с помощью профессиональных автоюристов можно сделать все должным образом.

Страхователи считают, что максимальную выплату в таких условиях получить просто невозможно.

Уже существует специальный перечень в виде каталога запасных частей, в котором имеется реальная стоимость определенных деталей на разнообразные модели транспортных средств.

Эти сведения и служат основой для формирования суммы компенсации. Таким образом, получить завышенную выплату будет нереально.

У страхователя есть право обращаться в суд, если возникают сомнения в правильности начисления суммы по страховке. Он может обратиться к автоюристу и независимому эксперту, собрать требуемые данные и отстаивать свои интересы и права в судебном порядке.

Если служители закона признают правоту истца, то он сможет рассчитывать на максимальную выплату по полису автограданки. А страховой компании за неправомерные и нечестные действия по отношению своих клиентов будет предусмотрен штраф.

При ДТП

После наступления страхового случая автомобилистам не следует впадать в панику, а первым делом – разобраться с регламентом действующего законодательства.

Оно регулирует разные ситуации и создано для защиты прав и интересов страхователей, которые зачастую по своей неопытности становятся обманутыми жертвами страховых компаний. Также регламентируются тяжелые случаи с наличием нескольких виновников.

При обоюдной вине

Случаи с равноценной виной всех участников ДТП требуют максимально слаженной работы между их страховщиками. Упрощает эту ситуацию наличие полисов автогражданки от одной СК.

Законодательство в данной сфере регламентирует следующие положения:

  • в случаях, когда дорожное происшествие имеет двоих виновников, а страховщик у них один, то выплата осуществляется в пропорциональных величинах;
  • если у виновников разные страховые компании, то общая сумма компенсаций разделяется между всеми страховщиками виновных автомобилистов;
  • СК, возмещающая ущерб по страховому случаю, может осуществить регресс, что детально описывается в следующей редакции ГК Российской Федерации;
  • если по каким-либо причинам не признали одного виновника происшествия причиной страхового случая, то максимальная выплата делится между страховщиками доказанных виновных в равных долях.

Рассматриваемые пункты Закона об ОСАГО следует обязательно учитывать. Случаи, когда виновников ДТП несколько – не новшество, потому затруднений с вопросом о максимальной выплате не должно возникнуть.

При двойном ДТП

Двойная авария на дороге – это тоже не новшество. Такое происходит достаточно часто. И в таких ситуациях важно найти виновника происшествия, чтобы возложить на его страховщика ответственность за возмещение ущерба.

При двойном ДТП должно быть три участника, поэтом рассмотрим основные «сценарии» решений для ситуации:

  1. Экспертиза доказала, что виновник происшествия один, поэтому выплатой максимальной суммы занимается его страховая компания.
  2. Двое виноватых нанесли ущерб третьему автомобилисту (потерпевшему). Сумма покрытия страхового случая возлагается на их страховщиков в тех размерах, которые назначит уполномоченные эксперт.
  3. Если все участники стали причиной аварии, то ситуация решается так же, как и в предыдущем пункте статьи.

Для правильного определения виновников нужно отвести должное внимание, потому что этот аспект поможет максимально быстро получить компенсацию ущерба от дорожного происшествия.

Что делать, если ущерб больше

В статье ранее говорилось о том, что не всегда максимальная сумма страховки полиса может полностью покрыть ущерб происшествия.

В таких случаях денежная разница возлагается на карман самого виновника. Но зачастую его финансовые возможности не могу справиться с решением независимой экспертизы.

Он имеет право на:

  • оспаривание выдвинутой потерпевшим суммы компенсации. В данных вопросах опытные автоюристы через суд помогают сократить размер выплаты к максимальному лимиту по полису страхователя-виновника, чтобы компенсирование легло лишь на СК;
  • предложение потерпевшему воспользоваться компенсацией по гарантий, чтобы заладить разрыв между максимальной выплатой и нужно суммой;
  • предложить мирно договориться с потерпевшим о том, что выплаты будут проводиться позже из-за финансовой нестабильности виновника.

Это финансовая защита водителя в случае ДТП. Какие выплаты можно получить по ОСАГО в случае аварии? Об этом - далее в статье.

Размеры страховых компенсаций по ОСАГО в текущем году

Согласно последним изменениям в законодательстве об обязательной автогражданке, суммы страховых покрытий существенно выросли. Страховое возмещение за повреждение автомобиля сегодня составляет 400 000 рублей, а за нанесение ущерба жизни и здоровью - 500 000 рублей (№ 223-ФЗ от 21.07 14 г.).

Цифры достаточно внушительные и указывают на максимальный размер выплат. Для получения цифрового показателя компенсации учитываются множество факторов, таких, например, как:

  • износ машины;
  • характер повреждений;
  • рыночная стоимость и пр.

Как правило, суммы страхового возмещения по ОСАГО в конечном счёте оказываются куда скромнее максимальных значений, поэтому рассчитывать на приличную компенсацию не стоит.

Согласно ч. 21 ст. 12 ФЗ-№ 40, выплаты производятся в рамках 20 рабочих дней со дня рассмотрения заявления страховщиком.

Важно! Ранее страхователь мог выбрать между получением денежной компенсации за повреждение автомобиля и проведением ремонтных работ. Однако с мая этого года в закон внесены поправки, согласно которым приоритет отдаётся натуральному возмещению (ФЗ-№ 49 от 28.03.2017 г.). То есть теперь в преобладающем большинстве случаев страховое возмещение будет произведено путём организации или оплаты восстановительного ремонта повреждённого ТС.

Выплаты при ДТП с пострадавшими

Если в результате аварии есть пострадавшие участники, то для начала нужно сделать всё необходимое для того, чтобы отправить их в больницу. В данном случае пострадавшим в ДТП людям выплаты производятся в соответствие с полученными травмами.

Как уже было сказано, максимальное покрытие по ОСАГО в случае нанесения урона жизни и здоровью составляет 500 000 рублей, однако на практике СК платит фиксированную сумму за каждый случай. Рассмотрим эти случаи далее в таблице:

Правила возмещения потерю здоровья по ОСАГО участникам ДТП подразумевает под собой денежные выплаты в размере, зависящим от степени повреждений. Так, при внутреннем кровотечении до 1л, пострадавший получит 35 000 рублей, что составляет 7% от максимального размера. При большей кровопотере выплата составит 10%, то есть 50 000 рублей.

Базовый перечень документации, необходимой для получения страхового возмещения за вред здоровью:

  • заявление о страховом возмещении;
  • справка о ДТП;
  • извещение о ДТП;
  • копия протокола правонарушения;
  • копия паспорта в заверенной форме;
  • доверенность представителя пострадавшего;
  • банковские реквизиты потерпевшего для перечисления возмещения.

Дополнительный перечень документов:

  • медицинское заключение о травмах и утрате трудоспособности;
  • платёжные документы, подтверждающие проведение диагностики;
  • документ, подтверждающий инвалидность;
  • справка о доходах;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о смерти потерпевшего.

Выплаты при ДТП со смертельным исходом

С 01.04.2015 года в ФЗ № 40 внесены поправки, обеспечивающие семье пострадавшего выплаты на погребение и материальную помощь. В текущем году на такую помощь может рассчитывать любой родственник погибшего.

Сумма финансовой помощи составляет 475 000 рублей, на погребение - 25 000 рублей (№ 40 - ФЗ ч. 7, ст. 12).

Если погибших в ДТП несколько, то страховщик выплачивает возмещение всем семьям, у кого погиб кормилец в результате аварии.

Выплаты при ДТП с пьяным водителем

В случае аварии по вине пьяного водителя условия и суммы страховых выплат остаются прежними. Страховщик платит такое же страховое покрытие пострадавшему, как и в остальных случаях, однако потом СК в качестве затребует с виновника через суд выплаченную сумму. Иными словами, пьяный водитель, попавший в аварию вынужден будет выплатить компенсацию из своего кармана.

Как рассчитать компенсацию по ОСАГО?

Чтобы понять, как производится расчёт выплат по ОСАГО с учётом износа ТС, нужно знать многочисленные нюансы. Для каждого вида комплектующих и деталей просчитывается износ в индивидуальном порядке, при этом расчёт будет проводиться исключительно на запчасти, подлежащие полной замене.

Имеется ряд позиций, на которые износ не распространяется. К ним относятся:

  • покраска;
  • восстановительные работы;
  • запчасти, подлежащие восстановлению;
  • подушки;
  • ремни безопасности.

Для установления стоимости ремонта учитывается и регион, поскольку в каждом из них свои цены на запасные части. Чтобы выяснить, к какому экономическому региону вы относитесь, нужно перейти на страницу официального сайта РСА.

Также учитывается наличие дорогого оборудования на СТО, применение которого необходимо для выявления повреждений сложного характера. Если такое оборудование отсутствует, то этот пункт опускается и не учитывается при подсчёте.

Чтобы точно узнать, сколько будет стоить возмещение на ремонтные работы, целесообразнее привлечь к этому экспертов, которые грамотно произведут расчёты.

Если есть ОСАГО и КАСКО

Если вы приобрели сразу 2 полиса - ОСАГО и КАСКО, то финансовая ситуация сложится для вас, как для виновника ДТП, неплохо: страховая компания выплатит определённую сумму пострадавшему по полису ОСАГО, а вы получите выплаты от КАСКО.

Выплачивается ли компенсация виновнику ДТП по ОСАГО?

Во время столкновения ТС почти всегда имеется виновник ДТП и пострадавшая сторона. Обоюдной вина признаётся крайне редко. Именно виновник спровоцировал аварию, поэтому выплату по ОСАГО получает только пострадавшая сторона.

Виновник получает только отметку, которая при дальнейшем продлении полиса уменьшит его класс и повысит коэффициент. Стоимость страховки после ДТП и выплат возмещения пострадавшим для виновника аварии повысится.

Если страховая компания отказывает в выплатах по ОСАГО

Согласно ФЗ-№40, если выплаты от СК будут просрочены, то пеня составит 1% от размера компенсации за каждый день. Если будет задерживаться решение об отказе от выплаты, то за каждый день начисляется пеня в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В том случае, если СК по необоснованным причинам приняла решение уменьшить сумму страхового возмещения, то по отношению к ней будут применены санкции в виде штрафа, составляющего 50% от всей суммы компенсации.

Обратите внимание! В соответствие с п. 3 ст. 14.1 закона «Об ОСАГО», потерпевший вправе обратиться за возмещением по здоровью не только к своей страховой компании, но и к СК виновника.

Итак, выплаты по ОСАГО - большая помощь пострадавшим в ДТП, однако компенсация в любом случае будет меньше, чем нанесённый урон. А если посчитать ещё моральный ущерб, то это, конечно, мизерное возмещение. Так что совет один: делать всё, чтобы избежать аварии на дороге.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама