Документы, которые определяют сметный лимит средств - стоимость полного перечня работ (затрат), требуемых для завершения всех объектов строительства, предусмотренных проектом, - называются сводными сметными расчётами. Составляемый расчёт при этом содержит сметную стоимость не только строительных и монтажных работ, но и затрат на приобретение инструментов, инвентаря, оборудования, а также прочих сопутствующих затрат, включая авторский надзор, изыскательные работы, содержание службы заказчика и др.. Составить сводный сметный расчёт (сокращённо - ССР) легче всего с помощью специальных сметных программ, но нередко для этого используют MS Excel. В любом случае, за основу берут образец, представленный в методических рекомендациях Госстроя РФ.
Общие положения, определяющее содержание сводного сметного расчёта
Основным правовым документом, регламентирующим порядок составления документации, становится Методика Госстроя (МДС 81-35.2004), утверждённая и введённая в действие Постановлением № 15/1 Госстроя РФ в 2004 году в актуальной редакции, на которую и ориентируются сметчики (на данный момент, это – редакция 2014 года).
Общие положения Методики гласят, что к сводным стоимости строительства объектов (или их очередей) относятся документы, в которых определяется сметный лимит тех средств, которые нужны для полного завершения всех объектов по проекту.
Эти же утверждённые документы становятся основанием для начала финансирования строительного процесса и определения лимита капитальных вложений. В сведённом виде рекомендации по составлению сводных смет можно представить следующим перечнем:
- Сводный сметный расчет рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственные и непроизводственные строительные работы.
- Составление такого расчёта происходит в текущем уровне цен. Окончательное решение по определению уровня цен, который принимает при составлении ССР, остаётся за заказчиком и фиксируется в задании на проектирование. При этом в общем виде для оформления стоимости в текущем уровне цен предлагается, как вариант, использовать базисный уровень 2001 года, индексируемый по текущим таблицам индексов (в рамках существующих методик пересчёта).
- Сводный сметный расчет должен быть сформирован на строительство в целом (невзирая на число генеральных подрядчиков, выполняющих в проекте строительно-монтажных функции).
- Сметная стоимость работ (затрат), которые выполняются каждым генподрядчиком, вносится в отдельную ведомость. Такое оформление производится применительно к форме ССР.
Составление ССР по главам
Согласно рекомендациям Методики, в сводный сметный расчет входят главы, по которым распределяется средства на строительство (или капремонт), исходя из расчётов его стоимости. Всего таких глав насчитывается 12-ать – для производственного и гражданского строительства и 9-ять – для объектов капремонта коммунальных и социально-культурных зданий, а также жилых домов. Если какая-либо глава предусматривает включение того или иного объекта, работы (затраты), но фактически они отсутствуют, то такую главу следует пропускать, не меняя номера последующих глав.
Следующей, 10-ой главой, в перечне «строительного раздела» идёт смета содержания служб заказчика (технадзора), 11-ой главой – подготовка эксплуатации кадров. Предпоследняя глава в составе ССР для объектов капремонта касается калькуляции сметы служб технического надзора. Завершающая глава одинакова для обоих списков. Её содержанием становится авторский надзор и проектные и изыскательские работы.
Внутри перечисленных глав распределение по работам (затратам) и объектам происходит в соответствии со сложившейся отраслевой номенклатурой. В случае наличия нескольких видов законченных производств с несколькими объектами для каждого из них, внутри главы допускается производить перегруппировку работ (затрат) и объектов по разделам с наименованием, аналогичным наименованию производств. Для отдельных видов строительства и промышленных отраслей наименования и номенклатура глав ССР могут изменяться.
В составе проекта документально оформленный ССР предоставляется на утверждение вместе с пояснительной запиской. В содержании записки приводятся сведения:
- о месторасположении строительства,
- наименование подрядчика (если известно),
- перечень принятых для составления смет каталогов нормативов,
- нормы сметной прибыли и накладных расходов по видам строительства (либо для конкретного подрядчика),
- специфика определения сметной стоимости работ для стройки, оборудования (включая его монтаж),
- особенности распределения средств на строительство по главам 8-12 ССР и по направлениям капвложений для строительства жилищно-гражданского характера.
Кроме того, в записке перечисляются любые другие сведения, касающиеся определения стоимости специфических для данной стройки расходов, ссылки на решения госорганов, относящиеся к вопросам ценообразования и льгот для конкретного строительства.
Форма сводного сметного расчёта: образец и пример
Для формирования сводного сметного расчёта рекомендуют использовать образец №1, приведённый во втором приложении Методики, которую составил Госстрой РФ. Отдельными строками в него включены итоги по всем объектным сметам без приведения сумм, потраченных на покрытие лимитированных затрат, и итоги по расчётам на отдельные виды затрат.
В документе указывается ссылка на номера этих производных сметных документов. Стоимость каждого предусмотренного проектом объекта распределяется по соответствующим графам формы. В колонках 4-7 расписывается, сколько сметная стоимость составляет по строительным (ремонтно-строительным) работам (графа 4), монтажным работам (графа 5), затратам на оборудование (графа 6), и прочим затратам (графа 7). В 8-ой колонке – общая сметная стоимость. Сводный сметный расчет, пример которого представлен , составлен в MS Excel по указанному образцу.
В начале главы 9 учитываются относимые к лимитированным затратам дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, так называемые «зимние удорожания».
Указанные затраты обусловлены необходимостью производства работ при отрицательных температурах, что вызывает: снижение производительности труда рабочих (из-за стесненности движений, ухудшения видимости, необходимости перерывов для обогрева, очистки рабочего места, подмостей лесов от снега и льда и др.); снижение производительности строительных машин и дополнительные расходы на их эксплуатацию (повышенный расход горюче-смазочных материалов, прогрев механизмов и т. п.); необходимости применения зимних технологий (рыхление мерзлых грунтов, применение быстротвердеющих бетонов и растворов, введение в бетон и растворы химических добавок, электропрогрев и др. методы прогрева бетонных конструкций, предварительный прогрев материалов и изделий и др.); необходимости устройства утеплений (тепляков) для предохранения от промерзания грунта, временных водопроводных сетей и баков, бетона и раствора при перевозке, бетонных конструкций и т. п.).
Зимние удорожания определяются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогам глав 1-8 по нормативам Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001) и показываются в графах 4, 5, 8 сводного сметного расчета.
В составе сборника выделены два раздела:
I. Сметные нормы по видам строительства;
П. Сметные нормы на конструкции, виды работ и временное отопление:
Глава 1. Нормы на конструкции и виды работ;
Глава 2. Нормы на временное отопление.
В сводном сметном расчете зимние удорожания принимаются по нормативам I раздела, усредненные и применяемые круглогодично. Нормы II раздела применяются при расчетах за выполненные работы между генподрядными и субподрядными организациями.
Нормативы дифференцированы по восьми температурным зонам (деление территории страны дано в приложении к сборнику). Центральные европейские районы относятся преимущественно к III зоне; южные - к I-II; восточные - к IV-V и северные - к VI-VIII зонам.
Основные характеристики температурных зон даны в табл. 12.5. Сметные нормы дополнительных затрат по видам строительства выборочно приведены в прил. 19.
Таблица 12.5
Характеристики температурных зон и нормы затрат на снегоборьбу
Нормами не учтены затраты:
На очистку от снега находящихся в ведении строительства подъездных безрельсовых дорог от магистральной к строительным площадкам, а также на первоначальную очистку от снега площади застройки объектов строительства (с учетом организации рабочей зоны), начинаемых в зимний период; эти затраты определяются самостоятельными сметными расчетами и включаются в сводный сметный расчет (гр. 4, 8);
На снегоборьбу (ликвидацию снежных заносов) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в сельских местностях, расположенных в IV-VI температурных зонах. Лимит затрат на эти цели приведен в табл. 12.5.
В местностях, подверженных воздействию ветров, скоростью более 10 м/с, к сумме зимних удорожаний, начисленных по нормам, могут осуществляться доплаты в соответствии с установленными коэффициентами в зависимости от количества ветреных дней в зимний период: свыше 10%-до 30%- 1,05; свыше 30%- 1,8.
Основанием для оплаты дополнительных затрат, связанных с воздействием ветров, являются данные Справочника по климату или справки местных органов гидрометеорологической службы.
В нормах раздела I учтены затраты на временное отопление зданий, законченных вчерне (с возведенными стенами, верхним покрытием и заполнением проемов).
При необходимости временного отопления вне пределов установленного зимнего периода (для просушивания зданий) следует определять дополнительные затраты по нормам, приведенным в главе 2 раздела II ГСН 81 -05-02-2001 (табл. 12.6). Дополнительно нужно учитывать разницу между фактической стоимостью тепловой энергии и проиндексированной базовой ценой.
Таблица 72.6
Нормы тепловой, электрической энергий и затрат на временное отопление зданий, законченных вчерне (на 1000 м3 зданий в месяц)
Примечания:
1. Для малоэтажных жилых, общественных и административно-бытовых зданий строительным объектом менее 10 тыс. м3 нормы расхода тепловой энергии принимаются с коэффициентом 1,5.
2. Для крупных общественных зданий (спортивных, зрелищных и т. п.) строительным объектом более 80 тыс. м3 нормы расхода тепловой энергии принимаются с коэффициентом 0,3.
3. Для небольших отапливаемых зданий производственного и вспомогательного назначения строительным объектом менее 30 тыс. м3 нормы расхода тепловой и электрической энергии, а также затрат на эксплуатацию систем отопления принимаются с коэффициентом 2.
4. Для многопролетных зданий производственного назначения высотой до затяжки ферм более 18 м и объемом свыше 800 тыс. м3 нормы расхода тепловой и электрической энергии, а также на эксплуатацию систем отопления принимать с коэффициентом 0,5.
Временные нормы затрат на эксплуатацию систем отопления (табл.12.7) приведены в пособии «Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года» (с. 470).
Таблица 12.7
Временные нормы затрат на эксплуатацию систем отопления при временном отоплении зданий с использованием постоянных систем отопления в руб. на 1000 м3 зданий в месяц (в ценах на 01.01.2000 г.)
Примечание. Над чертой приведены прямые затраты на эксплуатацию систем отопления, под чертой - в т. ч. заработная плата рабочих с учетом усредненных районных коэффициентов, соответствующим температурным зонам.
К прямым затратам на эксплуатацию систем отопления следует прибавить накладные расходы и сметную прибыль, начисляемые по нормам для внутренних санитарно-технических работ в процентах от суммы заработной платы рабочих.
Пример. В соответствии с ППР предусматривается продлить период временного отопления строящегося кирпичного жилого дома для его просушки до 20 мая. Строительный объем здания 36 тыс. м3, место строительства- г. Санкт-Петербург- III температурная зона, расчетный зимний период с 5.11 по 5.04.
Вопрос 1.4.01.
Просим разъяснить, правомерно ли включить в девятую главу Сводного сметного расчета такие затраты Заказчика, как проценты за использование кредитов банка, полученных на финансирование капитальных вложений?
Ответ. Если заказчик осуществляет финансирование строительства объекта за счет кредитов банка, то затраты на оплату процентов за пользование кредитами банка должны учитываться в главе 9 «Прочие работы и затраты» Сводного сметного расчета стоимости строительства.
Вопрос 1.4.02.
За счет каких средств следует оплачивать дозиметрический контроль грунта, вывозимого со строительной площадки?
Ответ . Затраты на дозиметрический контроль грунта, вывозимого с объекта, как и другие затраты природоохранного назначения, следует предусматривать в сметной документации соответствующей стройки и возмещать подрядчику за счет средств на эти цели, учтенных в 9 главе Сводного сметного расчета на строительство объекта.
Вопрос 1.4.03.
Куда относится плата за провоз тяжеловесных строительных машин (экскаваторов, бульдозеров, башенных кранов и т.д.), и должны ли эти затраты возмещаться Заказчиком, т.к. указанные затраты сметными нормами эксплуатации строительных машин СНиП IV-3-82 не учитывались?
Ответ. В сметных нормах для определения стоимости эксплуатации строительных машин 1984 года затраты на оплату сборов за провоз тяжелой строительной техники по магистралям и дорогам не предусмотрены. Поэтому, в тех случаях когда для осуществления строительства объектов необходимо применение тяжеловесных негабаритных строительных машин (башенных кранов, кранов на гусеничном ходу, экскаваторов и т.п.) дополнительные затраты подрядных организаций на оплату сборов за перевозку этой техники по городским магистралям и дорогам следует учитывать в 9 главе Сводного сметного расчета стоимости строительства.
Для Санкт-Петербурга указанные затраты по оплате сборов за провоз тяжеловесных грузов включаются в 9 главу Сводного сметного расчета стоимости стpoительства, как лимит средств, в размере 0,02 % от стоимости подрядных работ г главам 1-8 в текущем уровне цен с включением этих затрат в графы 7 и 8 ССР. При оплате выполненных работ, расходы организаций на эти цели возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным бухгалтерским справками. Указанное положение относится и к новой сметно-нормативной базе.
Вопрос 1.4.04.
Сообщите источник и порядок оплаты услуг и счетов за согласования, выдачу разрешений организациями: ГАТИ, ДЭУ, СПХ, ГИБДД, «Водоканал», ГПТЭК и др.
Ответ.
Затраты на получение технических условий и согласований проекта в организациях и ведомствах города могут предусматриваться Заказчиком в Сводном сметном расчете (ССР) в Главе 1 («Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории РФ» (МДС 81-1.99) Госстроя России, Приложение 9 пункт 1.4).
Затраты на экспертизу проекта в Госэкспертизе предусматривает Заказчик (внебюджетный) в ССР (Глава 12) по расценкам, утвержденным Постановлением Госстроя России от 18 августа 1997г. № 18-44.
Регистрация объекта входит в обязанность Заказчика и затраты предусматриваются в Главе 9 ССР, оформление разрешений в Технической инспекции ГАТИ на производство земляных работ, вскрытие асфальта осуществляет Подрядчик и предъявляет счет Заказчику, который оплачивает эти затраты включением их в Главу 9 ССР. Однако разрешение оформляется и оплачивается один раз на срок строительства объекта по ПОСу.
Технический надзор в ходе строительства организаций Водоканал, ГП ТЭК и других эксплуатирующих организации, а также прочие затраты (анализ воды в СЭС, заключения пусконаладочных организаций и т.п.), если возникает необходимость, предусматриваются и оплачиваются Заказчиком за счет ССР (Глава 9).
Контрольно-исполнительная съемка, выполняемая по поручению Заказчика, оплачивается Заказчиком, а исполнительную геодезическую съемку оплачивает подрядная организация за счет накладных расходов.
Дозиметрический контроль и другие затраты природоохранного назначения, если возникает необходимость, следует предусматривать в ССР (Глава 1) при начале земляных работ и в Главе 9 при вводе объекта.
Затраты по обследованию зеленых насаждений, подлежащих сносу и их восстановительная стоимость включаются в Главу 1 ССР.
Вопрос 1.4.05.
Просим дать разъяснение: куда отнести затраты на ремонт и содержание автодорог?
Строительство автодорог включено в главу 5 сводного сметного расчета.
Строительство основного объекта рассчитано на очень длительный период. Существует ли определенный процент на ремонт и содержание дорог от общего норматива затрат на строительство временных зданий и сооружений?
Ответ.
В соответствии с действовавшим ранее СНиП IV-84 и с ГСН 81-05-01-2001 затраты на содержание и восстановление после окончания строительства действующих постоянных автомобильных дорог, используемых в период строительства, определяются по данным Проекта организации строительства (ПОС Средства на возмещение этих затрат включаются в главу 9 «Прочие работы затраты» Сводного сметного расчета. Таким же образом на основании ПОС могут быть определены и включены в сводный сметный расчет затраты на содержание и восстановление после окончания строительства постоянных внутри-площадочных автомобильных дорог, используемых в период строительства при длительном сроке возведения объекта.
Затраты на ремонт и содержание временных дорог учтены в сметной норме затрат на строительство временных зданий и сооружений и отдельно в сметную документацию не включаются. Определенного процента средств на ремонт содержание дорог от общей сметной нормы затрат на строительство временю зданий и сооружений не существует.
Вопрос 1.4.06.
В настоящее время появились дополнительные требования эксплуатирующих организаций (Водоканал, ГлавТЭК, Теплосети и т. д.) о проведении эти организациями работ по врезкам к существующим сетям, промывкам сетей перед отбором и сдачей анализов воды, и ряд других аналогичных работ. Э затраты в настоящее время увеличились в десятки раз и очень накладны для подрядных организаций. Просим сообщить, за счет чего и кто оплачивает эти работы, куда относить эти затраты?
Ответ.
Все работы эксплуатирующих организаций различных служб города обеспечению ввода объекта в эксплуатацию оплачивает Заказчик, или по просьбе оплачивает Подрядчик и предъявляет затраты Заказчику, Для этих целей Заказчику следует предусматривать в ССР (Глава 9) необходимые средства.
Вопрос 1.4.07.
В 1989 году существовало положение о премировании за ввод производственных мощностей. Есть ли в настоящее время такое положение или документ, заменяющий его (включая ввод жилья, и производственных объектов)?
Ответ. Госстрой России в «Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-1.99), введенных в действие с 1 июля 1999г., предусмотрел затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов, включающиеся в Главу 9 ССР «Прочие работы и затраты». Госстрой России в Методических указаниях (Приложение 9, пункт 9.8) подтвердил правомочность ранее выпущенных документов. (Инструктивное письмо «О размере средств на премирование за ввод объектов» от 15.03.93г., а в нем - письмо «О средствах на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства» от 12.08.1992г. - прилагаются.)
Письмо Министерство труда РФ № 463-рб и Государственного комитета по вопросам архитектуры и строительства РФ № 7-13/32 от 15 марта 1993 года «О размере средств на премирование за ввод объектов»
В связи с поступающими запросами Минтруд России и Госстрой России по согласованию с Минфином России разъясняют, что порядок определения размеров средств на премирование за ввод производственных мощностей и объектов строительства, изложенный в письме Минтруда России и Минстроя России от 12 августа 1992 г. № 1636-РБ/7-26/149, распространяется на все объекты, независимо от источников финансирования их строительства, а срок его действия не ограничен.
При определении размера средств на премирование работников за ввод в действие объектов, включаемых в свободные (договорные) цены с учетом инфляции, Подрядчик и Заказчик могут использовать метод расчета, основанный на индексе роста действующей на момент ввода минимальной заработной платы в Российской Федерации по сравнению с применявшейся при формировании базисной цены объектов.
Письмо Министерство труда РФ № 1636-рб и Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 7-26/149 от 12 августа 1992 года «О средствах на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства»
В связи с поступающими запросами Минтруд России и Минстрой России разъясняют.
Порядок определения размеров средств на премирование за ввод в действие в 1992 году производственных мощностей и объектов строительства установлен письмами Минтруда СССР и Госстроя СССР от 10 октября 1991 г. № 1336-ВК/1-Д, Госкмархстроя РСФСР от 26 декабря 1991 г. № 15-5/55, Минтруда России и Минстроя России от 27 февраля 1992 года № 302-РБ/7-26/34, в соответствии с которыми размер средств на премирование исчисляется от базисной (т.е. в ценах на 01.01.91 г.) сметной стоимости строительно-монтажных работ, являющейся основой для определения свободной (договорной) цены на строительную продукцию при подготовке и заключении договоров подряда, независимо от сроков строительства.
Заказчик и Подрядчик вправе в заключаемом договоре определить условия выплаты подрядчику дополнительной, сверх предусмотренной в базисной цене премии за ввод, надбавки за ввод объекта или, наоборот, установить порядок удержания с Подрядчика согласованной в договоре суммы за нарушение этих условий.
Вопрос 1.4.08.
Просим подтвердить или опровергнуть правильность примера расчета размера средств па премирование за ввод в действие объектов строительства
Пример расчета:
Стоимость СМР по итогу сводного сметного расчета условно составлю 2561,62 тысячи рублей (с учетом резерва средств на непредвиденные работ* затраты) в текущем уровне цен. В ценах 1991 года 2561,62: 20 = 128,08 т рублей, где 20 - индекс изменения стоимости СМР в ценах 1991 года к текущему уровню цен па момент расчета премии (в данном примере величина ус/. ноя). Индексация средств на премирование за ввод в действие объекта из 1991 года в текущий уровень на момент расчета производится в соответствии с письмом Госстроя России от 15.03.93 г. № 7-13/32 и письмом Минтруда России от 15.03.93 г. № 463-РБ.
Действующий на момент расчета премии уровень минимальной заработной платы в РФ составляет 100 рублей.
Аналогичный показатель на 01.01.91 года составлял 50 рублей.
Индекс изменения уровня минимальной заработной платы на момент расчеты премии по отношению к базовому показателю составляет: 100: 50 =2
Размер средств на премирование за ввод в действие объекта строительства в эксплуатацию составляет 1,28 % от СМР в ценах 1991 года 128,08 × 0,0128 ×2 = 3,28 тысяч рублей.
Ответ.
Ваш расчет размера средств на премирование за ввод в действие объекта строительства составлен методически правильно в соответствии с разъяснениями в письмах Министерства труда РФ и Госстроя России от 12.08.92 г. № 1 РБ/7-26/149 и от 15.03.93 г. № 463-РБ / 7-13/32 и «Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории РФ» (Р 81-1.99). Однако, в результате этого расчета определенный размер прем? ввод в действие объектов настолько незначителен, что теряется смысл этого премирования.
Учитывая, что положения указанных выше писем не соответствуют реальным условиям, Координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве считает, что средства на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства должны исчисляться либо от текущей стоимости строительно-монтажных работ по объекту, либо от базисной стоимости строительно-монтажных работ по этому oобъекту в сметных нормах и ценах 2001 год с переводом полученной суммы среде премирование в текущий уровень индексами по заработной плате для данного региона.
Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объекта строительства в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных следует принимать по письмам Минтруда СССР и Госстроя СССР от 10 октября 1991 года № 1336-ВК/1-Д. Средства на премирование за ввод в действие в эксплуатацию исчисляются от стоимости строительно-монтажных работ по главам 1-9 Сводного сметного расчета стоимости строительства и включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты».
Порядок определения размера средства на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства должен быть установлен при согласовании договорной цены на строительство объектов и заключении договора строительного подряда.
Вопрос 1.4.09.
В своих рекомендациях о премировании за ввод объектов в эксплуатацию Минстрой России ссылается на размеры средств на премирование за ввод в действие, установленные письмом Госкомтруда СССР и Госстроя СССР от Ю.01.91г. № 1336-ВК/1-Д, но этого письма не приводит. Просьба сообщить размеры премий за ввод объектов в эксплуатацию, рекомендованные указанным выше письмом Госкомтруда СССР и Госстроя СССР.
Ответ .
Размер, условия выплаты и порядок распределения средств премирования за ввод в действие объектов определяется Заказчиком и подрядчиком при согласовании договорной цены и оговаривается в договоре подряда. При этом для определения размера средств на премирование в базисной сметной стоимости могут применяться нормы рекомендованные письмом Госкомтруда СССР и Госстроя СССР от 10.01.91г. № 1336-ВК/1-Д.
Ниже приводится это письмо и выдержки из приложения к письму с размерами средств на премирование за ввод в действие в срок производственных мощностей и объектов строительства.
Письмо Госстроя СССР № 1336-ВК/1-Д от 10.01.91 «О размерах средств на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства»
В связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые сметные нормы и цены в строительстве и поступающими запросами Минтруд СССР и Госстрой СССР сообщают порядок определения размеров средств на премирование за ввод в действие в 1991 году в срок производственных мощностей и объектов строительства.
По объектам, сооружаемым за счет средств союзного бюджета, указанные средства определяются в соответствии с Порядком образования и расходования средств на премирования за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Президиума ВЦСПС от 23 ноября 1989 г. № 372/151/11-12, по нормам, приведенным в приложении к настоящему письму.
Указанные нормы применяются к базисной сметной стоимости строительно-монтажных работ или ее части, определенной в ценах и нормах 1991 года.
По работам, выполненным до 1 января 1991 г., когда размер средств устанавливается от сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной в нормах и ценах 1984 года, приведенные в приложении нормы увеличивается на коэффициент, равный индексу роста стоимости строительно-монтажных работ в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые сметные нормы и цены (письмо Госстроя СССР от 6 сентября 1990г. № 14-Д).
По объектам, сооружаемым за счет средств республиканского, местного бюджетов и собственных средств предприятий, настоящий Порядок образования средств на поощрение участников строительства может применяться в качестве рекомендуемого.
С выходом настоящего письма размеры средств, приведенные в приложении к Порядку образования и расходования средств на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Президиума ВЦСПС от 9 февраля 1987г. № 82/27/П-1 при составлении сметной документации не должны применяться.
Приложение
к письму Госкомтруда СССР и Госстроя СССР
Размер средств на премирование за ввод в действие в срок объектов в процентах от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ.
Объекты энергетики | |
Высоковольтные (воздушные и кабельные) электросети: | |
Линии электропередачи со сметной стоимостью строительства: | |
свыше 2 млн. руб. | |
- новое строительство | 2,13 |
2,45 | |
от 1 до 2 млн. руб. | |
-новое строительство | 2,27 |
2,61 | |
до 1 млн. руб. | |
-новое строительство | 2,55 |
-реконструкция и техническое перевооружение | 2,92 |
Тепловые сети со сметной стоимостью строительства: | |
свыше 0,5 млн. руб. | |
- новое строительство | 2.23 |
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,57 |
до 0,5 млн. руб. | |
- новое строительство | 2,48 |
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,46 |
Объекты радиотехнической и электронной промышленности | |
Производственные лаборатории и инженерные корпуса | |
- новое строительство | 2,01 |
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,31 |
Корпуса вспомогательных цехов, складов и бытовки | |
- новое строительство | 1,83 |
Объекты промышленности приборостроения, средств автоматизации и систем управления | ||||||
Заводы и цеха вычислительной техники, систем управления производством, оргтехники и лабораторных приборов: | ||||||
- новое строительство | 1,53 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,81 | |||||
Заводы и цеха приборов контроля и регулирования технологических процессов, приборов времени, физических исследований, механических величин, испытательной техники и др.: | ||||||
- новое строительство | 1,27 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,47 | |||||
Объекты электротехнической промышленности | ||||||
Заводы и цеха электроламповые и полупроводниковых изделий: | ||||||
- новое строительство | 2,01 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,33 | |||||
Заводы трансформаторные, электроаппаратуры, электротехнических машин, аккумуляторных, кабельных изделий, электроарматуры, электротермического оборудования: | ||||||
- новое строительство | 1,33 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,53 | |||||
Объекты машиностроения | ||||||
Завода металлоконструкций | ||||||
- новое строительство | 1,55 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,75 | |||||
Цеха инструментальные, модельные, термические, электроремонтные, ремонтно-механические, прочие цеха и объекты: | ||||||
- новое строительство | 1,28 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,48 | |||||
Объекты промышленности строительных материалов | ||||||
Заводы и цеха по производству асбоцементных кровельных и отделочных материалов, асбоцементных труб и т.п.; Заводы и цеха железобетонных конструкций, панелей и деталей, включая заводы и цеха ячеистых и силикатных бетонов: | ||||||
- новое строительство | 2,10 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,42 | |||||
Предприятия по производству строительных материалов из пластических масс | ||||||
- новое строительство | 2,11 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,45 | |||||
Заводы и цеха керамической промышленности, кирпичные заводы, изоляторное производство: | ||||||
- новое строительство | 1,78 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,05 | |||||
Заводы и цеха гипса и гипсовых изделий, рубероидные цеха: | ||||||
- новое строительство | 1,72 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,97 | |||||
Заводы отопительного оборудования и канализационных труб, предметов домоустройства, санитарно-технического оборудования: | ||||||
- новое строительство | 1,86 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,13 | |||||
Предприятия мраморно-гранитных и естественных стеновых материалов: | ||||||
- новое строительство | 1,91 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,20 | |||||
Объекты собственной базы строительно-монтажных организаций (за исключением предприятий по производству строительных материалов) | ||||||
Базы технического обслуживания и ремонта строительных машин, производственно-технологической комплектации, учебные комбинаты, предприятия по производству товарного бетона, строительного раствора: | ||||||
- новое строительство | 1,42 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,65 | |||||
Автотранспортные предприятия, предприятия по производству монтажных заготовок, узлов и деталей: | ||||||
- новое строительство | 1,47 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,70 | |||||
Объекты лесной и деревообрабатывающей промышленности | ||||||
Лесозаводы, лесоперевалочные базы и рейды: | ||||||
- новое строительство | 1,35 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,55 | |||||
Домостроительные комбинаты и цеха: | ||||||
- новое строительство | 1,58 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,78 | |||||
Спичечные и мебельные фабрики: заводы и цеха; фанерные, древесноволокнистых и стружечных плит: | ||||||
- новое строительство | 1,50 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,58 | |||||
Объекты легкой промышленности | ||||||
- новое строительство | 2,35 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,75 | |||||
Объекты пищевой, мясо-молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности: | ||||||
Объекты пищевой и рыбной промышленности: | ||||||
- новое строительство | 2,33 | |||||
- реконструкция и техническое перевооруясение | 2,73 | |||||
Объекты мясо-молочной промышленности: | ||||||
- новое строительство | 2,28 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,68 | |||||
Объекты мукомольно-крупяной промышленности: | ||||||
- новое строительство | 2,37 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,77 | |||||
Объекты микробиологической промышленности | ||||||
- новое строительство | 2,16 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,50 | |||||
Строительство метрополитенов и тоннелей (в комплексе всех работ, кроме жилищно-бытовых зданий) Большие мосты Объекты железнодорожного и воздушного транспорта | ||||||
Новые железнодорожные линии; вторые пути; диспетчерская централизация; автоблокировка и автостопы | 1,95 | |||||
Электрификация железнодорожных линий; развитие узлов и станций; удлинение путей на станциях; строительство разъездов, искусственных сооружений | 2,21 | |||||
Депо: Пункты экипировки; пропарочные станции; АТС; ремонтные заводы и мастерские; рельсовые заводы и цеха | 2,06 | |||||
Вокзалы и аэровокзалы; служебные здания; обустройства пассажирской и грузовой службы | 1,77 | |||||
Аэродромы | 1,60 | |||||
Автомобильные дороги | ||||||
Автомобильные дороги, включая весь комплекс зданий и сооружений на них; городские автомобильные дороги (улицы, проезды, подъезды к предприятиям, транспортные пересечения, автомобильные тоннели, эстакады, путепроводы, подземные пешеходные переходы и т.п.) | 1,62 | |||||
Крупные радиостанции (радиовещательные, связные и телевизионные), радиорелейные и кабельные магистрали | ||||||
Со сметной стоимостью строительства объекта вцелом: | ||||||
до 2,5 млн. руб. | 1,73 | |||||
от 2.5 до 5 млн. руб. | 1,62 | |||||
свыше 5 млн. руб. | 1,41 | |||||
Холодильники, охлаждаемые овоще- и фруктохранилиша | 2,67 | |||||
Объекты министерства обороны | ||||||
Объекты специального назначения | 1,71 | |||||
Объекты гидрографии | 1,46 | |||||
Объекты Комитета Государственной Безопасности СССР и Министерства Внутренних Дел СССР | ||||||
Архивы, фильмохранилища и другие административные здания | 1,28 | |||||
Специальное строительство | 1,57 | |||||
Пожарные депо и спецгаражи. Аэрогеодезические предприятия и картографические фабрики | 1,48 | |||||
Объекты жилищного строительства, школы, профтехучилища, профтехшколы, школы-интернаты, больницы, поликлиники, станции скорой помощи, детские сады и детские ясли | 1,72 | |||||
Прочие объекты | ||||||
Опытные установки химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесохимической, электроэнергетической, целлюлозно-бумажной, гидролизной, микробиологической, коксохимической, сланцехамической, химико-фармацевтической промышленности и промышленности кинофотоматериалов | 2,78 | |||||
Опытно-промышленные установки отраслей, перечисленных в п.1 | 2,51 | |||||
Телефонные и радиотрансляционные станции и сети | 1,28 | |||||
Ремонтные и авторемонтные заводы и мастерские, их цеха, включая литейные, с подсобными объектами и коммуникациями: | ||||||
- новое строительство | 1,28 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,55 | |||||
Автотранспортные предприятия | 1,33 | |||||
Заводы гаражного оборудования; трамвайные хозяйства (депо, пути, мастерские); троллейбусные парки, депо, мастерские; автопарки; гаражи, профилактики | 1,22 | |||||
Автобусные станции и автовокзалы, шиноремонтные заводы и цеха; станции технического обслуживания; автозаправочные; скверы, парки, бульвары и другие объекты озеленения | 1,06 | |||||
Заводы красок, шрифтолитейные; дома книги, книжные базы и склады издательств | 1,32 | |||||
Санитарно-эпидемиологические, дезинфекционные и противочумные станции; троллейбусные линии (контактные сети, тяговые подстанции, энергосиловое хозяйство); электрические сети уличного освещения; мусоросортировочные заводы | 1,53 | |||||
Санатории, ванные здания и грязелечебницы; пансионаты на курортах и в лечебных местностях | 1,77 | |||||
Дворцы и дома культуры; музеи; клубы; дома профсоюзов; библиотеки; дома отдыха; пионерские лагеря; детские городки; дома физкультуры; дома туриста; стадионы; плавательные бассейны; выставочные павильоны; дома пионеров; магазины; аптеки; предприятия общественного питания; комбинаты бытового обслуживания; ателье; рынки; дачи; предприятия химчистки и крашения; цеха ширпотреба и сувениров | 1,27 | |||||
Заводы и главные корпуса медицинской промышленности: | ||||||
- новое строительство | 1,56 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,78 | |||||
Научно-исследовательские, проектные и медицинские институты; конструкторские бюро; типографии; печатные фабрики; полиграфические комбинаты; машиносчетные фабрики и вычислительные центры; объекты гидрометеорологической службы | 1,53 | |||||
Предприятия кинопленочной, кинокопировальной, киномеханической промышленности; киностудии; фильмобазы: | ||||||
- новое строительство | 1,11 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 1,27 | |||||
Учебные корпуса (институты, техникумы и другие учебные заведения); гостиницы; мотели; административные здания; кинотеатры; театры; цирки | 1,18 | |||||
Фабрики по производству бриллиантов; монетные дворы | 1,78 | |||||
Бани; прачечные; отопительные котельные и их сети | 1,18 | |||||
Склады продовольственных и промышленных товаров и овощехранилища | 1,33 | |||||
Плодоовощные базы (по типовым проектам, предусматривающим сооружение комплекса овоще- и фруктохранилищ, имеющих охлаждаемые камеры с принудительной вентиляцией и здания холодильника) | 1,81 | |||||
Резервуары для хранения масел, спиртов и других жидких продуктов | 1,52 | |||||
Объекты очистных сооружений: | ||||||
- новое строительство | 1,81 | |||||
- реконструкция и техническое перевооружение | 2,07 | |||||
Водохранилища с плотинами; плотины для целей водоснабжения | 1,53 | |||||
Наружная канализация и водопровод; водоводы и водобазы | 1,20 | |||||
Подземные коллекторы (канализация, водопровод, водосток и т.д.); подземные склады (хранилища) | 2,06 | |||||
Кислородные, ацетиленовые компрессорные, насосные, газогенераторные и газораздаточные станции | 1,60 | |||||
Распределительные газопроводы на территории городов, населенных пунктов и промышленных объектов, вводы от них к отдельным зданиям; внутренние газовые сети и устройства жилых, общественных, коммунально-бытовых и промышленных объектов; базы газового хозяйства | 1,50 | |||||
Объекты инженерной подготовки территории для строительства, памятники и монументы (за комплекс строительно-монтажных работ, предусмотренных проектом памятника или монумента) | 1,48 | |||||
Примечания:
1. Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов строительства по видам и типам объектов, установленные для определенных отраслей промышленности и министерств, распространяются на аналогичные объекты всех министерств и ведомств.
2. Средства па премирование перечисляются за ввод в действие объектов, входящих в утвержденные и пусковые комплексы (домны, шахты, цеха и т.д.), если по ним ранее как за отдельные объекты средства на премирование не перечислялись.
3. Если за ввод в действие объектов данной группы установлен один размер средств на премирование, то в том же размере перечисляются средства за премирование за реконструкцию и техническое перевооружение этих объектов.
4. Размер средств на премирование за ввод в действие производственных мощностей предприятий и объектов, строительство которых осуществляется на компенсационной основе, увеличивается в 1,8 раза.
5. Размер средств на премирование за ввод в действие в срок производственных объектов, сооружаемых на базе комплектного импортного оборудования, повышается на 25 %.
Вопрос 1.4.10.
Ответ.
Для расчета командировочных затрат при их необходимости для строительства объекта, прежде всего, необходимо определить количество рабочего времени, требующегося для выполнения всего комплекса работ на данном объекте (стройке). Если сметная документация составлена с выделением нормативных трудозатрат, то командировочные расходы можно определить на основании этих нормативных трудозатрат, приведя их к человеко-дням и добавив необходимое количество выходных дней. В сметной документации наряду с трудоемкостью в прямых затратах должны быть определены трудозатраты в накладных расходах, временных зданиях и сооружениях, в зимних удорожаниях и других лимитированных расходах, в соответствии с Методическими указаниями о порядке выделения в сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений нормативной трудоемкости и заработной платы рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1985 года № 273.
Таким образом будут определены трудозатраты основных строительных рабочих. Для учета времени всех работающих на объекте следует добавить время работы вспомогательных рабочих и ИТР.
В тех случаях, когда в сметной документации трудоемкость не выделяется, необходимую численность рабочих и время их работы на объекте следует принимать по данным проекта организации строительства, являющимся необходимой и неотъемлемой частью проектной документации.
Размер суточных, подлежащих оплате работающим на объекте, следует принимать по нормативам, установленным Министерством финансов РФ.
Кроме затрат на оплату суточных при определении командировочных расходов, следует учесть затраты на проезд работников на объект по соответствующей стоимости железнодорожного или автобусного проезда, а также затраты на найм жилья на период строительства (если Заказчик не обеспечивает бесплатным жильем).
Вопрос 1.4.11.
«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории РФ» (ЩЦС 81-1.9)9, приложение 9, п.9.4 определяют включение в 9 главу Сводного сметного расчета затрат, связанных с осуществлением работ вахтовым методом (за исключением вахтовой надбавки к заработной плате).
1. Перечислите, пожалуйста, затраты, относимые на организацию вахтового метода работ, включаемых в главу 9 Сводного сметного расчета.
2. Включается ли надбавка за вахтовый метод работ в фонд оплаты труда?
Ответ.
1. В затратах, связанных с осуществлением работ вахтовым методом, и предусматриваемых в 9 главе Сводного сметного расчета следует учитывать:
Затраты по организованной доставке работников на вахту и обратно;
Оплата работникам дней нахождения в пути к месту работы и обратно;
Затраты на содержание и обслуживание вахтового поселка (организация питания, отдыха, медицинского, технического и бытового обслуживания).
Строительство вахтового поселка, как правило, осуществляется за счет капитальных вложений, выделяемых целевым назначением. Если же средств строительство вахтового поселка целевым назначение не выделены, то затраты по возведению вахтового поселка должны быть предусмотрены в Сводном сметном расчете стоимости строительства объекта.
2. Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работникам строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций Госстроя России (МДС 83-1.99) предлагают вахтовую надбавку к заработной плате включать в фонд оплаты труда.
Координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве считает, что надбавки к заработной плате, не связанные непосредственно с затратами труда, (надбавки за подвижной и разъездной характер работ, надбавки за работу вахтовым методом и т. д.) следует учитывать как прочие затраты и включать в 9 главу Сводного сметного расчета, при этом к затратам по возмещению указанных надбавок следует добавлять единый социальный налог.
Включение вахтовых надбавок в фонд оплаты труда, с последующим начислением накладных расходов, сметной прибыли и других лимитированных затрат искажает размер этих начислений и ставит в неравные положения рядные организации, не имеющих этих надбавок.
Вопрос 1.4.12.
Просим рассмотреть и сообщить, правильно ли сделан расчет дополнительных затрат при получении электроэнергии от передвижных электростаниий при пересчете в текущие цены на март 2003 года от сметной базы года?
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О перечне прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 сводных сметных расчетов стоимости строительства объектов городского заказа
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Москвы от 22 октября 2014 года N 606-РП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 28.10.2014);
распоряжением Правительства Москвы от 1 декабря 2015 года N 696-РП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.12.2015);
распоряжением Правительства Москвы от 29 мая 2018 года N 335-РП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 30.05.2018).
____________________________________________________________________
В целях упорядочения составления сметной документации при определении состава и стоимости прочих работ и затрат, учитываемых в главе 9 сводных сметных расчетов стоимости строительства объектов городского заказа:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2005 года для применения при составлении сметной документации по объектам городского заказа и расчетах за выполненные работы перечень прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства (далее - Перечень) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Заказчикам строительства и проектно-изыскательским организациям при разработке проектно-сметной документации состав работ и затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства и расчеты за выполненные работы, определять с учетом конкретных условий строительства по каждому объекту в соответствии с приложением к настоящему распоряжению.
3. Установить, что в случае недостатка лимита средств по отдельным видам затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства, возмещение затрат производится за счет части резерва средств на непредвиденные работы и затраты, остающейся в распоряжении заказчика строительства, или экономии по другим статьям сводного сметного расчета стоимости строительства.
4. По объектам, проектно-сметная документация на которые утверждена до выхода настоящего распоряжения, изменения в связи с утверждением Перечня в сводные сметные расчеты стоимости строительства не вносятся.
5. Признать утратившими силу:
5.1. Пункт 1 и приложение к распоряжению Правительства Москвы от 9 апреля 2003 года N 557-РП "Об учете прочих работ и затрат при составлении сметной документации на строительство объектов городского заказа" .
5.2. Пункты 12 , 13 распоряжения Правительства Москвы от 12 сентября 2002 года N 1356-РП "О снижении затрат при строительстве объектов городского заказа" .
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение. Перечень прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства
Наименование работ и затрат | Порядок определения и обосно- |
|
Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"