THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений. Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.

Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:

  • Официального «возраста» и эксплуатационного износа автомобиля.
  • Степени и вида повреждений и, как следствие, объёма восстановительного ремонта.

По состоянию на конец 2015 года расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.

При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор. Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается. Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

УТС по КАСКО

Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.

Бо́льшая определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.

В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.

Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:

Таблица 1. Понятие УТС в правилах КАСКО.

таблица скроллится вправо
Ситуация
Перспективы
В Правилах КАСКО
не упоминается УТС
Политика страховщика слабо
предсказуема. Но поскольку
судебные органы считают УТС
реальным ущербом, при отказе в
добровольном возмещении УТС эти
расходы могут быть взысканы в
судебном порядке. Также возможна
оплата данного ущерба по
досудебной претензии.
В Правилах УТС относится
к исключениям
из страхового покрытия
Компания демонстрирует своё
нежелание оплачивать УТС. Однако на
практике такие возмещения могут
осуществляться на основании
соответствующего заявления во
избежание судебных издержек.
Впрочем, возможны и разбирательства в
суде. Главным аргументом страховщика
здесь будет «свобода договора» и
согласие страхователя с его условиями
при заключении.
Ограничение максимальной
суммы выплаты по УТС
минимальными значениями
(например, 0,1% от общей
стоимости ремонта)
В этом случае компания осознанно
идёт на хитрость. Формально она
не отказывается возмещать УТС,
но сумма возмещения оказывается
сугубо номинальной. В такой ситуации
требовать возмещения полной суммы
данного ущерба с большой
вероятностью придётся в судебном
порядке. Результат сложно
прогнозируем, поскольку речь здесь
идёт об оспаривании конкретного
лимита по договору.
Неиспользованная
возможность включения
УТС в покрытие по
договору
Если компания предлагает покрытие
УТС наряду с иными условиями полиса,
но клиент застраховался без
применения этой опции, выбрав более
дешёвый вариант, возместить
соответствующий ущерб непросто. В
данном примере речь идёт об
осознанном выборе страхователя, как и
в отношении любых других позиций
договора. Тем не менее, шансы на
компенсацию УТС через суд остаются.

Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:

  • Для расчёта УТС нужна информация о ремонтных воздействиях – необходимых или произведённых. Эти сведения обычно содержатся в заказ-наряде на ремонт и/или акте осмотра. Необходимо позаботится, чтобы какой-то из этих документов или его копия остался на руках. На основании него можно сделать собственную экспертизу по УТС, если страховщик отказал в возмещении этой части ущерба.
  • Не следует пренебрегать досудебными способами решения вопроса. Во многих случаях компании оплачивают УТС по претензии или соответствующему дополнительному заявлению с приложением оценки данного ущерба. Пытаясь избежать подобных выплат, страховщики в то же время опасаются судебных издержек.

Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.

УТС по ОСАГО

В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.

В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.

Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.

При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.

В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.

Что нужно учитывать?

Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:

  • Получение возмещения УТС в некоторых случаях может занимать много времени (до нескольких месяцев при судебных тяжбах).
  • Страховщики КАСКО могут внести страхователя, обратившегося по УТС, в «чёрный список» (в том числе с рассылкой по другим компаниям). Такая мера предполагает заградительно высокие тарифы при дальнейшем страховании.
  • Тарифы по КАСКО неизбежно реагируют ростом на судебную практику взыскания УТС.

При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.

Утрата стоимости равнозначна потере потребительских качеств транспортного средства. Получив серьезные повреждения, автомобиль может быть восстановлен, но его реализационная стоимость будет отличаться от аналогичной машины, которая избежала аварийной ситуации. Одним из вариантов компенсации подобного ущерба после ДТП или иного воздействия, является расчет утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), проводимый экспертами нашей компании. На сегодня, УТС признается судебной системой "реальным ущербом". Это означает, что суды должны взыскивать с ответчика величину утраты стоимости автомобиля. Наша компания защищает интересы клиентов, осуществляя независимую экспертизу и оценку транспорта.

«Центр оценки авто» - с нами выгодно

Немногие владельцы транспортных средств владеют информацией о возможности компенсации утраты товарной стоимости (УТС). Страховым компаниям выгодно компенсировать нанесенный ущерб, ограничившись суммами по договору страхования, хотя после ремонта в результате ДТП, автомобиль теряет в стоимости по сравнению с аналогичными ТС порядка 3-5% своей стоимости. Действующим законодательством предоставлено право получения выплат по УТС для автомашин не старше 5 лет. Износ транспортного средства до ДТП при этом не должен превышать 35 % (в соответствии с методикой оценки УТС Минюста РФ)

Для получения компенсации убытка владелец машины должен обратиться в свою СК, которая возмещает ущерб, связанный с ремонтом поврежденной машины. Мы предоставляем нашим клиентам независимый отчет с оценкой УТС. При несогласии и отказе СК в выплатах «Центр оценки авто» готов оказать дополнительные услуги - юридическое сопровождение (как досудебное, так и судебное)

Профессиональная оценка утраты товарной стоимости автомобиля

Для расчета УТС необходимо предоставить следующие документы.

  • Документы на автомобиль (свидетельство о регистрации или ПТС)
  • Справка о ДТП , если оформлялось в ГИБДД или Извещение о ДТП
  • Заказ-наряд на ремонт, если автомобиль отремонтирован или Акт осмотра ТС
  • Паспорт заказчика

Это минимально необходимые данные для подготовки отчета. При отсутствии акта осмотра ТС и заказ-наряда, мы можем самостоятельно осмотреть поврежденный автомобиль.

Стоимость отчета об оценке утраты товарной стоимости автомобиля на основании предоставленных документов в нашей компании составляет 2 500 руб. По времени подготовка документов занимает один-два рабочих дня.

Если заказывать расчет УТС в дополнение к экспертному заключению или отчету об оценке стоимости восстановительного ремонта, то его стоимость составит 1 000 руб.

Расчет УТС онлайн

При помощи нашего калькулятора, произвести расчет утраты товарной стоимости можно в режиме онлайн на этой страничке - Калькулятор УТС . Данный калькулятор позволяет рассчитать примерный размер утраты стоимости по методике Хальбгевакс. На данный момент по ОСАГО и другим видам суды принимают в основном отчеты по методике Минюста.


ДТП - это всегда неприятно. И даже если страховая компания оплатила ремонт автомобиля и вроде бы ему вернули практически первоначальный вид, осадок все равно остается. Особенно нерадостно, когда приходит время продавать машину, и потенциальный покупатель, приезжая на первое знакомство с автомобилем, достает толщиномер и обнаруживает с его помощью некогда поврежденные и затем отремонтированные участки машины . Кто-то в таких случаях прерывает переговоры и тут же уезжает, кто-то торгуется, сбивает цену.

Часто страховые компании отказывают в возмещении утраты товарной стоимости автомобиля, ссылаясь на подпункт «б» пункта 2 ст. 6 Закона об ОСАГО и относят утрату товарной стоимости к упущенной выгоде. На самом же деле Пленум Верховного суда в своем Постановлении от 29.01.2015 № 2 разъяснил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей машины. Это значит, что страховая компания не имеет права отказывать своему клиенту в подобной выплате. Причем она должна производиться и в том случае, если потерпевший выбирает вместо материальной компенсации направление на ремонт.


Чтобы ваше право на дополнительную выплату не было нарушено, следует придерживаться следующего плана действий.

Для начала нужно определить, всем ли критериям, по которым осуществляется выплата, соответствует ваш случай. А именно:

  • УТС не рассчитывается, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации (согласно проекту ЦБ РФ о методике расчета);
  • легковое транспортное средство должно быть не старше 5 лет с момента его продажи;
  • владелец не должен быть виновником ДТП.

Если виновник ДТП не застрахован по договору ОСАГО или пострадавшее транспортное средство не застраховано по договору каско, возмещение утраты товарной стоимости необходимо предъявлять виновнику ДТП на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Далее следует провести независимую экспертную оценку утери товарной стоимости автомобиля в соответствующей специализированной организации. К счастью, сегодня множество компаний, которые оказывают услуги по оценке стоимости автомобилей, оценке повреждений и ущерба .


Когда калькуляция уже у вас на руках, направляйте претензию страховщику с призывом добровольно выплатить вам сумму, причитающуюся согласно результатам проведенной экспертизы. Согласно ст. 16.1. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» это необходимо сделать в обязательном порядке, в противном случае в дальнейшем ваше исковое заявление не будет принято к рассмотрению.

Получили на свою претензию отказ или ее попросту проигнорировали? Что ж, тогда вам прямая дорога в суд . К отношениям, возникающим из договора страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей, в том числе в части альтернативной подсудности и освобождения от уплаты госпошлины. Так, потерпевший (истец) вправе по своему выбору обратиться с иском в судебный орган по месту нахождения ответчика, по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора страхования.


Вероятность вынесения положительного решения суда по таким категориям дел для страхователей практически стопроцентная. Также не стоит забывать о том, что в случае неисполнения требований в добровольном порядке страховая компания обязана будет уплатить в вашу пользу 50% штрафа от присужденной по суду сумме, а также возместить иные расходы, в том числе и на оплату услуг представителя.

Дмитрий Смаковский, старший юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист»

Вопрос, который волнует очень многих российских владельцев автомобилей. Ведь не секрет, что проблемы со страховыми компаниями возникают не менее часто, чем дорожно-транспортные происшествия на улицах.

Автолюбители все чаще стали испытывать сложности при получении компенсационных выплат от страховых компаний. Большая часть этих проблем приходится на утрату товарной стоимости автомобиля. Изменения, произошедшие в утс по осаго 2017, позволяют успешно решать эти вопросы через суд.

Какими знаниями необходимо вооружиться, чтобы добиться благополучного исхода в борьбе со страховщиками? И как получить выплаты в кратчайшие сроки? Для начала нужно иметь представление о том, что такое «утрата товарной стоимости».

Ремонт автотранспортного средства после аварии приводит к потере его стоимости. Это и есть, так называемое УТС. Восстановленный после дорожного происшествия автомобиль всегда имеет меньшую цену, чем никогда не бывавший в аварии.

Это обусловлено восстановительными работами, которые приводят к ухудшению общего эксплуатационного состояния машины. К ним относится смена некоторых частей или узлов автомобиля, повреждения лакокрасочного покрытия и восстановление отдельных деталей.

В результате аварии повреждаются не только детали, но и ухудшается внешний вид машины, что приводит к снижению стоимости по ОСАГО на 20% ниже рыночной. Несмотря на богатую судебную практику при рассмотрении таких дел в пользу автовладельца, страховщики расценивают эти случаи как свою упущенную выгоду и отказываются покрывать реальный убыток владельцев транспортных средств. Из-за этого крайне сложно спорить со страховыми фирмами, но шансы все же высоки.

Как вести себя в страховой компании

Каждый гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с утратой товарной стоимости. Такие основания предоставляет Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 года, которое гласит, что УТС является реальным ущербом и подлежит взысканию со страховщика ОСАГО. Ведь стоимость машины действительно уменьшается вследствие ДТП.

Однако, не стоит идти с заявлением о компенсационных выплатах в страховую компанию, когда:

  1. Иностранный автомобиль старше 5 лет.
  2. Машина отечественного производства старше 4 лет.
  3. Транспортное средство изношено более чем на 35%.
  4. Вы являетесь виновником аварии.
  5. Вам уже выплатили полную компенсацию по ОСАГО.

Если вышеперечисленные условия вас не касаются, то можно писать заявление на выплату возмещения УТС по ОСАГО в страховую компанию.

Это делается обязательно в двух экземплярах. Первый, заверенный сотрудником фирмы, оставляем у себя. Потом дожидаемся письменного отказа страховщика и обращаемся к независимому эксперту-оценщику. Он осматривает саму машину, либо все сметы и калькуляции, касающиеся ее ремонта, чтобы правильно высчитать сумму УТС. Нужно понимать, что услуги оценщика платные (порядка 1-2 тысяч рублей), но впоследствии данную сумму можно будет также забрать через суд, если будут приложены соответствующие документы об оплате.

Далее составляется претензия, и подается заявление в суд вместе со всеми справками и отчетами. Российская судебная практика по таким делам в 2017 году свидетельствует, что у автовладельца высокие шансы выиграть дело. Причем суд обязывает страховщиков уплатить не только положенный по ОСАГО УТС, но и все судебные издержки.

Как рассчитывается УТС ОСАГО в 2017 году?

Размер УТС напрямую зависит от возраста автомобиля и его стоимости. На рынке российского страхования применяются два способа расчета УТС. Основной считается методика Минюста РФ, которую используют судебные эксперты по расчетам потери товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости в 2017 году должна возмещаться, если:

  • произведена замена деталей;
  • наблюдаются повреждения защитных покрытий;
  • заменили узлы автомобиля;
  • был осуществлен ;
  • совершена замена частей кузова;
  • была сделана полная разборка салона, что привело к ухудшению качества заводской сборки.

Важное уточнение - замененные детали не должны иметь никаких дефектов, которые были получены ранее. УТС по ОСАГО 2017 года на такие случаи не рассчитывается.

Также утрата товарной стоимости не высчитывается и не оплачивается, если повреждения минимальны или не имеют отношение к страховому случаю. В судебной практике России встречались дела, когда суды взымают выплаты и со страховой компании, и с виновника дорожно-транспортного происшествия.

В заключение хочется дать напутствие всем автомобилистам. Необходимо быть упорным в своих законных требованиях, когда речь идет о десятках или даже сотнях тысяч рублей. Нужно знать свои права и уметь правильно ими пользоваться.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама