THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Кредитно-денежная политика.

Кутейникова Дарья Сергеевна

Группа:вечер

Факультет Бухгалтерский учет

№09УББ01436

Преподаватель: Зеленков О.И.

Калуга - 2010

Введение 3

    Цели, объекты и субъекты кредитно – денежной политике государства. 4

    Методы и инструменты кредитно – денежной политики государства. 11

    Особенности кредитно – денежной политики ЦБ РФ на современном этапе. 17

Практикум 22

Заключение 23

Литература 25

Введение

В данной работе дается определение кредитно-денежной политики, описываются цели, задачи, функции и используемые инструменты.

Денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели, но на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Также денежно-кредитная политика - очень мощный, а потому чрезвычайно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Центральный эмиссионный банк государства выступает в качестве проводника денежно-кредитной политики. Без правильной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны.
Тема, выбранная мною, актуальна, что подтверждается изданием множества изданий и публикаций в периодической печати, решением этого вопроса в телевизионном эфире. Но, это вовсе не означает, что денежно-кредитная политика – окончательно исследованная и разработанная система. Целью данной курсовой работы, является исследование процесса формирования и реализации денежно-кредитной политики в России на данном этапе развития.

1.Цели,объекты и субъекты кредитно – денежной политики государства.

Денежно-кредитная политика - действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. В общем денежно-кредитная политика ориентируется на конкретные цели, которые включают в себя: тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных временных интервалах.

Проводником денежно-кредитной политики является Центральный Банк (ЦБ). Центральные банки – это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Центральный банк, осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Основной функцией центральных банков первоначально было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция ушла на второй план. Хотя не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Государство с помощью денежно-кредитного регулирования стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Иными словами, цель денежной политики состоит в том, чтобы исключить избыток, либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики. Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. В целом, насущным требованием цивилизованной экономики является выработка единой политики экономического регулирования. Вырабатываемые решения в рамках какого-либо из подвидов монетарной политики (денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.) сильно влияют друг на друга. Неправильно разрабатываемое решение способно свести к нулю все остальные мероприятия.

Цели кредитно-денежной политики :

    Экономические цели. После длительного периода экономического роста и полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

Это предполагает крупные капиталовложения на переоборудование
промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание
производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и наладить разработки научно-технических исследований. Необходимость подчинения эмиссии платежных средств экономическим целям ставит проблему согласованности всех мер, принимаемых государственными органами. Поэтому кредитная политика должна быть составной частью общей экономической политики. В этом отношении особую важность представляют собой два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах. Во-первых, это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность. Во-вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.
Кредиты должны направляться прежде всего в те отрасли экономики,
динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики в целом.

2. Монетарные цели контроля над кредитом. Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики. Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; общее повышение цен таит в себе известные социальные и экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений
и снижает их рентабельность. Стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства.

3. Согласование целей экономической и денежной политики .

Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры, которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948-1959 гг., во Франции в 1930-1936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось после второй мировой войны. Выработка эффективной денежно-кредитной политики невозможна без знания реальных потребностей экономики. Она представляет собой не только реализацию мероприятий по поддержанию ликвидности банковской системы, но и является важнейшим инструментом государственного регулирования реального сектора. Любые усовершенствования в данной сфере должны осуществляться исходя из данного принципа и не вступать в противоречие с другими составляющими государственной системы регулирования экономики. Денежно-кредитная политика призвана непосредственно влиять на ликвидность банковской системы, и, значит, на деловую активность. Денежно-кредитная политика строится на принципах компенсационного регулирования. Когда перед центральным банком стоит задача стимулировать экономическую активность, он увеличивает объем денежной массы в обращении, что в свою очередь увеличивает кредитные возможности коммерческих банков. Центральный банк проводит политику дорогих денег (рестриктивную), когда необходимо ограничить экономическую активность.

Недостатки и проблемы.

Влияние инвестиций . Это действие кредитно-денежной политики, которое может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Циклическая асимметрия . Если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленные на покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашения уже имеющихся ссуд. Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

Изменение скорости обращения денег . С точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

Итак, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики, имеет как слабые,так и сильные стороны. К числу последних, относят дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Исходя из первого вопроса, можно сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики Центробанка на деловую внутригосударственную активность.

Денежно-кредитная политика - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия . Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.

Важная задача Центрального Банка в области денежно-кредитной политики - контроль за денежным обращением с целью предотвращения инфляции или снижения её темпов. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для обращения, и какими принципами следует руководствоваться при проведении денежно-кредитной политики.

Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы: общие инструменты , влияющие на денежный рынок в целом; и селективные инструменты , предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Общими инструментами кредитно-денежной политики Центрального Банка являются: операции на открытом рынке, учётно-процентная (дисконтная) политика, основанная на изменении учётной ставки; установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков .

Дадим краткую характеристику основным денежно-кредитным инструментам.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям Центральным Банком приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Соответственно, уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам. В результате предложение денег уменьшается.

Покупка ценных бумаг у коммерческих банков даёт обратный результат: резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются, предложение денег растёт.

Операции на открытом рынке эффективны в тех странах, где существует ёмкий рынок государственных ценных бумаг .

Учётно-процентная (дисконтная) политика Центрального Банка состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального Банка.

Если Центральный Банк поднимает официальную учётную ставку, то коммерческие банки сокращают объём заимствований, что, в свою очередь, ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.


Понижая учётную ставку . Центральный Банк создаёт условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок, а объём кредитных операций растёт.

Механизм учётно-процентной ставки эффективно действовал в начале XX века. В дальнейшем применение этого инструмента денежно-кредитной политики давало меньший результат. Этому способствовали действия банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рынка. Интернационализация хозяйственной жизни также снизила эффективность учётно-процентной политики: снижение учётной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков также используется Центральным Банком для прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:

Политика “дешёвых ” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства.

Центральный Банк увеличивает предложения денег путем:

Снижения нормы обязательных резервов;

Уменьшения учетной ставки;

Скупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса.

Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем:

Увеличения нормы обязательных резервов;

Повышения учетной ставки;

Продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Эффективность денежно-кредитной политики. Вопрос о том, способна ли кредитно-денежная политика обеспечить полную занятость без ускорения инфляции, остается открытым. Это объясняется тем, что использование денежно-кредитной политики для этой цели имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

К достоинствам денежно -кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.

Недостатками денежно -кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.

Выводы .

1. Денежная система - это форма организации денежного обращения.

2. Денежная масса, обращающаяся в стране, условно подразделенная на денежные агрегаты (М 1 , М 2 , М 3 , L), отличающиеся по степени ликвидности.

3. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Спрос на деньги определяется трансакционными и спекулятивными мотивами.

4. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством.

5. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.

6. Формой движения денежного капитала является кредит на принципах возвратности и платности. Кредитная система включает в себя банки и другие кредитно-финансовые институты, являющиеся финансовыми посредниками.

7. Банковская система - двухуровневая, включает ЦБ и коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции с целью извлечения банковской прибыли.

8. ЦБ осуществляет денежную политику с помощью учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные функции денег.

2. Каковы компоненты денежной массы? Различаются ли они по степени ликвидности?

3. От чего зависит спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов?

4. Каковы будут последствия увеличения денежной массы в экономике с неполной занятостью?

5. Почему в проведении денежно-кредитной политики существует дилемма промежуточной цели?

6. Покажите, что происходит, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов.

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий и правительства в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов , укрепления денежной единицы.

Монетарная политика являтеся важнейшим элементом .

Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и .

Основные цели кредитно-денежной политики государства:
  • Сдерживание
  • Обеспечение
  • Регулирование темпов
  • Смягчение циклических колебаний в экономике
  • Обеспечение устойчивости платежного баланса

Принципы денежного и кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

  • политику денежно-кредитных рестрикций , которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников в ; повышения уровня ; ограничения темпов роста в обращении по сравнению с товарной массой;
  • политику денежно-кредитной экспансии , которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Инструменты монетарной политики

Разработка и реализация кредитно денежной политики — важнейшая функция . Он обладает возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, что в свою очередь позволяет регулировать уровень производства и занятости.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:
  • Регулирование официальных резервных требований
    Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.
  • Операции на открытых рынках
    Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
  • Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)
    Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

Факторы, влияющие на спрос, предложение и процентную ставку, можно объединить под названием «инструменты денежно-кредитной политики». К ним относятся:

Процентная политика Банка России

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования — это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой осуществляет переучет у них векселей.

Банк России может устанавливать одну или несколько по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Процентная политика кредитных учреждений , являясь частью национальной денежно-кредитной политики, оказывает существенное влияние на развитие , ее стабильность. обычно свободны в выборе конкретных ставок по кредитам и депозитам и в качестве ориентиров при осуществлении процентной политики используют некоторые индикаторы, отражающие состояние краткосрочного денежного рынка. С другой стороны, центральный банк в процессе таргетирования устанавливает промежуточные цели денежно-кредитной политики, на которые он может воздействовать, а также конкретные инструменты для их достижения. Это может быть ставка рефинансирования или процентные ставки по операциям центрального банка, на основе которых формируется ставка краткосрочного межбанковского кредитования, и т.д.

Проблемы выделения факторов, влияющих на процентную политику коммерческих банков, волновали специалистов еще со времен становления экономической теории. Однако ответы на многие вопросы не найдены до сих пор. Современные исследования, направленные на выявление оптимальных правил осуществления национальной денежно-кредитной политики, в большей степени основываются на .

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков , инструментами косвенного — установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках .

Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. — 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая.

Во многих странах, в том числе и в России, ставка рефинансирования стала в большей степени индикативным показателем , дающим экономике лишь приблизительный ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе , поскольку она находится в неизмененном состоянии длительное время, тогда как реальные ставки на денежном рынке меняются каждый день.

Нормативы обязательных резервов

По существующему законодательству коммерческие банки обязаны отчислять часть привлеченных средств на специальные счета в .

С января 2004 г. Центральным банком установлены следующие размеры отчислений в фонд обязательного резервирования Банка России: по счетам в рублях юридических лиц и иностранной валюте граждан и юридических лиц, а также по рублевым счетам граждан — 3,5%.

Максимальная величина отчислений, т. е. нормативы обязательных резервов, составляет 20% и единовременно не может изменяться более чем на 5%.

Данный норматив позволяет Банку России регулировать ликвидность банковского сектора .

Резервы служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке, с одной стороны, и ограничителем эмиссии кредитных денег — с другой.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной .

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России , корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

В соответствии с законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27 октября 2008 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» Банк России имеет право покупать и продавать , имеющие товарное происхождение со сроком погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и прочие ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года.

Рефинансирование

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей . Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Рефинансирование банков осуществляется посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 календарных дней .

Валютное регулирование

Следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, Центральный банк должен следить за законностью проведения валютных операций, с другой — за изменением национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, не допуская существенных колебаний.

Один из методов воздействия на валютный курс — проведение центральными банками валютных интервенций или девизной политики.

Валютная интервенция — это продажа или покупка Центральным банком иностранной валюты на с целью воздействия на валютный курс и на суммарный спрос и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ, порядок совершения которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 г. № 390.

Основные задачи политики валютного курса в России — это укрепление доверия к национальной валюте и пополнение золотовалютных резервов . В настоящее время денежная база полностью обеспечена золотовалютными резервами.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России принимаются установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций . Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с правительством РФ.

Ориентиры роста показателей денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В России основным агрегатом служит денежный агрегат .

На сегодняшний день денежно-кредитная политика центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП .

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

  • ситуацию в реальном секторе экономики;
  • доходность от вложения средств в производство;
  • ситуацию в других секторах финансового рынка;
  • экономические ожидания хозяйствующих субъектов;
  • потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

Политика дешевых и дорогих денег

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня . Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег

Проводится с целью снизить темпы с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:
  • Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.
  • Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
  • Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Все вышеперечисленные инструменты кредитно-денежной политики относились к косвенным (экономическим) методам воздействия. Помимо данных общих методов денежно-кредитного регулирования цельнальный банк используется и прямые (административные) методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов .

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Монетарная политика. Видеоурок по обществознанию 11 класс

    Простыми словами об устройстве денежно-кредитной системы

    ✪ Лекция Софьи Донец «Актуальные вопросы денежно-кредитной политики»

    ✪ Видеоурок по обществознанию "Монетарная политика государства"

    ✪ Лекция 10: Центральные банки. Механизмы денежно-кредитной политики

    Субтитры

Инструменты монетарной политики

Инструменты монетарной политики, дающие возможность центральному банку контролировать величину денежной массы:

  • учётная ставка процента, ставка рефинансирования

Ограничительная (рестриктивная) кредитно-денежная политика в краткосрочном периоде

Ограниченная (рестриктивная) кредитно-денежная политика в краткосрочном периоде приводит к снижению нормы процента.

Роль денежно-кредитной политики в экономике

Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка [ ] , т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

Виды монетарных политик

  • Жёсткая - направлена на поддержание определённого размера денежной массы.
  • Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки .

Различают виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Её инструментами являются:

  • снижение нормы резервных требований
  • снижение учётной ставки процента
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учётной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приёмов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы - административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определённый период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации , повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытом рынке

Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путём кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учётной ставки

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учётной ставкой . С понижением учётной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учётную ставку. Повышение учётной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того, чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Инструменты денежно-кредитной политики

Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке , чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательных резервов Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Основные активы не столь ликвидны - ипотеки и кредиты. Изменяя норму резервирования, центральный банк изменяет объём доступных средств для кредитования. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учётной ставке. Эта ставка обычно ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя).

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Банковские регуляторы в различных странах имеют различные уровни контроля над процентными ставками коммерческих структур. В США Федеральная Резервная система может установить учётную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но однозначной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объёма на рынке ценных бумаг. Нельзя установить независимые друг от друга показатели и для денежной базы и для процентной ставки, потому что их значения изменяются общим инструментом - операциями на открытом рынке.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды Монетарных политик

  • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований 2) снижение учетной ставки процента 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1)повышение нормы резервных требований 2) повышение учетной ставки процента 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью. Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Первым орудием денежно-кредитной политики центрального банка является учетная политика. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог (например, в виде принадлежащих им ценных бумаг). Назначая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет низшую границу учетной ставки коммерческих банков (комиссионный процент которых превышает учетную ставку центрального банка, как правило, на 0,5 - 2%).

Так, если произошел экономический спад, и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. Тем самым коммерческие банки поощряются к приобретению дополнительных кредитов и наращиванию денежного предложения. Тем самым стимулируются совокупные расходы. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то центральный банк поднимает размер дисконта.

Последнее мероприятие, в свою очередь, порождает 3 эффекта:

  1. некоторым банкам дорогой государственный кредит становится недоступным, что сокращает скорость нарастания денежной массы в обращении;
  2. если коммерческий банк все же берет подорожавший кредит, то он вынуждается повышать эффективность своих операций, кредитовать только наиболее эффективные проекты;
  3. коммерческие банки стремятся перекладывать дорогой государственный кредит на плечи своих клиентов - повышается ставка процента за кредит и у коммерческих банков - сокращение спроса на деньги.

Торможение инфляционных процессов как позитивный результат осуществленных мероприятий имеет, однако, и негативные эффекты на товарных рынках, а также в сфере производства. Чем дороже кредит, тем ниже склонность к инвестированию, тем труднее финансировать капиталовложения, тем медленнее развивается народное хозяйство. Поэтому для того, чтобы борьба с инфляцией не приводила к подавлению инвестиционного процесса, государству необходимо заранее позаботиться о компенсации подобных негативных эффектов, своевременно включив соответствующие амортизаторы: сокращение ставки налога на прибыль, предоставление специального кредита для уплаты налога (налогового кредита) и т.п.

Второе орудие центрального банка - регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в центральном банке. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Такие вклады коммерческих банков, с одной стороны, выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а с другой - значительно облегчают систему безналичных межбанковских расчетов (клиринг). Предположим, клиент А коммерческого банка Х хочет перевести 1000 $ клиенту Б коммерческого банка Y. Для этого банк Х уменьшает размер своего резервного фонда в центральном банке на 1000 $, а резервный фонд банка Y в центральном банке на 1000 $ увеличивается.

Так, в условиях инфляции центральный банк увеличивает норму обязательных резервов. Тем самым ограничиваются возможности коммерческих банков предоставлять ссуды своим клиентам. И, наоборот, при дефляции, когда необходимо увеличить количество денег в обращении, минимальная норма сокращается. При этом коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.

При длительном использовании нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение: чем дольше применяется этот способ регулирования, тем больше объем ресурсов коммерческих банков, зарезервированный в центральном банке и тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.

Норма обязательных резервов зависит от видов вкладов (срочный, бессрочный), от их величины, от географических (расположение банка в крупном или мелком городе) и институциональных (вид кредитного учреждения) различий. В настоящее время в развитых странах наблюдается тенденция к стиранию географических и институциональных различий в нормативах резервирования. В США регулирование минимальной нормы обязательных резервов проводится с 1933 г., а в 1980 г. был принят закон, по которому резервные требования Федеральной резервной системы были распространены на все депозитные институты страны (ранее им подчинялись лишь коммерческие банки - члены ФРС).

Третьим важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается, прежде всего, в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Так, если появляется необходимость увеличения количества денег в обращении, то осуществляется скупка государственных долговых обязательств: владельцы облигаций государственного займа, купившие их, скажем, за 50 руб., продают их центральному банку за 55 руб. При этом деньги за облигацию немедленно попадают в обращение. Например, когда во второй половине 80-х гг. в экономике США наметился длительный подъем, Федеральная резервная система поддержала его массированными закупками государственных облигаций на рынке ценных бумаг. В то время, как масштабы продаж государственных облигаций в этот период составляли лишь 2-4 млрд. дол. в год, их ежегодные закупки составляли 20- 30 млрд. дол. Ставшее результатом данных действий ФРС увеличение предложения денег привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций, которое тоже стимулировало инвестиционную активность фирм.

Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются центральными банками тех стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада и др.). В российской же экономике сколько-нибудь масштабные операции на открытом рынке до последнего времени отсутствовали (лишь во второй половине 90-х гг. резко расширялся - вплоть до августа 1998 г. - объем операций с ГКО). Неразвитость рынка ценных бумаг в нашей стране не позволяла центральному банку проводить результативную рестриктивную денежно-кредитную политику. В этих условиях доля займов у предприятий и населения в погашении дефицита бюджета оказывалась ничтожной. Дефицит финансировался в основном за счет кредитов центрального банка, т.е. путем выпуска в обращение новых денег. Но за период 1995-98 гг. (до августовского кризиса) масштабы купли-продажи государственных ценных бумаг возросли столь стремительно, что в российской экономике стал интенсивно проявляться эффект вытеснения.

Таким образом, если экономика столкнулась с безработицей и понижением цен, то необходимо увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого используются покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, сокращение резервной нормы, сокращение учетной ставки. В этом проявляется политика дешевых денег, цель которой - сделать кредит дешевым и доступным.

Если же излишние совокупные расходы толкают экономику к инфляционной спирали, то реализуется обратная политика дорогих денег. Активно продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке населению и резко расширяя их предложение, центральный банк тем самым понижает (например, до 45 рублей) их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении.

Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия, в них участвуют и центральный банк, и другие элементы банковской системы. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно влияет на денежную массу. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее быстродействующим средством регулирования денежной массы. Резервная же норма и учетная ставка носят скорее стратегический, чем тактический характер. Они имеют не только важное практическое значение, но и дают своеобразный информационный эффект, заключающийся в том, что коммерческие структуры получают информацию о содержании и направлениях денежно-кредитной политики, рассчитанной на относительно длительную перспективу.

Все три перечисленных выше инструмента не разрушают денежный рынок, при их использовании не происходит превышение допустимых пределов вмешательства государства в рыночную экономику: коммерческие банки вольны брать или не брать взаймы в центральном банке при повышении процентной ставки; владельца сбережений никто не заставляет продавать (покупать) государственные облигации центральному банку.

Центральный банк способен эффективно использовать данные инструменты лишь в случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. Правительству никогда не хватает денег, и если ему будет подвластен центральный банк, останется лишь найти повод для эмиссии денег (бюджетный дефицит, возникший по "объективным" причинам - типа войны в Чечне). В нашей стране еще недавно не требовалось даже искать удобного предлога для эмиссии: для получения денег из Госбанка достаточно было простого распоряжения правительства. В результате центральный банк превращался в придаток Министерства финансов, а денежно-кредитная политика становилась не заслоном на пути инфляционного процесса, а, наоборот, фактором его дальнейшего нарастания. По нынешней российской Конституции ЦБ подотчетен парламенту и независим от исполнительной государственной власти.

Безусловно, центральный банк не должен держаться в стороне от бюджетных проблем: роль безучастного наблюдателя ему не к лицу. Ведь правительство ничем не хуже коммерческого банка и вправе рассчитывать на кредиты. Но: а) в порядке общей очереди; б) с возвратом; в) под процент.

Определяя условия кредитования, центральный банк должен руководствоваться как пожеланиями правительства, так и обязанностью проводить неинфляционную денежную стратегию.

Кейнсианцы считают главным регулирующим денежную массу инструментом учетную ставку. Однако в современных условиях таковым, скорее всего, следует признать операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования менее значима, т.к. количество денежных средств, получаемых коммерческими банками у центрального банка обычно невелико (таким способом обычно приобретаются 2-3% кредитных ресурсов). К тому же нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центральном банке: интенсивная продажа облигаций центральным банком может натолкнуться на нехватку средств у коммерческих банков для их покупки.

Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале ХХ века, но затем центральные банки натолкнулись на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. В результате, например, когда центральный банк понижал учетную ставку, коммерческие банки свои рыночные ставки не сокращали, и, как следствие, спад в экономике продолжался. На эффективность дисконтной политики повлияла и интернационализация хозяйственной жизни: понижение процентной ставки центральным банком могло спровоцировать отток капитала из страны.

В России же ставка рефинансирования, особенно на первых этапах рыночных преобразований являлась важным инструментом денежно-кредитной политики (да и сегодня в связи с крахом пирамиды ГКО ее роль весьма велика). Например, в конце 1993 г. она составляла 210%. Коммерческие банки, ориентированные на нее, предоставляли кредиты клиентам под 240-250% (обычно на срок не более 3 месяцев с ежемесячным обслуживанием долга). Следовательно, каждый месяц клиент отдавал банку 20% взятой суммы. Банк реинвестировал полученные деньги в новые кредиты. Доход, оцениваемый по формуле сложных процентов (1,2 в двенадцатой степени = = 8,9) составлял 790% годовых, что соответствовало почти 9-кратному росту капитала и было близким к годовому темпу инфляции.

Меньшая роль изменений резервных требований обусловлена тем, что находящиеся в резерве деньги не приносят процента, а потому более высокие резервные требования негативно сказываются на прибыли банков. Результатом становится явное или скрытое стремление последних выйти из подчинения центрального банка, что ослабляет регулирующий потенциал денежно-кредитной политики.

Первостепенная роль операций на открытом рынке обусловлена тем, что данный инструмент обладает преимуществом масштабности и гибкости: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать быстро и в значительных количествах. Так, в США банки, составляющие Федеральную резервную систему, владеют государственными облигациями примерно на 250 млрд. долл., продажа которых теоретически может уменьшить средства коммерческих банков до нуля.

В деятельности центрального банка широко используются не только косвенные, но и прямые методы регулирования. Они связаны, прежде всего, с установлением экономических нормативов для банков - например, минимального размера уставного капитала, предельного соотношения между размером уставного капитала и суммы активов банков, минимального размера риска на одного заемщика, ограничений использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц и др. Так, для замедления роста объемов кредитования в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах устанавливаются в административном порядке предельные нормы расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Превышение коммерческими банками данных нормативов влечет за собой выплату ими штрафных процентов либо перевод на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной объему превышенного кредита. Подобные административные действия центрального банка влекут за собой как позитивные последствия (торможение кредитной экспансии в условиях инфляционного перегрева экономики), так и последствия негативные (ослабляется конкуренция в банковской сфере, сдерживается рост эффективно работающих банков, уменьшается степень гибкости экономики в результате того, что пересмотр норм кредитования не успевает за изменением спроса на кредиты).

В деятельности центральных банков широко используется и простое увещевание, т.е. "дружеское убеждение" коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

  1. установление обязательной нормы резервирования;
  2. регулирование официальной учетной ставки;
  3. операции на открытом рынке;
  4. административные меры.

Политика обязательных резервов

В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Рефинансирование коммерческих банков

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Операции на открытом рынке

Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования.

Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы

Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.

Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Инструменты денежно-кредитной политики - это операции, способы, при помощи которых Центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. В основной набор таких инструментов входят:

—операции на открытом рынке — метод, заключающийся в покупке или продаже Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

—рефинансирование банков и процентные ставки по операциям Центрального банка;

—резервные требования;

—депозитные операции - операции кредитных учреждений по привлечению денежных средств во вклады и их размещение в межбанковские кредиты;

—прямые количественные ограничения.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама