THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Монополия - (от один и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополизация рынка - это ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.

Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос и получать монопольно высокую прибыль, что и является основной причиной монополизации рынка.

Современная теория выделяет три типа монополий :

  • 1) монополия отдельного предприятия;
  • 2) монополия как соглашение;
  • 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами. Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм, он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях. Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта, создает рынок монополистической конкуренции. В зависимости от возникновения различают монополию :

  • * естественную;
  • * административную;
  • * экономическую.

Расскажем о них более подробно.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйствующий субъект и между ними не существует конкуренции. Примером может служить экономика бывшего Советского Союза. Она принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия министерств и ведомств.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Особый вид монополий - международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая - транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн “Стандардойл оф Нью-Джерси”, имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна “Нестле” размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.

Вторая разновидность - собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов - международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн “Юнилевер”, германо-бельгийский трест фотохимических товаров “Агфа-Геверт”.

Так же различают пять основных форм монополистических объединений. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты .

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт. То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Следующей формой монополистических объединений является многоотраслевой концерн.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Но монополистические объединения не могут образовываться на «ровном месте», для этого нужны причины, поэтому экономическая теория выделяет три причины существования монополий :

Первая причина: если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба, чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна - единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Например, алмазная монополия «De Beers» опиралась на контроль сырья.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; «Газпром» монополия на поставку газа в Европу. В ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе, отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.

Современного человека вряд ли можно удивить наличием нескольких сотен сортов сыра и лимонада, огромным количеством брендов одежды и техники. Напротив, его часто смущает существование только одного производителя в отрасли. Монополизация рынков - это ситуация, когда поставщиком определенного или услуг выступает только одно предприятие или человек. В данном случае у потребителя нет выбора, он вынужден соглашаться на установленную цену. Монополизация рынков - это также процесс, при котором компания получает возможность поднимать цены и устранять своих конкурентов. И такие предприятия необязательно являются крупными, все зависит от размера отрасли, в которой они оперируют.

Понятие

Экономисты выделяют четыре вида идеальных рыночных структур:

  • Совершенная конкуренция. В этой ситуации существует огромное количество товаров-субститутов, а вход на рынок практически ничем не ограничен. Все решает «невидимая рука».
  • Монополистическая конкуренция. В отрасли оперирует много производителей, которые выпускают товары-субституты. Однако компании сохраняют некоторый контроль над ценообразованием. Это определяют уровни монополизации рынка.
  • Олигополия. В данной ситуации существует несколько предприятий, которые выпускают сходную продукцию. Они могут вырабатывать общую стратегию, устанавливая цены в отрасли.
  • Монополия. Данная предусматривает наличие только одного поставщика продукции, который имеет полный контроль над отраслью.

Характеристики монополии

Общепринятое мнение гласит, что совершенная конкуренция - это практически панацея, компромисс между желаниями продавца и потребителя. Большинство экономических моделей принимают эту структуру в качестве базиса. Однако почему в таком случае происходит монополизация рынков? Это связано с тем, что такое положение вещей крайне выгодно производителю. Во-первых, монополия позволяет максимизировать прибыль. Во-вторых, производитель устанавливает цену на свою продукцию через определение объема выпуска. В-третьих, в условиях монополии существуют большие барьеры для входа в отрасль. Единственный производитель может не опасаться быстрого увеличения конкуренции.

Формы

Когда происходит монополизация рынка, конкуренция в образовавшейся структуре является основополагающим признаком для определения ее вида. Всего выделяют три формы монополии:

  • Естественная. Она возникает вследствие причин объективного характера. Это означает, что спрос на данный товар лучше всего удовлетворяется одной фирмой. Причиной могут быть особенности производственного процесса или обслуживания клиентов. Например, к таким отраслям относят энергообеспечение, водоснабжение, железнодорожные перевозки.
  • Административная. Данная создается при участии государства. Оно в лице своих органов предоставляет определенной фирме исключительное право на осуществление деятельности в отрасли. Экономика СССР была крайне монополизированной. Большинство предприятий находились под контролем ведомств и министерств.
  • Экономическая монополия - это наиболее распространенная форма. Ее появление связано с собственной инициативой предприятий. К монопольному положению на рынке может привести как поступательное развитие, так и быстрая централизация капитала за счет поглощений и добровольных объединений.

Условия монополизации рынка

Рассматриваемые структуры могут как создаваться через серию поглощений одними компаниями других, так и формироваться естественным путем в определенных отраслях. Может их создавать и государство. Монополизация рынков - это процесс, в центре которого - три основных причины:

  • Производство товара одной фирмой обходится дешевле, чем несколькими. В этом случае мы можем говорить о
  • Одно предприятие является собственником чрезвычайно редких ресурсов или технологий. Например, фирма Xerox в свое время полностью контролировала процесс изготовления копий. Знания о данном процессе были защищены патентами. Это экономическая монополия.
  • Предоставление государством определенному предприятию исключительного права на продажу некого блага. В этом случае возникает так называемая административная монополия. В некоторых государствах законодательством разрешена только данная форма.

Источники власти монополии

В условиях совершенной конкуренции цена равна среднему значению фирм, работающих в данной отрасли. У монополии она выше. Поэтому данная рыночная структура и представляется нежелательной для потребителей. Главным помощником монополий являются барьеры для входа в отрасль. Они предотвращают возникновение конкуренции. Среди них:

  • Экономические барьеры.
  • Законодательные ограничения.
  • Преднамеренные действия.

Первая группа включает самое большее количество ограничительных мер. Сюда относят экономию от масштаба. Размер монополий позволяет им значительно сокращать издержки, обычные фирмы просто не могут соревноваться с ними в цене на продукцию. Поэтому их деятельность не может быть эффективной, поскольку себестоимость выпускаемых ими товаров гораздо больше.

Еще одно экономическое ограничение - это требования к капиталовложениям. Если для начала производства необходимо дорогостоящее оборудование, то это также будет препятствовать появлению конкурентов. Монополия может обладать технологическим преимуществом или выступать собственником природных ресурсов, необходимых для выпуска товаров.

Что касается законодательных ограничений, то к этой группе относят права интеллектуальной собственности, включая патенты. Они дают монополии исключительное право на производство товара или технологию его выпуска.

Третья группа ограничений включает разнообразные преднамеренные действия, предпринимаемые монополией с целью препятствования развитию конкуренции в отрасли. Например, она может лоббировать свои интересы в правительстве с помощью различных коррупционных практик.

Естественная монополия

Данную форму описываемой рыночной структуры часто рассматривают отдельно. Это связано с дебатами по поводу ее полезности не только для самого монополиста, но и для потребителей. Она возникает при наличии большого значения эффекта экономии на масштабе производства. Естественная монополия представляет собой ситуацию, когда единственная фирма обеспечивает рынок продуктами с меньшими издержками, чем это бы сделало несколько предприятий. Яркий пример - водо- и электроснабжение. Однако это не значит, что естественные монополии полностью безвредны. Поэтому их необходимо контролировать государству.

В международном бизнесе

На мировую экономику все больше влияют глобализация и интернационализация. Эти два процесса ответственны за то, что происходит монополизация рынка услуг и услуг на международном уровне. Существует два вида таких структур:

  • Транснациональные монополии. К ним, например, можно отнести пищевой концерн «Нестле» или нефтяной «Стандард ойл оф Нью-Джерси». Обе эти компании национальны по капиталу, который был в них вложен, и международны по сфере своей деятельности. Большая часть их производственных мощностей размещена не в стране базирования.
  • Международные монополии. К этому виду можно отнести трест «Агфа-Геферт», который занимается производством фотохимических товаров. Данный вид монополий международен как по сфере своей деятельности, так и по вложенному акционерному капиталу.

Отечественные реалии

Монополизация российского рынка имеет исторические корни. В СССР государство практически полностью контролировало экономику. С сокращением производства в России постепенно снижается спрос на продукцию отраслей - естественных монополий, кроме связи. Это привело к быстрому росту цен в них. Учитывая, что данные отрасли являются основообразующими, то это спровоцировало инфляцию. Некоторые экономисты видят негативные последствия монополизации рынка в качестве главного фактора кризисов в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Монополии в рыночной экономике

1.1 Виды монополий

1.2 Причины существования монополий. Монополия и конкуренция

2. Последствия монополизации рынка

2.1 Формирование монопольной цены

2.2 Особенности современной монополизации рынка, ее позитивные и негативные факторы

3. Основные направления антимонопольного регулирования

3.1 Государственный контроль монополистической деятельности

3.2 Антимонопольное регулирование в России

Заключение

Библиографический список

Введение

Рынок и рыночная экономика имеют как позитивные, так и негативные стороны. К числу негативных относится порождение рынком монополий и монополистических тенденций в экономической системе. Отдельные формы и признаки проявления монополизма отмечаются даже в тех экономических системах, где монополии не занимают господствующего положения.

Актуальность темы монополизации в экономике обусловлена тем, что монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. В современной России значительная степень монополизации и олигополизации важнейших рынков (строительный рынок, топливный рынок и др.) способствует завышению цен и мешает бороться с инфляцией, препятствует входу на рынок новых участников и, следовательно, развитию экономики. Все это заставляет задуматься о необходимости проведения государством более активной антимонопольной политики, осуществления мер по демонополизации экономики. Следовательно, стало актуальным создание показателей для измерения степени развития монополизации и для оценки эффективности антимонопольной политики.

Цель данной работы заключается в изучении причин, инструментов и последствий монополизации рынков.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть виды монополий и выяснить причины их существования

Выявить позитивные и негативные факторы монополизации рынков

Проанализировать последствия монополизации рынков

Ознакомиться с методами демонополизации экономики и способами контроля монополистической деятельности государством.

Объект исследования данной работы - существующие виды монополий.

Предмет исследования - процесс монополизации и последствия этого процесса.

1. Монополии в рыночной экономике

1.1 Виды монополий

Монополия - это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. К основным признакам монополии относят следующие:

На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Монополист ищет ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют диктующим цену (price-searcher).

Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.

Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние полюсы спектра рыночной структуры и встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия. Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - 2-е изд., М.: Норма, 2006. - с. 249 Поскольку чистые монополии встречаются крайне редко, то в обыденном сознании и в печати закрепилось отождествление монополии с крупной олигополистической фирмой. Выделяют три основных вида монополий: естественную, административную и экономическую.

Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии - это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т. д.). К естественным монополиям такого типа в России относятся компания Газпром, РЖД, Почта России и т. д.

Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. -- 10-е изд.,

перераб. и доп. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- с. 183 .

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать "порядочным", поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке "единым фронтом", когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Современная теория выделяет три типа монополий:

Монополия отдельного предприятия;

Монополия как соглашение;

Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.

Существуют следующие организационные формы монополии:

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

1.2 Причины существования монополий. Монополия и конкуренция

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. Согласно первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из сторонников таких взглядов - английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что "монополистическая власть не возникает случайно" Пигу А. "Экономическая теория благосостояния",Т.1, М., 1985 г., с.326 . Она является логическим завершением стратегии предприятий. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Другой движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым. Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Конкуренция является одной из движущих сил развития экономической системы.

Конкуренция - объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции - с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой повышения производительности труда на своих предприятиях, расширения масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.

На современном этапе конкуренция возникает, прежде всего, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и разных форм собственности. Олигополистическая конкуренция господствует в автомобильной и ряде других отраслей. К методам конкурентной борьбы относятся улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и послепродажных услуг, временное снижение цен, улучшение условий оплаты и т.п. Используются и такие методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике.

Будучи составной частью хозяйственного механизма, конкуренция действует через спрос, предложение и цены. В этом случае она появляется как между производителями, так и между потребителями (покупателями).

При свободной (или совершенной) конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и услуг. На продолжительном промежутке времени цены на них тяготеют к общественно необходимым затратам производства.

С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между крупными компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий, и мелкими и средними фирмами. Несовершенная конкуренция - это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью. К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она все больше перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.

Неценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование. Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей.

Разновидность несовершенной конкуренции - нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помощью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.

На основании материала, изложенного в первой главе можно сделать следующие выводы: появление и развитие монополистических тенденций в экономике логично и неизбежно. В случае с естественными монополиями монополизация отрасли единственный экономически выгодный вариант. Как экономическое явление монополия представляет собой антипод конкуренции. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара и получения максимальной прибыли. Цель монополии - получение максимального дохода посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Средства достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх номинальной и является формой реализации потенциала монополиста на рынке.

2. Последствия монополизации рынка

2.1 Формирование монопольной цены

Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: "Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить". Монопольная цена - это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. : учебник для вузов.- М.: Норма, 2007. - с. 125

Согласно федеральному закону "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов. ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции"

В зависимости от видов и форм конкуренции формируются соответствующие виды цен. В условиях господства монополий устанавливаются, прежде всего, монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который является монополистом в производстве и на рынке. Он ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливает товаропроизводитель под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы при составлении контрактов с монополиями, а также мелкие фермеры - со стороны транспортных и промышленных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее обработке.

Монопольно высокие цены приводят к снижению платежеспособного спроса населения, привлекают конкурентов, поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая дает возможность присвоить максимальную прибыль.

Когда на рынке господствуют несколько олигополистов, как правило, применяется практика "лидерства в ценах". Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.). В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Например, Дженерал Моторс в США устанавливает на свою новую модель определенную цену, а Форд и Крайслер назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Монополии часто осуществляют значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой расчистки рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. : учебник для вузов.- М.: Норма, 2007. - с. 125

Цены на товары, изготавливаемые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

2.2 Особенности современной монополизации рынка, ее позитивные и негативные факторы

монополизация конкурентный капитал государственный

Процесс монополизации имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что у гигантских предприятий и их объединений появляется больше возможностей развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новую технологию, осуществлять переквалификацию работников, а значит, приспосабливаться к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в экономике. Поэтому не удивительно, что в настоящее время интенсивно развиваются такие формы сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией и др. Возникновение подобных межфирменных объединений, консорциумов, в первую очередь, связано с реализацией крупных научно-технических программ. Создаются также корпоративные исследовательские организации.

В последние десятилетия одним из направлений вертикальной интеграции и диверсификации (то есть увеличения количества отраслей, в которые осуществляет экспансию та или иная монополия) стало формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция крупных промышленных корпораций с торговыми кампаниями.

Возникновение и развитие крупных хозяйственных единиц, координация их деятельности расширяют масштабы планомерного и организованного развития экономики, сознательного регулирования экономической системы.

Гигантские предприятия благодаря массовому производству имеют возможность экономить на затратах производства, обеспечивать потребителей дешевыми и качественными товарами.

Положительной стороной монополий также является стимулирование инновационной деятельности, что оправдывает установление монопольно высоких цен, ибо в случае каждого снижения цен после внедрения новой техники у крупных компаний не было бы стимулов к нововведениям. Достаточно длительный период существования монополий, сложность проникновения других фирм в монополизированные отрасли дает первым уверенность в целесообразности долгосрочных инвестиций.

В то же время установление монопольных цен, создание искусственного дефицита относятся к негативным сторонам монополизации экономики, поскольку покупатели вынуждены покупать товары, изготавливаемые крупными компаниями, по более высоким ценам.

Отрицательной чертой монополий является и то, что они тормозят в некоторых случаях развитие НТП. Связано это с тем, что монополия производства и сбыта дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новые достижения науки и техники в производственный процесс, сдерживая полное использование ресурсов, максимально возможное снижение расходов производства и соответствующий рост его эффективности.

В погоне за прибылью крупные компании финансируют проекты, дающие наибольшую отдачу, изымая или существенно уменьшая при этом инвестиции в более важные, с точки зрения широких слоев населения, производства.

Монополии и олигополии расходуют значительные ресурсы на сохранение и укрепление монополистических позиций, утверждение своей власти.

Они сдерживают, ограничивают конкуренцию - движущую силу экономического прогресса, поэтому П. Самуэльсон называл монополию "экономическим злом" Самуэльсон П.А. Экономика. В 2-х томах. Т. 1 М.: "Логон", 1997 г. с.137 . Известно, что власть монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов. Замена конкуренции монополией приводит к повышению цены и сокращению выпуска продукции. Идя по этому пути, монополия приводит к социальным издержкам, т. е. монопольное равновесие не является эффективным с точки зрения общества (однако, в некоторых случаях, когда монополия является естественной, она будет единственно эффективной).

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что в диалектическом единстве положительных и отрицательных сторон и состоит одна из наиболее важных сущностных характеристик монополии как экономической категории.

3. Основные направления антимонопольного регулирования

3.1 Государственный контроль монополистической деятельности

Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков ведет к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества. Именно в силу такого негативного воздействия монополий на экономическое развитие ограничение деятельности монополий, демонополизация рынков является одной из функций государства. Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - вопрос о факте монополизации. Уровень монополизации в экономике характеризуют и определяют следующие показатели измерения рыночной концентрации:

1. Размер чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями.

2. Показатели степени рыночной концентрации и интенсивности конкуренции - считается число фирм в отрасли при прочих равных условиях.

3. Коэффициент рыночной конкуренции, определяемый как процент продаж, приходящихся на определенное количество фирм, обычно 4, 8, 20, 50.

Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:

На долю одного продавца приходится 33%;

На долю трех - 50%;

На долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

Считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера. Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Инструменты антимонопольной политики делят на прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:

- "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

Предельного темпа роста цен;

Предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

Поощрение создания товаров-заменителей;

Поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

Предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;

Открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

Государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно законодательные меры предполагают:

Запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;

Запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;

Принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в США 1890 г. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых в судах ежегодно рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

Например, широкую известность получил судебный процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. На основании судебного решения компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке телефонных услуг стало снижение в два раза цен на соответствующие услуги.

Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители. Следует отметить, что антимонопольное законодательство стран Западной Европы более либерально, чем США.

Итак, хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами, негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.

3.2 Антимонопольное регулирование в России

В конце 1991 г. в России впервые был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и создано Антимонопольное министерство для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности. В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции". ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более. Однако, по решению Антимонопольного министерства, доминирующим может быть признано и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает определение монополии - "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам".

Согласно Закону, запрещаются:

Соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок;

Монопольные сговоры о ценах, изъятии товаров с рынка для поддержания дефицита, попытки ограничить доступ на рынок конкурирующих фирм.

В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.

Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 года Федерального закона "О естественных монополиях", который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Цель государственного регулирования деятельности естественных монополий - обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемого ими товара для потребителей, с другой стороны, создать условия для эффективного функционирования субъектов естественных монополий. В этих целях органы, регулирующие деятельность естественных монополий, могут осуществлять:

Ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан,

Обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

С начала 2008 года ФАС России возбудила более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства только на рынках автомобильных топлив и авиатоплива. Примерно половина из них - злоупотребления доминирующим положением на рынке, другая часть - картельные сговоры и согласованные действия.

Статистика дел по нарушениям антимонопольного законодательства на топливных рынках:

Согласованные действия хозяйствующих субъектов - 47;

Злоупотребление доминирующим положением - 54;

По результатам рассмотрения дел в 2008 году наложено штрафов на сумму более 800 миллионов рублей. Пресс-служба ФАС России, http:// fas.gov.ru

Однако, несмотря на достаточно успешную деятельность ФАС существует комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции, который не решен до настоящего времени. Недостатки антимонопольного регулирования, политики обеспечения добросовестной конкуренции наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действенных механизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цены, отсутствуют ясные и научно-обоснованные методики регулирования цен в естественных монополиях и высокомонополизированных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Складывающаяся практика антимонопольного регулирования, основанная на попытках решать проблемы монополизма через несистемные репрессивные акции со стороны ФАС, предпринимаемые в качестве реакции на отдельные внешние проявления негативных последствий монополизма, малоэффективна и вредна. Подобные действия не в состоянии решить принципиальных проблем, порождаемых монополизацией российской экономики, увеличивают риски для бизнеса и дискредитируют антимонопольное регулирование. Российская антимонопольная политика исторически ориентирована не на американскую, а на более мягкую европейскую модель конкурентной политики, в соответствии с которой доминирование компании на рынке само по себе не считается проблемой, а борьба ведется лишь с фактами выявленных злоупотреблений монопольным положением. Такая система заведомо ставит антимонопольного регулятора в более сложное положение из-за информационной асимметрии и невозможности проведения превентивной конкурентной политики.

Заключение

Процветание на современном этапе разного рода монополий и появление транснациональных корпораций подтверждают, что монополизация - закономерный процесс, порождаемый конкуренцией (каждый конкурент стремится стать монополистом). Несмотря на естественность этого процесса общество стремится ограничить монополистические тенденции в экономике. Сопоставляя перечисленные во второй главе положительные и отрицательные стороны монополизации рынков и анализируя их последствия для экономики и общества в целом можно сделать следующие выводы:

Монополия ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию;

Рынок не распределяет ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей;

Отсутствует производственная эффективность;

Существуют барьеры для межотраслевого перелива капитала.

Таким образом, несмотря на некоторые положительные стороны, монополизация рынка ведет к диктату производителя над торговлей и потреблением, а вследствие этого - к стагнации.

Все это говорит о необходимости поворота в сторону более активной антимонопольной политики - политики по демонополизации экономики, включающей как принудительное разделение государственных монополий, так и активную политику стимулирования прихода на рынок конкурентов действующим монополистам.

Политика такого типа позволила бы быстро превратить целый ряд рынков, для которых характерно единоличное или коллективное доминирование, во вполне конкурентные.

Развитие конкуренции позволило бы естественным путем снизить негативные эффекты от деятельности монополий для экономики, а также устранить поводы для вмешательства антимонопольных регуляторов в деятельность конкретных компаний, ухудшающего инвестиционный климат в стране.

Библиографический список

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А.: Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2002

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2005.

3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003

4. Липсиц И.В. Экономика. - М.: Омега-Л, 2006. - 656 с

5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. 14-го изд. - М.: Таллин, 2003.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - 2-е изд., М.: Норма, 2006

7. Пигу А. "Экономическая теория благосостояния", Т.1, М., 1985 г.

8. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. : учебник для вузов.- М.: Норма, 2007.

9. Самуэльсон П.А. Экономика. В 2-х томах. М.: "Логон", 2003 г

10. Экономика:/ Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2004

11. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

12. ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции"

13. Пресс-служба ФАС России [Электронный ресурс]/ режим доступа: http:// fas.gov.ru, свободный, - Загл. с экрана.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты антимонопольного регулирования. Монополизация рынка: общая характеристика, последствия и показатели уровня концентрации. Оценка эффективности антимонопольного регулирования на примере рынка нефтепродуктов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2012

    Типология экономических систем, механизмы их функционирования, позитивные и негативные стороны. Суверенитет потребителя в конкурентной рыночной экономике, угрозы монополизации при ослаблении конкуренции. Особенности административно-командной системы.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2017

    Сущность монополизации, цели и механизмы ее функционирования. Формирования и развития монополий в современной России. Характеристика антимонопольной политики Российской Федерации, изучение основных проблем антимонопольного регулирования в стране.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2014

    Сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы. Модели конкурентных рынков как основные формы конкуренции. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды. Развитие конкурентной среды на белорусском рынке.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2014

    Анализ теоретических основ монополизации. Характеристика состояния российской нефтепереработки. Сравнительный анализ российской, американской и европейской системы антимонопольного регулирования. Исследование конкурентных отношений в монопольной среде.

    дипломная работа , добавлен 08.07.2011

    Рассмотрение понятия и сущности монополизации в рыночной экономике. Выявление сферы влияния и вмешательства государства в регулировании монополистических тенденций. Определение макроэкономических последствий монополизации рынков в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2016

    Понятие, виды и формы монополии. Монопольная цена и конкуренция. Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы. Регулирование деятельности монополий.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Виды государственного регулирования агропродовольственных рынков в экономической теории. Особенности рынка зерна в современной России. Методы государственного регулирования рынка зерна. Изучение последствий государственного регулирования зернового рынка.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Анализ российского рынка бензина по индексу концентрации, индексу Херфиндаля-Хиршмана и индексу Линда. Объем производства автобензина. Уровень концентрации видов автобензина трех крупнейших фирм: Лукойл, ЮКОС, ТНК. Оценка степени монополизации отрасли.

    контрольная работа , добавлен 15.05.2014

    Общественные потери при монополизации рынка. Характеристика стратегии государственного регулирования монополий. Критерий оптимума потребителя в ординалистской модели потребительского выбора. Различие между внутренним и угловым равновесием потребителя.

Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на развитие экономики. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Отметим сначала положительное воздействие монополий на экономику.

1. Поскольку в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение предприятий, поэтому оно имеет возможность:

– применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства (иметь положительный эффект на масштабе) и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками, что очевидно ведет к экономии ресурсов. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать при этом повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но низких издержек производства;

– выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

– противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовали возникновению новых производств , ставших своеобразными «локомотивами» национальных хозяйств. Это автомобилестроение, авиастроение и другие, относящиеся к разряду капитало- и наукоемких производств, «неподъемных» для мелких и средних товаропроизводителей.

3. Относительно устойчивое положение монополий в экономике обеспечивает и большую устойчивость для связанных с ними мелких и средних компаний, а следовательно, устойчивую занятость и доходы их работников. Подчинив себе значительную часть мелких и средних предприятий, монополии вместе с тем способствуют их большей устойчивости благодаря тому, что стали заказчиками для многих из них. Нередко на одну монополию работают сотни и даже тысячи мелких и средних предприятий, поставляя ей различные детали.

4. На предприятиях самих монополий, как правило, более благоприятные условия труда и оплаты, чем на немонополизированных предприятиях, более стабильна занятость. Все это имеет не только экономическое, но и социальное значение.

5. Существенный вклад монополий в развитие внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга , ставших важными факторами развития современного товарного хозяйства. Кроме того, монополии стали развивать на своих предприятиях систему «человеческих отношений», имеющую важное социально-экономическое значение, поскольку она направлена на коренное изменение отношений между руководителями предприятий и рядовыми работниками.

6. Продукция крупных компаний часто отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищённом рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения дорогостоящих научных исследований и разработок. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса».

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает определенное положительное влияние на экономику.

Однако наряду с положительным монополии оказывают на экономику и общество в целом отрицательное воздействие.

1. Монополии имеют возможность:

– увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

– «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы;

2. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали подавлять конкурентов , а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества товарного хозяйства.

3. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению. Нередко монополии путем внесения в производимые ими товары косметических изменений выдают их за новые или более качественные и продают по высоким ценам.

4. Поскольку монополия предстает в роли единственного производителя и продавца какого-то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей.

Монополии стали использовать методы прямой манипуляции поведением потребителей, побуждая их к покупкам товаров не всегда им нужных, широко используя в этих целях рекламу.

5. Монополии оказались способными сдерживать научно-технический прогресс , поскольку обнаружили более выгодным для себя увеличивать прибыль путем повышения цен, а не снижения издержек. Более того, в целях сохранения своего монопольного положения на рынках определенных товаров они могут скупать патенты, использование которых позволяет производить товары-заменители, способные конкурировать с товарами монополий. Запатентованные изобретения нередко скрываются от общества и не используются.

6. Поскольку любая монополия стремится расширить сферу своего влияния, то монополии стали вторгаться в сферу деятельности государства: законодательство, административное управление, внешнюю политику для того, чтобы с помощью государства усилить свои экономические позиции. Более того, монополии проявили стремление подчинить себе государство , сделать его орудием своего господства. Тем самым государство при таком устремлении монополий перестает отражать интересы всего общества, превращаясь в своего рода «комитет по заведованию» делами монополий. Подобное превращение ослабляет национальную экономику и общество в целом.

Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.

Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий ведёт к ограничению конкуренции и нарушению объективных законов рынка, наносит серьёзный ущерб потребителям и обществу в целом, т.е. носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Для противодействия неоправданному монополизму в развитых странах действует антимонопольное законодательство и соответствующая система органов.

Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер (свод законов), направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, – вопрос о факте монополизации.

Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:

1) на долю одного продавца на нем приходится 33%;

2) на долю трех – 50%;

3) на долю пяти – 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

По закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) рынок считается монополизированным, если доля одного продавца на нём составляет более 35%.

Вообще считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.

Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в ее отечественной интерпретации) к отдельной фирме и по сути не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Поэтому в качестве главной характеристики структуры рынка используют так называемый индекс Херфиндаля-Хиршмана, а для определения степени монопольного влияния фирмы используется индекс Лернера .

Индекс рыночной концентрации (индекс Херфиндаля-Хиршмана ) используется для определения степени монополизации рынка:

Н = р 1 2 + р 2 2 +... + р п 2 ,

где: Н – показатель концентрации;

р 1 , р 2 , ... р п – процентная доля фирм на рынке.

Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ=1000 (10 х 100); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (8 x 100 + 400).

Пример. Оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продук­ции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и ко­гда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит:

в первом случае Н = 80 2 + 6,67 2 + 6,67 2 + 6,67 2 = 6533;

во втором случае Н = 25 2 х 4 =2500.

В первом случае степень монополизации рынка выше.

На основании ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:

1) ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;

2) ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок;

3) ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются.

Индекс Лернера. В качестве измерителярыночной(монопольной) власти считается величина, на которую цена, максимизирующаяся прибыль, превышает предельные издержки. В условиях чистой конкуренции цена равна предельным издержкам и предельному доходу: P = MC = MR , что позволяет максимизировать прибыль. Для монополии цена превышает предельные издержки P > MC . Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 году экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = (P – MC) / P,

где: L – Лернеровский индекс монопольной власти;

Р – монопольная цена;

МС – предельные издержки;

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. В условиях совершенной конкуренции МС = Р . Следовательно, L = 0 . Если L представляет из себя положительную величину (L > 0 ), то фирма обладает монопольной властью.

Чем выше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы.

Само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного (законодательного) характера.

Административные меры , направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно законодательные меры предполагают:

3) принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий);

4) национализациюкомпаний-монополистов для того, чтобы обеспечивать производство необходимых для других компаний товаров и их продажу по приемлемым ценам.

Негативное воздействие монополий на экономику и общество в целом выявилось уже в конце XIX века. Отражая интересы общества в целом, государство в ряде стран стало принимать меры, направленные против монополий. В 1890 г. впервые в мире в США был принят антимонопольный закон Шермана, запрещавший монополистические сговоры и объединения. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Однако в правовом отношении закон был далек от совершенства и монополии сохранили возможность его обхода. Поэтому в США в 1914 г. появился еще один антимонопольный закон, закон Клейтона, направленный против создания трестов и получивший название «антитрестовского».

С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых в судах ежегодно рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

Например, широкую известность получил судебный процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. На основании судебного решения компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке телефонных услуг стало снижение в два раза цен на соответствующие услуги.

Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство стран Западной Европы более либерально, чем США.

Однако, по-настоящему антимонопольные законы начали действовать лишь после Второй мировой войны. Это было обусловлено как более тщательной юридической проработкой антимонопольного законодательства, так и усилением мощи государства, ставшего способным противодействовать силе монополий.

В России впервые был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в конце 1991 г. и создано Антимонопольное министерство для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности.

Остриё антимонопольного законодательства с самого начала было направлено не против крупных фирм вообще, а против фирм, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Речь идёт о захвате ресурсов (сырья, энергоносителей и т.п.); слиянии и поглощении компаний, соглашении между компаниями о разделе рынков сбыта продукции.

Во всех странах, кроме антимонопольного законодательства, существуют специальные системы контроля за антимонополистической деятельностью, созданы специальные государственные органы. В США – Федеральная торговая комиссия, в Германии – Федеральное управление по делам картелей и т.д. В России создана Федеральная антимонопольная служба (или просто ФАС). К основным задачам ФАС относятся:

– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

– государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции.

В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 года Федерального закона «О естественных монополиях», который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Цель государственного регулирования деятельности естественных монополий – обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемого ими товара для потребителей, с другой стороны, создать условия для эффективного функционирования субъектов естественных монополий.

В этих целях органы, регулирующие деятельность естественных монополий, могут осуществлять:

– ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

– определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией – это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:

1) «потолка цен» – верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

2) предельного темпа роста цен;

3) предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

1) поощрение создания товаров-заменителей;

2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

3) предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;

4) открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

5) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

6) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

7) государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Развитие конкуренции ведет к возникновению рынка несовершенной конкуренции, высшей формой чего являются монополии.

Монополию довольно часто рассматривают как новое экономическое явление. Одновременно ее обычно оценивают в качестве противоестественного феномена.

Монополия - древняя форма материальных отношений. Они уже были в Древнем Египте 4 тыс. лет назад. Монополией хозяйства фараонов признавали пчеловодство. В Древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. Тогда монополии были эпизодическим, случайным, временным явлением. Ее порой называли регалией.

Практика монополий была осознана наукой с древности. Ее анализировал Аристотель: «Но и вообще, как мы сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Последующие мыслители также обращали внимание на этот тип материальных отношений. О монополии писали многие, что подтверждало их возрастающее значение в экономической жизни. Особенно это заметно в Средние века. Ф. Бэкон писал о раздаче различных монополий в Англии XVII века. В. Петти также уделил много внимания монополии. Он рассматривал прежде всего торговую монополию с точки зрения налогообложения. Он отмечал монополию изобретателей, констатируя одновременно тот печальный до настоящего времени факт: «следует между прочим отметить, что не многие лица, открывшие что-нибудь новое, были когда-либо вознаграждены монополией...».

В XIX веке исследователи (В. Зомбарт, Гильфердинг и др.) рассматривали процесс перерастания капитализма в монополистический капитализм, империализм. Фурье указывал на многие формы монопольных отношений, в частности, на косвенные, казенные, колониальные, морские. П. Прудон рассматривал монополию в качестве ступени экономического развития. «Монополия, - писал он, - есть фатальное завершение конкуренции, непрерывно порождающей монополию как свое отрицание; в этом заключается и оправдание монополии». В целом «конкуренция убивает конкуренцию», и главной становится монополия.

Анализируя ступени экономического развития П. Прудона, Б. Гильдебранд в 1848 г. писал: «Монополия, которую порождает соперничество постоянным отрицанием самого себя, в свою очередь, на четвертой ступени развития также необходима для успеха общества, как на предыдущих ступенях были необходимы разделение труда, машины и соперничество».

В. Зомбарт анализировал монополистический капитализм. В XX веке монополии стали важнейшим объектом экономической науки. В то же время сохраняются различные, скорее по терминологии, чем по содержанию понятий, трактовки монополий.

Предпринимательство (бизнес) порождает капитализм, а последний превращается в монополистический капитализм, или империализм. «... Концентрация на известной ступени ее развития сама собой подводит, можно сказать, вплотную к монополии». М. И. Туган-Барановский был прав - экономисты упускают из виду основную истину, что «конкуренция убивает конкуренцию». Возникновение монополий не отрицает сохранения простой конкуренции: «Монополия рождает конкуренцию, конкуренция рождает монополию».

Монополизация рынка представляет собой один из важнейших экономических законов. По мере развития рынка бизнеса росло значение монополий. Причина монополизации рынка - дешевизна товаров фирмы, вытекающая из уровня практического применения ею техники и индустриальной мощи. Все это достигло максимума в XX веке.

Монополии стали ведущей силой рынка и общества вообще. Монополистический капитализм «...втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознанию, в какой-то новый общественный порядок, переходит от полной свободы конкуренции к полному обобществлению». В основе современного значения монополий лежит взаимодействие многих имманентных законов экономики, в том числе свободного рынка и рынка бизнеса. Они породили монополизацию рынка:

Труд -> Xозяйство -> Экономика -> Рынок -> Капитал -> Накопление -> Концентрация -> Централизация -> Монополизация.

Интерес -> Конкуренция -> Монополии

Монополия - это высшая форма конкуренции. Ею обладают не все субъекты рынка, а только определенные их представители - победители конкурентов, прежде всего, крупные предприятия в отрасли. Монополия не отрицает своих предшественников, а надстраивается над ними и конституирует экономический строй общества. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию... Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу».

«Конкуренция переходит в монополию. Монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию. ...Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и поэтому должно ее устранить...». Данные положения вековой давности не потеряли своего значения и сегодня. В связи с этим необходимо всесторонне изучать эту форму привилегий.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама